Беспилотники «КАМАЗа» — разновидности и перспективы
Беспилотный автомобильный транспорт становится всё актуальнее с каждым днём. Разрабатывают такую технику крупнейшие мировые производители, не остался в стороне и «КАМАЗ».
На данный момент в компании доводятся до ума прототипы трёх видов камазовского беспилотного транспорта.
Это два грузовика, КАМАЗ-5350 (полноприводный) и КАМАЗ-4308 (малой грузоподъёмности) и электробус ШАТЛ.
Прототипы автомобилей успешно проходят испытания и в будущем придут на смену обычной автотехнике. ШАТЛы были представлены на международных выставках и презентованы лично Президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову.
Мы предлагаем вам небольшой фоторепортаж с испытаний беспилотных КАМАЗов и видеоролики, в которых подробно рассказывается о технических особенностях данного вида транспорта.
Вроде бы ничего особенного в оснащении машин нет — камеры, радары, датчики движения и тому подобное (подробнее об этом рассказывается в видеоролике выше):
Главное в беспилотниках — «мозги». Это собственная разработка специалистов «КАМАЗа».
Управлять этими грузовиками можно на расстоянии при помощи джойстиков. Как в игре. Но, конечно, оператор только контролирует машину, а едет она сама, в соответствие с заданной программой.
И останавливается перед пешеходом тоже сама.
И выезжает с парковки сама. Сидящий в кабине специалист — всего лишь страховочный элемент, который не влияет на процесс движения. Он необходим только для обеспечения мер безопасности, всё-таки пока это ещё только испытания.
Вот такие у нас сведения о беспилотниках «КАМАЗа». Добавим, что существует проект беспилотного карьерного самосвала, но о нём мы расскажем вам позже, когда у нас будет больше информации.
ПС: одно из видео уже публиковалось ранее, но для обзора повтор необходим.
Найдены дубликаты
Интересно, что будет, если я установлю на свою машину средства РЭБ и постановщики ложных целей и поеду в лоб такому камазу? Он же ошибётся и не затормозит?
Было в какой-то фантастической книге, там за беспилотнымт грузовиками бомжи какие-то на дорогах охотились.
еще для дакара сделать версию. так, для спортивного интереса, посмотреть что сможет ИИ выдать=)
а заправлять его как и чем?
боярышником через трубочку
О сообществе
Сообщество о ремонте, обслуживании автотранспорта, новости, советы и тематические истории.
Все посты проходят премодерацию. Не дублируйте посты. Запрещено:
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
Разработка беспилотных грузовиков КамАЗ
Информационное агентство ТАСС сообщило о планах компании КамАЗ инвестировать в разработку беспилотной технологии управления грузовым транспортом 400 миллионов рублей. По информации источников, организация делает вложение из собственного бюджета, но способствовать разработке будут и государственные отрасли.
В рамках нескольких президентских компаний будет сформирован коллектив, отвечающий за создание и продвижение рынка беспилотного грузового транспорта в России. В него войдут специалисты из различных крупных компаний и государственных структур.
Генеральный директор КамАЗ в начале года рассказывал о плановых инвестициях в эту технологию в размере 7 миллиардов рублей. Половина поступит из государственного бюджета, ещё половина будет оплачена российскими авто производителями. В начале февраля этого года появилась информация, что компания Volgabus получил 200 миллионов рублей из федерального бюджета на разработку беспилотных автобусов.
Во второй половине 2019 года КамАЗ представил миру свой первый прототип беспилотного грузовика. В его разработке также участвовала международная компания. В Камске планируют наладить серийное производство этого продукта в 2022 году.
Что собой представляет беспилотная технология?
Беспилотная технология — это искусственный интеллект, лишённый человеческих качеств, из-за которых нередко возникают аварии на дорогах. Вероятность нарушения ПДД у ИИ равна нулю, так как он работает по строго прописанным алгоритмам. Минимизация человеческого фактора на дороге сократит количество ДТП на 90%.
В основе технологии лежит пассивная модель. В основе компьютерного зрения лежит человеческое, вместо глаз используются современные видеокамеры. В нашей стране эта модель работает в тандеме с активной моделью, которая применяется многими зарубежными компаниями — например, Google Car.
Технология беспилотного управления транспортом адаптирована под условия нашей страны. Если в других странах она строится на основе управления по идеальным дорогам, где нет ям, кочек, хорошая разметка, то наша модель учитывает все изъяны и учится управлять транспортом в условиях плохого дорожного покрытия. Для этого разрабатывается обширный алгоритм, который научится ориентироваться на дороге без разметки, сможет объезжать ямы, кочки и многое другое.
