Беспилотный КамАЗ: тестирование беспилотного автомобиля

OlegShakirov › Блог › Беспилотный Камаз наш ответ мировому автопрому

Здравствуйте, друзья. Я думаю, многие читали о маленьких беспилотных автомобилях Гугла. Но мало кто знает, что и у нас это тема тоже развивается. Конечно со своей спецификой. Забудьте, про маленьких белых букашек, только хардкор! У нас автопилотом хотят оснащать Камазы. 16 тонн сами решают куда им ехать.

А поскольку такую махину просто так не остановить, разработчики автомобиля просили выбрать на своем сайте модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака.
Так большинство 71% проголосовало за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.

А каждый четвертый участник опроса 25,7% выбрал жизнь людей находящегося внутри этого автомобиля.
Достаточно большое количество опрошеных (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП. Вот так соцсети будут оценивать вашу жизнь.

Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не соблюдшим дистанцию. Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин. В результате опроса грузовик не видит препятствия как статичные так и динамичные высотой менее 20 см. Мне кажется, автопилот просто завис, если бы видел все ямы на дорогах. Может поэтому выбрали именно грузовик с большими колесами. Обычный Камаз 5350. Доработав рулевое управление, тормоза и оснастив его кучей датчиков.

На самом деле выбор объясняется заказчиком. В 2014 г. государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб, еще 90 млн руб. в проект вложил «Камаз». Соответствующий конкурс выиграла компания Cognitive Technologies. Автомобиль создается для министерства обороны и МЧС. Забавно выглядит старая кабина Камаза и автопилот.

К прототип приступил в прошлом году. На случай нестандартной ситуации в кабине присутствует инженер, он в любой момент может взять управление на себя. Все органы управления сохранены в кабине.

В любой момент управление грузовика можно переключить на дистанционный пульт и управлять им словно маленькой игрушкой отключив искусственный интеллект.

Но все равно увидев на дороге КАМАЗ обвешанный датчиками и камерами я постараюсь держатся от него как можно дальше. Я верю в наших программистов. Я верю в надежную работу всех датчиков. Верю в наших инженеров, ведь еще 80-х СССР была одним из лидеров по беспилотным летательным аппаратам. Но я не могу поверить в нормальное качество серийного шасси. Мне будет страшно ехать рядом с 16 тоннами без водителя. А вам?
Источники
Источники

«КАМАЗ» с беспилотной системой управления: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Будущее становится все ближе к нам. На дорогах США и Великобритании появляются первые роботизированные автомобили. Многие автопроизводители работают над собственными проектами авто-беспилотниками, это касается и легковых автомобилей, и грузовиков. Во втором случае проектов гораздо меньше, чем в первом: на данный момент известно, что свой грузовик-беспилотник разрабатывает Mercedec-Benz и «КАМАЗ», совместно с Cognitive Technologies.

Cognitive Technologies в проекте выступает в качестве разработчика системы автономной системы управления автомобилем, а «КамАЗ» будет дорабатывать грузовик для такой системы. Я задал несколько вопросов относительно проектируемой системе и самого проекта разработчикам из Cognitive Technologies, и получил ответы, которые спешу опубликовать.

Какое вы используете аппаратное обеспечение (лидар, или распознавание видео с камер, или и то и другое, еще что-то?)

Используется распознавание с видеокамер. В дополнение к этому также используются радары для анализа близких препятствий, инерционные датчики, датчики GPS/ГЛОНАСС. Лидары планируется использовать для построения карт местностей, а не для серийных автомобилей.

Пригодились ли в работе над этим проектом ваши предыдущие наработки в области ИИ, если да, то какие именно и как именно (алгоритмы? сотрудники с опытом?)

Безусловно, используются наработки в области анализа изображений и машинного обучения. Наши специалисты еще с начала 90-х занимались анализом двумерных изображений. С начала 2000-х мы активно занимаемся анализом дорожных сцен.
Кроме того, Многие члены команды работали над созданием быстрых алгоритмов. В этой области мы считаем себя профессионалами. Участники проекта КАМАЗ входят в число тренеров по спортивному программированию команды МИСиС – неоднократного финалиста чемпионатов мира.

Сколько человек работает в команде?

Над созданием ядра работают 25 человек. Всего численность команды составляет 50 чел.

Опираетесь ли вы на какие-то опенсурсные библиотеки или ферймворки, или пишете всё с нуля?

