Теплоносители с карбоксилатными присадками и их особенности

Что такое карбоксилатные теплоносители?

Чтобы система отопления или водоснабжения прослужила как можно дольше, нужно придерживаться правил эксплуатации теплового оборудования, указанных в техническом паспорте системы. В том числе – использовать качественный и отвечающий требованиям теплоноситель. Если в систему можно заливать антифриз, выбирайте раствор от надежного производителя. Хороший антифриз предотвращает замерзание и аварийные ситуации, защищает оборудование от коррозии и образования накипи и в целом продлевает срок эксплуатации системы. Одними из лучших считаются растворы, куда в качестве присадок добавлен карбоксилат.

Из чего состоит теплоноситель?

Низкозамерзающий теплоноситель (антифриз) состоит из этиленгликоля, воды и присадок. Базовые компоненты, этиленгликоль и дистиллированная вода, составляют 93-97% объема антифриза и определяют его теплофизические свойства: температуры замерзания и кипения, вязкость, теплоемкость, теплопроводность, объемное расширение. Присадки (пакет присадок) предназначены для уменьшения коррозионного воздействия на металлы и подавления пенообразования. В теплоносители также добавляют краситель для придания отличительного признака. В объектах с особыми требованиями безопасности, например, на пищевых производствах, вместо этиленгликоля применяется менее токсичный пропиленгликоль.

Какими свойствами он должен обладать

Теплоноситель должен иметь высокую способность переносить тепло от нагревателя к холодильнику, не замерзать и не кипеть в определенном диапазоне температур, не наносить ущерба тепловой системе и оборудованию, иметь длительный срок эксплуатации.

Что такое карбоксилатный теплоноситель?

Карбоксилатными теплоносителями называют те, у которых пакет присадок состоит из комбинации карбоксилатов – солей карбоновых кислот. Для них используются также другие названия: органические теплоносители, Organic Acid Technology или сокращенно OAT. Такие теплоносители обладают наилучшими на сегодняшний день теплофизическими свойствами и максимальным сроком эксплуатации.

Кто производит карбоксилатные присадки

Разработка является результатом длительных научных исследований, многочисленных экспериментов и испытаний, требующих огромных интеллектуальных и финансовых вложений. Такие работы смогли выполнить только научные центры ведущих мировых компаний DOW Chemical (США), Arteco (Бельгия), BASF (Германия), Clariant (Швейцария). Пакеты присадок, разработанные этими компаниями («фирменные пакеты»), являются предметом интеллектуальной собственности и представляют коммерческую тайну. Эти пакеты можно приобретать у перечисленных компаний в виде так называемых суперконцентратов и производить на их основе карбоксилатные антифризы под собственными наименованиями (брендами).

Можно ли разработать свой собственный пакет карбоксилатных присадок

Попытки «слепить» свой собственный пакет присадок из солей карбоновых кислот или воспроизвести «фирменный пакет» на основе имеющейся открытой информации предпринимались многократно. Однако, в отсутствие адекватной научной базы и серьезных финансовых затрат, такие попытки обречены на провал, поскольку угадать правильную комбинацию компонентов невозможно. Главную роль в пакете присадок играет точное соотношение основных компонентов, а также добавление некоторых дополнительных «секретных» компонентов в микроскопических количествах. Только в таких сочетаниях возникает синергетический эффект, когда антикоррозионное (защитное) действие присадок многократно увеличивается и продолжается в течение многих лет.
Особо надо отметить, что все мыслимые сочетания карбоксилатных компонентов запатентованы компаниями-разработчиками, в том числе на территории России. Поэтому «самоделки» (лучше сказать подделки) нарушают патентное законодательство и должны преследоваться по закону.

Как отличить подделку

Под подделками следует подразумевать теплоносители, называемые карбоксилатными, но в которых содержится не фирменный (патентованный) пакет присадок, а нечто другое. Такие продукты, увы, широко распространяются на российском рынке, в расчете на то, что потребитель не разберется. Во-первых, это теплоносители, содержащие не карбоксилатные, а минеральные (боратные, фосфатные, аминные, нитритные, силикатные) присадки, или вообще без каких-либо присадок. Применительно к автомобилям такие продукты обычно называют тосолом. Во-вторых, это теплоносители, в которые добавлены карбоксилатные компоненты, но в сочетаниях не дающие синергетического эффекта. Фактически это те же тосолы. Такие теплоносители не имеют с карбоксилатными теплоносителями ничего общего, кроме названия. Подчеркнем, что «фирменный пакет» угадать невозможно, хотя сами карбоксилаты широко известны и перечислены в химических справочниках.
Риск от использования поддельных карбоксилатных теплоносителей можно сравнить с риском употребления поддельных лекарств. Надеешься на улучшение, но с организмом (с теплообменной системой) может произойти все что угодно, вплоть до выхода из строя.

Негативные последствия использования подделки

Основная проблема, которая связана с теплоносителями – это коррозия металлов в теплообменной системе. У «фирменных» карбоксилатных теплоносителей коррозия настолько эффективно подавлена, что она не проявляется в течение десяти и более лет. У минеральных теплоносителей (типа тосола) коррозия начинает проявляться через 2-3 года, а у «самоделок» и подделок с карбоксилатными ярлыками – через 1-2 года. Однако незаметная снаружи коррозия является причиной вполне заметных «болезней» теплообменной системы, которые могут возникать по отдельности или вместе, раньше или позже. Перечислим некоторые из них.