Российская технология использует следующие модули:
- Качественная обработка изображения. Картинка с камеры адаптируется в любых погодных условиях и при любом освещении;
- C-Pilot учится распознавать различные объекты на дороге, собирая огромный массив информации. Каждый день он чётче распознаёт движущиеся и не движущиеся объекты на дороге;
- Трекинг объектов осуществляется на базе фильтров Байеса и оптического потока. Такой подход позволяет объединить множество дорожных кадров в единую картинку видеопотока;
- Для обеспечения стабильного движения используется фовеальное движение. Видеокамеры не фиксируются на всём изображении, а лишь определяют канал перед транспортом, который носит максимальные риски при движении (остальные участники движения, пешеходы и т.д.);
- Быстрая работа алгоритмов обеспечивается использованием нейронных сетей. Они заранее определяют архитектуру местности и все объекты, находящиеся на пути автомобиля;
- Стереоскопическое зрение определяется объекты, которые постоянно меняют форму, находятся над или под дорогой (например, отражение света фар на мокром дорожном покрытии);
- Чтобы обеспечивать чёткое определение дорожной ситуации, требуется мощная камера для быстрого захвата изображения. Технология Cognitive Pilot использует 2-мегапиксельную камеру, которая за 45 миллисекунд захватывает изображение в качестве Full HD;
- Помимо видеообзора, используется многочисленно количество сенсоров разных видов. Они позволяют автопилоту видеть всю дорожную обстановку на 360 градусов в мультисенсорном восприятии;
- Технология Bird Eye определяет положение транспорта на дороге с дециметровой точностью. Кроме этого, такая технология запоминает фиксированные объекты (здания, светофоры и т.п.) на основе полученных ранее данных в результате езды;
- Для географической ориентации используются карты Openstreetmaps;
- Для обеспечения оптимальной траектории движения (учитывая различные объекты-помехи) используется отдельная технология и алгоритм;
- Отдельный модуль «Машинист» управляет всеми механическими приспособлениями транспорта. Он отвечает за поворот рулевого колеса на нужное количество градусов, тормозит и прибавляет газ в необходимых ситуациях.
Такой обширный подход обеспечивает качественную работу беспилотной технологии. Сейчас она находится в стадии разработке, искусственный интеллект обучают «поведению» на дороге и взаимодействию с другими транспортными средствами.
История развития беспилотной технологии
Первые попытки создания автономных транспортных средств предпринимались в 20-м веке. В архиве издания The New York Time можно найти новости по запросу автономных автомобилей, датируемые 80-ми годами прошлого столетия.
Первые попытки создания беспилотной технологии предпринимались ещё в 1916 году, когда создали первый радиоуправляемый дрон. Все разработки того времени применялись в военных целях. В Первой Мировой войне применялись воздушные торпеды и самоходные мины.
До середины прошлого века подобные разработки носили экспериментальный характер. В их основе применялось радиоуправление, поэтому без участия человека оно не обходилось. Медленными темпами автомобили и дроны становились действительно автоматическими.
В 1961 году студент из Стэнфордского университета создал самоуправляемую тележку. Она работала за счёт сигнала, передаваемого из кабеля. В 70-х годах учёный Джон Маккарти оснастил прототип техническим зрением. Благодаря нему тележка научилась передвигаться в автоматическом режиме. Ориентиром для неё была белая линия. Она также получила первые камеры, дальномер и несколько каналов для сбора информации. Тогда же Джон Маккарти предпринял попытки разработки трёхмерного картографирования окружения.
После этого эксперимента инженеры старались разработать именно беспилотный транспорт, а не модели на базе систем радиоуправления. Наибольших успехов добились учёные из США, Японии и Германии. В 1980 году команда учёных под руководством Эрнста Дикманса создала первую машину, которая передвигалась полностью в автоматическом режиме.
Позже Эрнст Дикманс написал несколько научных работ, в которых описал каждую деталь своего проекта. В основе работы немецкого автономного автомобиля лежал фильтр Калмана, параллельные вычислительные механизмы и имитация саккадического движения глаз. Данная система способна оценивать окружающую обстановку.
С 1987 по 1995 года велась работа над проектом «Прометей». Общая сумма инвестиций составила один миллиард долларов. Она базировалась на системе Дикманса. В 1994 году провели первый полноценный тест на дорогах общего пользования: Mercedes по дорогам Парижа передвигался на скорости до 130 км/ч, маневрировал между полосами движения и обгонял другие машины.