Да. Мы используем опенсурсные библиотеки, например OpenCV, поскольку считаем, что не имеет смысла дважды кодировать известные алгоритмы.

Все делаете сами или есть партнёры с опытом аналогичных разработок?

Ключевые разработки мы ведем самостоятельно. Но по смежным вопросам, конечно, привлекаются партнеры, например по решению аппаратных, инженерно-конструкторских задач, а также задач с использованием неоптических типов сенсоров, например СВЧ радары (НИТУ МИСиС).

Что думаете про v2v и i2v, намерены ли как-то использовать?

v2v безусловно будут использоваться в таких задачах, как движение в колонне. Что касается i2v, то абсолютно не исключено.
Мы в своих разработках делаем основной акцент на обработке видеоданных, на так называемых, пассивных методах компьютерного зрения, что важно в тех случаях, когда отсутствует возможность связи, в неблагоприятных погодных условиях и т.п. Но это не мешает нам в дополнении к основной модели использовать другие методы, как например, картографическую информацию, rfid-метки и т.д.

Не интересовались ли вашими разработками железнодорожники и метро? По идее сделать беспилотный поезд легче — рельсы ровнее и трафик меньше. В некоторых метро уже есть поезда-беспилотники.

Нет, не интересовались. Но наши технологии способны эффективно решать задачи этого класса. Более того, поскольку мы умеем распознавать пешеходов в рамках дорожной сцены, нам не трудно будет трансформировать эту задачу в частности на проблему безопасного подъезда поезда к платформе.

Есть какие-то конкретные намётки в плане законодательства? Договорённости с региональной или центральной властью?

Мы активно изучаем состояние законодательства в области создания беспилотных транспортных средств и разрабатываем необходимые изменения в законодательство, чтобы впоследствие внести их в правительственные структуры или законодательные органы. Мы изучаем зарубежный опыт. Наши предложения об изменении законодательства обеспечивающие возможность движения грузового автомобиля на базе шасси КАМАЗ по дорогам Российской Федерации была поддержана в конце прошлого года Дмитрием Медведевым, по поводу чего было выдано соответствующее поручение Минпромторгу России. Также, для достижения наилучшего результата в этой области была создана межведомственная рабочая группа совместно с Агентством Стратегических Инициатив. Первые результаты ее работы ожидается, что будут доступны в мае месяце этого года.

Не планируете ли строить в России полигон для тестирования беспилотников наподобие таких или таких?

В настоящее время существует готовый проект по созданию полигона для тестирования беспилотных автомобилей на базе шасси КАМАЗ в республике Татарстан, который будет располагаться в непосредственной близости от предприятия КАМАЗ. У него уже есть название – «Долина роботов». Предполагается, что его инфраструктура будет организована по принципу максимальной комфортности для технических специалистов. Проект поддержан главой республики Р.Миннихановым.
Пока полигон в Татарстане не заработал, тестирование беспилотных автомобилей производится на полигоне МЧС, по соглашению с руководством этого ведомства.

Как высчитаете, в каком году повсеместно разрешат беспилотники на дорогах общего пользования?

По опыту реализации стратегических проектов, поддержанных руководством страны, решение организационного контура задач осуществляется довольно оперативно. Другое дело, что перед разработчиками проекта стоит множество проблем, требующих детальной проработки. Стоит сказать, что полностью все организационные и законодательные проблемы, связанные с движением беспилотных транспортных средств не проработаны еще ни в одной стране мира. Это и вопросы страхования, и подготовки национальных стандартов и т.д.
Мы считаем, что подготовка основных изменений в законодательство завершится к 2019 году, а в 2020 году беспилотный КАМАЗ сможет выйти на дороги Российской Федерации.

В каком году из машин полностью исчезнут привычные органы ручного управления?

У человека обязательно должна остаться возможность вмешиваться в процесс управления. Это необходимо, например, в экстренных ситуациях, экстремальных условиях вождения и т. д. Такое мнение едино у основных разработчиков беспилотных автомобилей. Более того, по оценке экспертов, только 40% водителей готовы полностью отказаться от ручного управления. Поэтому, органы ручного управления в обозримом будущем останутся. Хотя именно для задач грузового беспилотного транспорта эта задача выглядит более привлекательной, нежели для легкового.

