Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Классификация тракторов

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией. В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков. Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы. Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу. Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Классификация тракторов по назначению, по типу ходовой части, по остову и по номинальному тяговому усилию

I. Классификация тракторов по назначению:

По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и специальные (трелевочные, бульдозеры и др.)

Сельскохозяйственные тракторы подразделяют на тракторы общего назначения ДТ-75, Т-150К, К-744, МТЗ 1523, МТЗ 2022, МТЗ 3022; пропашные (универсальные) МТЗ (МТЗ-570/572, МТЗ-800/820, МТЗ-950, МТЗ-1022); садово-огородные; и самоходные шасси.

Тракторы общего назначения применяются для выполнения полевых работ: пахоты, культивации, посева, уборки урожая и т. п.

Пропашные тракторы главным образом используют для посева, обработки и уборки пропашных и технических культур, а также для других сельскохозяйственных работ, поэтому их часто называют универсальными.

Пропашные тракторы имеют характерные конструктивные особенности: высоко поднятый остов (раму), меньшую ширину гусеничной цепи, возможность регулировки высоты дорожного просвета, сближенные передние колеса для увеличения дорожного просвета и уменьшении радиуса поворота, мощность двигателей пропашных тракторов сравнительно небольшая–12–40 л. с. Пропашные (универсальные) тракторы снабжены специальными приспособлениями для крепления навесных орудий и для управления ими без помощи прицепщика. Универсальные тракторы новых марок имеют широкий диапазон скоростей.

Садово-огородные тракторы имеют малые габариты, особенно высоту, у тракторов данного вида можно изменять дорожный просвет, т. е. приспосабливать трактор для обработки высокостебельных культур, а также для работы в садах под низкими кронами плодовых деревьев. Самоходные шасси применяются для полевых, транспортных и стационарных работ в сельском хозяйстве.

Трактора специального назначения предназначены для выполнения одной или нескольких операций или работают в определенных условиях. Например, трактор ДТ-75Б – болотный, работает на переувлажненных почвах. Изготавливаются на базе тракторов общего назначения или универсально-пропашных с доработкой под определенные операции или условия работы.

II. По типу ходовой части:

По типу ходовой части тракторы разделяют на колесные и гусеничные.

Колесные тракторы выпускаются в большинстве с четырьмя колесами, из которых два задних колеса обычно ведущие, а передние — направляющие.Современные колесные тракторы имеют пневматические шины (МТЗ-80, МТЗ-100, Т-40).

В гусеничных тракторах поддерживающим и ведущим механизмом служат гусеничные движители. Гусеничные тракторы имеют малое удельное давление на почву и хорошее сцепление с ней. Это повышает проходимость и тяговые качества тракторов.

Гусеничные тракторы весьма эффективны при вспашке почв с повышенным удельным сопротивлением, целинных и залежных земель, полей при орошаемом земледелии и расположенных на крутых склонах. Вследствие того что опорные катки гусеницы катятся по стальному полотну гусеничной цепи, затраты мощности на самопередвижение и потери на буксование меньше. Поэтому к. п. д. гусеничных тракторов по сравнению с колесными выше.

К. п. д. гусеничных тракторов (на стерне средней влажности) равен 72–75%; колесных тракторов со стальным ободом — 50–55%; колесных тракторов на пневматических шинах с двумя ведущими колесами — 62– 65%, а к. п. д. тракторов с четырьмя ведущими колесами приближается к к. п. д. гусеничных тракторов.

Гусеничные тракторы наряду с преимуществами имеют следующие недостатки:

а) в 1,5–2 раза большую металлоемкость;

б) более сложное устройство, уход и ремонт ходовой части;

в) повышенный износ деталей гусеничных движителей, особенно на песчаных почвах.

Пример: ДТ-75, Т-180.

III. Классификация по типу остова:

1. Рамные эти трактора имеют раму, к которой крепятся все узлы и агрегаты (ВТЗ-30СШ)

2. Полурамные остов состоит из двух лонжеронов и передней перемычки (полурама), а также корпуса трансмиссии (МТЗ-80)

3. Тракторы с колёсами одинакового диаметра (К-700) имеют рамный остов, состоящий из двух полурам, соединенных шарнирами. На каждой из полурам установлено по ведущему мосту. Управление поворотом осуществляется за счет поворота полурам.

IV. Классификация по номинальному тяговому усилителю.

Тяговое усилие, это сила, которую развивает трактор на крюке, при пахоте. При этом должны быть выполнены следующие условия:

1. Пахота производится по стерне

2. Уклон поля не более 1%

3. Загрузка двигателя не более 95%

4. Поле должно быть нормальной влажности

5. Пробуксовка гусеничного трактора не более – 3%

6. Пробуксовка колесного трактора не более 16%

В сельском хозяйстве применяются трактора следующих классов тяги:

Сельскохозяйственные и мелиоративные машины

Трактор – движущая сила сельского хозяйства

Трудно переоценить роль тракторной техники в развитии сельскохозяйственного производства. С началом применения тракторов в этой важнейшей для человечества отрасли бытия грянула самая настоящая революция, повлекшая за собой интенсификацию производства хлебушка насущного и других продуктов, без которых человеку не прожить. Впрочем, не только сельское хозяйство возликовало после появления тракторов – выносливые механические трудяги применяются для выполнения многих видов тяжелой работы в разных сферах деятельности человека.

В современном лексиконе технических специалистов трактор называют энергетическим средством, поскольку это чудо техники предназначено для выполнения широкого спектра задач, преимущественно, в качестве движущей (тяговой) силы.
Остается лишь удивляться, насколько меткое имя дали трактору наши не столь уж далекие предки при его рождении и на ранних этапах развития – железный конь. Причем среди этих трудяг встречаются и миниатюрные коньки-горбунки, и величественные богатырские кони, затмившие своими способностями и возможностями образы знаменитых литературных собратьев и сказочных персонажей.

Слово «трактор» происходит от английского «track» – «след». В бытовом понимании трактор – это автономно передвигающаяся гусеничная или колёсная машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, транспортные и другие работы самостоятельно или в агрегате, т. е. в «компании» с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). Трактор в обывательской среде ассоциируется с техническим средством, наделенным небольшой скоростью и убедительной силой тяги.

С точки зрения технического специалиста, трактор – это колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, тележек или саней, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива.

Какими же бывают тракторы?

Классификация тракторов

Современные тракторы классифицируют по назначению, типу движителя, типу остова и по типажу.

Классификация тракторов по назначению

По назначению тракторы можно разделить на сельскохозяйственные (или общего назначения), промышленные, транспортные и специального назначения.