Во второй половине 90-х годов наметился прорыв в области разработки беспилотной технологии. Этому способствовало развитие искусственного интеллекта, нейронных сетей и машинного обучения. В 2004 году состоялись первые соревнования автономных машин. В 2010 году Google провёл первое практическое испытания своего самоуправляемого автомобиля на дорогах общего пользования. Сейчас разработкой автоматических машин занимаются все крупные автопроизводители: Audi, BMW, Tesla и многие другие.
Какой можно сделать вывод?
Технологии, на основе которых работают современные автономные автомобили, создали ещё в прошлом веке. Но для качественной работы они требуют множество доработок, основная из которых — научиться обрабатывать большой объём информации, на основе которого ИИ сможет ориентироваться в условиях дорожного движения. Со временем учёные доработают технологию, и она войдёт в нашу повседневность так же быстро, как это когда-то сделали смартфоны.
Будущее беспилотников: технологии больше не преимущество
Как устроен рынок беспилотных автомобилей в России и за рубежом, а также какие технологические и законодательные барьеры надо преодолеть, чтобы светлое беспилотное будущее наступило быстрее.
Сегодня отрасль беспилотных автомобилей практически закрыта: о том, что действительно происходит в сфере разработки, о готовности технологий компании не рассказывают ни журналистам, ни партнерам, ни коллегам по цеху. Слишком высоки ставки. О несовершенстве технологий никто открыто не говорит и делает это только в тех случаях, когда они дают сбой у всех на виду. Рассказываем, почему не стоит рассчитывать на появление беспилотного такси в ближайшие годы, в чем (не) правы технооптимисты и какие страны готовы к беспилотному будущему, а какие пока нет.
Кто готов? Рейтинг стран, лидирующих в развитии беспилотного транспорта
Россия занимает 22 место в рейтинге готовности стран к использованию беспилотного транспорта, соседствуя с Венгрией (21 место), Мексикой (23) и Индией (24). Об этом говорится в исследовании аудиторской компании KPMG.
При формировании рейтинга учитывались четыре показателя:
политика и законодательство;
технологии и инновации;
Первое место занимают Нидерланды, за ними следуют Сингапур (2 место), Норвегия (3), США (4) и Швеция (5).
Столь высокий результат Нидерландов обусловлен тем, что они занимают лидирующие позиции в сфере реализации государственной транспортной политики среди европейских стран. Успех Сингапура связан с поразительной способностью привлекать инвестиции ведущих мировых технологических компаний.
Нидерланды сотрудничают с европейскими странами в сегменте грузоперевозок, в планах – запуск колонн из более чем 100 беспилотных грузовиков по маршруту Амстердам – Антверпен и Роттердам – Рур. Также правительство планирует вводить аналог водительских прав для автомобилей-беспилотников.
Занимающий второе место Сингапур построил целый город для испытаний беспилотников с необходимой инфраструктурой, а власти инициировали создание отдельного ведомства по вопросам автономного транспорта. В Норвегии введены четкие правила для поставщиков транспортных услуг и перевозчиков. В некоторых населенных пунктах разрешены испытания беспилотных общественных автобусов. Снижение налоговых ставок на 40% увеличило долю электрокаров в общем объеме продаж новых автомобилей. Многие из них оснащены системами автономного вождения.
Почему в России не все так плохо
Согласно исследованию, низкое место России в рейтинге обусловлено прежде всего тем, что в стране нет достаточной инфраструктуры для развития беспилотников и не хватает инвестиций, особенно долгосрочных. Но европейские аналитики уверены, что у нашей страны есть все возможности для успешного внедрения автономного транспорта.
Интерес к развитию и поддержке беспилотного транспорта растет: правительство разрешило проводить испытания беспилотников на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане с декабря 2018 по март 2022 года. В Иннополисе запущен сервис для онлайн-заказа беспилотного такси. В декабре в Подмосковье прошел технологический конкурс для беспилотных автомобилей, претендующих на пятый, высший уровень автоматизации: в условиях русской зимы пять команд должны были за три часа преодолеть 50 км без пилота или инженера в салоне.
Внимание и поддержка властей считаются одним из главных ресурсов развития беспилотников. На ежегодной пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин назвал их важным элементом национальной безопасности.
«У нас машины Яндекса и КамАЗа накатали уже больше миллиона километров. Да, это пока делается на ограниченном пространстве, да, пока это не применяется активно в текущей жизни. Но это первые шаги, без которых развитие просто невозможно. Это те технологии, которые могут применяться практически во всех сферах производства и жизни. Мы считаем, что это важнейший вопрос нашего развития на перспективу, вопрос нашей национальной безопасности и выживания вообще», – отметил президент.
По оценкам компании Яндекс, Россия не плетется в хвосте мирового беспилотного пелотона, а входит в топ-3 стран по развитию автономных автомобилей, наряду с Китаем и США.
