OEM-одобрения моторных масел новых категорий API CK-4 и FA-4
Для рынка моторных масел 2017 год будет годом значительных перемен и его можно смело назвать годом новой категории моторных масел API CK-4. Новый стандарт моторных масел PC-11 уже внес достаточное количество путаницы и неразберихи среди водителей и владельцев автопарков по поводу необходимости использования моторных масел этой категории.
Складская логистика является крайне важным аспектом деятельности для владельцев больших автопарков. Они однозначно предпочли бы одно моторное масло, как для старых дизельных двигателей, которых, учитывая срок их службы, еще достаточно долгое время будет большой процент от общего количества, так и для новых двигателей, установленных в автомобилях, которые будут постепенно пополнять составы автопарков. И у них нет никакого желания иметь запасы моторных масел новейшей категории API FA-4 для нескольких автомобилей, которые составляют меньше 5% от всей численности автопарка.
На сегодняшний момент, несмотря на любые увещевания OEM-производителей, большинство конечных пользователей пока не уверены насчет того, что возможная прибыль от повышения топливной эффективности стоит рисков снижения работоспособности дизельных двигателей при использовании моторных масел пониженной вязкости. Подобные предубеждения, не имеющие под собой реальной основы, до сих пор часто выстаивают даже под натиском результатов значительных полевых испытаний, которые вполне однозначно показывают, что моторные масла новых категорий API защищают двигатель также хорошо даже при пониженном классе вязкости.
В создавшейся ситуации наиболее здравым компромиссом выглядит использование моторных масел API CK-4 SAE 10W-30 вместо привычных масел API CJ-4 SAE 15W-40, которые на сегодняшний день составляют приблизительно 80% продаж дизельных моторных масел. Это позволит без потерь в обеспечении надежности работы двигателей получить дополнительную топливную эффективность и снизить операционные расходы владельцев автотранспортных средств. В то же время, это позволит снизить выбросы парниковых газов, что и является основной движущей силой продвигающей новый стандарт PC-11.
С течением времени конечные пользователи, опираясь уже на свой опыт использования моторных масел с пониженным классом вязкости, постепенно начнут чувствовать себя более уверенно при их использовании. Этот факт, а также то, что составы автопарков будут все вбирать в себя все большее количество автотранспортных средств с новейшими дизельными двигателями, неизбежно приведет к тому, что потребители окончательно одобрят и примут моторные масла категории API FA-4. Однако, учитывая сроки службы дизельных двигателей, этот процесс потребует значительного времени.
К моменту финальной стадии развития стандарта API PC-11 большинство игроков масляного рынка анонсировали планы замены продуктов, а значительная часть OEM-производителей выпустила свои собственные спецификации, которые основаны на требованиях новых категорий моторных масел API CK-4 и FA-4 для дизельных двигателей, которые разработаны под требования по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме того, некоторые из них начали предоставлять рекомендации по обратной совместимости новых продуктов с их более старыми моделями дизельных двигателей. Определенное количество производителей объявило об увеличении интервалов замены моторных масел, которые соответствуют их новым OEM-спецификациям.
Большинство подобных заявлений относится к категории API CK-4, однако совершенно ясно, что в перспективе применение продуктов категории API FA-4 будет стремительно расти. Это объясняется тем, что с течением времени количество новейших дизельных двигателей, разрабатываемых с учетом требований по снижению выбросов парниковых газов, будет увеличиваться, а обслуживание старых двигателей постепенно будут прекращаться. Кроме того, OEM-производители уже приступили к разработке дизельных двигателей нового поколения, которые выйдут на рынок в пределах 2020-2025 гг. Все они ориентированы на использование моторных масел классов вязкости 5W-XX с низким значением параметра высокотемпературной вязкости HTHS для заводской заливки, чтобы соответствовать все более жестким требованиям по топливной эффективности и ограничению выбросов.
В таблице приведены спецификации OEM-производителей, которые уже выпущены:
Производитель | API CK-4 | API FA-4 |
Cummins | CES 20086 | CES 20087 |
Detroit Diesel | DFS 93K222 | DFS 93K223 |
Volvo / Mack / Renault | VDS-4.5/EOS-4.5/RLD-4 | пока нет |
Ford | WSS-M2C171-F1 | нет |
Так, например, представители Ford еще в сентябре 2016 года объявили, что для своих двигателей они не будут рекомендовать моторные масла непосредс твенно соответствующие категории API CK-4. Вместо этого они выпустили свою собственную спецификацию и рекомендуют к использованию в своих дизельных двигателях масла как категории API CK-4, так и категории API CJ-4, которые соответствуют спецификации WSS-M2C171-F1. Новая спецификация Ford включает ограничение на содержание фосфора в размере 0,1%.