  1. 1. Снижение теплообмена через поверхности, покрытые слоем продуктов коррозии (ржавчины). Как следствие, это вызывает увеличение энергозатрат для поддержания штатной работы системы, поскольку значительная часть энергии начинает «вылетать в трубу».
  2. 2. Продукты коррозии (частицы ржавчины), попавшие в теплоноситель, разрушают уплотнения насосов, появляются протечки.
  3. 3. Продукты коррозии засоряют теплообменники, контуры котлов или холодильников, снижается циркуляция теплоносителя. В отопительных системах возникают застойные зоны, перегрев, сбои в работе, в предельном случае перегорает котел.
  4. 4. В зонах перегрева происходит термическое разложение (пригорание) этиленгликоля, появляется неприятный запах «жженой химии», в теплоносителе образуются гликолевые кислоты, ускоряющие коррозию.
  5. 5. запущенная коррозия «проедает до дыр» стенки теплообменников, труб, соединений, возникают протечки. Как следствие – демонтаж и замена оборудования.

По каким признакам можно отличить настоящий теплоноситель с карбоксилатами от подделки?
Наиболее надежный способ – навести справки о производителе. На это действительно стоит потратить время и усилия, поскольку обычно теплоноситель закупается в больших объемах, со значительными финансовыми затратами, и покупатель рассчитывает использовать его в течение многих лет.
Настоящие «фирменные» карбоксилатные антифризы производят и реализуют на российском рынке перечисленные ниже компании-разработчики:

  • DOW Chemical (США, www.dow.com) под брендами «Dowtherm», «Ucartherm»;
  • Arteco (Бельгия, www.arteco-coolants.com, www.zitrec.com) под брендом «Zitrec»;
  • BASF (Германия, www.basf.com) под брендом «Glythermin»;
  • Clariant (Швейцария, www.clariant.com, www.antifrogen.com) под брендом «Antifrogen».

А также многие другие, в том числе российские компании, которые закупают у разработчиков оригинальные пакеты присадок. Такие фирмы в своих рекламных материалах, на интернет-сайтах и на этикетках сообщают и всячески подчеркивают, что в теплоносителе применяется «фирменный» пакет присадок от известного разработчика.

В качестве примера можно привести компанию «Техноформ», которая более 10 лет назад первой в России начала закупать пакеты присадок у компании Arteco (Бельгия) и производить карбоксилатный теплоноситель под своим брендом «Hot Stream».
Если производитель не указывает происхождения присадок, то с большой вероятностью это либо «самоделка», либо откровенная подделка. В этом случае все риски и возможные негативные последствия ложатся на покупателя. Увы, такие продукты продаются не только на строительных рынках, но и в сетевых магазинах.

Где купить оригинальный теплоноситель с карбоксилатами

Мы поставляем антифризы «ХотСтрим» в Москве и по регионам от 1.000 кг напрямую от производителя– компании «Техноформ». За счет российского производства цена ниже по сравнению с зарубежными аналогами, а качество остается на высоте.
Нам важно доверие заказчиков. У нас вы можете заказать теплоноситель, в составе которого – качественные и действенные присадки-карбоксилаты, а не подделки. Позвоните или напишите нам прямо сейчас, чтобы уточнить цену, ассортимент или оформить оптовый заказ.

карбоксилатные присадки

Карбоксилатные присадки АРКТОН предназначены для приготовления

теплоносителей, хладоносителей и автомобильных антифризов на основе

этиленгликоля и пропиленгликоля.

Данный пакет присадок представляет собой концентрированный раствор,

содержащий ингибиторы коррозии на основе комбинации моно- и

Эти карбоксилатные присадки обеспечивают надёжную и

долговременную защиту от коррозии, кавитации и эрозии всех

элементов системы охлаждения автомобильного двигателя, а также

бытовых и промышленных систем отопления и кондиционирования

из меди, припоя, латуни, стали, чугуна, алюминия.

Карбоксилатные присадки АРКТОН производятся без использования

нитритов, силикатов, фосфатов, боратов, аминов, устойчивы к жесткой

воде, совместимы с подобными (карбоксилатными) импортными

антифризами и теплоносителями.

Отличие от традиционных присадок

Традиционные антифризы и тепло/хладоносители, включающие силикаты,

бораты, фосфаты, нитриты и нитраты, амины не соответствуют современным

требованиям, которые предъявляют европейские производители теплообменного

и холодильного оборудования, согласно которым ограничивается присутствие

силикатов, фосфатов и полностью исключается наличие нитрата и нитрита.

  • наличие буры в составе антифризов и теплоносителей ухудшает защиту

алюминия и его сплавов в условиях нагревания.

  • присутствие фосфатов снижает стабильность антифризов и теплоносители

при их эксплуатации за счет образования осадков от солей жесткости воды,

что приводит к затруднению циркуляции жидкости и тем самым снижает

  • включение в состав антифризов и теплоносителей силиката способствует

снижению их стабильности при хранении и образованию гелеобразного осадка

в условиях эксплуатации при высоких температурах.

При использовании силиката в композициях зарубежных антифризов и

теплоносителей для их устойчивости применяют дорогостоящие специальные

стабилизаторы, изготавливаемые по сложной технологии.

