Виды дорожно-строительной техники и их назначение, российского производства, китайская техника

Спецтехника виды, типы, категории, классификация, какая бывает спецтехника

Спецтехника – это сложное техническое транспортное средство, машины, механизмы имеющее четко определенное назначение, разрабатывается с учетом специфики сферы применения для выполнения конкретных задач и ускорения производства работ, следствием чего становиться увеличение эффективности и общее повышение КПД всего процесса производства. Еще ее называют специальной техникой или специализированной.

Производство в данном случае рассматривается как весь список работ и услуг, для которых используются специальные транспортные средства в любой отрасли.

Мы рассматриваем спецтехнику как транспортное средство, потому что работы и услуги спецтехники связаны с перемещением чего либо из одного места в другое. Будь это перевозка людей, доставка материалов, рытье канавы, разрушение, строительство и другое, во всех работах происходит перемещение.

Спецтехника применяется во всех отраслях материального производства и прямо влияет на качество жизнедеятельности человека. Чем более надежная и “умная” спецтехника, тем выше уровень нашей с вами жизни.

Далее рассмотрим со всех сторон спецтехнику виды, типы, категории, классификацию.

От сферы применения и специфики предстоящих работ зависит конструкция машин и механизмов спецтехники ее технические характеристики, габаритные размеры и другие показатели.

Специальная техника может быть огромной как космические корабли, так очень маленькой как нано-роботы, размер в данном случае это совершенно не важено, важно насколько качественно выполняется та работа, для которой данная спецтехника была разработана и произведена.

Общая классификация спецтехники виды, типы

Существуют разные классификации спецтехники в зависимости от сферы применения различают следующие типы специальной техники:

В зависимости от типа машин и механизмов спецтехнику разделяют на виды:

Еще одной немаловажной классификацией является разделение типов спецтехники по способу передвижения и типу движителя:

  • стационарные, транспортируются с помощью других машин,
  • колесные или автомобильные,
  • рельсовые,
  • гусеничные,
  • летательные.

Основные категории спецтехники виды, типы, разновидности

Данные обобщенные классификации спецтехники невозможно представить без разделения их на категории по выполняемым работам в определенной сфере. Так, выделяют основные категории спецтехники:

  • Дорожная или рабочая,
  • Строительная,
  • Коммунальная или городская,
  • Производственная,
  • Военная,
  • Пожарная,
  • Спасательная спецтехника служб МЧС, и других,
  • Медицинская,
  • Грузовая спецтехника или транспортная,
  • Подъемная,
  • Сельскохозяйственная,
  • Исследовательская,
  • Спецтехника служб безопасности МВД и других правоохранительных служб,
  • Другая

Применение специальных механизмов и агрегатов происходит повсеместно будь то город, горы, лес, поле, море, космос, сегодня человечество уже не сможет существовать без помощи различных по своим характеристикам машин, которые называют одним словом спецтехника. Рассмотрим какая спецтехника бывает в каждой категории специальной техники более подробно.

Дорожная спецтехника

Дорожная спецтехника – техника и механизмы, применяемые для строительства и ремонта автодорог. Строительство и ремонт автомобильных дорог включает в себя множество работ, что бы выполнить каждый этап работ, были спроектированы и произведены различные виды дорожной спецтехники. Ежегодно миллионы таких дорожных машин выходят на работы по всей России. Сюда относится:

  • рыхлители,
  • кусторезы,
  • экскаваторы-погрузчики,
  • автогрейдеры,
  • катки дорожные, грунтовые, асфальтные,
  • асфальтоукладчики,
  • дорожные фрезы,
  • другие виды.

Строительная спецтехника

Строительная спецтехника – это отдельная обширная группа техники специального назначения применяемой при строительстве и разрушении различных объектов и сооружений. Сюда относятся машины и механизмы на колесном и гусеничном ходу:

  • бульдозеры,
  • экскаваторы,
  • трубоукладчики,
  • сваебойные машины,
  • машины подачи бетона,
  • самосвалы,
  • бетоносмесители,
  • техника для прокладки коммуникаций и множество другой специальной техники.

Городская коммунальная спецтехника

Городская коммунальная спецтехника – это особые машины, которые помогают убирать и очищать городские улицы, предотвращать и устранять последствия аварии в жилых районах. В эту большую группу можно отнести:

  • уборочные машины,
  • ассенизаторские машины,
  • илососы,
  • мусоровозы и другие машины обеспечивающие комфортную жизнь человека.

Производственная спецтехника

Производственная спецтехника – это техника, выполняющая работы по добыче полезных ископаемых и подаче материалов, обеспечивающая непрерывность добывающего и производственного процесса. Примерами могут служить:

  • транспортеры,
  • погрузчики,
  • трапы,
  • лесозаготовительная техника,
  • промысловая,
  • карьерная техника,
  • буровые установки,
  • различные мобильные установки и другая.

Транспортная грузовая спецтехника

Транспортная грузовая спецтехника – большая группа специальных машин, обеспечивающих перевозку и буксировку, толкание различных грузов по земле, воде и воздуху. В эту группу можно отнести:

  • седельные тягачи с полуприцепами,
  • множество модификаций грузовиков,
  • буксиры,
  • грузовые транспортные самолеты и вертолеты,
  • грузовые танкеры и корабли,
  • баржи и другое.