Соответствие моторных масел новой спецификации может быть подтверждено с помощью проверенных эксплуатационных характеристик или с помощью нового теста на износ клапанов на двигателе Ford 6.7L, который должен быть представлен в первом квартале 2017 года.
Cummins анонсировал две новые спецификации моторных масел в соответствии со стандартом API PC-11 – Cummins Engineering Standard (CES) 20086 (CK-4), которая является обновленной версией CES 20081 (CJ-4), и рекомендуется для всех двигателей, использующих дизельное топливо Ultra-Low Sulfur Diesel (ULSD) и масла, соответствующие спецификации CES 20081. Масла CES 20086 будет выпускаться преимущественно с вязкостями 10W-30 и 15W-40, а также в других традиционных классах вязкости. Их можно использовать для заливки и доливки на более старых двигателях. Они будут иметь более высокую окислительную стабильность в соответствии с тенденцией повышения тепловой нагрузки в современных турбированных дизельных двигателях. Масла CES 20086 будут рекомендоваться для большинства двигателей Cummins.
CES 20087 (FA-4) – это новое масло с низкой вязкостью, которое должно обеспечить дополнительную экономию топлива, но не будет совместимо со всеми двигателями. CES 20087 (FA-4) будет предлагаться в первую очередь с вязкостью 10W-30, в дальнейшем будут доступны в вязкости 5W-30. Низкие значения параметра динамической вязкости HTHS масел категории API FA-4 обеспечивают более тонкую масляную пленку и уменьшает трение внутри двигателя (которое может быть весьма значительным при определенных рабочих нагрузках), что повышает экономию топлива.
Для каждой модели двигателя Cummins 2017 г. будет приниматься индивидуальное решение о том, масло какой категории для него рекомендовать. В соответствии с этим будет обновляться Руководство пользователя. Так например, двигатель Cummins X-15 2017 г. будет совместим с моторными маслами рекомендоваться масло CES 20087 10W-30, однако для этого двигателя будут рекомендоваться масла CES 20086 10W-30.
Volvo Trucks North America предложит новые моторные масла для своих двигателей D11, D13 и D16, отвечающее новой спецификации Volvo VDS-4.5 и превосходящие новую спецификацию API CK-4. Представители Volvo заявляют, что при использовании моторных масел, соответствующих новой спецификации VDS-4.5, будут увеличены интервалы замены, что, в свою очередь, позволить уменьшить операционные затраты и увеличить время безотказной работы. При разработке спецификации VDS-4.5 были проведены многочисленные тесты, результаты которых подвергались тщательному анализ, чтобы убедиться, что изменения соответствуют строгим стандартам надежности и производительности. При той же вязкости 10W-30, что используется в настоящее время для заводской заливки, в соответствии с новой спецификации VDS-4.5 будет повышена термоокислительная стабильность и увеличено сопротивление аэрации. Моторные масла, соответствующие новой спецификации VDS-4.5 будут обратно совместимы с предыдущими моделями двигателей, отвечающих более ранним стандартам по ограничению вредных выбросов.
Для каждого из трех рабочих циклов – дальнего, регионального и крупногабаритного – в зависимости от расхода топлива, рекомендованы новые интервалы замены масла при использовании моторных масел, соответствующих новой спецификации VDS-4.5. Эти интервалы теперь составляют 55 000 миль для дальних перевозок, 40 000 миль для региональных и 30 000 миль для тяжелых.
Учитывая, что срок службы транспортного средства превышает 600 000 миль, новые увеличенные интервалы замены моторного масла позволят владельцам автопарков пропустить от 4 до 16 замен масла в зависимости от рабочего цикла по сравнению с предыдущим графиком технического обслуживания. Это позволит сэкономить значительные суммы даже для при использовании самых легких циклов нагрузки.
Для конечных пользователей, решивших использовать моторные масла, соответствующие предыдущей спецификации Volvo VDS-4 (API CJ-4), текущие интервалы замены масла останутся на предыдущем уровне. Также в случае, если время простоя двигателя превышает 30%, необходимо использовать короткий интервал замены масла.
Спецификация, соответствующая новой категории моторных масел API FA-4 не выпущена. Также не рекомендуется использование моторных масел, соответствующих ей, как в новых, так и предыдущих моделях дизельных двигателей Volvo и MACK.