Сельскохозяйственные тракторы , в свою очередь, в зависимости от особенностей выполняемых сельскохозяйственных работ подразделяются на пахотные (Т-4М, ДТ-75М, Т-130 и др.) и универсально-пропашные (Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ДТ-2 и др.).

Применяемая в нашей стране классификация сельскохозяйственных тракторов:

    общего назначения – используют при выполнении энергоемких технологических операций в растениеводстве (пахота, сплошная культивация, рыхление, фрезерование, внесение удобрений, дискование тяжелыми боронами и т.д.); в кормопроизводстве, кроме работ по уходу за пропашными культурами и их уборке;

пропашные – используют при посеве, уходе, уборке пропашных культур в междурядьях различной ширины;

  • универсально-пропашные – синтезируют функции двух предыдущих групп тракторов, но имеют ограниченное использование на работах по подготовке почвы.
  • Промышленные тракторы предназначены для выполнения тяжелых землеройных, дорожно-строительных, мелиоративных, горных и других работ (ДЭТ-250, Т-130М, Т-180 и др.

    Применяемая в нашей стране классификация сельскохозяйственных тракторов:

      общего назначения – используют при работах в агрегате с бульдозером, рыхлителем или скрепером и другим оборудованием, устанавливаемым спереди и сзади;

    трубоукладчики – применяют при механизации работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов (имеют боковое грузоподъемное устройство);

    погрузчики – используют при погрузочных землеройных и землеройно-транспортных работах (основным движителем является колесный, обеспечивающий повышенную маневренность и возможность транспортирования груза на необходимое расстояние; при выполнении сосредоточенных работ можно применять гусеничный движитель);

    мелиоративные – используют на работах по осушению, строительству и обслуживанию мелиоративных систем;

    болотоходные – используют на землеройных и мелиоративных работах на грунтах с низкой несущей способностью;

    подземные – применяют на работах под водой на глубине до 7 м (имеют дистанционное управление, систему герметизации двигателя, забирающего воздух из атмосферы);

    подводные – применяют на работах в акваториях рек и на континентальном шельфе морей глубиной до нескольких десятков метров (оборудуются электрическим двигателем, дистанционным или радиоуправлением);

  • малогабаритные – применяют на малообъемных землеройно-очистительных и вспомогательных работах в стесненных условиях.
  • Транспортные тракторы предназначены для транспортировки грузов главным образом по бездорожью и грунтовым дорогам. Скорость движения таких тракторов и мощность их двигателей варьируют в довольно широких пределах.

    Тракторы специального назначения (специализированные тракторы) применяются для возделывания отдельных сельскохозяйственных культур (хлопка – МТЗ-80Х, чая – Т-16 ММЧ, винограда, хмеля), а также для выполнения других специализированных работ (горные, лесохозяйственные, мелиоративные, болотоходные – ДТ-75Б и т. п.).
    Поскольку тракторы специального назначения предназначены для выполнения специальных работ, они обычно оснащены дополнительным оборудованием: лебедками, захватами, подъемниками и т. д. (ТТ-4, ТДТ-55, ЛХТ-55М и др.).
    Тракторы специального назначения могут, в свою очередь, классифицироваться по определенным признакам в пределах своего класса. В качестве примера ниже приведена классификация лесопромышленных и лесохозяйственных тракторов, которые тоже относятся к тракторам специального назначения.

      трелевочные – используют при сборе и транспортировании леса в полупогруженном состоянии (оборудуются толкателем для скучивания деревьев, выравнивания комлей, расчистки волоков и др.). В зависимости от способа сбора воза тракторы разделяют на тросочокерные, с клещевым гидрозахватом и гидроманипулятором;

    лесовозные – применяют при погрузке и транспортировании леса в полностью погруженном состоянии;

    Читайте также:  Минитрактор гусеничный - плюсы и минусы

    лесосборочные – используют при сборе и транспортирование леса выносным оборудованием из лесосеки к трактору (дистанционная система транспортирования исключает необходимость маневрирования трактора на лесосеке, обеспечивает заготовку леса о труднодоступных местах);

    плавающие – применяют на лесосплаве (имеют комбинированный движитель, водонепроницаемый корпус-лодку, бревнотолкатель и лебедку);

  • болотоходные – используют на лесозаготовках на грунтах с низкой несущей способностью.
    • общего назначения – используют на лесовосстановительных работах, трелевке древесины при рубках ухода; болотоходные – применяют на работах на грунтах с низкой несущей способностью;

  • лесопожарные – используют при локализации и тушении лесных пожаров (отличаются более высокими транспортными скоростями и проходимостью).
  • Классификация тракторов по типу движителей

    По типу движителей (ходовых систем) различают колесные, гусеничные и полугусеничные трактора.
    Движителем называется устройство, обеспечивающее движение машины (колесо, гусеница и др.).

    Колесные тракторы могут иметь два ведущих колеса, т. е. один ведущий мост, например МТЗ-80.1, и четыре ведущих колеса (два ведущих моста) для улучшения тяговых свойств и повышения проходимости, например, Беларус-1221, ВТЗ-2032А.
    Бывают и трехколесные тракторы, у которых вместо переднего моста устанавливают одно управляемое ведомое колесо (МТЗ-80Х).

    Колесный трактор по сравнению с гусеничным универсален, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Однако на переувлажненных и рыхлых почвах он не столь эффективен в использовании, как гусеничный, так как давление на почву у последнего значительно меньше, чем у колесного, из-за большей опорной площади гусениц.

    Гусеничные тракторы характеризуются пониженным удельным давлением на грунт, что повышает их проходимость. Однако они тяжелее колесных, сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации.

    В качестве движителя полугусеничных тракторов используются сочетание колесных и гусеничных движителей одновременно (ЮМЗ-6КЛ). Такая конструкция иногда является наиболее эффективной для работы в конкретных почвенно-климатических условиях или при сложном рельефе местности.

    По типу движителя различают, также, плавающие, шагающие, на воздушной подушке и некоторые другие тракторы, использующие для перемещения не характерные для этих машин ходовые системы.

    Классификация тракторов по типу остова

    По типу остова различают рамные, полурамные и безрамные тракторы.

    У рамных тракторов остов состоит из клепаной или сварной рамы, например, ДТ-75М и др.

    У полурамных остов образуется корпусом трансмиссии и двумя продольными балками (лонжеронами), привернутыми или приваренными к корпусу (МТЗ-80, Т-130 и др.).

    У безрамных тракторов остов образуется в результате соединения корпусов отдельных механизмов, например Т-25А, мини-трактор МТЗ-132Н и др.

    Типаж и класс трактора

    Тракторы эксплуатируются практически во всех областях современной человеческой деятельности, выполняя самые разнообразные работы в различных условиях. Трактор выручает человека и при необходимости выполнения тяжелых физических работ, и при выполнении не совсем приятных и даже опасных производственных обязанностей.