Только в этих трех странах число беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования исчисляется сотнями. Также только в этих трех странах работают сервисы беспилотного такси. Яндекс запустил такой сервис первым в мире. С августа 2018 года наши беспилотные автомобили перевозят жителей Иннополиса в автономном режиме в сопровождении инженера-испытателя.
Россия точно входит в десятку стран-лидеров, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко. «Есть как минимум пять российских компаний, которые занимаются этой тематикой на достаточно серьезном уровне. Явной конкуренции между ними нет, поскольку каждый работает в своей нише. Каждая компания движется в своем сегменте, мы друг с другом практически не пересекаемся и не мешаем друг другу работать. Явные лидеры – Яндекс и КамАЗ. У нас ежедневно тестируется больше десятка грузовых беспилотников, мы собираем статистику, разрабатываем свои нейросети», – отметил Назаренко.
Уже сегодня российские компании работают на мировом уровне, подтверждением тому служит прошедший в декабре финал технологического конкурса «Зимний город», уверен Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».
В конкурсе участвовало 13 российских команд, занимающихся разработкой технологий, имеющих реальные работающие прототипы. Пять команд вышли в финал и приняли участие в испытаниях в жестких климатических условиях. Это пять реальных беспилотников, которые готовы к зиме, скрытой снегом разметке и плохо читаемым дорожным знакам. Стоит отметить сегмент, где российские технологию работают уже в реальных “боевых” условиях наравне с зарубежными – карьерная и горнодобывающая техника.
Три подхода к беспилотникам
Большинство беспилотников, которые сегодня проходят испытания, можно разделить на два типа с точки зрения используемых технологий. Первый тип, назовем его условно подходом Tesla, состоит в том, что в беспилотниках не используются дорогие лидары, чья стоимость сегодня может доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Это принципиальная позиция Илона Маска. Вместо них автомобиль оснащается недорогими камерами, и за счет мощной обработки данных беспилотник понимает, что происходит вокруг. Во втором подходе – его поддерживают Яндекс и Uber – ставка делается все-таки на лидары. Да, сегодня они стоят дорого, но через 5-10 лет подешевеют настолько, что уже не будут в несколько раз превышать стоимость автомобиля.
Есть и третий подход, который ставит во главу угла не машину, а внешнюю инфраструктуру. «Умные» светофоры, дороги со встроенными датчиками, дорожные знаки, которые напрямую взаимодействуют с «мозгами» автомобиля. Для российских условий такой подход вряд ли подойдет, слишком большие расстояния и слишком плохие дороги. Поэтому развивать соответствующую инфраструктуру имеет смысл в центре крупных городов и на специальных, закрытых территориях, например, в Иннополисе. «Технология уже вполне готова к поездкам без сопровождения инженера, и мы готовы масштабировать опыт Иннополиса на подобные ему города», – рассказал Фокин.
Для максимально эффективной и безопасной работы беспилотника сегодня следует использовать комплексные решения на основе четырех типов датчиков, считает Сергей Назаренко из КамАЗа.
Инфраструктурой заниматься очень долго и дорого, потребуется не одно десятилетие. Уже сегодня для полноценного результата достаточно комплексного подхода. С точки зрения безопасности и полноценного движения робота в разной дорожной обстановке лучше всего задействовать все четыре типа сенсоров: радары, видеокамеры, лидары, сонары. Использование четырех систем оптимально, поскольку в разное время года и в разную погоду сенсоры работают по-разному.
Почему преодолеть технологические барьеры проще, чем законодательные
Основные барьеры для развития беспилотных автомобилей лежат вовсе не в технологической плоскости, как может показаться на первый взгляд, а в законодательной. Показателен пример Иннополиса: несмотря на готовность технологии и востребованность сервиса беспилотных поездок в этом городе, текущее регулирование пока не позволяет запустить полноценное роботакси даже в закрытом городе.
К слову, в США в ноябре этого года был запущен сервис полностью беспилотного такси. Автомобили передвигаются в автономном режиме без сопровождения инженера-испытателя в пригороде Феникса, штат Аризона.
Законодательные барьеры, отсутствие понятных крупным игрокам правил игры и несформированный рынок тормозят инвестиции в отрасль, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко, подтверждая тем самым правильность выводов аналитиков KPMG. «Необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Если наши законы позволят внедрять решения по роботизированной технике в серийное производство, выпускать на дороги легковые и грузовые беспилотники, автобусы, и это будет в понятном временном горизонте, скажем, через 5-7 лет, объем инвестиций в отрасль вырастет в разы, – рассказал эксперт. – Пока же, в виду непонятного горизонта инвестирования и отдачи от вложенных средств, компании вкладываются в это направление осторожно. Крупные автопроизводители занимаются беспилотным транспортом факультативно».