Для двигателей MACK и RENAULT выпущены спецификации EOS-4.5 и RLD-4, обе основаны на новой категории API CK-4. При использовании моторных масел, соответствующих этим спецификациям, анонсировано увеличение интервала замены масла на 10 000 миль (с 45 000 до 55 000).
Detroit Diesel Corporation выпустила два новых стандарта моторных масел DFS 93K222 (CK-4) и DFS 93K223 (FA-4). Моторные масла, соответствующие спецификации DFS 93K223 (FA-4) одобрены для новых двигателей моделей 2017 года, а также для дизельных двигателей предыдущих моделей, отвечающим требованиям EPA 10 и EPA 13. Detroit Diesel Corporation начнет выпуск новых моделей двигателей, для которых рекомендуются моторные масла, соответствующие новой спецификации DFS 93K223 (FA-4), начиная с середины декабря 2016 года.
Компания не анонсировала увеличения интервалов замены масла, однако, рекомендует использовать масла, соответствующие новым спецификациям, для новых двигателей. Detroit Diesel Corporation, входящая в концерн Daimler, утвердила обратную совместимость моторных масел, соответствующих новой категории API CK-4, предыдущих моделей дизельных двигателей в грузовиках Freightliner и Western Star.
Navistar Int. не имеет собственной программы сертификации моторных масел. На большинстве автобусов и грузовиков Navistar устанавливаются двигатели Cummins, соответственно и рекомендации по применению масел такие же, как у Cummins, включая увеличенный интервал замены масла.
Для собственного дизельного двигателя модели N13 Navistar Int. рекомендует моторные масла, соответствующие новой категории API CK-4. Моторные масла, соответствующие новой категории API FA-4 одобрены только для новых моделей двигателей, разрабатываемых под обновленные требования по ограничению выбросов парниковых газов. Автобусы и грузовики Navistar будут заправляться на заводе дизельным моторным маслом API CK-4 вязкости 10W-30.
PACCAR Inc. использует требования категорий API для своих спецификаций моторных масел. На автомобили Kenworth и Peterbilt устанавливаются дизельные двигатели PACCAR MX или Cummins. С середины сентября 2016 года оба двигателя на заводе будут заправляться моторным маслом API CK-4 вязкости 10W-30.
На грузовиках PACCAR с новыми дизельными двигателями Cummins X-15 могут использоваться моторные масла, соответствующие спецификации CES 20087 (FA-4). Однако, PACCAR еще не комментирует использование моторных масел, соответствующих категории API FA-4 для двигателей PACCAR MX 2017 модельного года или предыдущих моделей.
Технологии Shell. Как моторное масло обеспечивает защиту тяжелых дизелей
Специалисты концерна «Шелл» рассказали об особенностях самого нового отраслевого стандарта моторных масел API СК-4. Разбираемся, как обеспечивается защита высокооборотистых тяжелых дизелей в соответствии с последними требованиями автопроизводителей.
Знаете, какой самый крупный экспонат знаменитого Миланского музея науки и техники? Дизель-электрическая подводная лодка S-506 «Энрико Тоти». Мы осмотрели ее бегло, в перерывах между презентациями. Больше времени не нашлось — полного рабочего дня едва хватило для изучения последних инноваций в области производства и применения моторных масел для тяжелых грузовиков. Бурные дискуссии продолжились на следующий день на автополигоне, где о преимуществах масла Shell Rimula рассказывали итальянские водители-дальнобойщики и гонщики команды Buggyra Racing, спортивного партнера англо-нидерландского нефтегазового концерна.
Конференции, организуемые подразделением Shell Lubricants для мировых СМИ, в последние годы стали доброй традицией. Техническим специалистам «Шелл» важно регулярно доносить до широкой аудитории новые знания в области отраслевых инноваций, чтобы помогать перевозчикам оставаться конкурентоспособными в своей среде. Что ж, внесем свою лепту в это начинание, рассказав обо всем увиденном и услышанном.
«Среди специалистов существует расхожее мнение, будто с ростом популярности электромобилей потребность в топливе и смазочных материалах сократится», — задал тон для диалога с журналистами Ричард Такер, генеральный директор по технологиям Shell B2B Lubricants. И следом добавил, что не видит единой альтернативы для моторного топлива из углеводородов. По мнению эксперта, для транспорта будут использоваться все варианты двигателей и видов топлива, включая водород и электричество, однако приоритетное использование ДВС и дизельного топлива в сегменте большегрузного коммерческого транспорта сохранится.
Стандарт API CK-4 предусматривает новые, более требовательные стендовые испытания моторных масел.