    Очевидно, что абсолютно универсальные машины, одинаково эффективно работающие в любых условиях эксплуатации и применимые для решения задач любого характера, создать практически невозможно, да и необходимости в этом нет. Ведь те тракторы, которые являются идеалом строителей или работников горнодобывающих отраслей совершенно не заинтересуют сельхозпроизводителей или работников коммунальных служб города. Поэтому в обиходе инженеров различных отраслей хозяйствования, использующих тракторы, появилась емкая классификационная формулировка – типаж тракторов.

    Типажом называется совокупность типов и моделей технических средств с указанием их основных качественных показателей и предназначенных для выполнения определенного спектра хозяйственных работ.
    Исходя из этого определения, типаж тракторного парка включает все модели тракторов, находящиеся в эксплуатации и выпускаемые заводами-изготовителями, которые могут наиболее эффективно использоваться для решения конкретных задач хозяйственной деятельности. Чтобы было еще понятнее – бульдозер лучше всего использовать для выполнения дорожных или каких-либо грунтовых работ, малый колесный трактор типа «Беларусь» – для широкого спектра задач средней тяговой напряженности, К-701 и его близкие «родственники» – для выполнения тяжелых работ в любой сфере производства и т. д.

    Классом в типаже называют совокупность моделей, имеющих одинаковые основные классификационные параметры.

    Моделью принято называть конкретную конструкцию трактора. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель трактора в данном классе, имеющую специализированные модификации.

    Модификация – модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая машина, и полностью унифицированная с ней. Модификация имеет отличающуюся от базовой машины компоновку или оснащается дополнительными механизмами, т. е. модификация не отличается от базовой модели по техническому потенциалу и возможностям. Попросту говоря, модификация – это видоизмененная базовая модель. Она может быть специализирована по назначению, но обязательно унифицирована с базовой моделью.

    Марка трактора – условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку – цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

    В типаже тракторного парка каждый класс трактора представлен обычно не менее чем двумя моделями: одной – выпускаемой и второй – уже снятой с производства, но еще эксплуатирующейся в народном хозяйстве.

    Номинальное тяговое усилие тракторов

    В нашей стране за основной классификационный параметр тракторов принято номинальное тяговое усилие на крюке, поэтому такая классификация называется тяговой.
    Номинальное тяговое усилие зависит, в первую очередь, от типа ходовой системы и эксплуатационной массы трактора. Как показала практика, тяговое усилие является наиболее стабильным параметром, характеризующим возможности агрегатирования трактора с различными машинами и орудиями, имеющими разную ширину захвата и тяговые сопротивления.
    Во многих других странах за основной классификационный параметр тракторов принят такой показатель, как тяговая мощность двигателя (классификация ИСО). Этот параметр во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА), дорожных и почвенных условий и т. п., поэтому в нашей стране не применяется для классификации тракторов.

    Номинальное тяговое усилие тракторов стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86.
    Тяговый класс определяет основную характеристику трактора – максимальный уровень тягового усилия, которое может развить машина. При этом учитываются условия, в которых тяговый класс трактора может быть определен. Ведь не одно и то же развивать тягу по сырому лугу или болотистой местности, по песку или твердому сухому грунту. Поэтому тяговый класс трактора измеряется в строго нормированных условиях.
    Трактора сельскохозяйственного (общего) назначения классифицируются по тяговому усилию, развиваемому при следующих условиях испытания:

    • Тип грунта – стерня колосовых культур;
    • Влажность грунта – 20. 30%;
    • Твердость грунта – нормальная;
    • Допускаемое буксование:
      16% – для колесных не полноприводных машин (4×2);
      14% – для колесных полноприводных машин (4×4);
      3% – для гусеничных тракторов.

    Тяговый класс тракторов указывается цифрой, обозначающей тяговое усилие в тонно-силах (тс). Иногда встречается указание класса в килоньютонах (кН). Переводить одну величину в другую вовсе не сложно: в 1 кН – приблизительно 0,1 тс. Исходя из этого можно понять, что класс трактора 14 кН соответствует классу 1,4 в тонно-силах.

    В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

    В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых возможностей тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе.

    Тракторы, в зависимости от своей конструкции, подразделяются на девять классов (за исключением промышленных бульдозеров), характеризующих номинальное тяговое усилие. Номинальное тяговое усилие трактора – это наибольшая производительность трактора на стерне средней твердости и влажности. По величине номинального тягового усилия (выраженного в тоннах или кН) сельскохозяйственные тракторы делятся на классы: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8 и ряд модификаций.
    Тракторы тягового класса 8 находят применение в лесных и лесозаготовительных работах; в сельскохозяйственном производстве практически не применяются.

    Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Классификация тракторов по тяговому усилию (1 кН = 0,1 тс)

    Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.

    Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

    Кафедра механизации сельского хозяйства

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

    Государственный междисциплинарный экзамен для специальности 110301 – Механизация сельского хозяйства

    Классификация тракторов по назначению, конструктивным и энергетическим признакам. Примеры.

    Трактором называется самоходная колесная или гусеничная машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, землеройных, транспортных и других работ путем буксировки прицепных машин и повозок или при помощи навесных сельскохозяйственных орудий и других приспособлений.

    Тракторы классифицируют по назначению, типу ходовой части, типу двигателя, типу остова, по мощности и номинальному тяговому усилию.

    I. Классификация тракторов по назначению. По назначению тракторы делятся на сельскохозяйственные и специальные (трелевочные, бульдозеры и др.)

    Сельскохозяйственные тракторы подразделяют на тракторы общего назначения — КД-35, ДТ-54, ДТ-54А, С-80, С-100; пропашные (универсальные) — У-2, У-4, ДТ-24-2, ДТ-24-3, Т 28, МТЗ-1, МТЗ-2, МТЗ-5М, МШ, КД11-35, Т-38; садово-огородные — ДТ-14, ДТ-20 и самоходные шасси — ДСШ-14, ДВСШ-16 и др.

    Тракторы общего назначения применяются для выполнения полевых работ: пахоты, культивации, посева, уборки урожая и т. п.

    Пропашные тракторы главным образом используют для посева, обработки и уборки пропашных и технических культур, а также для других сельскохозяйственных работ, поэтому их часто называют универсальными.

    Пропашные (универсальные) тракторы снабжены специальными приспособлениями для крепления навесных орудий и для управления ими без помощи прицепщика. На рисунке 1,б пока показан универсальный трактор МТЗ-5М.

    Универсальные тракторы новых марок имеют широкий диапазон скоростей; например, трактор Т-28 от 0, 5 до 25,1 к м / час, а трактор МТЗ-50 от I,35 до 22,0 км час. «Но позволяет рационально использовать мощность двигателя как на различных сельскохозяйственных работах, так и на транспорте.

