Виды башенных кранов: с неповоротной башней и поворотной платформой, приставные, стационарные, самоподъемные, передвижные

Виды и классификационные основы подъёмных башенных кранов

Основными сферами использования башенных кранов являются строительство жилых домов, возведение промышленных сооружений, гидротехнических дамб, судостроение. Существует множество видов башенных кранов. В основу классификации положены различные характеристики.

Виды башенных кранов по типу платформы

В зависимости от того, поворачивается ли у башенного крана платформа, устройства бывают:

      С поворотной платформой. Она состоит из цельносварной рамы и трёх балок. На двух балках закреплены фермы. Именно эти элементы воспринимают нагрузку во время работы крана. На платформе имеются кронштейны, которые служат для фиксации грузовой и стреловой лебёдок. Тут же размещены электрические приборы. Основанием для башни служит нижний противовес.

    Схема башенных кранов с поворотной платформой и не поворотной башней

    Технические характеристики

    ПараметрыКраны с поворотной платформойКраны с неповоротной башней
    Грузоподъемностьдо 25до 75
    Высота подъема груза, мдо 90до 220
    Вылет стрелы, мдо 40до 80

    Разновидности стрел

    Стрелы башенных кранов могут классифицироваться по способу вылета:

    • Подъёмные. Они используются для подъёма груза, но не могут перемещать его по горизонтали. В основе работы такой стрелы лежит механизм, который изменяет угол подъёма.
    • Балочные. Эта стрела установлена статично в горизонтальном положении. Она не способна изменять высоту подъема груза. На стреле установлен подвижный механизм, который захватывает и перемещает груз по полозьям.

    В основе следующей классификации стрел лежит конструктивная особенность:

    • подвесные;
    • подвесные с балансиром;
    • подвесные с гуськом;
    • подвесные со стойками;
    • молотовидные.

    По виду сечения стрелы бывают:

    Монтаж стрел башенных кранов может осуществляться несколькими способами.

    Виды кранов по типу башни

    Исходя из конструктивных особенностей башен, краны бывают:

    • Решётчатые. Башня представляет собой конструкцию, которая монтируется из углов и узких трубок. Основными элементами решётчатой башни являются боковые стороны с верхними и нижними ребрами, перпендикулярные и наклонные стержни. Решётчатая конструкция является одновременно прочной и лёгкой. Она надёжно противостоит порывистым ветрам.
    • Сплошностенчатые. Такие башни обладают очень простой конструкцией, но имеют большой вес. Башни способны поднимать тяжёлые грузы. Они незаменимы при работе в условиях низкой температуры воздуха.

    Классификация кранов в зависимости от опоры

    Достаточно часто при выделении различных видов башенных кранов применяется такая особенность, как опора:

    • Передвижные. Данный вид башенных кранов характеризуется возможностью установки под раму передвижной оси с колесами или рельсовым ходом. Во время транспортировки кран не разбирается, достаточно снять противовесы.
    • Приставные. Ходовая у таких башенных кранов полностью отсутствует. Они монтируются на фундамент возводимого здания, а башня фиксируется по вертикали к несущим конструкциям здания.
    • Самоподъёмные. Такие краны устанавливаются в середине строения. Они имеют подъёмную обойму, которая опирается на перекрытия конструкции. Лебёдка помогает двигать башню вверх.
    • Cтационарные. Краны крепятся к фундаменту, но башня не фиксируется по вертикали.

    Передвижные, стационарные, приставные и самоподъемные башенные краны

    Типы кабин

    По типу установки кабины башенных кранов бывают:

    • Закрытые. Они устанавливаются внутри башни, обеспечивают комфортную работу оператора. Минусом данного вида кабин является неудобство починки.
    • Открытые. Такие кабины располагаются за пределами башни. Обычно их монтируют внизу, что существенно сокращает обзор для водителя.

    По степени наружного обзора:

    • Обычные. Данные кабины имеют фронтальное и боковые окна.
    • Панорамные. Кабины имеют все стены из ударопрочного стекла.

    На фото панорамная кабина башенного крана

    Классификация башенных строительных кранов

    Верейкин А.А. МГТУ им. Н.Э. Баумана, Верейкин И.А. University of Applied Sciences in Jyvaskyla.

    При высотном строительстве в РФ глобальный объём всех подъёмно-транспортных работ (свыше 98%) производится с использованием башенных кранов (БК) [1]. Соответственно, башенные краны играют роль одного из ключевых механизмов в строительстве. Следует отметить, что в других странах доля работ с использованием БК может существенно отличаться, например, в США больше используются подъёмные платформы, которые крепятся либо к стенам строящегося здания снаружи, либо устанавливаются в лифтовых шахтах.

    БК, применяемые в строительстве, различаются по функциональному назначению, по конструктивным особенностям башен, конструкции стрел и ходового устройства, а также способу монтажа. В соответствии с этими различиями краны башенного типа классифицируются по следующим признакам:

    1. Строительно-монтажные башенные краны. Это наиболее распространенная функция, краны данного назначения составляют до 90% всех БК, используемых в гражданском, промышленном, а также жилищном строительстве (рис.1).


    Рис.1. Башенные краны в жилищном строительстве

    2. Промышленные БК. Обеспечение работы промышленных предприятий, погрузочно-разгрузочных и складских комплексов, производств, например, заводов железобетонных изделий (ЖБИ) (рис.2).


    Рис. 2. Башенные краны на заводах ЖБИ.