При производстве отечественных охлаждающих жидкостей силикаты не

  • использование аминов, в частности, триэтаноламина в составе охлаждающих жидкостей, хотя и обеспечивает улучшенную противокоррозионную защиту, ​ однако имеет существенный недостаток.

Предполагается, что подобные соединения могут расщепляться при высоких

температурах и приводить к образованию высокомолекулярных канцерогенных

соединений, таких как нитрозоамин, представляющих токсикологическую

  • Все вышеперечисленные ингибиторы коррозии традиционных антифризов и

теплоносителей имеют еще один существенный недостаток. В процессе

антикоррозионной защиты на поверхности металла они образуют достаточно

толстую защитную пленку, снижая тем самым теплообмен и увеличивая во

времени расход самих ингибиторов в процессе эксплуатации и образования

продуктов коррозии в системе охлаждения.

Подобных недостатков лишены композиции антифризов и теплоносителей

новых современных технологий, таких как Organic Acid Technology ( OAT ),

основанных на использовании карбоновых кислот или их солей,

Читайте также:  Борона зубовая гидрофицированная БЗГ 24 Мечта: технические характеристики, цена, отзывы, фото, видео, устройство

обеспечивающих повышенную и долговременную антикоррозионную

Механизм действия защиты металлов от коррозии данных ингибиторов

совершенно иной. Расход этих ингибиторов минимальный. В отличие от

традиционных композиций они образуют тончайшую защитную пленку

толщиной в несколько ангстрем, при этом «залечивание» очагов коррозии

происходит только по мере их образования, тем самым экономится

концентрация пакета присадок.

Именно поэтому антифризы и теплоносители нового поколения

выдерживают срок эксплуатации до 5 лет в системах охлаждения

автомобилей и до 10 лет в системах теплоснабжения и вентиляции.

Характеристики карбоксилатного пакета присадок

• Предлагаемый пакет присадок относится к современной карбоксилатной

технологии (ОАТ) для приготовления охлаждающих жидкостей с

высокими эксплуатационными характеристиками.

• Обеспечивает защиту черных и цветных металлов от коррозии и кавитации.

• Имеет длительный срок службы.

• Не содержит силикаты, бораты, фосфаты, нитриты и нитраты, амины.

• Охлаждающие жидкости, приготовленные с использованием

карбоксилатного пакета присадок, обладают лучшими теплофизическими

характеристиками (теплоемкостью, теплопроводностью и вязкостью) по

сравнению с традиционными антифризами и теплоносителями.

• Хорошо растворяется в водно-гликолевых растворах. Для приготовления

антифриза или теплоносителя достаточно смешать в определенных пропорциях этиленгликоль (пропиленгликоль), воду и пакет присадок.

• Возможно добавление пакета присадок в уже заполненные системы с водно-гликолевыми растворами.

• Применяется как в растворах этиленгликоля, так и в растворах пропиленгликоля.

Испытание на коррозию антифриза и теплоносителя с карбоксилатными присадками ASTM D 1384 (Потеря веса,мг/купон.)

Охлаждающая жидкость с карбоксилатным пакетом присадок

Особенности состава и применения карбоксилатных теплоносителей

Для того чтобы система охлаждения или водоснабжения полностью выработала свой эксплуатационный ресурс, необходимо строго придерживать правил, выработанных производителем и указанных в технической документации системы. Одно из ключевых условий – это использование качественного теплоносителя. Если система пригодна для заливки незамерзающих антифризов, необходимо выбирать растворы от надежных производителей. Готовые теплоносители для систем отопления на основе гликоля способны эффективно защитить инженерное оборудование от коррозии и образования накипи, замерзания системы и возникновения аварийных ситуаций. Практика показывает, что самым надежным и производительным вариантом считается антифриз, в который в качестве антикоррозионных присадок добавлены карбоксилаты. Так появилась революционно новая группа теплоносителей – карбоксилатные.

Особенности состава

Теплоноситель с низкой температурой замерзания состоит из очищенной деминерализованной воды, гликоля (этилен- или пропиленгликоль) и пакета антикоррозионных присадок. Базовые компоненты (спирт и вода) составляют от 93 до 97 % от объема рабочей жидкости и определяют основные физические характеристики раствора. Объемное расширение, теплоемкость, вязкость, теплопроводность: эти параметры влияют на эксплуатацию теплоносителей. Роль присадок очень велика, они способны уменьшить коррозионное воздействие на металлические элементы системы и подавить пенообразование. В некоторых системах, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, вместо этиленгликоля принято использовать пропиленгликоль.

Карбоксилатные присадки

Карбоксилатные теплоносители отличаются тем, что у них в качестве антикоррозионных добавок используются не традиционные фосфаты или бораты, а соли карбоновых кислот. Антифризы с добавлением органических соединений отличаются улучшенными теплофизическими свойствами и имеют продолжительный срок эксплуатации. Это стало возможным благодаря длительным научным исследованиям, экспериментам и испытаниям, труду большого количества специалистов. В разработку карбоксилатных присадок для теплоносителей ежегодно вкладываются внушительные средства. Именно по этой причине мировыми лидерами по производству ингибиторов коррозии являются только крупные научные центры ведущих мировых компаний. Предложенные ими формулы являются объектом интеллектуальной собственности и представляют коммерческую тайну. Узнать состав и воспроизвести его самостоятельно невозможно, поэтому отечественные производители теплоносителей предпочитают покупать у разработчиков суперконцентраты и на их основе изготавливать собственные карбоксилатные антифризы.