Если говорить о дизельных двигателях, то за последние несколько десятилетий технологии сгорания топлива и нейтрализации отработавших газов существенно улучшились. Новые решения дизельного впрыска, системы рециркуляции (EGR) и нейтрализации (SCR) отработавших газов, фильтры твердых частиц (DPF) — борьба за чистоту окружающей среды не только кардинально изменила инженерные подходы в двигателестроении, но и ужесточила требования к моторному маслу, заставив уменьшить содержание фосфора, серы, сульфатной золы и других элементов, являвшихся залогом производительности моторных масел прежних поколений. По мере обновления парка техники происходил пересмотр классификации API (подробности — см. врезку).
С 1993 года, когда в Европе были приняты жесткие требования к токсичности, названные Евро-1, вплоть до 2015 года, когда вступили в силу нормы Евро-6, содержание в выхлопе окислов азота (NOx) снизилось в 20 раз, твердых частиц — в 40 раз, а окиси углерода (СO) — в 90 раз. Столь оптимистичные результаты, однако, не стали причиной для завершения экологического марафона. Далее было решено переключиться на борьбу с другим вредом — парниковыми газами.
При эффективном антиокислительном и моющем действии масла в зоне поршневых колец возникает особый слой, который препятствует образованию отложений.
На самом деле эта история началась раньше, в 2010 году, когда Агентство по охране окружающей среды США (EPA) выпустило новые правила, направленные на сокращение уровня выброса парниковых газов (GHG), а Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA), в свою очередь, ужесточила требования по сокращению расхода топлива средних и тяжелых дизельных двигателей. Для соответствия вышеозначенным условиям производители двигателей представили свои новые разработки и зафиксировали тренд на использование смазочных материалов пониженной вязкости. В 2011 году в целях обеспечения необходимой защиты двигателей Ассоциация производителей двигателей (EMA) подала официальный запрос в API на разработку новой эксплуатационной категории моторных масел. На этапе разработки она получила название Proposed Category 11 или PC-11. Тогда же было принято решение выделить две подкатегории, обозначив их PC-11A и PC-11B, в конце 2016 года они получили обозначения CK-4 и FA-4.
Категория FA-4 является родоначальницей нового типа сервисных категорий энергоэффективных моторных масел и предназначенных для использования в двигателях последних моделей, работающих на топливе с содержанием серы до 15 ppm. Продукты категории FA-4 обладают пониженной динамической вязкостью HTHS (High Temperature High Shear), за счет чего обеспечивают высокую топливную экономичность.
Категория CK-4 введена для обеспечения преемственности и возможности замены всех предыдущих категорий, как это диктует один из основных принципов системы лицензирования и сертификации моторных масел API. Масла категории CK-4 могут быть применены в двигателях, которые требуют использования любой из ранее введенных категорий моторных масел API. В новом классе масел, в сравнении с предыдущим (CJ-4), достигнуты преимущества по трем важнейшим характеристикам: сопротивлению сдвига, устойчивости к окислению, контролю аэрации. Стоит добавить, что продукты категории CK-4 предназначены как для магистральных грузовиков, так и для внедорожной техники. Они обеспечивают повышенную защиту от падения вязкости, износа, отложений, а также совместимость с любыми устройствами доочистки отработавших газов.
Важнейшую роль в процессе разработки стандарта CK-4 сыграл концерн «Шелл». Об уровне вовлеченности говорит следующий факт: Дэн Арси, технический директор глобального подразделения «Шелл» по работе с производителями двигателей, возглавил независимую проектную группу по разработке новой категории масел. В эту группу, ответственную за определение и разработку новых требований и соответствующих методов испытаний продукции, также были включены представители компаний-производителей двигателей, смазочных материалов и присадок.
Масла и образующиеся при его работе продукты не должны вызывать коррозию деталей двигателя.
«Новый стандарт API CK-4 изменил границы испытаний в ответ на изменение в конструкции и условиях эксплуатации двигателей, — говорит Дэн Арси. — Один из тестов, разработанных специально для этой категории масел, — Mack T13 стал на данный момент наиболее требовательным испытанием на определение степени окисления масел. Моторные масла с высокой стойкостью к окислению лучше сохраняют свои свойства, помогая поддерживать чистоту двигателя, уменьшая износ деталей и повышая эффективность его работы. Для наших потребителей это означает уверенность в том, что двигатель их автомобиля в надежных руках, благодаря чему они могут сосредоточиться на достижении действительно важных целей в своей жизни».