    Садово-огородные тракторы имеют малые габариты, особенно высоту, У тракторов ДТ-14 и ДТ-20 (рис. 1, в) можно изменять дорожный просвет, т. е. приспосабливать трактор для обработки высокостебельных культур, а также для работы в садах под низкими кронами плодовых деревьев.

    Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16 и др. применяются для полевых, транспортных и стационарных работ в сельском хозяйстве.

    Специальные тракторы. Для выполнения лугомелиоративных работ служат болотные тракторы ДТ-55 (рис. 2, а) и С-100Б, имеющие уширенную гусеницу, ходоуменьшитель и другие приспособления.

    Крутосклонный трактор марки ДТ-57 применяется для работы на крутых склонах. Этот трактор приспособлен для работы челночно – реверсивным способом без поворотов в концах загонов.

    На лесоразработках используют трелевочные тракторы ТДТ-40 и ТДТ-60

    На строительстве дорог и земляных работах работают тракторы, имеющие приспособления для крепления и привода навесных орудий и для управления ими: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, погрузчики, корчеватели, кусторезы и др.

    Классификация тракторов по типу ходовой части. По типу ходовой части тракторы разделяют на колесные и гусеничные.

    Колесные тракторы выпускаются в большинстве с четырьмя колесами, из которых два задних колеса обычно ведущие, а передние — направляющие: ХТЗ-7, ДТ-20, МТЗ-5М и ДТ-24-2.

    Тракторы У-1 и МТЗ-1 тоже четырехколесные, но передние колеса у них сближены.

    Трехколесными являются тракторы У-3, У-4 и ДТ-24-3.

    Гусеничные тракторы весьма эффективны при вспашке почв с повышенным удельным сопротивлением, целинных и залежных земель, полей при орошаемом земледелии и расположенных на крутых склонах.

    Вследствие того что опорные катки гусеницы катятся по стальному полотну гусеничной цепи, затраты мощности на самопередвижение и потери на буксование меньше. Поэтому к. п. д. гусеничных тракторов по сравнению с колесными выше.

    К. п. д. гусеничных тракторов (на стерне средней влажности) равен 72—75%; колесных тракторов со стальным ободом — 50—55%; колесных тракторов на пневматических шинах с двумя ведущими колесами — 62— 65%, а к. п. д. тракторов с четырьмя ведущими колесами приближается к к. п. д. гусеничных тракторов.

    Классификация тракторов по типу двигателя. По типу двигателя тракторы разделяют на три группы: с двигателями внутреннего сгорания, электрические и паровые.

    В настоящее время тракторы выпускаются исключительно с двигателями внутреннего сгорания.

    Тракторы с электрическими двигателями не получили распространения из-за ограниченной маневренности, высокой стоимости электрического кабеля и малого срока его службы.

    Паровые тракторы не применяют вследствие пониженной эффективности и ряда эксплуатационных недостатков (повышенный расход воды, транспортировка топлива и др.).

    Тракторы с двигателями внутреннего сгорания можно подразделить на тракторы с карбюраторными двигателями, с дизельными двигателями и газогенераторные.

    Дизельные тракторы более экономичны по сравнению с тракторами с карбюраторными двигателями; расход топлива на единицу работы у них меньше на 30-—35%. Кроме того, стоимость дизельного топлива значительно ниже стоимости легкого топлива, на котором работают тракторы с карбюраторными двигателями.

    Поэтому отечественная тракторная промышленность в настоящее время выпускает только дизельные тракторы.

    Классификация тракторов по типу остова. По типу остова тракторы разделяют на рамные, полурамные и безрамные.

    Читайте также:  Мини-трактора Скаут, модельный ряд — технические характеристики

    Рамные тракторы имеют сварную или клепаную раму, на которую устанавливают и крепят все механизмы и агрегаты тракторов: КДП-35, Т-38, ДТ-54 а др., а также самоходное шасси ДСШ-14.

    Полурамные тракторы имеют только часть рамы, обычно переднюю, где устанавливают двигатель, а заднюю часть рамы составляет картер (корпус) заднего моста: «Беларусь», С-80, С-100, «Универсал».

    Вбезрамных тракторах остов образуется из корпусов двигателе и заднего моста, соединенных болтами, ХТЗ-7, ДТ-14.

    Классификация тракторов по номинальному тяговому усилию и мощности двигателя. По номинальному тяговому усилию и мощности все тракторы и самоходные шасси, выпускаемые в СССР, разделяют на десять классов.

    Производственные процессы, технологические процессы и технологические операции в сельскохо-зяйственном производстве. Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства.

    Передовые технологии производства растениеводческой (животноводческой) продукции предусматривают выполнение определенного количества производственных или технологических процессов.

    Производственный процесс – совокупность технологических (физических, химических, биологических) воздействий, совершающихся в определенной последовательности для получения продукта того или иного вида. Производственный процесс может включать несколько технологических процессов. Так, процесс производства молока включает процессы приготовления, доставки и раздачи кормов, доения, поения, уборки и утилизации навоза, создания микроклимата.

    Технологический процесс характеризуется ходом различных следующих друг за другом операций, которые необходимы для достижения цели работы, при проведении они связаны друг с другом, взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

    Технологический процесс в животноводстве – совокупность биологических и технических систем, способов и средств в последовательности выполнения всех операций, связанных с изменением состояния, размеров и форм и расположения предмета труда, включая животных (которые в животноводстве выполняют роль предмета и орудия труда).

    Характерной особенностью технологического процесса является обеспечение получения продукта определенного вида (качества) и заданного количества. Каждый технологический процесс при этом складывается из основной и вспомогательных операций.

    Основная технологическая операция – совокупность действий, направленных на изменение состояния, формы или размеров обрабатываемого объекта, выполняемых одновременно на одном или нескольких рабочих местах одним или несколькими рабочими.

    Основными технологическими процессами являются: обработка почвы, посев семян, уход за растениями, уборка и послеуборочная обработка урожая. В обработку почвы и посев входят такие задачи: улучшить физические свойства почвы, тем самым создать благоприятные условия для протекания биологических, физико-химических и физических процессов, обеспечивающих повышение ее плодородия; уничтожить максимальное количество сорняков, вредителей и возбудителей болезней растений; заделать растительные остатки, минеральные и органические удобрения на определенную глубину, тем самым создать однородный пахотный слой, благоприятный для развития корневой системы растений; подготовить мелкоструктурный выровненный посевной слой и подуплотненное ложе для семян, обеспечивающие благоприятные условия для заделки семян и их произрастания; высеять семена на подуплотненное ложе, равномерно распределив их по глубине и площади поля.