    3. Специальные БК. Краны данной группы используются на нестандартных объектах и могут выполнять уникальные операции (рис. 3).


    Рис. 3. Кран на обеспечении работ на гидротехническом сооружении.

    • Конструктивные варианты механизма поворота [3]

    1. Краны с поворотной башней (рис. 4). БК данного типа имеют поворотное устройство внизу башни, на ходовой раме крана или на крановом портале. Поворотное устройство обеспечивает более высокую маневренность крана на стройплощадке.


    Рис. 4. Краны с поворотной башней.

    2. Краны с неповоротной башней (рис. 5), имеющие поворотное устройство в верхней части башни. В данном варианте поворачиваются стрела и противовесная консоль крана, сама башня не поворачивается. БК данного типа имеют большую грузоподъёмность, но меньшую маневренность.


    Рис. 5. Кран с неповоротной башней

    1. Краны с башнями постоянной длины (рис. 6). БК такого типа имеют башню фиксированной высоты, которая монтируется с помощью автокранов на строительной площадке, далее кран может эксплуатироваться только в заданном диапазоне высот. Краны этого типа обычно используются при возведении стандартных жилых зданий. К их плюсам можно отнести быстроту монтажа (башня целиком устанавливается на стройплощадке) и неизменные технические характеристики, не требующие перерасчета для каждого конкретного строительства. К минусам можно отнести фиксированную высоту башни и, соответственно, фиксированную и, как правило, не очень большую высоту подъема, а также более сложную логистику, так как башня доставляется на стройплощадку целиком.


    Рис. 6. Кран с башней постоянной длины

    2. Краны с телескопическими башнями (рис. 7). Секции башни данного вида крана могут иметь либо соосное, либо боковое расположение. Монтаж и перевозка данных кранов достаточно просты, что позволяет получить относительно низкую себестоимость установочных работ при возможности варьирования высоты башни.


    Рис. 7. Кран с телескопической башней.

    3. Краны с башнями, подращиваемыми снизу, либо наращиваемыми сверху (рис. 8). Данный вид кранов позволяет варьировать высоту башни и, соответственно, высоту подъема в наиболее широких пределах. В последнее время более популярным решением является наращивание башни сверху, как наиболее удобное при монтаже.


    Рис. 8. Кран с башней, подращиваемой сверху

    4. Краны со складывающимися башнями (рис. 9). Данный тип БК имеет облегченный монтаж и логистику, так как кран перевозится и собирается крупными элементами.


    Рис. 9. Кран со складывающейся башней.

    1. Краны с подъёмной стрелой (рис. 10). Вылет стрелы регулируется краном путём поворота стрелы относительно опорного шарнира в горизонтальной плоскости. Данная конструкция стрелы позволяет иметь большую высоту подъема, грузоподъёмность. Краны с подъемной стрелой проще в транспортировке и монтаже, а также имеют высокую маневренность. При использовании данного типа стрел груз невозможно подвести близко к башне, что сужает рабочую зону крана, а также невозможно осуществить строго горизонтальное передвижение груза.


    Рис. 10. Кран с подъёмной стрелой

    2. Балочные краны (рис. 11) регулируют вылет стрелы с помощью перемещения тележки с прицепным устройством по стреле. Тележка делает конструкцию стрелы крана более сложной, а саму стрелу более тяжелой, что делает процесс монтажа и транспортировки крана менее технологичным. При этом возможность передвижения груза относительно стрелы крана на тележке увеличивает рабочую зону крана.


    Рис. 11. Кран балочного типа

    3. Краны с шарнирносочленёнными стрелами (рис. 12) являются универсальными и могут регулировать вылет стрелы обоими способами. Данный тип стрел является самым сложным для монтажа и дорогим при приобретении, поэтому они обычно используются на крупных уникальных объектах промышленного строительства, либо заводах ЖБИ. В данном сегменте производители РФ практически не присутствуют.


    Рис. 12. Башенный кран с шарнироносочленённой стрелой.

    • Мобильность и тип несущей установки [4]

    1. Передвижные – на шасси автомобильного типа (рис. 13 а), на рельсах (рис. 13 б), на гусеничном ходу (рис. 13 в). Рельсовые краны являются самым часто используемым видом передвижных кранов. Данный тип кранов позволяет крану перемещаться на стройплощадке и увеличивает площадь, на которой потенциально возможно использовать кран для проведения работ по подъёму и перемещению грузов.


    а. Кран на шасси автомобильного типа


    б. Кран на рельсах


    в. Кран на гусеничном ходу
    Рис. 13 (а,б,в). Передвижные башенные краны.

    2. Стационарные (рис. 14) краны. Краны монтируют на стройплощадке на фундаменте. Данные краны имеют наименьшую стоимость и используются для строительства одного объекта, после чего могут выводиться из эксплуатации.


    Рис. 14. Стационарный кран.

    3. Самоподъёмные (рис. 15) краны. Краны данного типа монтируют прямо внутри строящегося объекта, как правило, в будущих лифтовых шахтах. Данный тип кранов используется при строительстве зданий большой высотности. По завершению строительства краны изымаются из лифтовых шахт и транспортируются на другой строительный объект.


    Рис. 15. Самоподъёмные краны.

    4. При строительстве высотных зданий, для достижения большей устойчивости, кран закрепляется к стене объекта. Краны такого типа классифицируются как приставные (рис. 16).

    Рис. 16. Приставные краны.

    На рынке строительной техники существует несколько видов башенных кранов для различного климата [5]:

    Таблица 1. Варианты климатического исполнения БК.