Технологии быстро развиваются, и важно, чтобы регулирование не только успевало за этими темпами, но и создавало среду, способствующую их развитию. Чем больше беспилотных автомобилей ездит по дорогам общего пользования, тем быстрее они накапливают необходимый опыт вождения. А значит, процесс вывода автомобилей на дороги должен быть максимально быстрым и прозрачным.
В конце ноября 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о старте трехлетнего эксперимента с беспилотниками на дорогах общего пользования. Спустя год большинство экспертов оценивают инициативу как удачную.
С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании Яндекс начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли подведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента.
Правительство планирует расширить зону пилотирования до десяти регионов. В список разрешенных зон с дорогами общего пользования могут войти Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, Чувашская Республика и Краснодарский край.
«Мы переоценили время появления автономного транспорта»
Еще год назад многие автопроизводители уверенно заявляли, что самые сложные технические задачи решены и в 2019 году уже в нескольких крупных городах будут запущены беспилотные перевозки. Так, компания Waymo (принадлежит Alphabet, материнской компании Google) заявляла, что купит до 62 тыс. минивенов Chrysler и 20 тыс. электрокаров Jaguar для сервиса перевозок в окрестностях Феникса. General Motors объявила, что к концу года запустит службу такси. Компании активно инвестировали в развитие беспилотников. Amazon инвестировал в стартап Aurora. Honda и фонд SoftBank – в стартап Cruise, разрабатывающий ПО для беспилотников.
Лидеры мирового рынка прогнозируют, что даже частично перейти к беспилотному транспорту удастся не так скоро, как казалось еще год назад. «Мы переоценили [время] появления автономного транспорта», – отметил генеральный директор Ford Джим Хакетт.
Технологические вызовы настолько серьезны, что даже крупные игроки предпочитают не решать их в одиночку. Летом 2019 года немецкий автоконцерн Volkswagen объявил, что вложит 2,6 млрд долларов в стартап-разработчика беспилотников Argo AI, чей основной акционер – Ford. О партнерстве ранее заявляли BMW и Daimler. Компании утверждают, что новый автомобиль, который они проектируют, будет соответствовать 3 и 4 уровню по классификации SAE.
Сотрудничество в сфере разработки беспилотников позволит компаниям сэкономить на новых технологических решениях. Ford и Volkswagen планируют уже в 2021 году использовать технологии Argo AI в сервисах совместных поездок в нескольких районах Питтсбурга.
Во всем мире эксперты сходятся во мнении, что с помощью разнообразных сенсоров автомобиль уже сегодня может достаточно легко распознавать объекты на дороге, а вычислительной мощности хватает для быстрой обработки изображений и данных. По словам исполнительного директора и соучредителя Argo AI Брайана Салески, технологически автомобиль готов к регулярному использованию на дорогах общего пользования на 80%. Камеры, радары, разнообразные датчики, распознающие объекты – все это готово не только у Argo AI, но и у большинства лидеров рынка. Однако оставшиеся 20% связаны как раз с прогностическими возможностями автомобиля: насколько хорошо он умеет предсказывать, как поведут себя пешеходы, другие водители, велосипедисты. Пока еще никто в мире не предложил работающего решения.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Владимир Путин выписал 10 млрд рублей на беспилотный «Камаз» и другие чудеса техники
Президент России Владимир Путин поручил правительству заложить в федеральный бюджет 2016 г. средства на поддержку программы «Национальная технологическая инициатива», следует из официальной стенограммы совещания президента с членами правительства. Финансирование должно составить до 10 млрд руб., уточнил «Ведомостям» ответственный за реализацию этой программы директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. Высокопоставленный федеральный чиновник подтвердил, что премьер Дмитрий Медведев заложил в бюджет-2016 на «Национальную технологическую инициативу» 10 млрд руб. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина отказалась от комментариев.
По данным сайта АСИ, программа охватывает несколько направлений: беспилотные автомобили, летательные аппараты и морской транспорт; персональная медицина; искусственные компоненты сознания и психики; персональные системы безопасности; децентрализованные финансовые системы и валюты; системы персонального производства и доставки пищи и воды; распределенная энергетика. Принципы выбора этих направлений Песков описывал в июне на заседании совета по модернизации экономики при президенте России: каждый из этих мировых рынков к 2035 г. должен превышать $100 млрд, на нем не должно быть общепринятых стандартов и должна быть возможность замены посредников на управляющее программное обеспечение. По каждому из направлений должны быть разработаны дорожные карты, определяющие место России на этих рынках в будущем. Окончательное утверждение дорожных карт запланировано на октябрь 2015 г., говорит Песков.