На протяжении долгих лет многие изготовители пытались сэкономить и создать уникальный пакет присадок из солей карбоновых кислот. Все попытки завершились неудачно, ведь на основе информации, имеющейся в открытом доступе, сделать это невозможно. Необходимы не только серьезные финансовые расходы, но и адекватная научная база. Угадать правильную комбинацию и пропорцию используемых компонентов ни у кого не удалось. Главный секрет производителей заключается в применении так называемых секретных компонентов. Добавление соединений в микроскопической концентрации усиливает синергетический эффект от использования присадок, благодаря которому их защитные свойства увеличиваются и сохраняются на протяжении долгих лет.

Важно отметить, что любые возможные сочетания карбоксилатных компонентов уже использовались разработчиками присадок и запатентованы ими во всех странах мира. Попытки повторить формулу как минимум нарушают международное патентное законодательство и преследуются по закону.

Опасайтесь подделок!

Чем отличается поддельный карбоксилатный теплоноситель от оригинального? В нем вместо фирменного пакета органических присадок содержатся совсем иные компоненты. Такая ситуация часто наблюдается на рынке России, поэтому если вы собираетесь купить этиленгликоль с пакетом карбоксилатных антикоррозионных добавок, выбирайте надежные и проверенные компании. В противном случае можно получить раствор с содержанием минеральных добавок (нитриты, силикаты, амины, бораты или фосфаты), а то и вовсе без таковых. Некоторые производители добавляют в гликолевый раствор карбоксилаты, но не соблюдают установленные пропорции. Специалисты отмечают, что риск от применения в отопительных системах поддельных теплоносителей сравним по негативному эффекту с использованием поддельных лекарств. В самом лучшем случае вы просто не получите ожидаемый эффект, в худшем – система выйдет из строя и потребует дорогостоящего ремонта.

Теплоносители с карбоксилатными присадками и их особенности

Сведения о товаре и его цене, размещенные на сайте, не являются публичной офертой. Информацию о возможности приобретения соответствующего товара и условиях такого приобретения уточняйте в отделе продаж.

Правовая информация

I. Общие положения

  • 1.1. Настоящее Положение о политике конфиденциальности (далее — Положение) Сайта является официальным документом ООО «ПИПАЛ РУС» (местонахождение: 109052, г. Москва, ул. Смирновская, дом 25, стр. 2) (далее – Оператор, Компания), который определяет порядок использования посетителями Сайта Сервиса (сервис обратной связи, интегрированный в Сайт) и обработки информации о физических лицах (далее – Посетитель Сайта), получаемой от Посетителей (Пользователей) Сайта с помощью форм Сервиса.
  • 1.2. В случае если при использовании Сервиса Посетителем будет сообщена любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее – персональные данные), обработка таких данных будет осуществляться исключительно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обработки персональных данных. В отношении всех сообщаемых персональных данных Посетитель Сайта предоставляет Оператору согласие на их обработку. Оператор обрабатывает персональные данные Посетителя исключительно в интересах Посетителя Сайта и строго с целью предоставления пользователю функционала Сервиса и Сайта.
  • 1.3. Оператор обязуется принимать технические, организационные меры по защите и хранению персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
  • 1.4. Заполнение форм Сервиса понимается как использование Сервиса. Заполняя формы Сервиса, Посетитель Сайта выражает свое полное и безоговорочное согласие с настоящей Политикой конфиденциальности, которая определена Оператором как публичная оферта в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
  • 1.5. Посетитель Сайта обязан ознакомиться с настоящими Условиями использования Сервиса до начала использования Сервиса и отправки данных, внесенных в формы.
  • 1.6. Текст настоящего документа, а также любые условия использования Сервиса могут быть изменены Оператором в любое время в одностороннем порядке без предварительного уведомления Посетителей Сайта.
  • 1.7. Настоящая Политика распространяется на обработку личных, персональных данных, собранных любыми средствами, как активными, так и пассивными, как через Интернет, так и без его использования, от лиц, находящихся в любой точке мира.

II. Правовые основания обработки персональных данных

Все операции, связанные с обработкой персональных данных осуществляются Оператором в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также действующего законодательства Российской Федерации.

III. Цели и способы обработки персональных данных, объем обрабатываемых персональных данных

  • 3.1. Целями обработки персональных данных являются:
  • 3.1.2. Идентификация Пользователя в целях исполнения заказа; направление уведомлений, касающихся исполнения заказов, а также уведомлений рекламного характера (о продукции, специальных предложениях и т.д.). Использование сервисов Сайта подтверждает согласие посетителя сайта на отправку указанных уведомлений. Посетитель сайта имеет право в любое время отказаться от рассылки путём информирования Оператора по контактам для обратной связи, а также внесения изменений в настройках профиля на сайте.
  • 3.1.3. Использование персональной информации для внутренних целей, таких как: проведение аудита, анализ данных и различных исследований в целях улучшения продуктов и услуг Компании, а также взаимодействие с потребителями.
  • 3.2. Персональные данные Пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.
  • 3.3. Объем обрабатываемых персональных данных:
  • 3.3.1. Оператор имеет право собирать и хранить следующую информацию о персональных данных: имя, фамилия, дата рождения, пол, семейное положение, почтовый адрес, контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты, информация об избранных контактах), реквизиты банковских карт.
  • 3.3.2. В целях исполнения Оператором обязательств перед Пользователями, Оператор вправе запросить у Пользователя копию документа, удостоверяющего личность, либо иного документа, содержащего имя, фамилию, фотографию Пользователя, а также иные дополнительные данные, которые, по усмотрению Оператора, будут являться необходимыми и достаточными для идентификации такого Пользователя и позволят исключить злоупотребления и нарушения прав третьих лиц.