    Климатическое исполнениеТемпература эксплуатации
    1У – для районов с умеренным климатомдо -45°С
    2ХЛ – для районов с холодным климатомдо -65°С
    3Т – для районов с тропическим климатомдо + 55°С
    4ТВ – для районов с тропическим влажным климатомдо + 45°С

    Примечание. Необходимо учитывать, что многие импортные краны в климатическом исполнении У имеют нижнее границу температуры эксплуатации -20°С.

    Заключение.
    Различают множество вариантов исполнения башенных кранов, каждый из которых может быть оптимален для строительно-монтажных работ различного рода, проводимых в некоторых специфических условиях. При выборе оптимального вида конструкции крана для строительных работ необходимо учитывать следующие факторы:

    • конфигурацию строительной площадки и строящегося объекта (наличие площади для установки крана, возможность прокладки путей для передвижения крана, несущую способность грунтов на стройплощадке);
    • высотность подъёма и массу поднимаемых грузов;
    • сроки проведения работ;
    • климатические условия проведения работ.

    Основные статьи затрат при эксплуатации башенных кранов: затраты на приобретение/аренду крана, транспортировка крана к месту эксплуатации, монтаж крана на стройплощадке, эксплуатационные расходы.
    Правильный выбор крана даст возможность решить грузоподъемные задачи в процессе строительства максимально эффективным способом. В то же время, неправильный выбор башенного крана может серьезно осложнить процесс строительства и увеличить его стоимость. В некоторых случаях задачи по производству подъёмно-транспортных работ могут быть решены на объекте не большими башенными механизмами, а малым грузоподъёмным оборудованием или грузовыми строительными подъёмниками различных видов.
    Более подробно вопрос о технико-экономического обоснования выбора вида крана рассмотрен в следующей статье.

    Башенные краны с поворотной платформой

    Башенные краны с поворотной платформой широко применяются в жилищном, гражданском и промышленном строительстве. Они отличаются малыми сроками монтажа и демонтажа, их техническое обслуживание облегчено благодаря размещению основных механизмов в нижней части крана.

    Кран КБ-100 – основная модель башенных кранов с грузовым моментом 980 кНм. Кран самоходный на рельсовом ходу, полноповоротный, с многодвигательным электрическим приводом от сети переменного тока. Предназначен для использования при температуре ок­ружающего воздуха ±40°С. Допускаемая скорость ветра на высоте 20 м: для рабочего состояния – 16, для нерабочего – 27 м/с.

    Управление краном осуществляется из кабины, расположенной сбоку в верхней части башни. Кран оборудован следующими устройствами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема груза, поворота, передвижения, подъема стрелы, анемометром, противоугонными захватами. Кран КБ-100 выпускается нескольких модификаций.

    Кран КБ-100.ОА (рис. 1) от основной модели КБ-100 отличается более совершенными механизмами поворота и передвижения крана, наличием кабины с улучшенными эргономическими показателями, оснащен полуавтоматическими рельсовыми захватами, которые предохраняют кран от схода с рельсов при аварийных нагрузках и от угона ветром в нерабочем состоянии.

    Рис. 1. Башенный кран КБ-100.ОА и его грузовая и высотная характеристики:1- грузоподъемность; 2 – высота подъема.

    Технические характеристики крана КБ-100.ОАГрузоподъемность, 5т

    Высота подъема, м 21-33

    Скорость, 10-2 м/с:

    передвижения крана 48

    Частота вращения, мин-1 0,6

    Время полного изменения вылета, с 48

    Установленная мощность электродвигателей, кВт 40

    Примечания: 1. Минимальный радиус закругления пути – 7 м, колея и база равны 4,5 м. 2. Нижний предел грузоподъемности и высоты подъема соответствует наибольшему вылету, верхний – наименьшему.

    Башенные краны с поворотной и неповоротной башней

    Изменение вылета (т. е. изменение положения крюковой подвески относительно оси вращения крана) осуществляется либо путем изменения угла наклона стрелы с помощью стрелового полиспаста и стреловой лебедки (рис. 1, а), либо путем перемещения грузовой тележки с помощью тележечной лебедки (рис. 6).

    Передвигается кран по строительной площадке обычно с помощью рельсового ходового устройства на стальных ходовых колесах с приводом от механизма передвижения по крановым путям. Для связи поворотных и неповоротных частей крана служит опорно-поворотное устройство, которое обеспечивает как передачу нагрузок от поворотной части крана на неповоротную ходовую раму, так и вращение поворотной части относительно неповоротной.

    Различают два основных типа башенных кранов: с поворотной (рис. 1, а) и неповоротной (рис. 1, б) башней.

    В кранах с не по воротной б а ш не й опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. При этом поворотная часть крана состоит из стрелы 2, поворотного оголовка 3 и противо-весной консоли 9 с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом 8, служащим для уравновешивания крана при работе.

    В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство, как правило, размещено внизу, непосредственно на ходовой части крана или портале. В этом случае поворотная часть включает в себя стрелу 2, башню с оголовком и распоркой 5, поворотную платформу 2 с размещенными на ней грузовой 0 и стреловой 9 лебедками, механизмом поворота и плитами противовеса.

    По типу применяемых стрел краны делятся на две группы: с подъемной и с балочной стрелой.