Далекий замах
О создании «Национальной технологической инициативы» президент Владимир Путин сообщил в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г., назвав эту программу одним из приоритетов государственной политики. На официальном сайте АСИ она представлена как программа по созданию новых рынков и условий технологического лидерства России к 2035 г.
В 2016 г. бюджетное финансирование пойдет, по его словам, преимущественно на первые четыре направления «Национальной технологической инициативы»: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт) и NeuroNet (распределенные компоненты сознания). Но «зрелые проекты» из других направлений тоже могут получить часть средств, говорит он.
В большинстве сегментов есть несколько десятков примерно равнозначных проектов, говорит Песков, за исключением AutoNet, где безусловный лидер – проект беспилотного грузовика, который ведет «Камаз». Представитель «Камаза» Олег Афанасьев сказал, что все привлекаемые средства сейчас идут на создание прототипа, что обойдется в несколько миллиардов рублей. Оценки общей стоимости проекта колеблются, по сведениям Афанасьева, в пределах 17–18 млрд руб.
Какую часть госфинансирования получит проект беспилотного «Камаза», Песков не говорит: это предстоит решить президиуму совета по модернизации при президенте.
В сегменте NeuroNet АСИ выделяет компанию CoBrain, составляющую карту головного мозга для изучения связи мозга с телом человека и внешним миром. Связаться с CoBrain вчера не удалось. В секторе беспилотных летательных аппаратов одним из самых продвинутых АСИ считает проект компании Copter Express, сообщил сотрудник пресс-службы агентства. Ее гендиректор Олег Понфиленок подтвердил «Ведомостям», что Copter Express планирует участвовать в пилотных проектах «Национальной технологической инициативы».
В дорожной карте MariNet лидирует компания «Транзас» – разработчик морского и авиационного бортового оборудования и тренажеров, которая, правда, не запрашивает значительных бюджетных ассигнований, говорит Песков. В подавляющем числе проектов доля частного финансирования превышает 50%, за исключением направления NeuroNet, где ведутся фундаментальные научные исследования и государственное финансирование преобладает, добавляет он.
Эти проекты, перечисленные в четырех дорожных картах, уже финансировались из государственного бюджета через институты развития, рассказывает Песков, но в совокупности получили всего несколько сотен миллионов рублей. А сама «Национальная технологическая инициатива» успела получить несколько десятков миллионов рублей от государственных институтов развития (в частности, от Российской венчурной компании и из Фонда Бортника) на организацию работы.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Грузовик без рук
В следующем году многотонные « КамАЗы » возьмут управление на себя. Первая версия автомобиля с интеллектуальной системой помощи водителю выйдет на дороги уже в начале 2017-го. Сначала грузовик получит лишь набор электронных ассистентов, но в недалеком будущем сможет ездить полностью автономно. На российских дорогах беспилотный «КамАЗ» появится в 2021 году, пообещала Ольга Ускова , президент инжиниринговой компании Cognitive Technologies, которая разрабатывает для КамАЗа электронику автономного управления. Технически к появлению полностью автономного грузовика все готово.
Проект Минобрнауки по созданию беспилотного грузовика был запущен в конце 2014 года в рамках федеральной целевой программы. На реализацию проекта ведомство выделило 300 млн руб., а еще 90 млн вложило ОАО «КамАЗ». Общий объем инвестиций в разработку и производство системы оценивается в 12 млрд руб. Помимо денег, полученных от Минобрнауки , проект должны поддержать средства Минпромторга и частных инвесторов. Еще в начале 2016 года Минпромторг пообещал компенсировать 97% расходов на разработку автомобилей с автономным и дистанционным управлением, если к 2021 году будет организовано серийное производство не менее ста таких машин в год.
Субсидии за бизнес-план
Система автономного управления — это программно-аппаратный комплекс, который встраивается в серийный автомобиль. Сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости. «Внешне это обычный «КамАЗ», которым может управлять как водитель, так и компьютер», — пояснил корреспонденту РБК+ руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев . Первый прототип, способный самостоятельно ездить и останавливаться перед пешеходом, КамАЗ показал ровно год назад.
КамАЗ и Cognitive Technologies торопятся представить опытные образцы системы управления беспилотником , поскольку это одно из условий получения государственных субсидий. Согласно плану правительства такие производители беспилотной техники смогут получать до 1 млрд руб. ежемесячно, но только при выполнении ряда требований. У производителя должны быть собственное опытное производство, испытательный центр и полигон. Кроме того, необходимо создать в России научно-технический центр и представить бизнес-план на выпуск беспилотного транспорта в ближайшие годы.