IV. Cроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения

  • 4.1. Обработка и хранение персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
  • 4.2. Персональные данные пользователя уничтожаются при:
  • 4.2.1. Самостоятельном удалении Пользователем данных со своей персональной страницы с использованием функциональной возможности «удалить аккаунт», доступной Пользователю при помощи настроек профиля;
  • 4.2.2. Удалении Оператором информации, размещаемой Пользователем, а также персональной страницы Пользователя в случаях, установленных договором купли – продажи;
  • 4.2.3. При отзыве субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных.
Читайте также:  Минитрактора из Китая - описание, особенности, преимущества, цены, видео и отзывы

V. Порядок осуществления субъектом персональных данных прав

    • 5.1. Пользователи вправе требовать от Оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки путем направления запросов в письменной форме по адресу, указанному разделе Общие положения, или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, и отправленного по средствам формы обратной связи.
    • 5.2. Запрос, направляемый Пользователем, должен содержать:
    • • номер основного документа, удостоверяющего личность пользователя или его представителя;
      • сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
      • сведения, подтверждающие участие пользователя в отношениях с Оператором (в частности, порядковый номер id пользователя или короткое (поддоменное) имя, заменяющее порядковый номер id);
      • подпись Пользователя или его представителя;
      • адрес электронной почты;
      • контактный телефон.
  • 5.3. Оператор обязуется рассмотреть и направить ответ на поступивший запрос Пользователя в течение 30 дней с момента поступления обращения.

VI. Передача персональных данных

  • 6.1. Персональные данные Пользователей не передаются каким-либо третьим лицам, за исключением случаев передачи персональных данных третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи, операторам электросвязи и т.д., исключительно для целей, указанных в разделе III настоящей Политики конфиденциальности
  • 6.2. При наличии согласия пользователя возможна передача персональных данных Пользователя третьим лицам-контрагентам Оператора с условием принятия такими контрагентами обязательств по обеспечению конфиденциальности полученной информации.

VII. Авторские права

Компания обладает авторскими и иными правами на программный код, дизайн Сервиса и Сайта, включающий графические элементы, цвета, аудиовизуальный контент, группировку и систематизацию данных, расположение различных элементов. Любое копирование, распространение, перевод или другие действия, связанные с нарушением авторских прав, запрещены.

Карбоксилатные антифризы

Современные карбоксилатные антифризы выгодно отличаются от традиционных жидкостей долгим сроком службы и бережным отношением к деталям двигателя