В Милане «Шелл» представил два новых продукта из линейки Shell Rimula, соответствующих требованиям стандарта API CK-4, — это усовершенствованные моторные масла Shell Rimula R4L и Rimula R5LE, подходящие для использования во всех двигателях, произведенных до 2017 года. Новые масла Shell Rimula CK-4 уже появились в продаже на российском рынке. Стоит отметить, что сегодня нашим перевозчикам доступны и альтернативные линейки масел нового стандарта. Ранее сообщалось, что компания «ЛУКОЙЛ» включила в свой ассортимент моторные масла для коммерческого транспорта, соответствующие новейшим международным спецификациям API CK-4 и FA-4, — два продукта и два варианта вязкости.
Моторные масла Shell Rimula R4L и Rimula R5LE отвечают требованиям самого нового отраслевого стандарта API. Подходят для всех двигателей, произведенных до 2017 года.
БОЛЬШЕ ДВУХ ПРОЦЕНТОВ
До сих пор речь шла о контрольных характеристиках масел, получаемых в условиях стендовых испытаний. Естественно, возникает вопрос о реальной эффективности моторных масел в разных условиях эксплуатации транспортных средств. На конференции в Милане специалисты «Шелл» доложили об успешном проведении совместно с производителями и потребителями полевых испытаний масел нового стандарта CK-4 в реальных условиях эксплуатации. Общая протяженность пути составила 64 млн км — этого хватит, чтобы обогнуть земной шар более 1500 раз.
Задача проекта Starship Initiative — показать доступные способы экономии энергии в реальных условиях перевозки грузов.
Отдельным пунктом глобальной исследовательской программы значилось определение влияния вязкости моторных масел на топливную экономичность. Здесь картина такая: в условиях реальной эксплуатации масла класса вязкости 5W-30 обеспечивают экономию топлива 0,8–1,6 % в сравнении с эталонным маслом 10W-40. Что интересно, в разных странах и континентах цифры экономии могут существенно отличаться. Например, в Германии, где в испытаниях участвовали грузовики Volvo Trucks, DAF, MAN, Scania, Daimler и Iveco, экономия, в среднем, составила 2,81 %, а в Китае на большегрузных автомобилях марок FAW, Dongfeng, Foton, JAC цифры улучшения экономичности были скромнее — всего 0,89 %.
Такая существенная разница объясняется еще и тем, что разные двигатели по-разному реагируют на энергоэффективные масла, говорят инженеры «Шелл». И добавляют, что одновременное использование энергосберегающих моторных масел в двигателях и энергосберегающих трансмиссионных масел в агрегатах трансмиссии дает увеличение экономии топлива еще на 1,5 %. Во всех случаях речь идет об экономии топлива в исправных автомобилях, которые при работе на обычных маслах не превышают установленные нормы расхода топлива.
ЛИТРЫ, ТОННЫ, КИЛОМЕТРЫ
Разработка более эффективных и экологичных продуктов, сотрудничество в области разработки требований к смазочным материалам и горючему невозможна без совместной работы и тесного сотрудничества с автопроизводителями. Примером такого сотрудничества можно назвать совместную работу Shell Lubricants и Airflow Truck Company над проектом Starship Initiative, инновационным грузовиком, на примере которого компании планируют показать доступные способы экономии энергии в реальных условиях перевозки грузов. Грузовик будет использовать флагманские продукты «Шелл» — полностью синтетическое моторное масло Shell Rotella SAE 5W-30 API FA-4, трансмиссионное масло Shell Spirax и пластичную смазку Shell Gadus.
Специальные обучающие программы дают наглядные примеры, как работает масло в современном моторе.
В свой первый рейс по дорогам США Starship («Звездолет») отправится в 2018 году. Эф-фективность будет измеряться по нескольким показателям, в том числе расстоянию, пройденному на 1 л топлива, и количеству топлива, необходимому для транспортировки 1 тонны груза с максимальной разрешенной скоростью.
Представляя этот проект, Дэн Арси отметил, что к 2050 году население Земли вырастет до 9 млрд человек, произойдет двукратный рост спроса на энергоносители, доля городского населения достигнет 75 %, а число автомобильной техники составит 2 млрд единиц. Это приведет к увеличению потребления энергии и, следовательно, возрастет потребность в топливе и смазочных материалах. При этом необходимо соблюдать требования по охране окружающей среды. «Эти факторы представляют собой энергетическую проблему, решение которой невозможно без использования инновационных технологий», — заключил эксперт.