Читайте также:  Газель полуприцеп: технические характеристики, цена, фото, видео (с полуприцепом)

В каком году запретят машины на ручном управлении (разрешат роботомобили)?

Сегодня вопрос о запрете не стоит

Какие есть конкурентные проекты, кроме робота-грузовика от Mercedes-Benz?

Все ведущие автопроизводители объявили о создании беспилотных версий к 20-м годам. Это мировой тренд. Несомненно, возможность беспилотного движения будет конкурентным преимуществом.

Когда ожидается выход коммерческой версии КАМАЗа с автоматической системой управления?

Мы ожидаем, что это состоится в 2020 году.

Есть ли расчеты по возможной экономической выгоде такой компании, как КАМАЗ, от внедрения системы автоматического управления автомобилями?

Они есть, но предназначены для служебного пользования. (Открыть их можно только с разрешения КАМАЗа и это может занять время.)
Но пример эффективности того, как решение задачи по созданию беспилотного транспортного средства на базе шасси КАМАЗ привести можно. Если рассмотреть ситуацию движения обычного грузового автомобиля с водителем и грузом из точки А на территории России в точку Б, то очевидно, что тарифная ставка на страховку водителя, транспорта и груза будет соответствующая и будет учитывать человеческий фактор по целому ряду параметров, в том числе и отработки правил движения и т.д.
В случае беспилотного транспортного средства, учитывая, что в кабине будет находиться независимый наблюдатель, имеющий возможность брать на себя процесс управления в критических ситуациях, очевидно, мы будем иметь более жесткий контроль за дорожной ситуацией, фактически с нулевой вероятностью нарушения правил движения. Очевидно, что тарифная страховая ставка по всем параметрам будет иная.
Можно также сказать, что создание возможности для беспилотного движения станет конкурентным преимуществом для КАМАЗа, позволит повысить его маржинальность. КАМАЗ планирует упрочить свои позиции на международном рынке.

Разработчики беспилотного «Камаза» предлагают принять участие в опросе, который сформирует этику роботов

Как уже сообщалось, компания “КАМАЗ” совместно с Cognitive Technologies разрабатывает грузовик-беспилотник. В то время, как легковыми робомобилями занимаются многие автопроизводители, с грузовиками работают единицы — это «КАМАЗ», Mercedes, Volvo, возможно, другие компании.

Что касается «КАМАЗов», то вскоре отечественные грузовики-беспилотники появятся уже на дорогах общего назначения. К примеру, в 2016 году тестовый заезд без водителя состоится на платной трассе М11 Москва — Санкт-Петербург. Я запросил у разработчиков информацию о работе системы управления, и получил интересные ответы, ознакомиться с которыми можно в продолжении. Кстати, это уже вторая часть интервью, вот первая.

Как сейчас обстоит дело с законодательством — принимает ли правительство ваши предложения сейчас? Если да, какие изменения уже внесены, и как это повлияло на реализацию проекта беспилотных грузовиков?

Законодательные вопросы – это одни из самых сложных моментов в создании беспилотного автомобиля и не только в России, но и в других странах. Стоит сказать, что полностью эта проблема не решена нигде. Наиболее продвинулись в ее решении США, где в нескольких штатах регламентированы возможности передвижения автомобилей в режиме автопилота, в которых не только обязательно присутствие водителя, но и должна быть предусмотрена возможность его вмешательства в управление.

В России еще пока никакие законодательные меры в области организации движения беспилотного транспорта не предпринимались. Сейчас представители Cognitive Technologies разрабатывают проекты законодательных инициатив. Первое их обсуждение запланировано на февраль месяц 2016 года.

Насколько реально использовать автономные грузовики в качестве альтернативы труда дальнобойщиков?

Эта проблема уже находится в стадии активной разработки. Облегчение труда и повышение безопасности движения являются важными факторами, влияющими на необходимость скорейшего ее решения. И примеры поездов метро с автономным управлением в отдельных городах Европы и многих крупных аэропортах мира лишнее подтверждение того, что и организация массового движения беспилотных транспортных средств уже не за горами.

Кроме того, географическое положение нашей страны, занимающей территорию между Европой и крупнейшими азиатскими центрами, является в этом колоссальным преимуществом. В дорожной карте AutoNet прямо говорится о том, что именно трансевразийское положение Российской Федерации определяет перспективу использования «БПТС отечественного производства и сети высокоскоростных роботизированных автотранспортных магистралей, которые составят основу логистической системы Российской Федерации и создаваемого международного транспортного коридора». Ежегодная потребность в грузовых БПТС для удовлетворения внутреннего спроса оценивается более чем в 70 000 БПТС к 2035 году.