В последние годы в продаже появились охлаждающие жидкости нового поколения – с присадками-ингибиторами на карбоксилатной основе. Они дороже традиционных антифризов (например, продаваемых под известным еще с советских времен названием «Тосол»), как минимум, вдвое. Это если сравнивать жидкости российского производства – цены импортных могут быть выше на порядок. Стоит ли переплачивать?
Прежде всего, разберемся с расходами. Если покупать антифриз 200-литровыми бочками, то литр дешевого «Тосола» непредсказуемого качества обойдется примерно в 30 рублей, а заправка системы охлаждения крупнотоннажного автомобиля – примерно в полторы тысячи. Карбоксилатный антифриз, даже из числа дорогих – возьмем для примера сорт Coolstream Premium в ассортименте российской фирмы «Техноформ», – стоит 35 тысяч рублей за бочку. А значит, заправка машины обойдется на 7 тыс. рублей дороже, чем «бодягой». Служить до замены такая жидкость будет минимум пять лет (изготовитель заявляет 650 тыс. км пробега для грузовых автомобилей), за которые перевозчик только на топливо потратит 6 миллионов рублей. Не говоря уже о расходах на шины, масла, фильтры, колодки и пр. А если учесть, что «долгоиграющий» антифриз бережет детали двигателя (замена съеденной коррозией водяной помпы на моторе тягача-иномарки обойдется в 40 тыс. рублей, а радиатора – 80 тыс. рублей), то о переплаченных за хорошую охлаждающую жидкость семи тысячах можно и не вспоминать – это около одного рубля на 100 км пробега.
Итак, цена – не главное. Интересовать перевозчика должны, прежде всего, долговечность антифриза и беспроблемность эксплуатации техники: проверил, чтобы из системы охлаждения нигде не подтекало, залил фирменный антифриз, и в ближайшие пять лет просто ездишь, зарабатывая деньги. Но это возможно, лишь если химический состав охлаждающей жидкости будет сохранять относительную стабильность.
Основа большинства автомобильных охлаждающих жидкостей не менялась несколько десятилетий: приемлемой альтернативы этиленгликолю – токсичной жидкости, вызывающей в смеси с водой коррозию металлов, пока не придумано. У традиционных антифризов, в том числе советского «Тосола» образца 1971 года и его многочисленных клонов, пакет присадок содержит, в основном, неорганические ингибиторы коррозии (как правило, это натриевые соли слабых кислот: бораты, силикаты и нитриты), тормозящие анодное растворение металлов и создающие на всей омываемой поверхности защитную пленку. Что требует высокого расхода участвующих в этом процессе реагентов – они попросту вырабатываются, оставляя двигатель без защиты при последующих повреждениях пленки. Поэтому производители автотехники предписывали частую замену охлаждающей жидкости – например, каждые 60 тыс. км пробега. Увеличение же «запаса щелочности» антифриза, которым увлекаются некоторые производители традиционных жидкостей для продления срока их службы, чревато появлением твердых или гелеобразных отложений нерастворимых солей железа и слабых кислот на наиболее нагретых поверхностях (гильзах цилиндров и др.), а также в «узких» местах: трубках радиатора, деталях термостата. Это вызывает перегрев двигателя и его преждевременный ремонт. Не говоря уже о «мелочах» вроде износа крыльчатки водяного насоса образующимся силикатным абразивом. Перечисленные недостатки традиционных антифризов заставили большинство производителей автотехники отказаться от них и использовать для первой заливки нового поколения – карбоксилатные, то есть с присадками на полностью органической основе. И запретить покупателям моделей последних поколений применять охлаждающие жидкости с неорганическими ингибиторами коррозии.
В отличие от антифризов «промежуточного» класса, имеющих в составе пакетов присадок – как компромисс между ценой и качеством – смесь органики и неорганики (так называемые гибриды и лобриды), в чисто карбоксилатных охлаждающих жидкостях ингибиторами коррозии выступают карбоновые кислоты и их соли (обычно натриевые, калиевые и алканоламиновые). Отсюда и название: карбоксилаты – соединения, содержащие карбоксильную группу –COOH. В списке отлично подошедших для данной задачи кислот – капроновая, каприловая, себациновая, бензолкарбоновая, гександионовая, бутандионовая, фталевая и др. Как видим, среди них присутствуют как одно-, так и двухосновные; как алифатические, так и ароматические. Применение каждой конкретной обусловлено ее специфическими свойствами при защите от коррозии разных металлов: одни эффективнее противостоят коррозии чугуна и стали, другие лучше работают с алюминиевыми сплавами, третьи берегут латунь и бронзу. Ингибитирующие свойства карбоксильной группы основаны на контролируемой реакции, запускаемой именно в зарождающихся очагах коррозии и требующей энергии в виде отдачи электронов. Как только очаг подавлен и покрыт пленкой металло-карбоксилатного комплекса (кстати, благодаря гидрофобности карбоксильной группы и огромному сопротивлению поляризации она гораздо прочнее, чем пленка из фосфатов и боратов, образуемая традиционными антифризами), расход присадок прекращается. Таким образом, спустя и год, и два, и три машина продолжает наматывать одну сотню тысяч километров за другой с почти свеженьким антифризом в моторе, не побуждая завгара заменять его при каждом ТО.
Кроме того, карбоксилатные антифризы снижают вероятность возникновения кавитации на крыльчатках водяных насосов и вибрирующих стенках «мокрых» гильз цилиндров, применяемых на большинстве двигателей коммерческих автомобилей и спецтехники. А значит, усилия конструкторов, создающих моторы-«миллионники» (есть двигатели с заявленным ресурсом в полтора и более миллиона километров), не пропадут зря. Что толку было бы увеличивать износостойкость цилиндра изнутри, колдуя над составом чугуна и экспериментируя с маслами все новых и новых классов качества, если рано или поздно схлопывание пузырьков пара на наружной поверхности гильзы «проест» в металле сквозные дыры? Впрочем, мотор может отправиться в «капиталку» и раньше – истонченная стенка гильзы не выдерживает нагрузок и ломается. В прежние времена, когда большая часть парка грузовиков и автобусов ездила с водой в системе охлаждения (зимой заменяемой ежедневно), ни кавитация, ни зарастание рубашки блока сталактитами эксплуатационников не волновали. Автобазы партиями отправляли на обмен как стеклотару вышедшие из строя моторы на специальные авторемонтные заводы. Сегодня, когда многие перевозчики балансируют на грани выживания, а простой крупнотоннажного автомобиля в ремзоне и счет из дилерского сервиса приносят убытки в сотни тысяч рублей, экономить на антифризе – прямой путь в небытие. Залил бодягу – и вскоре. «слил» свой бизнес конкурентам.
Еще несколько лет назад карбоксилатный антифриз можно было купить только в канистре с логотипом именитой западной марки – нефтяной компании или химического концерна, либо просто «оригинальную» жидкость с эмблемой автомобильной фирмы. И только за бешеные деньги. А сейчас – пожалуйста – на выбор есть и несколько сортов российского производства. Придавать значение цвету жидкости, зависящему только от примененного красителя, а также перечню марок автомобилей на этикетке не стоит: бумага все стерпит. Коды G11 и G12 – это тоже ни о чем, поскольку имеют отношение только к фирме Volkswagen. Потворствуя заблуждениям покупателей, маркетологи местечковых антифризных заводиков преподносят эти внутрикорпоративные «джи» как общемировой показатель высокого качества. Но реально гарантировать оное могут только пакеты ингибиторов, на испытания которых потратили миллионы долларов ведущие химические концерны.