РИЧАРД ТАКЕР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПО ТЕХНОЛОГИЯМ SHELL B2B LUBRICANTS:
Наш главный плюс в том, что мы работаем в тесном контакте с автопроизводителями и производителями двигателей. Совместные решения позволяют быстрее подстраиваться под современные условия, отслеживая тренды, которые проявляются в отрасли. Если говорить о снижении затрат на эксплуатацию транспортных средств, то переход на премиальные продукты позволяет перевозчикам значительно увеличить сервисные интервалы. Например, переход на масла категории API CK-4 позволил перевозчикам в США увеличить межсервисный интервал для тяжелых грузовиков с 50 до 75 тыс. миль. Большой резерв экономии дает комплексное применение продуктов Shell, в нашем ассортименте есть широкая линейка трансмиссионных масел и пластических смазок. Помимо смазочных материалов, «Шелл» еще предлагает сопутствующие сервисы. Например, Shell LubeAnalysts — мониторинг состояния масла в узлах и агрегатах. Комплексный подход к применению смазочных материалов и своевременный мониторинг состояния автопарка позволяют сократить эксплуатационные затраты примерно на четверть.
Наиболее известная классификация моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, — классификация API (American Petroleum Institute). Она подразделяет моторные масла на две категории: S (Service) и С (Commercial), к которой отнесены дизельные масла для грузовых автомобилей, автобусов, строительной и специальной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначаются буквами английского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением или изменением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения. Вплоть до начала 2017 года действовали четыре сервисные категории моторных масел API: CH-4, CI-4, CI-4+, CJ-4. Категория CJ-4, самая совершенная из этого списка, была введена в 2007 году и определила минимальные пороги содержания фосфора, серы и сульфатной золы в моторном масле, так как без этого моторные масла невозможно было применять в дизельных двигателях, использующих фильтры твердых частиц DPF. Появившаяся в 2010 году на новых автомобилях система SCR не сформировала дополнительных требований к моторным маслам, в результате в двигателях, оснащенных этой системой, можно применять моторные масла категории CJ-4.
Новый стандарт масла для сверхмощных дизельных двигателей
Индустрия производства тяжелых дизельных двигателей, в связи с потребностями рынка, периодически обновляет стандарты производительности силовых агрегатов. Основной упор делается на достижение наибольшей экономии топлива и сокращения количества выбросов углекислого газа в атмосферу.
В настоящее время разрабатывается новый стандарт масла для сверхмощных двигателей, который призван уменьшить расход топлива, увеличить допустимые рабочие температуры, сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу и обеспечить длительную защиту силовому агрегату. И несмотря на то, что внедрение в промышленность такого топлива планируется лишь на конец 2016 – начало 2017 года, судить о направлении развития индустрии машиностроения можно уже сейчас.
Новая номенклатура
Сегодня дизельное топливо для сверхмощных агрегатов, разработанное Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute), далее АИН, известно под номенклатурой CJ-4,. Но, в скором будущем масло для сверхмощных двигателей получит рабочее обозначение PC-11 либо Proposed Category 11 (предлагаемая категория 11).
Название нового масла также разработано согласно номенклатуре АИН, и, по прогнозам, в ближайшее время будет известно потребителям как СК-4. А вот состав, обладающий низкой вязкостью, поступит на рынок под маркировкой FA-4.
Совместимость
Прогнозируется, что масло с номенклатурой FA-4 будет иметь состав низкой вязкости, что значительно уменьшит трение в двигателе, а соответственно и расход топлива в автострадных грузовиках. Единственным неприятным сюрпризом в новых стандартах может стать отсутствие совместимости между топливом нового поколения и двигателями, выпущенными ранее 2016-2017 года. Однако, судить о возможности или, напротив, невозможности совместительства можно будет лишь после серии тестов, которые и покажут эффективность нового топлива в старых агрегатах.
Что же касается CK-4, то здесь неприятные «сюрпризы» полностью отсутствуют. Это масло имеет низкую вязкость и уже смогло доказать свою возможность полностью заменить своего предшественника CJ-4.
Еще одним достоинством новинки можно считать совместимость не только с дизельными, но и бензиновыми двигателями. Эту особенность по-настоящему оценят владельцы смешанного парка техники, так как можно будет использовать одно масло при обслуживании сразу всех машин. Ранее же такой возможности не было из-за большого количества фосфора, который попросту выводил из строя катализаторы бензиновых двигателей.
Устойчивость к высокой температуре/давлению
В настоящее время выдвинут ряд требований от производителей тяжелой техники. От нового масла они ожидают увеличения рабочих характеристик, а именно возможность работать в условиях критических температур и значительного давления длительное время. Таким образом, масло СК-4 должно обеспечивать надежную работу двигателя даже при значительных нагрузках. От состава же с низкой вязкостью ожидаются немного другие характеристики: оно должно существенно снизить трение, в следствие чего увеличится эффективность расходуемого топлива.