Кроме того, к скорейшему созданию технологий беспилотного управления отечественных разработчиков, желающих успешно конкурировать на мировых рынках, подгоняет законодательство. В частности в Европе грузовым автомобилям, не оборудованным системой Driver Assistant с 2018 года проезд будет закрыт.

Что вы думаете о проблеме выбора алгоритма действия беспилотного автомобиля в случае, если избежать аварии невозможно и жертвы неизбежны? Рассматривали ли вы “Проблему вагонетки” и если да, то в каком контексте? К какому решению пришли? Есть ли вообще решение у этой проблемы, по вашему мнению?

Cognitive Technologies приступила к формированию сценариев поведения беспилотного автомобиля. Действительно, одной из важнейших проблем, которую вынуждены решать разработчики, является поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Для определения морального права кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ на днях объявила о проведении социологического исследования среди граждан Российской Федерации.

Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования. Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.

Компания подготовила описания типовых ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, в каждой из которых существует 3-4 варианта поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено. Респондентам будет необходимо ответить на вопросы, каким, по их мнению, должно быть поведение беспилотного автомобиля в каждом из случаев.

В их числе следующие ситуации.

Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. В друг перед ним на дороге внезапно появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила, с угрозой потри водительских прав, перестроившись на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота? (Рис. 1)

Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей, совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль Б или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота? (Рис. 2)

Рассматриваемые ситуации во многом сходны с известной проблемой вагонетки. Ссылка на полный вариант анкеты размещен в конце поста. Принять участие в исследовании может любой желающий. Подвести его итоги компания предполагает до конца января месяца 2016 года.

Интересуются ли проектом международные компании вроде Google, занимающиеся схожими проектами? Если да, то что больше всего их интересует?

Проектом серьезно интересовались известные германские автопроизводители. Их в первую очередь интересовала российская модель driver assistant. Нам поступило предложение использовать наши технологии по принципу OEM. Нам такое предложение было не выгодно, поскольку речь шла о разовой продаже и, кроме того, ее ценовые параметры нас не устроили.

Google никаких предложений не выдвигал.

Известно ли вам что-либо об аналогичных проектах из Китая? Если да, то насколько продвинулись китайцы в плане создания автономных систем управления для своих грузовых автомобилей?

Китайский поисковик Baidu вслед за Google объявил о создании собственного беспилотника «с высокой степенью автономности». В отличие от автомобиля, разрабатываемого Google, по замыслу Baidu, он не заменит водителя, а лишь станет «интеллектуальным помощником» для него.

Читайте также:  Электрические и бензиновые снегоуборщики Champion: технические характеристики, фото, видео

Стоит сказать, что такая ситуация характерна не только для Китая. Все основные разработчики, заявившие о намерении создать беспилотный автомобиль, движутся к решению поэтапно и ближайшей задачей для них является не полностью беспилотной автомобиль, а аналог автопилота, предусматривающий частичное активное управление позволяющее вести автономный контроль дорожной полосы, поддерживать режим активного торможения, дистанцию до впереди идущего автомобиля и т.д.

Концепт нового автомобиля может быть представлен китайцами уже в конце нынешнего или в следующем году.

Насколько продвинулись переговоры «Автодор» с китайцами и европейцами относительно запуска беспилотных автопоездов по коридорам Европа — Китай?

По созданию высокоскоростного автотранспортного коридора из Европы в Китай сегодня реализуется важнейший межгосударственный проект, предусматривающий возможность передвижения беспилотных автопоездов, в который вовлечены ряд стран, включая Россию, Казахстан и Китай.

Его название «Трасса Европа – Западный Китай». Одним из его элементов является создание в период 2016–2018 годов пилотного участка на трассе М11 Москва–Санкт-Петербург для проведения испытаний беспилотных транспортных средств. Это мероприятие, в частности, обозначено в дорожной карте группы AutoNet в рамках программы Национальная Технологическая Инициатива Агентства стратегических инициатив.

В разработку проекта вовлечены ГК «Автодор», Минтранс России.

Казахстан планирует завершение возложенного на него объема работ в 2016 году. Китай свои работы уже практически завершил.