    Основные операции, проводимые в них, связаны с изменением положения и состояния обрабатываемого материала, а вспомогательные обеспечивают качественное выполнение основной операции.

    Вспомогательная операция – совокупность действий, облегчающих, улучшающих или обеспечивающих выполнение основной технологической операции или изменяющих положение обрабатываемого объекта в пространстве. К вспомогательным операциям можно отнести транспортные операции, взвешивание (отмеривание), контроль качества работы, операции управления.

    Внедрение более интенсивных технологических процессов и стремление получить более высокое качество продукции ограничиваются физиологическими возможностями человека. Поэтому уже широко используются высокоточные технологии, базирующиеся на автоматическом управлении процессами.

    Быстрый рост технической оснащенности и развитие микропроцессорной базы с использованием новых технологий и радионавигационных систем создают необходимые предпосылки для автоматизации процессов в сельскохозяйственном производстве.

    Автоматизация производственных процессов – стратегическое направление развития техники и технологий. Автоматизация создает научную и техническую основу для возникновения и развития новых направлений технического прогресса. Быстрый рост технической оснащенности и развитие микропроцессорной базы с использованием топоориентированных технологий и новых радионавигационных систем создают необходимые предпосылки для автоматизации процессов в сельскохозяйственном производстве.

    Учитывая, что мировой уровень механизации основных процессов в полеводстве и животноводстве приближается к 100%, дальнейшее развитие сельскохозяйственной техники будет характеризоваться еще более интенсивным использованием средств и методов автоматизации, информатизации и робототехнических комплексов.

    Сельскохозяйственные производственные процессы выполняют в непрерывно изменяющихся почвенно- климатических условиях. Каждая работа по производству растениеводческой продукции должна быть выполнена в оптимальные календарные сроки, отклонение от которых ведет к количественным и качественным потерям урожая.

    Для каждого технологического процесса выдвигают показатели качества: качественные, энергетические, экономические.

    Качественные показатели определяются агротехническими требованиями: глубиной обработки почв, нормой высева семян, глубиной заделки семян и др. Энергетические показатели характеризуют расход энергии и топлива на единицу объема выполненных работ.

    Экономические показатели- производительность, затраты труда и денежных средств, расход эксплуатационных материалов и др..

    Наибольшее распространение для выполнения полевых механизированных работ получили двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на тракторы, самоходные машины, автомобили и др.

    Полевые работы выполняются мобильными машинами и агрегатами при активном воздействии больших масс техники и людей на окружающую среду. Поэтому необходимо соблюдение требований охраны труда и окружающей природы, а также техники безопасности для рабочих.

    Система машин и комплексная механизация сельскохозяйственного производства. Переход на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предприятий и организаций АПК требует нового методологического подхода к формированию Системы машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства.

    В практике формирования Системы машин сложились такие организационные традиции и стереотипы методических подходов, которые не способствуют обобщению научных исследований и утверждению интенсивных методов ее формирования [3, 4, . 24 и др.], когда эффективность механизации технологических процессов сельскохозяйственного производства достигается увеличением номенклатуры и числа технических средств, не достаточно адаптированных к условиям функционирования.

    Новая методология формирования системы машин заключается в следующем:

    Во-первых, необходима четкая увязка исходных требований на отдельные машины со всей системой машин для интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции, без чего сдерживаются инициатива конструкторов в создании рационального семейства машин, комбинированной техники и гибких технологических комплексов. Формы изложения исходных требований должны допускать несколько вариантов их реализации в номенклатуре Минавтосельхозмаша. Для этого достаточно сформулировать требования к технологическому комплексу машин в целом, показать все варианты технологии получения продукции, зоны их применения и дать оценку объемов производства. Из анализа структуры себестоимости сельскохозяйственной продукции необходимо выявить тенденцию изменения затрат на технику.

    Во-вторых, необходим переход сельскохозяйственного производства на гибкую организационную структуру (ранее она представлялась системой модельных хозяйств и рассматривалась как исходное условие различного рода оптимизации), при которой возможна конкуренция различных ее форм. Организационная форма в сельском хозяйстве существенно зависит от вида производимой продукции, предложенной сельскохозяйственной техники и условий ее функционирования. Методологически вопрос оптимального выбора организационной формы не только не решался, но и не ставился. Правомерно, наряду с технологиями и техническими реализациями, рассматривать организационные формы как средства повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

    В-третьих, необходима углубленная проработка и увязка требований к сельскохозяйственным машинам единого функционального назначения и к семейству сельскохозяйственной техники. Объективно система признаков для классификации требований и их параметризации не совпадает с классификационной системой признаков технических решений. Поэтому зоны применения конкретных видов техники шире, чем это оговаривается в заявке исходных требований, что подтверждается наличием в системе машин как техники общего назначения, так и специализированной.

    В настоящее время для выполнения одной и той же операции рекомендуется до десятка технических средств. Перед конструктором необходимо ставить задачу по проектированию семейства машин в терминах обобщенных требований, а выбрать оптимальный способ реализации всего диапазона требований он должен сам. На этом этапе должны оцениваться способы механизации, типаж машин и условия их функционирования. Методологически правомерно было бы ввести показатель специализации для конкретных технических средств, который учитывал бы возможности их использования. Этот показатель необходимо связать с понятием качества сельскохозяйственной техники и оценкой условий ее использования. Такой подход позволил бы конструктору шире представить практические нужды сельского хозяйства и обосновать выбор тех или иных технических решений. Выбор минимальной номенклатуры семейства машин позволил бы сократить общее число машин в Системе.

    Вышеизложенное ни в коей мере не снижает значимости существующей Системы машин как организующего и координирующего начала в АПК, а наоборот призывает к созданию единой согласованной методологии ее формирования в новых экономических условиях.

    Технический потенциал, заложенный в Систему машин научными и конструкторскими организациями, намного опережает существующий технический уровень механизации сельского хозяйства и позволяет достичь показателей развитых стран. Одним словом, реализация Системы машин на сегодня является определяющим фактором развития технической базы.

    Однако темпы освоения производства новой техники всегда отставали от ее разработки. Между тем в сельскохозяйственном производстве из-за недостаточной технической оснащенности многие технологические операции выполняются по устаревшим технологическим схемам с грубым нарушением агротехнических сроков, значительными затратами труда и потерями продукции

    Классификация тяговых классов тракторов

    Все тракторы разделяются на классы по тяговому усилию. В России, странах СНГ трактор класс определяется интервалом 0,2-8 для сельскохозяйственных машин и 0,2-75 — для агрегатов промышленного типа.