Эффективность использования топлива и количество выбросов СО2
В 2017 году автострадные грузовики встретят сразу два новых стандарта: для масла и для топлива. Благодаря нововведением машины смогут отыграть более чем 1 процент по эффективности расходования горючего. Для подобных двигателей это огромное достижение, так как после расходования всего 10 литров топлива образуется 27 кг углекислого газа. Отсюда можно сделать вывод — чем меньше горючего используется, тем меньше выделяется СО2. Точных цифр для нового стандарта не существует, однако, если обратить внимание на уже принятые масла, можно заметить разницу в 1,6 процента между 15W40 и 10W30. Таким образом, при выполнении одной и той же работы можно сэкономить топливо и произвести немного меньше углекислого газа. Если выражать в цифрах, то на каждые 10 литров производится почти на 500 грамм СО2 меньше.
Улучшенная устойчивость
Масло играет важную роль в работе двигателя: оно должно снижать трения между движущимися частями, а также не позволять им перегреваться и заклинивать. Однако, для эффективной работы оно и само должно обладать определенной устойчивостью. При длительной работе с высокой температурой и давлением масло начинает окисляться и терять свои свойства, что приводит к образованию нагара на стенках и увеличению износа двигателя и расхода топлива. Конечно, при своевременной его замене силовой агрегат не пострадает, но оно должно выдержать довольно большой пробег, прежде чем техника отправится на сервисное обслуживание. Новый стандарт масла разрабатывается с учетом этих особенностей и будет обладать лучшей устойчивостью к потере свойств, нежели его предшественник.
Тяжелые металлы в присадках
В маслах обычно используются различные присадки, которые должны увеличить устойчивость двигателя к износу. Однако они содержать большое количество тяжелых металлов.
Принятие стандарта
Руководствуясь официальной информацией, новый стандарт масла для дизельных двигателей следует ожидать в марте 2017 года. Однако дата может быть смещена на несколько месяцев, что не обрадует производителей двигателей, которые готовы представить новые силовые агрегаты уже во второй половине 2016 года. Они частично зависят от того, оправдает ли новое масло возложенные надежды.
Классификация моторных масел API
Быстрый переход:
Классификация смазочных материалов API впервые появилась в 1947 г. по инициативе Американского института нефти (API: American Petroleum Institute), который классифицировал смазочные материалы согласно уровню их функциональных свойств и вводил новые стандарты, когда это требовал американский авторынок. API совместно с SAE разработали данную классификацию, разделив различные категории масел начиная с 1947 г. и до настоящего момента согласно их характеристикам и типам применяемых двигателей. Количество категорий не ограничено и институт API вводит новые категории каждый раз, когда автомобильный рынок выдвигает новые требования к маслам.
Условные обозначения:
Первая буква обозначает применение смазочных материалов:
– масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S (Service)
– масла для дизельных двигателей – буквой C (Commercial) .
Вторая буква обозначает уровень качества масла.
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH – масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
Классификация API для бензиновых двигателей.
S (Service) – состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту. Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория качества API включает в себя эксплуатационные свойства каждой более ранней категории и может использоваться для обслуживания более старых двигателей, где были рекомендованы масла более ранней категории.
Описание |
API SN Plus – это дополненный стандарт спецификации API SN 2018 года, созданный для быстрого устранения проблем LSPI путем изменения рецептуры присадок моторных масел под специфические требования турбированных двигателей с непосредственным впрыском топлива. Основное изменение в самой спецификации — это добавление теста на преждевременное воспламенение смеси в цилиндре (Seq IX). |
Для двигателей после 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. |
Для двигателей до 2010 года. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG). |
Для двигателей до 2004 года. Новые тесты на степень износа (Seq IVA), моющие свойства (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG) для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил API SJ в середине 2001г. |
Для двигателей до 2001 года. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора. Предупреждение: не подходит для использования в большинстве бензиновых двигателях, построенных после 1996 года, т.к. не может обеспечить адекватную защиту от образования нагара, окисления, и износа двигателя. |
Для двигателей до 1996 года. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Предупреждение: не подходит для использования в большинстве бензиновых двигателях, построенных после 1996 года, т.к. не может обеспечить адекватную защиту от образования нагара, окисления, и износа двигателя. |
Для двигателей до 1993 года. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла. Предупреждение: не подходит для использования в большинстве бензиновых двигателях, построенных после 1996 года, т.к. не может обеспечить адекватную защиту от образования нагара, окисления, и износа двигателя. |
Предупреждение: Использование в современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
Классификация API для дизельных двигателей.