В полном объеме российскую часть трассы длиной более 9000 км предполагается достроить к 2020 году.

Насколько продвинулся проект по созданию полигона для тестирования беспилотников в республике Татарстан?

Татарстан сделал заявку на строительство такой площадки. Ее рабочее название «Долина роботов». Но поскольку в процессе работ и дискуссий вопрос трансформировался в значительно более широкий, по сравнению с тем, что предполагалось ранее — сегодня речь идет не только о республиканском, но и о всероссийском и даже международном проекте площадки для обкатки новейших инновационных машин, со всеми необходимыми элементами умного города. Его решение перешло в компетенцию руководства республики Татарстан. Оно ожидается в ближайшее время.

Терминатор во второй части (Терминатор 2) ездил на машине с выключенными фарами. А как будет у вас? Нужны ли роботу фары на самом деле? В оптическом диапазоне, ИК или каком-то другом?

При движении в светлое время суток роботу фары не нужны, но они должны быть включенными, согласно требованиям ПДД. Видеокамеры (стереопары), работающие в видимом диапазоне, являются важной компонентой сенсорного пакета в условиях недостаточной освещенности. Для них работа фар в таких условиях необходима. В этом смысле, беспилотный КАМАЗ может комплектоваться дополнительным освещением, подобно тому, как это сделано на моделях участвующих в ралли «Париж-Даккар».

Для других активных датчиков (радары, лидары), которые имеют «свою подсветку», фары не нужны.

Как вы считаете, когда автономные автомобили станут массовым явлением на дорогах? Случится ли это через 3 года, 5 лет?

Это случится не ранее, чем к 2025 году. Как уже говорилось, задача создания полностью автономного автомобиля, способного передвигаться по дорогам общего пользования решается поэтапно. Массовое появление на дорогах автомобилей с теми или иными функциями автопилота (при этом присутствие водителя за рулем будет обязательным, и вся ответственность за последствия движения автомобиля сохранится на нем) ожидается уже в ближайшие 3-5 лет.

В каком-то смысле ситуация будет аналогична работе автопилота самолета, имевшая место в совсем недавнем прошлом, когда взлет, посадка, управление в условиях турбулентности и других сложных ситуациях осуществлялись в ручном режиме, а в остальном, самолет управлялся автопилотом. (Сегодня уже некоторые из перечисленных режимов работают автономно).

Однако, основная причина, препятствующая массовому появлению полностью автономных автомобилей на дорогах мира не техническая, а социальная и законодательная. Ее решение ожидается, наверное, к середине нашего века.

П.С. первая часть интервью будет в комментариях.

Беспилотный КамАЗ: тестирование беспилотного автомобиля

На КамАЗе началось тестирование беспилотного грузовика

Редактор рубрики “Грузовики и автобусы” издания “Авторевю” Фёдор Лапшин.

Программу ведёт Елена Щедрунова.

На территории завода “КамАЗ”начали тестировать беспилотный грузовик. При подробном выяснении, что это такое, оказалось, что это грузовик, который будет доставлять кабины с одной заводской площадки на другую. В моём понимании “беспилотник” должен быть не столько грузовиком, сколько роботом в виде грузовика.

Робот это или грузовик? Ведь он будет использоваться исключительно для заводских нужд?

Фёдор Лапшин: На самом деле беспилотные грузовики тестируются в том или ином виде уже давно. Началось всё это с военных, потому что военным, понятно, нужно, чтобы в кабине не сидел человек, и сейчас технологии уже дошли до того, что это перешло на гражданские машины. На западе достаточно много подобных беспилотных грузовиков тестируется, я видел такие машины, сам ездил в кабине беспилотного грузовика. Я даже перед ним пересекал дорогу и смотрел, остановится он или нет. Остановился. Я видел беспилотные БелАЗы. То есть, это уже не является новинкой.

Но здесь есть вот какая штука. С точки зрения технологий они доросли до того, что грузовик более-менее может ездить сам. У него есть радары, видеокамеры, лидары (лазерные радары). То есть, он примерно видит обстановку, не врежется в стенку и даже остановится перед человеком. Его можно даже сделать без кабины, как это сделали в “Вольво” (у “Вольво” есть такой опытный беспилотный тягач “Vera”) и в “Сканиа”. У “Сканиа” есть беспилотный самосвал, у него вообще кабины нет. То есть, даже не предусмотрено, что там будет сидеть человек.