    Рис. 1. Башенный кран:

    а — с поворотной башней и подъемной стрелой, б — с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 — крюковая подвеска, 2 — стрела, 3 — оголовок, 4 — кабина, 5 — распорка, 6 — башня, 7 — стреловой полиспаст, 8 — противовес, 9 – стреловая лебедка, 10 — грузовая лебедка, 11 — механизм поворота, 12 — поворотная платформа, 13 —опорно-поворотное устройство, 14 — балласт, 15— ходовая рама, 16 — ходовая тележка, 17 — грузовая тележка, 18 — тележечная лебедка, 19 — противовесная консоль

    У кранов с подъемной стрелой (рис. 1, а) груз подвешивают к корцу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) в этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира.

    У кранов с балочной стрелой (рис. 1,6) груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается при изменении вылета по направляющим балкам стрелы.

    Наиболее просты по конструкции и способу изготовления подъемные стрелы, которые и получили массовое распространение.

    В соответствии с рекомендацией СЭВ PC—4210—73 «Машины и установки подъемно-транспортные. Краны грузоподъемные. Классификация. Термины и определения». Башенные краны классифицируют по способу перемещения по строительной площадке и виду ходового устройства.

    По способу перемещения башенные краны делятся на стационарные, самоподъемные и передвижные.

    К.стационарным (рис. 2, а) относятся краны, закрепленные на фундаменте или на другом неподвижном основании и обслуживающие возводимое сооружение с одной стороны. При большой высоте для повышения прочности и устойчивости стационарные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. В этом случае их называют приставными.

    К самоподъемным (рис. 2, б) относятся краны, устанавливаемые на конструкциях возводимого сооружения и перемещающиеся вверх при помощи собственных механизмов по мере возведения сооружения.

    Стационарные и самоподъемные краны применяют главным образом при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

    К передвижным (рис. 2, в) относятся краны, оборудованные ходовым устройством и передвигающиеся при работе. К передвижным башенным кранам также относятся: самоходные 2, оборудованные механизмом с независимым источником питания для передвижения при работе и транспортировании, и прицепные 3, которые выполняются без механизма для передвижения и перемещаются с одного места установки на другое в прицепе за тягачом (буксиром).

    Сайт инженера-проектировщика

    Применение башенных кранов в строительстве

    Башенные краны широко применяются для механизации высотного строительства на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Благодаря стреле, закрепленной в верхней части башни, они перемещают грузы по сложным пространственным траекториям, имеют значительное подстреловое пространство, что повышает их технологические возможности. Монтаж и демонтаж кранов выполняют с помощью монтажной лебедки и полиспаста.

    Классификация

    По конструктивному строению различают краны с поворотной и неповоротной башней.

    По способу установки башенные краны бывают передвижные, стационарные и самоподъемные.

    Передвижные краны оборудуют, как правило, рельсово-колесным передвижным оборудованием, повышающим безопасность их использования. На башенных кранах чаще всего применяют многомоторный электропривод.

    Стационарные краны не имеют ходового устройства, они устанавливаются на фундаменте вблизи дома.

    Самоподъемные краны применяют при возведении зданий и сооружений большой высоты.

    Система индексации отечественных башенных кранов буквенная и цифровая. Кроме букв КБ (кран башенный), есть четыре цифровых обозначения и два буквенных. Первая цифра означает соразмерную группу и характеризует грузовой момент крана, две последующие — порядковый номер модели, четвертая цифра после точки — это номер модели крана, который обозначает длину стрелы, высоту подъема и другие параметры. Первая буква означает номер модернизации крана. Последняя буквенная отметка указывает на климатическое изготовления крана ХЛ — для севера; Т и ТВ — соответственно для сухих и влажных тропиков. Если кран предназначен для умеренного климата, буквенная отметка не ставится. Например, индекс КБ-674.3А означает кран башенный; шестой размерной группы, грузовой момент 300 — 550 т / м; с неповоротной башней (74) третье исполнение после первой модернизации; предназначен для работы в умеренном климате.

    Конструктивные схемы кранов

    Башенные краны бывают двух типов: краны с поворотной и неповоротной башней. Самые распространенные краны имеют следующие конструктивные схемы:

    — с поворотной башней и нижним расположением опорно-поворотного устройства;

    — с неповоротной башней и верхним размещением опорно-поворотного устройства.

    Изменение вылета стрелы обеспечивается ее наклоном и перемещением тележки. Схема башенного крана с поворотной башней и основные его параметры приведены на рис.6.1; Q, т, — грузоподъемность, то есть максимальная масса груза, который может поднять кран (кран может поднять наибольший груз при минимальном вылете); L, м — вылет крюка стрелы — это расстояние от центра груза до оси вращения крана; М, т × м, — грузовой момент.

    Основными парами башенных кранов являются: грузовой момент, который зависит от высоты подъема и вылета стрелы, скорость всех рабочих перемещений, мощность механизмов, масса крана и параметры крановых путей.

    Башенные краны монтируют на крановых путях 15, которые должны соответствовать нормативным документам.. По рельсам крановых путей передвигаются ходовые тележки 14, две из них приводные, а две — неприводные. Механизм перемещения приводных тележек имеет электродвигатель, тормоза с электромагнитным или электрогидравлическим управлением, редуктор и открытую зубчатую передачу. Ходовые тележки устанавливают на вертикальных осях с возможностью вращения для прохождения закруглений рельсового пути.