C (Commercial) – состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие. Следуйте рекомендациям производителя автомобиля по уровню качества масла.
Описание |
Предназначен для высокооборотистых четырехтактных дизелей, соответствующим требованиям стандартов выбросов 2017 модельного года для на шоссе и стандарту Tier 4 для внедорожных условий, а также для двигателей предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования с топливом, содержащим до 500 ppm серы (0.05% по весу). Однако, использование этих масел с топливом, содержащим болем 15 ppm серы (0.0015% по весу) может влиять на долговечность системы очистки выхлопных газов и/или интервал замены масла. Эти масла особенно эффективны для повышения долговечности выпускных систем, в которых используются сажевые фильтры и другие высокотехнологичные элементы. API CK-4 имеют улучшенную защиту от окисления, не теряют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, а также не портят катализатор и сажевый фильтр, уменьшают износ двигателя, отложения на поршнях, слабо подвержены потере низко- и высокотемпературных свойств и увеличению вязкости из-за загрязнения сажей. Масла API CK-4 превышают показатели CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4 и могут эффективно смазывать двигатели, предназначенные для этих категорий. При использовании масел CK-4 с топливом, содержащим более 15 ppm серы, необходимо руководствоваться рекомендациями производителя двигателя по межсервисным интервалам. |
Некоторые XW-30 Масла специально разработанные для использования в некоторых моделях высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей , соответствующих стандартам выбросов парниковых газов на магистральных дорогах 2017 года. Эти масла разработаны для использования на магистральном большегрузном транспорте при использовании дизельного топлива с содержанием серы до 15 ppm (0,0015% по массе). API FA-4 масел, не являются взаимозаменяемыми или не имеют обратной совместимости с маслами категорий API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4, и CH-4. Смотрите рекомендациями производителя двигателя, чтобы определить, являются ли масла API FA-4 пригодными для использования. API FA-4 масла не рекомендуется для использования с топливом, содержащем более 15 ppm серы |
Введен в 2006 году для 4-тактных высокооборотистых двигателей, удовлетворяющих требованиям к выхлопам 2007 года. Эти масла были разработаны для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Могут быть использованы вместо масел стандартов API CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 и CI-4 Plus |
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками (2002) . Масла для последних дизельных двигателей с пониженным выхлопом, перекрывает требования CH-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Также принимается во внимание более строгие требования к работе с системами доочистки выхлопных газов. Новая версия, названная API CI-4 Plus была опубликована в 2004г. с целью улучшить совместимость с системами EGR. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. |
Дизельные двигатели под очень высокими нагрузками, удовлетворяющие стандартам по выхлопам США ( 1998). Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Высокая сдвиговая стабильность и устойчивость к вспениванию. Продлевают срок службы двигателей, эксплуатируемых в самых разнообразных условиях. Перекрывая требования предыдущих стандартов, данные масла достаточно гибко могут быть использованы в разнородных парках техники. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4. |
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Масла для двигателей, соответствующих ограничениям по выхлопам в США 1994 г. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4. |
Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. «Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1991). Те же требования, что и для категории CE, но усиленная защита против отложений на поршнях и высокого расхода масла |
Масла для внедорожников, строительной и карьерной техники, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD. |
Для двигателей до 1994 года. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Очень жесткие условия эксплуатации для нагруженных дизельных двигателей. Соответствует CD, усиленная защита от износа и высокотемпературных отложений, лучший контроль за окислением и расходом масла. |
Предупреждение: Использование в современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению оборудования. |
Классификация API для трансмиссионных масел.
Классификация предусматривает деление масел на группы в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.
Категория качества | Описание |
MT-1 | Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью. |
GL-5 | Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. |
GL-4 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. |
GL-3 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2. |
GL-2 | Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент. |
GL-1 | Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. |
Классификация API для двухтактных моторных масел.
Категория качества | Описание |
TC | |
TD | Устаревший стандарт. Разрабатывался специально для подвесных лодочных моторов с водяным охлаждением. Для создания этого стандарта применялись тесты идентичные категории TC-W . |
TB | Устаревший стандарт. Включал в себя категорию товаров с двухтактным двигателем от 50 до 200 кубических сантиметров. В качестве примера можно привести маломощные мотоциклы, мотороллеры. |
TA | Устаревший стандарт. Предназначался для небольших 2-х тактных двигателей, объемом менее 50 кубических сантиметров. В это раздел входят такие виды продукции как мопеды, газонокосилки, культиваторы. |
Классификация API для двухтактных дизельных двигателей.
Описание |