Как рассказала Ольга Ускова , сейчас все готово к выпуску предпромышленной версии системы помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance System) так называемого первого уровня. Это означает наличие в ней предупреждения об опасности столкновения с автомобилями или пешеходами, функции контроля разметки и распознавания дорожных знаков. «В сентябре мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с Минобрнауки России и вышли на финишную прямую, — уточняет статус проекта Ускова . — Законченную промышленную версию ADAS первого уровня для «КамАЗа» мы планируем выпустить к концу следующего года».
Самостоятельно «КамАЗ» поедет не сразу. После ADAS первого уровня разработчики внедрят систему второго уровня, способную вмешиваться в управление автомобилем, например тормозить или подруливать . В течение нескольких лет Congnitive Technologies последовательно доберется до последнего, пятого уровня, который предполагает полную автономность машины. Пока же отечественный производитель вынужден лишь сокращать технологическое отставание от иностранных компаний.
Умнее конкурентов
Мировой автопром серийно выпускает не только системы ADAS первого и второго уровней, но уже начинает адаптировать для серийных автомобилей и более сложные элементы. «У зарубежных разработчиков есть очень важное преимущество — они начали свои исследования на пять—семь лет раньше нас. Это дало им возможность наездить миллионы километров, необходимых для обучения нейронных сетей и отладки алгоритмической части», — уточнила Ольга Ускова . С другой стороны, уверена она, у российских разработчиков есть возможность учитывать чужой опыт.
Технический эксперт и тренер российского представительства Mitsubishi Motors Максим Адамович уверен, что сократить отставание не составит труда. «Производители этих систем перепробовали множество технологий, чтобы понять, какая из них правильная. КамАЗу осталось выбрать оптимальный вариант. У них уже есть понимание, что нужно делать, а камеры и все другие компоненты давно предлагаются на рынке. Задача только в создании программного алгоритма», — объяснил специалист.
Российские инженеры уверены, что их система будет более умной, чем у конкурентов. Главным ее преимуществом станет упор на искусственный интеллект и распознавание образов, а не дорожную инфраструктуру. Отечественный беспилотник должен работать на плохих дорогах, без разметки и в любых погодных условиях, самостоятельно определяя наличие посторонних объектов на дороге и ширину полос движения. Максим Адамович предположил, что обработать такой массив информации вполне возможно, а единственным препятствием может стать недостаточная мощность вычислительных систем. «Используется несколько камер, чтобы компьютер мог анализировать форму предметов и определять расстояние до них. Но на дороге слишком много объектов, которые беспилотник должен уметь одномоментно распознать. Впрочем, мощность компьютеров растет очень быстро», — добавил эксперт.
Для того чтобы снизить нагрузку на бортовые компьютеры, российские инженеры используют технологию фовеального зрения, когда охватывается пространство только в центре и по сторонам от зрительной оси камеры. Такая модель позволяет выделять наиболее важные элементы дорожной сцены, экономя вычислительные ресурсы и распознавая объекты с лучшим качеством. Максим Адамович считает такую методику обработки информации единственно верной: «В условиях когда картинка стремительно меняется, нет смысла обрабатывать объекты, не имеющие отношения к дороге и ее ближайшей инфраструктуре». Кроме того, программный комплекс Cognitive Technologies учитывает вертикальные колебания, что позволяет беспилотнику устойчиво работать в условиях бездорожья.
Полностью решить все технические вопросы инженеры намерены к 2021 году. Основной проблемой к этому времени станет уже не техника, а законодательная база. На данный момент нигде в мире закон не регламентирует использование беспилотных автомобилей, однако в некоторых странах Европы и отдельных штатах США существуют правительственные акты, разрешающие движение или испытания беспилотников на дорогах общего пользования. Российские законодатели тоже озаботились проблемой регулирования движения беспилотников и уже рассматривают соответствующий законопроект.
Минувшей весной комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем впервые обсудила законодательные изменения, касающиеся беспилотных транспортных средств. Парламентарии предложили разрешить использование беспилотников на дорогах общего пользования, если в кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет взять управление на себя в ручной режим. При этом вся ответственность за возможные ДТП будет лежать именно на водителе. Однако такой законодательный проект Ольга Ускова считает промежуточным. «В будущем, когда ADAS станет соответствовать четвертому и пятому уровням, то есть водитель совсем не будет вмешиваться в процесс управления, ответственность за ДТП, очевидно, будет перенесена на компанию-разработчика», — пояснила она.