Все о теплоносителях

За предшествующие 15-17 лет произошли революционные изменения в технологических решениях, оборудовании, а также материалах и технологиях, применяемых при строительстве систем отопления. Появились двухконтурное котельное оборудование, гелиосистемы и тепловые насосы, в качестве материалов начали применяться пластиковые трубы краны и соединения, сборка которых имеет меньшие трудозатраты, их легче конфигурировать и ремонтировать. Получило распространение применение «теплых полов» как электрических, так и на основе циркулирующих трубопроводов.

Читайте также:  Обзор гусеничного бульдозера Т-800: устройство, технические характеристики, фото и видео

Этот технологический прорыв привел к развитию еще одного технического решения: применение незамерзающих жидкостей — теплоносителей в индивидуальных системах отопления частных домов, промышленных объектов и системах вентиляции и охлаждения торгово-развлекательных комплексов.

В связи с тем, что инновации стремительно ворвались в нашу действительность, применение теплоносителей вызывает множество вопросов, домыслов и слухов. Некоторые из них формируют практику применения, некоторые противоречат здравому смыслу. В данной статье мы попытаемся ответить на самые распространенные вопросы.

1. Применять или не применять теплоноситель?

Нет такого ГОСТа или закона, по которому обязательно применять или не применять теплоносители. Иногда проекты промышленных систем предусматривают необходимость применения «водно-гликолевых растворов», а некоторые производители отопительного оборудования бытового назначения вообще запрещают применение теплоносителей.

Какое решение верное? Как быть покупателю, который своими силами пытается оборудовать системой отопления свой дом? Выводы можно сделать, принимая во внимание совокупность многих факторов: это и модель оборудования, и тип строения, материал и утепление стен, вид системы, регион местонахождения. Но самым важным фактором является степень защищенности системы в непредвиденных, экстренных случаях.

Главная задача теплоносителя – уберечь систему от размораживания и повреждения, а также защита системы от накипи, отложений и коррозии. Прошедшие три зимы выявили новый феномен: в центральных регионах России, зимой идет ледяной дождь, обрывая линии электропередач. Целые поселки, на несколько суток остаются без света. Во многих районах Подмосковья качество воды оставляет желать лучшего. Такие явления не произвольно заставляют задуматься о актуальности использования теплоносителей.

2. Какой выбрать, чем они отличаются?

Непосвященному человеку разобраться в изобилии предложений и диапазоне цен весьма непросто.

— Первоначальным критерием выбора всегда должна быть «основа», т.е. на основе чего изготовлен теплоноситель. Здесь выбор не богат: Этиленгликоль – двухатомный спирт, который токсичен. Пропиленгликоль – нетоксичное вещество, иногда применяемый как пищевая добавка E152.

— Еще один показатель – это то, какие присадки применяются в теплоносителе: органические (карбоксилатные) или неорганические. Присадки влияют на срок и качество эксплуатации теплоносителя. У теплоносителя с органическими присадками дольше срок службы, и процессе эксплуатации он надежнее защищает систему от воздействия коррозии.

— И третий основной показатель, это то как к данному продукту относятся производители отопительного оборудования, проще говоря, есть ли у продукта допуски к применению. Постараемся выстроить рейтинг качеств и универсальности теплоносителей.

1) Теплоноситель на основе пропиленгликоля с органическими присадками и допусками от производителей оборудования. Такой теплоноситель предоставляет самый широкий диапазон показателей: экологичность, безопасность, физико-химические показатели, универсальность применения: от детского сада до пищевого производства и мест массового скопления людей.

2) Теплоноситель на основе этиленгликоля с органическими присадками и допусками от производителей оборудования. Такой теплоноситель уже имеет ограничения в применении. Можно определить его назначение: промышленные объекты и системы, надежно изолированные от жизнедеятельности человека.

3) Теплоносители на основе этиленгликоля или пропиленгликоля с обычными присадками. Это бюджетные варианты. Их назначение такое же, как у теплоносителей с органическими присадками, но меньше срок службы, и уступают свойства при эксплуатации. Ничего плохого в применении таких теплоносителей нет, но соотношение расходов на покупку и качестве эксплуатации – явно не в их пользу.

p.s. В последние несколько лет появился теплоноситель на основе глицерина. Глицерин — простейший представитель трёхатомных спиртов. Представляет собой вязкую прозрачную жидкость, иногда так же применяется как пищевая добавка. Он не присутствует в списке теплоносителей, т.к. у этого продукта очень высокая плотность, кинематическая и динамическая вязкость. Проще говоря он «слишком густой». Производители оборудования предусматривают показатели в несколько раз ниже тех, которые присутствуют в теплоносителе на основе глицерина.

3. Как узнать необходимое количество?

Распространенный, но не сложный вопрос. После завершения монтажа системы необходимо проводить пуско-наладочные работы. Это предусматривают различные технические регламенты. Так же регламенты предусматривают необходимость контрольной проверки – опрессовки системы водой. После проведения опрессовки полученная из системы вода укажет точное количество теплоносителя, необходимого для системы.

4. Разводить или не разводить, или как правильно разводить?

Отсутствие единого мнения по этому вопросу связано с тем, что производители оборудования устанавливают одни требования, беспокоясь о эксплуатации оборудования (хотят теплоносители пожиже), а покупатели придерживаются своей линии (хотят теплоносители подешевле), обусловленной необходимостью экономии средств. Так, производители теплоносителей, лавируют между требованиями производителей, покупателей. Как всегда – истина где-то по середине.