    Рис. 1 — Схема башенного крана с поворотной башней: 1 — поворотная платформа; 2 — противовес; 3,4 — лебедка тележки и грузовая лебедка; 5,6 — соответственно тяговый канат тележки и полиспаст; 7 — консоль; 8 — кабина управления, 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — башня; 12 — опорно-поворотное устройство и механизм поворота; 13 — рама ходового устройства; 14 — ходовая тележка; 15 — крановый шеях, 16 — грузовой канат.

    На раме ходового оборудования установлено опорно-поворотное устройство с механизмом поворота 12. Опорно-поворотное устройство кранов с поворотной башней представляет собой специально изготовленный шариковый или роликовый подшипник качения диаметром более 2 м. Этот подшипник воспринимает осевые и радиальные нагрузки в виде перекидного момента. На опорно-поворотном устройстве установлена ​​поворотная платформа 1, на которой смонтирован противовес 2, лебедка тележки 3, грузовые лебедки 4 и башня 11. В верхней части башни установлена кабина управления 8 и шарнирно закрепленная стрела 9. С противоположной от стрелы стороны башни закреплена консоль с обводными блоками. Канат 5, выходя из барабана лебедки, проходит через блоки стрелового полиспаста 6, второй конец каната 5 закреплено неподвижно. При намотке каната на барабан, подвижные блоки опускаются и с помощью дополнительных розчальных канатов, на которых они подвешены, поднимают стрелу под углом до 30 °. Так происходит изменение вылета. Грузовой канат 16 наматываясь на барабан лебедки 4, охватывает обводные блоки на конце стрелы и крюковой подвеске 10 и поднимает груз. Второй конец грузового каната охватывает обводные блоки и закрепляется на барабане лебедки 3. В результате при изменении вылета, высота подвешивания груза не меняется.

    Схема башенного крана с неповоротной башней и изменением вылета стрелы с помощью грузовой тележки приведена на рис. 6.2. Такие краны изготавливают преимущественно без ходового устройства и устанавливают на фундаменте 1. Их часто используют в строительстве при возведении высотных зданий и сооружений. Для повышения устойчивости, башню 2 крепят к возводимому зданию, в верхней части башни размещена кабина управления 3.

    Рис. 2 — Схема башенного крана с неповоротной башней: 1 — фундамент; 2 — башня; 3 — кабина управления; 4 — механизм поворота; 5 — консоль; 6 — противовес; 7,8 — грузовая и стреловая лебедки; 9 — трос; 10 — стрела; 11 — грузовой канат; 12 — крюковая подвеска; 13 — тележка грузовая; 14 — лебедка перемещения тележки,;15 — грузовой полиспаст

    На башне установлен наголовник 9, который соединен с башней с помощью цапфы и размещенных по кругу катков. Цапфа и катки образуют опорно-поворотное устройство. К наголовнику шарнирно прикреплена стрела 10, а с противоположной стороны — консоль 5, на которую смонтирован противовес 6, стреловая 8 и грузовая 7 лебедки и механизм поворота 4. По стреле может двигаться грузовая тележка 13. стреловая лебедка 8 предназначена для удержания стрелы. В одних конструкциях башенных кранов стрела удерживается с помощью жестких тяг, в других стреловая лебедка может наклонять стрелу, что повышает высоту подъема груза. Грузовая тележка крепится на конце стрелы или перемещается по наклонной стреле. Грузовой канат 11 сматывается с барабана лебедки 7, охватывает обводные блоки, которые установленны на конце стрелы, на грузовой тележке и крюковой подвеске 12. Конец каната закреплен неподвижно у основания стрелы. Блоки грузовой тележки и крюковой подвески, охваченные канатами, образуют грузовой полиспаст 15. При подъеме груза, канат 11 наматывается на барабан лебедки 7, вылет стрелы при этом не меняется.

    Механизм поворота 4 состоит из электродвигателя, тормозов, редуктора и открытой зубчатой ​​передачи. При повороте шестерня передачи катится по неподвижному зубчатому колесу, закрепленному на башне, и обращает наголовник с закрепленными на нем элементами конструкции. Вылет стрелы изменяется путем перемещения грузовой тележки 13 с помощью лебедки 14. При изменении вылета горизонтальной стрелы, высота подвешивания груза остается постоянной. Конструкции башенных кранов постоянно совершенствуются. На рис.3 приведены схемы крепления стрел в современных башенных кранах.

    Рис. 3 — Схемы крепления стрел в современных башенных кранах: а, б, е, — боковое крепление стрел; в, г — с верхним расположением гуськовых стрел; д — с верхним расположением подъемной стрелы

    Монтаж и демонтаж кранов

    Кран с поворотной башней и подъемной стрелой демонтируют в такой последовательности: высоту башни уменьшают до минимума; стрелу опускают вертикально вниз, чтобы уменьшить длину стрелы; башню вместе со стрелой переводят в горизонтальное положение и закрепляют на устройстве автомобиля-тягача; демонтируют и отдельно перевозят противовес; домкратом или самоходным краном приподнимают раму ходового оборудования, снизу прикрепляют инвентарную пневмоколесную ось. С объекта на объект кран перевозят как автопоезд. Для монтажа крана на новом объекте следует заранее установить крановый путь. Монтируют кран в обратной последовательности. Монтаж и демонтаж башенных кранов выполняют с помощью их лебедок, полиспастов и одного-двух стреловых самоходных кранов.

    Для повышения безопасности труда, башенные краны оснащают автоматическими приборами безопасности. К ним относятся ограничители перемещений крана, угла наклона стрелы, высоты подъема крюковой подвески, перемещения грузовой тележки, поворота крана и грузоподъемности. Все механизмы оснащают нормально замкнутыми тормозами, нэлектрозащитой. Кроме того, краны оборудуют указателями вылета стрелы и грузоподъемности.