Но есть одна вещь, о которой при запуске камазовского проекта говорил и президент КамАЗа Сергей Анатольевич Когогин. Что технологии достигли необходимого уровня, но остался нерешённым правовой момент. Мы выпускаем беспилотник без человека на дороги общего пользования, и дальше он у нас совершает аварию. И встаёт вопрос, а кто виноват? Когда есть водитель за рулём, то понятно, с кого спрос. А здесь с кого будет спрос? С компании-производителя? Как должны решаться все эти вопросы?

Скорее, с оператора. Ведь беспилотником кто-то все равно управляет?

Фёдор Лапшин: Если мы сажаем оператора в кабину, мы будем платить оператору зарплату.

Я имею в виду специалиста, который заложил программу в беспилотник, по которой должен ездить грузовик.

Фёдор Лапшин: Естественно. Эти машины пока сами в принципе не работают. Когда я был в Жодино, там делают огромные карьерные самосвалы БелАЗ. При помощи российской компании-разразботчика “Цифра” их уже сделали беспилотными, и две таких машины работают в Хакасии. Так там в домике сидит оператор, который смотрит за этими самосвалами по видеоэкрану, у него есть два джойстика, и он в любой момент может вмешаться в обстановку. И грузит-разгружает сам оператор, самосвал пока этого делать не может.

У беспилотной “Сканиа” всё ещё веселее. Да, они заявили, что самосвал беспилотный, но его контролируют четыре человека. На моих глаза двое стояли с аварийными кнопками, если вдруг беспилотник вправо уедет, человек нажмёт кнопку, и беспилотник встанет. И ещё двое сидели в автобусе за ноутбуками. То есть, эти технологии ещё в стадии развития.

То есть, автомобили без человека – это отдалённое будущее, а не завтрашний день? А легковые беспилотники могут завтра появиться на дорогах?

Фёдор Лапшин: Нет. Есть разные уровни автоматизации. Есть легковушки наподобие “Теслы”, которые могут ездить, но только если в кабине сидит водитель, которому разрешено снять руки с руля. Если такое сделать у грузовика, мы все равно обязаны будем платить зарплату водителю грузовика, то есть, смысла в этом не будет. А машины совсем без водителя пока могут работать только на закрытых территориях, как это делает КамАЗ, как это делают, когда испытывают “Сканиа”, как это происходит у БелАЗов в карьерах. То есть, там, где нет дорог общего пользования, там, где на дорогу не выбегают ни школьники, ни собачки. И бабушки не переходят дорогу.

Беспилотный КамАЗ: тестирование беспилотного автомобиля

© avatars.mds.yandex.net

12 августа стало известно, что в Москве началось тестирование 20 беспилотных автомобилей. Испытания проходят на дорогах столичных районов Хамовники и Раменки.

Парк беспилотных автомобилей «Яндекс» может увеличиться до 1 тыс. машин к 2022 году. Об этом 19 августа сообщает агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу компании «Яндекс».

  • Александр Саликов
  • 19.08.2019 17:11
  • 28

ГАЗ разработал беспилотную версию «ГАЗель NEXT»

  • © politexpert.net

Горьковский автозавод готовит к выпуску беспилотную версию автомобиля «ГАЗель NEXT». По информации Федерального агентства новостей, беспилотники уже передвигаются по территории завода и готовятся покинуть его пределы.

Читайте также:  Виды дорожно-строительной техники и их назначение, российского производства, китайская техника

Беспилотник на базе «ГАЗели» уже почти готов к покорению российских дорог. Выпустив автомобиль с испытательных полигонов, ему позволили самостоятельно передвигаться по территориям, прилегающим к заводу.

  • Андрей Бородин
  • 31.07.2019 07:54
  • 15

Беспилотный электробус представили в Казани специалисты ПАО «КАМАЗ»

  • © vestikamaza.ru

12 июня, ПАО «КАМАЗ» провел в Казани демонстрацию прототипов беспилотных электробусов. Гостям продемонстрировали видеоролик об истории создания беспилотного транспортного средства КАМАЗ-1221 «Ш.А.Т.Л.». Название автобуса представляет собой аббревиатуру: Широко Адаптивная Транспортная Логистика.