Производители оборудования, в усредненных требованиях определяют необходимость применения теплоносителя -20-25 ℃. Покупатели говорят о том, что им -10℃ вполне достаточно. Наиболее распространены в продаже -30 ℃. Если сопоставить разницу в цене и физических показателях, выявляются совершенно не существенные значения. Т.е. если развести в разумных значениях теплоноситель -30 ℃, то показатели не улучшатся, а экономия будет несущественна

Получаем взамен: если произойдет разбавление – при отсутствии «запаса прочности» — теплоноситель окончательно потеряет свои свойства (разбавление весьма вероятно при подпитке системы).
Это может привести к необходимости замены всего теплоносителя, что влечет двойные расходы.

5. Как взаимодействуют теплоносители с алюминиевыми и стальными радиаторами, полипропиленовыми кранами, трубами? Что применить для уплотнения стыков?

Если производитель соблюдает требования и методики испытаний, предусмотренные действующими ГОСТами, – беспокоиться не о чем. Если в теплоносителе применены органические (карбоксилатные) присадки – это дополнительный плюс. Главное – это уровень доверия к производителю, потому что потребитель в бытовых условиях самостоятельно проверить показатели не сможет, а в условиях лаборатории – эти испытания достаточно дорогостоящие.

6. Какой срок службы – как узнать и когда заменить?

Теплоносители с обычными присадками – их срок эксплуатации 5 отопительных сезонов, теплоносители с органическими (карбоксилатными) присадками – срок эксплуатации 10 сезонов. Каждый год после окончания отопительного сезона можно проводить несложную процедуру — сливать небольшое количество теплоносителя в стеклянную прозрачную емкость (банку). Полученный образец смотрим на наличие механических и других примесей, цвет, прозрачность. На техническом языке это называется провести визуальный осмотр. Если, на Ваш взгляд, теплоноситель сильно загрязнен механическими примесями– его можно слить, отфильтровать, промыть систему и залить опять. Если в теплоносителе присутствуют химические частицы: хлопья и т.п. – необходимо обратиться к специалистам.

7. В каких системах можно применять, а в каких нет?

Теплононоситель применяется только в закрытом контуре. Это значит, что циркуляция в системе производится постоянно- принудительно, за счет насоса. И в системе присутствует постоянное давление. В открытых контурах теплоноситель не применяется, по причине того, что вода будет испаряться более интенсивно чем хим состав, и есть риск получить в системе химические остатки теплоносителя.

Теплоносители не применяются с электрическими нагревателями электролизного типа. Это когда теплоноситель используется не только для передачи тепла (или холода), но и в качестве электропроводника. Электропроводность у теплоносителей низкая, и это приведет к большим затратам электроэнергии. Теплоносители, которые представлены на рынке с назначением для электролизного нагрева, на самом деле, имеют в своем составе растворы солей, что приводит к коррозионному воздействию на материалы, в несколько раз превышающее допустимые значения.Теплоносители не применяют с оцинкованными трубами.

8. Стереотипы: теплоносители минус 30 — это мало или много?

Ответ частично уже предоставлен, в предыдущих разделах. Очень частые два противоположных по смыслу вопроса. Одни считают, что, если в местности где они проживают, иногда зимой температура опускается ниже чем — 30℃ — такой температуры теплоносителя будет недостаточно. Другие, говорят о том, что если у них в регионе, зимой температура на понижается ниже — 15℃, зачем переплачивать за- 30℃?

Практика применения имеет свое мнение:
1) Температура в помещении, которое не отапливалось длительное время, и температура окружающей среды – всегда отличаются. В помещении всегда будет теплее как минимум на 5 градусов, даже если не закрыты окна.
2) Даже если «за окном» минус 45, а помещение промерзло до минус 35, теплоноситель не превратится в лед, и, соответственно, не разорвет трубы и радиаторы. (при этом необходимо не забывать, что контур водоснабжения теплоноситель не защищает. ). Теплоноситель с температурой минус 30 начинает превращаться в лед при температуре ниже минус 50С.

С другой стороны, теплоносители с температурой минус 10; 15 и даже 20 С имеют ряд практических недостатков, таких как:
1) Даже в центральных регионах России, зимой, температура понижается ниже указанных величин. В таких условиях вряд ли кто-то захочет купить продукт, который превратился в «снежную кашу», несмотря на то, что после оттаивания – он полностью вернет свои свойства.
2) При малейшем разведении (что очень вероятно особенно в двухконтурных котлах или после промывки системы), теплоноситель без небольшого запаса по температуре потеряет свои необходимые свойства.

3) Если указанные риски не принимать во внимание, желаемая экономия средств все равно не получится – т.к. стоимость упаковки, логистики и прочих необходимых расходов будет возложена на воду, которая содержится в преобладающем количестве в данных продуктах.

9. Когда в системе была вода – было все хорошо, залили теплоноситель — потекли все соединения.

Действительно, теплоносители более текучие, чем вода.

И текучесть увеличивается с повышением температуры, кальцевые отложения не образуются и не закупоривают микротрещины. Даже если микрозазоры чем-то забьются, присадки теплоносителя «почистят» закупорившие образования, и восстановят течь. Поэтому, сборке стыков в системе, где планируется применять теплоносители – необходимо уделять больше внимания. Обязательно предварительно проведите пуско-наладочные работы, включающие опрессовку системы.

Ссылка на основную публикацию