    На современных башенных кранах устанавливают анемометры, которые подают звуковые и световые сигналы при опасной скорости ветра.

    Книга: Башенные краны

    Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

    § 1. Классификация кранов

    Башенным строительным краном называется поворотный кран (рис. I, а, б) со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 6, предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ.

    Управление всеми механизмами осуществляется машинистом из кабины 4. На большинстве кранов она находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ.

    Груз поднимают с помощью грузовой лебедки 10, грузового каната и крюковой подвески 1, являющейся грузозахватным органом крана.

    Кран выполняет следующие движения: подъем груза, изменение вылета, передвижение и поворот. Сочетание этих движений позволяет не только подавать груз в любую точку строящегося здания, но и обслуживать территорию склада, разгружать материалы с транспортных средств.

    Изменение вылета (т. е. изменение положения крюковой подвески относительно оси вращения крана) осуществляется либо изменением угла наклона стрелы с помощью стрелового полиспаста 7 и стреловой лебедки 9, либо перемещением грузовой тележки 17 с помощью тележечной лебедки 18.

    Передвигается кран по строительной площадке обычно с помощью рельсового ходового устройства на стальных ходовых колесах с приводом от механизма передвижения по крановым путям. Для связи поворотных и неповоротных частей крана служит опорно-поворотное устройство 13, которое обеспечивает как передачу нагрузок от поворотной части крана на неповоротную ходовую раму 15, так и вращение поворотной части относительно неповоротной.

    Различают два основных типа башенных кранов: с поворотной (см. рис. 1, а) и неповоротной (рис. 1, б) башней.

    Рис. 1 Башенный кран: а— с поворотной башней и подъемной стрелой, б— с неповоротной башней и балочной Стрелой; 1 — крюковая подвеска, 2 — стрела, 3 — оголовок, 4 — кабина, 5 — распорка, в — башня, 7 — стреловой полиспаст, 8 — противовес, 9 — стреловая лебедка, 10 — грузовая лебедка, 11 — механизм поворота, 12 — поворотная платформа, 13 — опорно-поворотное устройство, 14 — балласт, 15 — ходовая рама, 16 — ходовая тележка, 17 — грузовая тележка, 18 — тележечная лебедка, 19 — противовесная консоль

    В кранах с неповоротной башней, например КБ-674, опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. 11ри этом поворотная часть крана состоит из стрелы 2, поворотного оголовка 3 и противовесной консоли 19 с размещенными на ней лебедками, механизмом поворота 11 и противовесом 8, служащим для уравновешивания крана при работе.

    По типу применяемых стрел краны делятся на две группы: с подъемной, например у кранов КБ-401А, К.Б-100, и с балочной, например у кранов КБ-503, КБ-674, стрелой.

    У кранов с подъемной стрелой (см. рис. 1, а) груз подвешивают к концу стрелы. Изменение вылета (подъем стрелы) п этом случае осуществляется поворотом стрелы относительно опорного шарнира.

    У кранов с балочной стрелой (рис. 1, б) груз подвешивают к грузовой тележке, которая перемещается при изменении вылета по направляющим балкам стрелы.

    Наиболее просты по конструкции и способу изготовления подъемные стрелы, которые и получили массовое распространение.

    В соответствии со стандартом СТ СЭВ 723—77 «Краны грузоподъемные. Термины и определения» башенные краны классифицируют по возможности перемещения по строительной площадке и виду ходового устройства.

    По возможности перемещения башенные краны делятся на стационарные, самоподъемные и передвижные.

    Рис. 2. Виды кранов по возможности перемещения: а — стационарный, б — самоподъемный, в — передвижной; 1 — приставной, 2 — универсальный, 3 — самоходный, 4 — прицепной

    К стационарным (рис. 2, а) относятся краны, закрепленные на фундаменте или на другом неподвижном основании. При большой высоте для повышения прочности и устойчивости стационарные краны дополнительно крепят к возводимому сооружению. В этом случае их называют приставными 1, например КБ-675. Приставной кран, оборудованный ходовым устройством, который до определенной высоты может работать как передвижной, называется универсальным 2.

    К самоподъемным (рис. 2, б) относятся краны, устанавливаемые на возводимом сооружении и перемещающиеся вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения сооружения.

    Стационарные и самоподъемные краны применяют главным образом при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

    К передвижным кранам (рис. 2, в) относятся краны, передвигающиеся по рабочей площадке. Передвижные краны, оборудованные собственным приводом для передвижения при работе и транспортировании, называются самоходными 3. Передвижные краны, перемещаемые при транспортировании тягачом, называются прицепными 4.

    По типу ходового устройства башенные краны подразделяются »э рельсовые, автомобильные, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные и шагающие. Отличаются эти краны друг от друга конструкцией ходового устройства.

    Наибольшее распространение получили рельсовые башенные краны (т. е. на рельсовом ходовом устройстве) (рис. 3, а), так как установка крана на рельсовых путях упрощает их эксплуата­цию и повышает безопасность работы.