КАМАЗ начал разработку первого в России беспилотного автомобиля
Прототип транспортного средства нового поколения появится в России уже в 2015-2016 годах. В 2017 году автономный грузовик планируется вывести на дороги Татарстана. А к 2020-му должно быть запущено массовое производство беспилотных КАМАЗов.
Корпорация КАМАЗ и компания Cognitive Technologies объявили начале совместного проекта по созданию к 2020 году беспилотного транспортного средства нового поколения на базе автомобиля КАМАЗ, сообщил Интерфакс со ссылкой на пресс-релиз IT-компании.
На реализацию проекта КАМАЗ выделит 90 млн рублей. Еще 300 млн рублей Cognitive Technologies получила от министерства образования и науки РФ по итогам конкурса в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Главная цель разработки – обеспечение безопасности грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на магистралях России.
Грузовики, оборудованные специальной системой, смогут работать автоматически при любых погодных условиях (кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД). В частности, система будет распознавать пешеходов вне зависимости от направления их движения, а также любые другие препятствия. Время обнаружения опасности и реакции на нее составит не более 0,3 секунды. Кроме того, система будет способна распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора.
В проекте отдельно оговаривается особое требование к разработчикам – создать такую систему, которая сможет работать в отечественных условиях. А также будет более совершенной, чем зарубежные аналоги.
Применять беспилотник планируется в логистике, сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности.
В качестве технологической основы планируется использовать так называемую пассивную (поглощающую сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер.
Согласно «дорожной карте» проекта, в 2015–2016 годах пройдут испытания и эксплуатация прототипа на полигонах автоконцерна. В 2017 году беспилотный КАМАЗ планируют вывести на дороги Татарстана. К 2020-му должно быть запущено массовое производство беспилотников.
В КАМАЗе информацию подтвердили, но от комментариев отказались, говорится в сообщении Интерфакса.
По мнению экспертов, беспилотные автомобили пока не соответствуют ни законодательству РФ, ни состоянию российских дорог, на которых зачастую нет ни разметки, ни знаков. Так, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин подчеркивает, что ПДД и закон «О безопасности дорожного движения» не предусматривают участников движения без управления водителя. Для легализации таких автомобилей в эти и ряд других документов потребуется внести изменения.
Тем не менее специалисты считают разработку такой модели весьма актуальной. К примеру, в июле 2014 года директор департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев отмечал, что в России по вине водителей грузового транспорта ежегодно гибнут более двух тысяч человек, а «безопасная система автономного управления позволит решить эту проблему».
Напомним, впервые КАМАЗ объявил о своих планах по созданию автономных автомобилей еще в 2013 году, в рамках концепции развития «Проект двадцатого года». Помимо беспилотного грузовика в списке значились электромобиль и автобус с газовой силовой установкой. В производство планировалось инвестировать до 60 млрд рублей.
Летом прошлого года СМИ вновь сообщали, что КАМАЗ собирается изготовить беспилотный автомобиль к 2020 году. Тогда компания прорабатывала алгоритмы дистанционного управления грузовиками во вредных для человека зонах.
Также напомним, что 28 мая 2014 года миру был представлен автономный автомобиль, способный двигаться без водителя, разработанный корпорацией Google. Эта компания пока единственная, которая добилась разрешения властей на перемещение машины-робота по определенным дорогам общего пользования в Неваде. Для автомобилей без водителя были введены специальные номера – знак бесконечности на красном фоне (когда начнется коммерческое использование, красный цвет заменят зеленым). Инвестиции в проект составили два млн долларов. По словам главы проекта Криса Урмсона, продажи беспилотных автомобилей должны начаться в 2020 году.
Помимо Google разработкой автономных автомобилей занимаются и другие международные корпорации: General Motors, Volvo, Daimler, MadeInGermany.
Группа компаний «КАМАЗ» (от Камский автомобильный завод) – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Выпускает также автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые миниэлектростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны Республики Татарстан
Уставный капитал КАМАЗа составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Cognitive Technologies – российская компания, занимающаяся разработкой и внедрением программного обеспечения. Центральный офис Cognitive Technologies расположен в Москве. Осуществляет деятельность в ряде стран мира.
Создана в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института Системного Анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР) Ольгой Усковой и Владимиром Арлазаровым.
Основа коллектива разработчиков компании Cognitive Technologies сформировалась еще в 1968 году под руководством В. Л. Арлазарова. Коллектив создал ряд информационных комплексов и автоматизированных систем управления для органов государственной власти и крупных промышленных предприятий СССР, программу «КАИССА» (первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров), а также «советский Microsoft» – СУБД ИНЕС.