    Что такое тяговый класс трактора

    Понятие тягового класса трактора установлено ГОСТом 27021-86. Характеристика связана с эффективностью силового агрегата, отображает ее связь с конструкций и общим весом машины. Определяется на поле как максимально развиваемое агрегатом усилие при пробуксовке в условиях:

    • при влажности грунта 8-18%;
    • на стерне, имеющей среднюю плотность;
    • при максимальном значении КПД машины.

    ГОСТом, в зависимости от величины тягового усилия, агрегаты сельскохозяйственного назначения относятся к 10 классам, определяемым индексами в интервале 0,2-8. Для промышленных тракторов существует 11 групп с диапазоном индексов 0,2-75.

    В документе сведены тяговые классы тракторов в таблицы. Для промышленных, используемых в лесном хозяйстве полноценными классами считаются 0,6-2. Машины, применяемые при трелевке, погрузке, трубоукладке, мелиоративных и строительных работах, на предприятиях, находятся в группах 3-75.

    Классификация по группам

    Классификация тракторов по тяговому классу установлена ГОСТом 27021-86. Для сельскохозяйственных машин существует 10 групп, для промышленных — 11. В документе имеются соответствующие таблицы, связывающие класс с номинальным тяговым усилием, конструкционной массой.

    Классифицируют агрегаты по мощности моторов, которая:

    1. Для сельскохозяйственных тракторов первой группы (0,2) не превышает 20 кВт, для восьмой составляет 320-350.
    2. Для промышленных машин 0,6 класса составляет до 30 кВт, для 5 — 150, для 75 — 580.

    0,2 класс

    Группа объединяет тяжелые мотоблоки, мини-тракторы. Агрегаты используются:

    • для обработки небольших участков, при выведении новых сортов растений, разработке способов культивирования почв;
    • для обслуживания животных, в т. ч. в комплексах;
    • фермерами, имеющими небольшие поля;
    • садоводами, огородниками, в личном хозяйстве;
    • в коммунальном хозяйстве, малом строительстве.

    К классу относятся мини-тракторы Белорус с индексами 08К, 082, 084, 112, 132Н. В перечне продукция:

    1. Гомсельмаша — АМЖК-8.
    2. Алтайского и Харьковского тракторных заводов, соответственно, МТ-15 и Т-012.
    3. Курганского машзавода — КМЗ-012Ч.
    4. ЧТЗ — Уралец, Т-0,2.
    • колесные;
    • с колесной формулой — 4х2;
    • с мощностью моторов — до 20 кВт.

    0,4 класс

    Класс тяги тракторов включает, в сравнении с другими, только 1 трактор, выпускавшийся в Харькове в 1950-1956 гг. — ХТЗ-7. Машина колесная (4х2), первая малогабаритная среди советских тракторов. Относится к садово-огородным. Применяется в огородничестве, садоводстве, для перевозки небольших грузов, на вспомогательных работах. Имеет силовой агрегат мощностью 12 л. с.

    0,6 класс

    В группе тракторы, участвующие в сельскохозяйственном производстве. С их помощью:

    • готовят почву к посеву зерновых, посадке овощей, кустарников и деревьев в садах, при облагораживании территорий;
    • ухаживают за садами;
    • собирают урожай;
    • подготавливают, подвозят, распределяют корма для животных;
    • транспортируют материалы, оборудование при коммунальных работах.

    В классе колесная машина Т-16М и ее последующие модификации с моторами до 30 л. с. Здесь же Т-25, 30, агрегат ВТЗ-2032, выпускаемый объединением Агромаш. В перечне изделия с маркой Белорус (300-321), ХТЗ (Т-30А, 16МГ, 2511).

    Мощность силовых агрегатов не превышает 25 кВт. Их колесная формула — 4х2.

    0,9 класс

    Группа представлена не только колесными машинами, но и отдельными агрегатами на гусеничном ходу с мощностью моторов до 45 кВт. Причем среди первых есть механизмы с колесной формулой 4х2, как в предыдущих классах, и 4х4. Представлены также тракторы:

    • с 3 колесами (3х2), используемые в хлопководстве;
    • с пониженным клиренсом, которые удобны для работ в горах;
    • с коробками передач, имеющими расширенный диапазон переключаемых скоростей.

    Область применения машин:

    • обработка почв легкого типа к посеву разных культур;
    • заготовка сенажа;
    • междурядное окучивание;
    • уборочные работы;
    • опрыскивание посадок при борьбе с вредителями;
    • транспортные работы.

    В числе представителей группы есть тракторы:

    • из Белоруси — Белорус-422;
    • от компании Агромаш — 50ТК, 60ТК;
    • от Владимирского тракторного завода — ВТЗ 45АТ, 2048А;
    • из Липецка — ЛТЗ-60АБ, 60АБ10, 55, 55А, 55АН и Т40М, Т40;
    • из Ташкента — Т-24Х4М, 80.10.

    1,4 класс

    • липецкий агрегат — ЛТЗ-60АВ;
    • минские машины — МТЗ-50, 52, 80.1, 82, Белорус (900, 921, 923);
    • днепропетровские тракторы ЮМЗ-6 (модели АКМ, ДМ);
    • изделие от корпорации Агромаш — 85ТК.
    Читайте также:  Комбайны Класс (Claas), их технические характеристики и преимущества

    • обладают мощностью (до 75 кВт) и тяговым усилием, позволяющим преодолевать сложные дорожные условия;
    • используются для обработки (вспашки, культивации, боронования) не только легких, но и средних грунтов;
    • представлены колесными моделями с 3 и 4 колесами, с приводом на 2 и 4 колеса (практически по 50%).

    2 класс

    В группе начинают преобладать гусеничные машины с большим разбросом максимальной мощности моторов:

    • до 50 кВт для работы на виноградниках, в садах, свекловодстве;
    • до 60 — для свекловодства и работ в горах;
    • до 100 — портального типа.

    Из колесных во 2 классе представлены универсальные пропашные агрегаты с полным приводом, разными и одинаковыми по диаметру колесами на осях.

    Их максимальная мощность — 110-175 кВт.

    Наиболее востребованными представителями среди гусеничных являются машины Т-70, 70С, 54В из Кишинева, Т-90С — из Харькова. Из колесных:

    • белорусские — ШУ-356, Белорус 1221, 1220;
    • липецкие — ЛТЗ-155, 95;
    • 160-ТК от Агромаша.

    3 класс

    У колесных тракторов 3 (вплоть до 5) группы колесная формула может быть 4х4 и 6х6. Их мощность ограничена 140 кВт. Из моделей это:

    1. Т-150К и его модификации (09, 09-25), ХТЗ (17021, 17221, 17221-09, 17221-18, 17221-19, 17221-21, 242К, 246К) из Харькова.
    2. МТЗ-2022, 2103 от Минского тракторного завода.
    3. АТМ 3180, 4200 с германской трансмиссией ZF и двигателем Deutz от корпорации Агромаш.