Беспилотный электробус был продемонстрирован в статическом и динамическом режимах. Для показа возможностей ШАТЛа в динамическом режиме был определён путь, расположенный внутри огороженной по периметру закрытой территории. Длина специального пути на песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки составила 650 метров. Скорость движения ШАТЛа при демонстрации — до 10 км/час. Зрители смогли ознакомиться с инновационной конструкцией, футуристическим дизайном и концепцией применения транспортного средства.

  • Clausson
  • 13.06.2018 00:03
  • 7

Беспилотные автомобили российского разработчика Cognitive Technologies проехали 500 тысяч км

Беспилотные автомобили C-Pilot российского разработчика искусственного интеллекта Cognitive Technologies прошли более 500 тысяч км. Об этом Rusbase рассказали представители компании.

Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова объяснила, что такое расстояние достаточно для подтверждения качества детектирования объектов дорожной сцены на уровне 99,99% и начала этапа масштабного коммерческого внедрения технологии, в том числе на международном рынке.

  • treins
  • 17.06.2017 13:57
  • 32

Российский разработчик RoboCV привлек три миллиона долларов инвестиций

Компания RoboCV , разработчик автопилота X-Motion, привлекла 3 миллиона долларов инвестиций. Техника с «мозгами» от компании уже работает на складах крупных российских ритейлеров и ограниченной партией поставлена на заводы Volkswagen и Samsung. Компания разрабатывает универсальный автопилот, который в дальнейшем можно будет использовать в любом транспортном средстве.

Автопроизводители из России не смогли получить субсидии на беспилотники

Около 7 млрд рублей на развитие беспилотных технологий в 2017 году планируют потратить автопроизводители, входящие в ассоциацию «Автонет», которая объединяет производителей и разработчиков беспилотных автомобилей. Сейчас ее членами числятся КамАЗ, группа ГАЗ, Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ», ПАО «Соллерс», «АвтоВАЗ». Ожидается, что половина этой суммы будет перечислена на развитие проекта из бюджетных средств, а остаток вложат сами участники «Автонета». Об этом на пресс-конференции рассказал гендиректор КамАЗа, лидер рабочей группы Сергей Когогин.

Главным образом участники рынка сконцентрируются над работой по созданию беспилотных грузовых транспортных средств. Дело в том, что положительный эффект от этого направления можно монетизировать гораздо быстрее, нежели от внедрения беспилотных легковушек.

К примеру, дорожники уже подсчитали, что проезжую часть, предназначенную отдельно для беспилотников, можно делать на 15–20 см уже, чем обычно. При этом сами грузовики без водителей могут ехать друг к другу гораздо ближе – не держать дистанцию примерно в 50 м, а сократить ее до 15 м. В «Автодоре», в свою очередь, подтвердили, что в 2017 году на трассе М11 в обход Вышнего Волочка протестируют автомобили-беспилотники во время оживленного трафика.

Миллиарды уезжают в&nbspбеспилотном режиме

«Сейчас нет ни одного крупного автоконцерна, который не занимался бы развитием беспилотных технологий, — сказал Когогин. – Уже есть ряд рабочих примеров из разных стран, когда машины выполняют задания без участия водителей. Это машины для доставки руды, коммунальный транспорт».

При построении будущих систем автопилотирования автотранспортных средств прогнозируется достижение нескольких этапов формирования будущего рынка: внедрение помощников водителя (ADAS) к 2018 году; достижение частичной автономности к 2020 году; достижение высокой автономности к 2025 году и, наконец,

достижение полной автономности запланировано к 2035 году.

Как утверждают члены «Автонета» — до 2030–2035 года водители из автомобилей, пусть даже и беспилотных, никуда не денутся. Они нужны будут как минимум для контроля работы систем.

Однако одна из первых задач объединения — это работа над созданием нормативной базы и внесение изменений в текущее законодательство с учетом реалий будущего.

«Мы считаем, что на разработку нормативной базы и должна быть потрачена часть денег из бюджета, — сказал Когогин. – Мы должны синхронизировать срок разработки, принятия и запуск работы беспилотников в Европе. Конечно, многое будет зависеть от экономической ситуации в стране».

Он уточнил, что в части законодательства речь идет о принятии технического регламента по автомобильному транспорту, внесении изменений в закон о безопасности дорожного движения, Гражданский и Уголовный кодексы.