    Рис. 3. Виды кранов по типу ходового устройства: а — рельсовый, б — автомобильный, в — на шасси автомобильного типа, г — пневмоколесный, д — гусеничный, е — шагающий; 1 — башмак, 2 — ходовая рама, 3 — ходовые колеса, I— шаг передвижения крана

    К башенным автомобильным кранам (рис. 3, б) относятся краны, смонтированные на шасси автомобиля (АБКС-5). Если башенный кран монтируется не на шасси серийно выпускаемого автомобиля, а на специально изготовленном под край пневмоколесном шасси автомобильного типа, оборудованном кабиной, этот кран назы­вается башенным краном на шасси автомобильного типа (рис. 3, в). Если пневмоколесное шасси под краном выполнено без кабины, то кран называется башенным пневмоколесным (рис. 3, г). Гусеничные башенные краны (рис. 3, д) монтируются на гусеничном ходовом устройстве. Они отличаются сложностью и большой массой ходовой части. В то же время наличие пневмоколесного и гусеничного ходов позволяет обойтись без рельсо­вых путей, что повышает мобильность крана и ускоряет ввод его в эксплуатацию.

    Башенныешагающие краны (рис. 3, е) сочетают в себе элементы рельсового и шагающего хода. Опираясь на цилиндрический башмак 1, кран поднимается над грунтом вместе с ходовой рамой 2, после чего она перемещается вперед. Затем ходовая рама опускается на грунт, а башмак поднимается. С помощью ходовых колес 3 кран передвигается вдоль рамы вперед на величину шага.Далее башмак опускается на грунт, заканчивая цикл шагания.

    Навигация: Начало Оглавление | Другие книги |

    Книга: Башенные краны

    автор:хУипутоло # 4
    комментарий:ДА кому это вообще может быть интересно
    ответитьДата комментария: 14.10.2019 12:05:25
    автор:александр # 3
    комментарий:Все нормально!Надо еще марки редукторов обозначить на каждый кран, чертежи с размерами шестерен и валов
    ответитьДата комментария: 17.04.2015 11:27:44
    автор:валерий # 2
    комментарий:Да литература хорошая но информацыи мало а так молодцы что хотя даете такую информацыю спасибо большое
    ответитьДата комментария: 02.03.2014 07:14:22
    автор:Алекс # 1
    комментарий:Отличная книга, буду рекомендовать ее всем знакомым крановщикам, хотя многое устарело – азы остаются неизменными.
    ответитьДата комментария: 15.04.2013 20:01:29

    Обновление статических данных: 08:00:02, 12.02.20

    Устройство башенного крана. Монтаж и демонтаж башенных кранов

    Грузоподъемная машина со стрелой, расположенной в верхней части вертикально закрепленной башни, служащая для захвата и перемещения крупногабаритного груза, называется башенным краном. Любой башенный кран обладает следующими параметрами: вылет стрелы, грузоподъемность, скорость подъема и опускания, глубина опускания, быстрота перемещения, скорость поворота башни и т.д. К составным узлам башенного крана относятся: башня, поворотная платформа со стреловой и грузовой лебедкой, опорно-поворотный механизм, устройство подъема и опускания груза, механизм передвижения машины, механизм изменения вылета стрелы и т.д.

    Башня крана

    Башня – основной элемент башенного крана, который служит для удерживания стрелы на заданной высоте и для распределения нагрузки со стрелы на ходовую раму и крановые пути. В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение (выполнены из уголков или труб небольшого диаметра). Также встречаются башни с телескопической конструкцией (выполнены из трубы большого диаметра).

    Источник фото: exkavator.ru В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение

    Башни кранов бывают поворотными и неповоротными. Поворотная башня представляет собой опорно-поворотное устройство с поворотной платформой, которое размещено внизу (на портале или опорной части крана). У неповоротных кранов платформа с башней не поворачивается. Поворотный механизм у такого типа машин расположен в верхней части. Для того чтобы кран мог поворачиваться, на башне закреплен поворотный оголовок с противовесной консолью для уравновешивания стрелы. Такая конструкция башенного крана позволяет перемещать грузы массой более 10 тонн. Главным преимуществом неповоротных башенных кранов является возможность их переоборудования для использования в качестве приставных кранов (крепящихся к постройке).

    В последнее время большую популярность набирают безоголовочные краны. Для большинства изготовителей производство именно этого типа кранов является преимущественным. Плюсом таких кранов является то, что они освобождены от металлоемкого и габаритного узла (оголовка башни и систем оттяжек, поддерживающих стрелу). Эти краны легко монтируются и не требуют особых усилий при транспортировке. Главный модуль поворотной части (кабина, все механизмы крана и электрооборудование) собирается внизу, а монтаж данной конструкции происходит за один подъем.

    Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще – оставьте заявку и Вам перезвонят.

    Ходовая рама башенного крана

    Немаловажным элементом в устройстве башенного крана является ходовая рама, служащая для переноса нагрузок на крановые пути. У неповоротных башенных кранов рамы бывают шатровые либо в форме усеченной пирамиды. У кранов с поворотными башнями нагрузки на раму передаются через опорно-поворотное устройство, которое размещено в нижней части машины.

    Источник фото: exkavator.ru Ходовая рама служит для переноса нагрузок на крановые пути

    Стрела башенного крана

    Стрела башенного крана представляет собой механизм, с помощью которого он достает до груза, находящегося от него на определенном расстоянии. Различают подъемные, балочные и шарнирно-сочлененные стрелы башенного крана.

    К плюсам стрел первого типа крана можно отнести то, что они отличаются малым размером и массой. Также они легко монтируются и легко поддаются транспортировке. К недостаткам таких стрел относится то, что для изменения вылета крюка невозможно переместить груз горизонтально. Встречаются подвесные, подвесные со стойками, подвесные с гуськом и молотовидные варианты.