    Гусеничные машины в тяговом классе мощностью 70-140 кВт, которые:

    • выпускали в Харькове — Т-150 (модификации — 05-09, 05-09-25, 05-09-25-04), ДТ (175, 75), Т-74;
    • производит концерн Агромаш — модели 180ТК, 90ТГ, ТГ150.

    4 класс

    4 группа машин по тяговому усилию представлена гусеничными и колесными тракторами. Агрегаты привлекаются для выполнения работ, требующих больших энергозатрат. Их используют для обработки полей обширной площади.

    Мощности моторов машин:

    • до 75 кВт на гусеничных движителях;
    • до 125 у передвигающихся на колесах.

    Пневмоколесные агрегаты представлены:

    1. Кировцем К-424.
    2. Террионом АТМ-4200, выпускаемым Агромашем.
    3. МТЗ-2022 под маркой Белорус.

    5 класс

    Из гусеничных агрегатов в этой группе Т-404, 250, 501 от Алтайского тракторного завода. Количество колесных машин большее:

    1. АТМ 5280, которые выпускает Агромаш под маркой Terrion.
    2. Кировцы К700, 701, 702, 703, 744.
    3. Изделия Белорус от МТЗ (2522, 2822, 3022, 3023).

    Мощность силовых агрегатов с гусеничным движителем — до 175 кВт, с колесным — 180-210. Они в состоянии справиться с большими объемами пахоты, лущения стерни, снегозадержания, культивации. Применяются для перевозки различных грузов.

    6 класс

    В этой группе машины гусеничные, болотоходные, с моторами мощностью до 125 кВт. Созданы специально для мелиоративных работ, но трудятся в сельхозпредприятиях на обработке больших по площади полях.

    1. Концерном Агромаш — модель Руслан.
    2. Кировским тракторным заводом — К744 в модификациях Р2, Р3, Р4.
    3. Ростсельмашем — Versatile 535 с колесной формулой 8х4, являющийся рекордсменом по обработке больших полей.

    7 класс

    В нем 1 представитель — АТМ 7360. Он колесный, производства Агромаш. Выпускается в серии Террион. В нем использован:

    • передний мост от итальянской фирмы Carraro;
    • гидравлика Бош (Германия);
    • немецкая трансмиссия ZF и мотор Deutz BF 6M 1013 FC (280 л. с.).

    Трактор способен выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы:

    • обрабатывать почву;
    • убирать урожай;
    • делать сплошной посев.

    АТМ 7360 комплектуется широкозахватными и комбинированными агрегатами. Это позволяет ему увеличивать производительность и быстро обрабатывать большие площади.

    Классификация и виды тракторов

    Научно-технический прогресс последовательно охватывает новые области — совершенствуется как автомобильная промышленность, так и тракторная. Сельское хозяйство переходит от стадии полуавтоматизированной работы, когда человек управляет трактором — к полностью автоматизированной работе, когда агрегат выполняют всю программу по алгоритмам и командам, которые были заданы ранее. Но, чтобы работать с техникой нужно знать её конструкцию, виды и способы применения.

    Тракторы различают по движителю, остову, тяговому классу и назначению. В зависимости от вида техники, она выполняет различные задачи в сельскохозяйственных, коммунальных или строительных областях. Агрегаты способны выполнять большинство задач, которые только могут стоять перед тяжелыми и тяговитыми машинами.

    Классификация по типу движителя

    Движитель трактора отвечает за перемещение агрегата. По типу движения технику классифицируют на колесную и гусеничную. У колесного агрегата тяговое усилие создаётся за счет движения колёс, а у гусеничного — за счёт гусеничных лент.

    Машины с гусеничным типом движителя лучше перемещается по трудному и тяжелому рельефу, чем колесные, поэтому их используют на сложной местности.

    Колёсный

    Тяговое усилие у колесного трактора создаётся за счет движения колес. Машины бывают как четырехколесными, так и трехколесными. Техника с тремя колесами разработана для работы на посадках хлопчатника, чтобы соблюдать междурядья. Колеса, на которые передается движение от двигателя — называют ведущими, а колеса, которые направляют технику — направляющими. Колесные формулы бывают 4×4 (полный привод) и 4х2 (задний привод). Агрегаты, у которых движение от двигателя передается на четыре колеса — это тракторы повышенной проходимости.

    На колесной машине можно передвигаться по дорогам общего пользования, в отличие от техники с гусеничным типом движителя, но сцепление с землей на колесном агрегате значительно ниже, чем на гусеничном. На мягкой и влажной почве колеса могут увязнуть.

    Полноприводные машины не буксуют на рыхлом грунте, но из-за их большой массы они наносят ущерб почве, поэтому на тяжелые тракторы устанавливают сверхширокие колеса по две-три пары на обеих осях.

    Гусеничный

    Преимущество гусеничного трактора перед колесным — это стабильное движение по мягкому влажному грунту, гусеницы не могут закопаться в землю, как колеса. Опорные катки двигаются по гусеничной цепи, распределяя массу машины на всю поверхность движителя, поэтому эта техника наносит меньше вреда почве.

    Ходовая часть гусеничного агрегата состоит из остова, движителя и подвески. Конструкция остова может быть как рамной, так и полурамной. Например, рама трактора ДТ-75МВ состоит из продольных и поперечных брусьев, которые связаны между собой заклепками. Опорные катки связаны с остовом техники при помощи подвески, которая передаёт на них нагрузку и отвечает за плавное движение по пересеченной местности.

    Сила тяги у гусеничной машины больше, чем у колесной. Главный недостаток этого агрегата в том, что гусеничный трактор не может передвигаться по дорогам общего пользования, потому что гусеницы разрушают асфальт.

    Классификация по типу остова

    Остов — это основная часть техники, на которую приходится нагрузка. На раму закрепляют все основные элементы машины. По типу остова агрегаты бывают:

    Рамный

    Рама состоит из продольных лонжеронов, на которые закрепляются поперечные балки для установки основных агрегатов машины. Масса рамной техники больше, чем полурамной или безрамной, но её преимущество в жесткости, прочности и легкому доступу к отдельным механизмам. При необходимости ремонта, можно снять отдельную часть механизма и произвести его замену без разбора всего агрегата.

    Рамный остов устанавливают на технике с гусеничным типом движителя. Навесное оборудование закрепляется кронштейнами на раме.

    Полурамный

    Полурамный остов состоит из литых корпусов, на которые крепятся основные узлы техники, и нескольких лонжеронов для крепления силового агрегата. Преимущество этого типа в доступности обслуживания основных узлов агрегата, но доступ к второстепенным механизмам затруднен.