Водитель «КамАЗа» уходит на пенсию

Примечательно, что полигон для испытаний беспилотников планируется построить новый — в Набережных Челнах, КамАЗ настоятельно предлагает свои услуги. Там пришли к выводу, что подмосковный Дмитровский полигон под заданные цели не подходит.

«Он слишком большой, и создание нового будет дешевле. Дело в том, что руководство Республики Татарстан практически бесплатно под строительство полигона выделяет землю. Однако окончательного решения на этот счет пока не принято», — отметил Когогин.

При этом, как заявил лидер рабочей группы,

широко анонсированное постановление относительно правил субсидирования производства беспилотного транспорта и подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым так и не заработало.

Согласно документу, в 2016 году производителям автономных колесных транспортных средств со штатом более 300 человек полагалась поддержка в размере до 1 млрд рублей ежемесячно. Для ее получения нужно выполнить ряд жестких условий.

Так, эффективным мог бы быть признан проект, в рамках которого в 2016 году предприятие разработает электронные системы транспортного средства. Затем в 2017 году проведет их испытание, а в 2018 году будет разрабатывать системы дистанционного управления транспортным средством. В 2019 году компания должна заняться разработкой автономной системы управления автомобилем. В 2020 году должна пройти вариация систем, а в 2021 году — сертификация и серийный выпуск электронных и электрических систем транспортного средства, в 2022-м — сертификация и начало серийного производства. Взамен правительство обещало субсидировать 97% затрат, связанных с разработкой систем автономных транспортных средств.

«В бюджете деньги были, как и предполагалось в «дорожных картах», но получить их никто не успел (включая членов организации «Автонет». — «Газета.Ru»), — сказал Когогин. — Нормативная база по распределению этих средств меняется слишком часто даже после выхода постановления и утверждения необходимых параметров. В итоге финансирование ни одного из проектов осуществлено не было. Мы надеемся, что все организационные вопросы в этом году должны быть завершены и правила финансирования менять перестанут».

Напомним, «Газета.Ru» сообщала, что уже

в середине 2017 года по дорогам Москвы начнут ездить первые беспилотные грузовые автомобили. Легкие коммерческие «Газели» и Hyundai будут перевозить грузы самостоятельно, но пока под присмотром человека. На оснащение первых 20 автомобилей «Газель» Next и Hyundai Porter уйдет восемь недель, после чего машины будут протестированы на специальном полигоне в Москве.

Машины отказались от водителей

Как поясняли «Газете.Ru» в компании Traft, которая и объявила конкурс на закупку ПО для беспилотных грузовиков, тестирование займет около пяти недель, и, если не произойдет сбоев, которые заставят компанию изменить свои планы, уже в начале лета 2017-го беспилотники поедут в коммерческие рейсы. До конца 2017 года грузовой оператор собирается перевести на беспилотное пилотирование не менее 60% своего регулярного автопарка (140 грузовиков) — не только малотоннажные грузовики, но и фуры. Правда, человек в кабине таких грузовиков присутствовать пока все же будет — этого требует действующее законодательство, в том числе Венская конвенция о дорожном движении, ратифицированная Россией.

Первопроходцы в области использования грузовых беспилотников в России намерены получить экономическую выгоду в основном за счет более экономичной езды, а также зарплаты водителям. Кроме того, автономные машины даже с элементарными функциями оценки обстановки будут в разы реже попадать в ДТП, что снизит затраты на ремонт.

Источник «Газеты.Ru» в «Автонете» отметил, что требования для получения льгот на развитие НИОКР действительно часто меняются, но Минпромторг делает это для того, чтобы расширить возможный список участников.

«Ведь не только КамАЗ, не только НАМИ ведут свои разработки в этом направлении, — отметил источник «Газеты.Ru». — Ограничений много, изначальные цифры, которые нам обещают одни, на деле выходе получаются совсем другие, гораздо меньше. Да, Минпромторг отчитывается, что 4,5% доходов предприятий идут на НИОКР. Звучит хорошо. Но если перевести эти деньги в евро, то получится €1,5 млн. Для сравнения: просто адаптация коробки передач на «АвтоВАЗе» стоит €800 тыс. Но Минпромотрг не виноват, что бюджет, выделяемый на НИОКР, постоянно урезается. Государство очень старается, строит хорошие планы и хотело бы выделять больше средств. Но бюджет не резиновый, а просят на развитие беспилотников и НИОКР в целом очень много».

Ссылка на основную публикацию