    Балочный тип стрел насчитывает 2 вида: подвесные и молотовидные. Больше всего в строительстве применяют подвесные балочные стрелы. По нижней части таких стрел, которые представляют собой двутавровую балку, перемещаются катки грузовой тележки, служащей для захвата и перемещения груза. Молотовидные балочные стрелы не получили широкого распространения ввиду больших размеров и массы конструкции.

    Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей (основной и головной) и относятся к типу комбинированных стрел. Головная часть шарнирно-сочлененной стрелы называется гуськом. Башенные краны с таким типом стрел обладают двумя крюковыми подвесками. Вылет шарнирно-сочлененной стрелы может изменяться двумя вариантами:

    • подъемом всей стрелы;
    • сочетанием движений подъема стрелы и перемещением по ней грузовой тележки.

    Применение данного типа стрел обусловлено необходимостью увеличения высоты и подъема крана и вылета крюка.

    Противовесы

    На противоположной стороне стрелы расположены противовесы, служащие для устойчивости крана. На кранах с поворотной башней вместо противовесов применяют специальные распорки, с помощью которых ветви стреловых канатов отводятся от башни. На кранах с неповоротной башней противовес размещают на конце противовесной консоли.

    Источник фото: exkavator.ru Противовесы служат для устойчивости башенного крана

    Лебедки

    Лебедки, как и противовесы, располагаются на противоположной стороне стрелы. Конструкция крановых лебедок состоит из электродвигателя, барабана, тормоза и редуктора. Различают грузовые, стреловые, тележечные лебедки. Современные грузовые лебедки имеют несколько скоростей подъема и опускания груза. На отдельные башенные краны устанавливают сразу несколько грузовых лебедок: для больших, средних и малых грузов. Стреловые лебедки применяются для изменения вылета крюка и угла наклона стрелы. Тележечные лебедки используются для движения грузовых тележек по балочной стреле.

    Стальные канаты

    При эксплуатации башенного крана стальные канаты играют одну из главных ролей. Канаты выполняют функцию тяговых органов крана при подъеме груза и стрелы. Стальные канаты используют при монтаже и демонтаже башенного крана, при выдвижении башни, для поворота крана, а также для передвижения грузовой тележки по стреле. Рациональность использования канатов из стали обусловлена их высокой прочностью, гибкостью, грузоподъемностью при относительно малом собственном весе.

    Блоки, полиспасты, барабаны

    Блоки, полиспасты, барабаны служат для соединения каната с подъемным механизмом. Все эти механизмы предназначены для подъема и опускания грузов. Блок, как простейший механизм, представляет собой колесо с желобом для размещения каната. К недостаткам блоков относится то, что они практически не дают выигрыша в силе. Блоки бывают подвижные (перемещаются вместе с грузом) и неподвижные (используются для изменения направления движения канатов). Полиспасты представляют собой механизм, состоящий из нескольких подвижных и неподвижных блоков, которые скреплены канатом. Из-за невысокой скорости подъема грузов полиспаст позволяет получить большой выигрыш в силе. Барабан выполняется в форме цилиндра с полыми внутренностями. В конструкции барабана применены винтовые канавки, которые служат для меньшего износа и лучшей укладки каната.

    Перемещение башенного крана

    По возможности перемещения башенные краны делятся на: передвижные (самоходные и прицепные), стационарные (приставные), самоподъемные (монтируются на каркасе строящегося здания). Для того чтобы башенные кран имел возможность перемещения, к нему применяют различные шасси: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, шагающие, рельсовые.

    В большинстве случаев движение башенных кранов осуществляется путем перемещения ходовых тележек по крановым путям (рельсам). Для распределения нагрузки ходовые тележки крана объединяют в балансирные. Четырехколесный кран снабжен механизмом передвижения с приводом на два колеса. Тележки, располагающие восьмью и более колесами, снабжены индивидуальным приводом. Ведущая тележка оборудована двигателем и зубчатым редуктором, а с торца на нее устанавливаются противоугонные устройства. Противоугонные захваты предотвращают движение крана вне рабочего режима посредством ветра. На одной из тележек также размещается кнопка включения и выключения ограничителя пути, которая срабатывает при наезде крана за ограничивающую линию.

    Источник фото: exkavator.ru Стационарный башенный кран. Вид сблизи

    Монтаж, демонтаж башенного крана

    На практике применяют достаточно большое количество способов монтажа башенного крана. Для каждой конкретной ситуации применяется свой метод. Основными факторами, влияющими на выбор того или иного способа, являются: высота башни и длина стрелы, условия установки крана, продолжительность стоянки.

    В случае, когда ситуация требует частой перевозки башенного крана с одной строительной площадки на другую, используют кран специальной конструкции, которая позволяет складывать машину, не разбирая ее. Минусом такого крана является то, что для его монтажа необходимо значительное место на стройплощадке.

    Для поворотных кранов используют способ самостоятельного подъема башни вместе со стрелой с помощью полиспаста.

    Универсальный способ монтажа башенного крана подразумевает применение стационарной мачты. Отдельные конструкции частями монтируют в нужной последовательности. В случаях, когда использование мачты невозможно, монтаж выполняется с использованием легкого ползучего крана.

    Демонтаж башенных кранов осуществляется в обратной последовательности монтажу.

    Читайте также:  Tatra (Татра) 815: технические характеристики, отзывы, фото, цена
    Ссылка на основную публикацию