    Полурамные машины распространены больше, чем остальные. Этот остов используется на универсальной, сельскохозяйственной и коммунальной техники. Например, трактор МТЗ-80 базируется на полурамном остове.

    Безрамный

    Безрамный остов машины — это соединенные корпуса двигателя и трансмиссии, которые образуют общую систему для закрепления второстепенных деталей и механизмов. Безрамная техника компактна, но обслуживание и ремонт этих агрегатов вызывает сложность, потому что доступ к отдельным узлам возможен только при снятии основного корпуса. Например, на тракторе ДТ-20 установлен безрамный остов.

    Тяговый класс

    Тяговый класс — это технические характеристики мощности трактора. Определение мощности агрегата через тяговый класс используется только в России и СНГ, в других странах мощность определяется только количеством лошадиных сил двигателя.

    Преимущество классификации по тяговому классу в том, что мощность определяется не только количеством лошадиных сил двигателя, но и типом ходовой части и массой машины. Разделение на классы по тяговому классу стандартизировано в соответствии с ГОСТ 27021-86.

    Подключение навесного оборудования также распределяется по тяговому классу, чем он выше, тем тяжелее и производительней подключается оборудование

    • 0, 1-0,2 — мотоблоки и мини-тракторы;
    • 0,4-0,9 — универсальная техника мощностью до 50 л.с.;
    • 1,4 — МТЗ-80 и другие универсальные агрегаты;
    • 5 — тяжелые промышленные и сельскохозяйственные машины.

    Классификация по назначению

    Тракторы используются в решении задач, где требуется мощное тяговое усилие для транспортировки грузов и оборудования:

    • Сельскохозяйственные;
    • Промышленные;
    • Трелёвочные;
    • Армейские.

    Сельскохозяйственный

    Техника для сельского хозяйства — это самый распространенный вид назначения, эти агрегаты обрабатывают почву, сажают и собирают урожай, скашивают сено и т.д. По назначению выделяют:

    • Тракторы общего назначения, которые предназначены для универсальной сельскохозяйственной работы;
    • Универсально-пропашные, которые предназначены для сельскохозяйственной работы: вспашка, культивация, боронование, посев и сбор урожая;
    • Специализированные, которые предназначены для узкопрофильной работы на плодовых плантациях и сложной местности.

    Преимущество сельхоз машины в том, что на них быстро подключается и отключается навесное оборудование, они двигаются на повышенных передачах, оборудование подключается на универсальный прицепной механизм; поэтому на трактор устанавливают двигатель с повышенным числом оборотов, многоступенчатую коробку передач, ходоуменьшитель, трехточечную систему навесного оборудования.

    Промышленный

    Промышленную технику используют для строительства и земляных работ. Это малоподвижные машины, которые выполняют работу статично — бульдозер, экскаватор, трубоукладчик и другая техника. Особенность промышленных агрегатов:

    • Стационарное, несъемное оборудование;
    • Большое тяговое усилие;
    • Работа на сложном рельефе;
    • Транспортировка до рабочего места спецтранспортом.

    Промышленные машины используют гусеничный тип движителя, потому что огромный вес агрегата распределяется на всю длину гусеницы и предотвращает запрокидывание. У техники смещен центр тяжести, так как вес стационарного оборудования достигает трети массы всего агрегата, для уравновешивания устанавливаются противовесы. Рабочая скорость не более 5 км/ч. В отличие от сельскохозяйственных машин, промышленные тракторы разрабатываются для узконаправленных задач, например для бульдозерно-рыхлительной работы.

    Трелёвочный

    Трелёвка — это доставка срубленных деревьев с места вырубки на погрузочную площадку. Для выполнения этой задачи разработаны трелёвочные тракторы, на которых установлено специальное оборудования для захвата древесины. Основа этой техники — это тяговитые сельскохозяйственные машины, которые могут передвигаться по пересеченному сложному рельефу.

    Кроме специальной площадки для деревьев устанавливают лебедку для чекерной трелёвки леса, как на тракторе ТДТ-55 или гидравлический захват для бесчекерной трелёвки, как на тракторе ЛТ-187. Ходовая часть на этих агрегатах отличается большой опорной площадью, которая уменьшает воздействие на грунт.

    Армейский

    Тяжелая техника уже давно используется в вооруженных силах, например во время первой мировой войны тракторы модифицировали под бронетанковые машины, но сегодня технические характеристики армейских автомобилей намного выше, чем у тракторов.

    Армейский трактор используют для перемещения артиллерийских орудий и других прицепных объектов военного назначения. Агрегаты с высокой проходимостью используют для подготовки местности для проведения операций. Основная характеристика армейской машины — это вездеходность, высокая проходимость и большая тяговая сила.

    Какой трактор выбрать

    При выборе трактора нужно учитывать его предназначение, если необходима машина для работы на дачном или фермерском участке, то стоит выбирать агрегат мощностью до 50 л.с. Более мощные машины не такие маневренные, а по функциональности небольшие машины не уступают более мощным.

    Для выполнения повседневных работ на дачном участке нужен мини-трактор мощностью до 20 л.с. Файтер Т-15 — это агрегат, у которого под капотом установлен силовой агрегат мощностью 15 л.с. Техника быстро выполняет сельхоз задачи, которые на дачном участке делают вручную: пахота, сенокос, выкапывание картофеля. Крутящий момент от силового агрегата к движителю передаются ременной передачей. Для подключения навески установлено одноточечное прицепное устройство.

    Если техника нужна не только для повседневных задач, но и для перевозки грузов, уборки снега или ваш участок больше 1 гектара, то лучше остановить свой выбор на тракторе Dongfeng 244C. На агрегате установлена герметичная отапливаемая кабина, в которой комфортно работать при любой погоде. Двигатель мощностью 24 л.с. Если вы владелец фермерского хозяйства, то Донг фенг станет вашим надежным помощником.

    Для решения более сложных задач: уборка сыпучих материалов, земляные работы, стоит выбрать СКАУТ Т-504С. Это новый трактор в линейке компании Скаут. На машине установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 50 л.с. Машина разработана с учетом суровых климатических условий. Навесное оборудование подключается к трехточечной навесной системе второй категории с грузоподъемностью 880 кг. Трактор подходит для сельскохозяйственной и коммунальной работы, к машине подключается фронтальный погрузчик и навесной экскаватор. Агрегат подходит для фермерских хозяйств и коммунальных служб.

    Вы оставляете
    заявку на покупку

    Бесплатная сборка
    и предпродажная
    подготовка

    Водитель доставляет
    ее по адресу без
    предоплаты

    Вы проверяете
    внешний вид и
    работоспособность

    Ссылка на основную публикацию