Подъемная спецтехника

Ни один процесс в жизнедеятельности человека не обходится без подъема или опускания предметов и объектов. Для обеспечения таких работ повсеместно разработана и применяется подъемная спецтехника. Погрузо-разгрузочные работы помогают производить:

  • различные лифты и подъемники,
  • вышки,
  • краны на колесном,
  • гусеничном и рельсовом ходу,
  • стационарные краны – башенные и мостовые,
  • автоманипуляторы и другие крановые машины и установки.

Сельскохозяйственная спецтехника

Сельскохозяйственная спецтехника – это специальная техника для производства работ в сельскохозяйственной отрасли и животноводстве. Разработанные машины применяются при работе на полях, во время обработки и сбора урожая, техника, которая доставляет продукцию на место ее переработки. Кроме комбайнов и тракторов включает в себя:

  • сеялки,
  • косилки,
  • доильные машины и молоковозы,
  • элеваторы и другую технику.

Исследовательская спецтехника

Исследовательская спецтехника – техника обеспечивающая проведение научных исследований на земле, под водой и в космосе.

Военная спецтехника

Военная спецтехника, такая техника призвана обеспечивать надежность и безопасность границ каждого государства. Танки, БТР, БМП, истребители, ракетные установки и множество других машин, применяемых в военной сфере.

Военная спецтехника это техника используемая армией и другими военизированными службами для организации и ведения боевых действий и спецопераций: военных, гражданских. Военная техника ее новизна, инновационность и укомплектованность боевыми единицами это показатель силы вооруженных сил, участвующих как в активном применении, так и пассивном сдерживании возможной агрессии и подрыва суверенитета государства.

Какая спецтехника бывает еще

Пожарная спецтехника, спасательная спецтехника МЧС, спецтехника скорой медицинской помощи, спецтехника служб безопасности МВД – группы спецтехники специальных служб.

Все сферы деятельности человека тесно связаны друг с другом, поэтому при таком множестве процессов, работ и услуг, которые необходимо выполнять ежедневно специальным машинам, можно выделить универсальные виды спецтехники. Так, например, огромное множество работ из разных сфер могут выполнять самосвалы, экскаваторы-погрузчики, тракторы и другие.

Различные виды спецтехники могут различаться по еще одному немаловажному фактору: системе управления. Если в прошлом все механизмы управлялись человеком напрямую, то в наше время кроме этого человек может управлять работой спецтехники находясь на расстоянии, а так же передав управление в руки компьютера, режим автопилота.

В будущем нас ждет роботизированная спецтехника, которая управляется вообще без помощи человека. Искусственный интелект разрабатывается ведущими информационными гигантами и постепенно входит в нашу жизнь.

Марки и производители спецтехники ТОП

Существует огромное множество марок спецтехники, есть как российские производители, так и иностранные. В каждой промышленно развитой стране есть свои производители спецтехники, однако качество и стоимость сильно различаются, поэтому важно сделать правильный выбор.

Список ТОП крупнейших мировых производителей спецтехники составляют: Caterpillar, Komatsu, Volvo, Hitachi, Terex, Liebherr, JOHN DEERE, XCMG, Sany, DOOSAN, Hyundai, Zoomlion, Shantui. В топе представлены японские, шведские, немецкие, южнокорейские, китайские, английские, французкие, финляндские, итальянские и американские производители. Ведущими мировыми производителями спецтехники являются США, Япония, Китай.

Российские производители не входят в топ марок производителей спецтехники, наша техника применяется только в нашей стране и СНГ. Крупнейшими являются: Камаз, Маз, ГАЗ, Четра, ЧТЗ, Россельмаш, Краз, Амкодор.

Характеристики спецтехники

Как видно вся существующая спецтехника – это разнообразная техника, машины и агрегаты каждая создана для выполнения специальных видов работ. Спецтехника позволяет перестать применять ручной труд и увеличить производительность, уменьшить расход сил и времени.

Производители спецтехники ежедневно ищут способы повышения КПД, улучшая различные характеристики, применяя новые материалы и разрабатывая новое навесное оборудование. Каждая специальная машина имеет следующие характеристики.

  • длинна,
  • ширина,
  • высота,
  • вес,
  • КПД (объем выполняемых работ за единицу времени)

Навесное оборудование позволяет сделать технику более универсальной и расширяет сферы ее применения.

На характеристики спецтехники влияют как ее размеры, так и инновационная составляющая. При одинаковых размерах качественная спецтехника крупнейших производителей может быть более эффективной и надежной по сравнению с аналогами.

Чем больше масштаб производимых работ, тем крупнее применяется спецтехника. Крупная большая спецтехника в сотни раз превышает размеры мини спецтехники.

Самая крупная спецтехника на земле это poторный карьерные экскаватор Bagger 293, разработанный немецкими инженерами. Масса Bagger 293 составляет 14,200 тонн. За сутки экскаватор способен переработать и отгрузить 240 тыс. м³ горной породы.

Размеры спецтехники, применяемой для строительных работ достаточно велики, что создает проблемы при ее транспортировке на новое место работы. Негабаритные размеры требуют применения специальных машин и согласований. Если вам требуется надежная перевозка спецтехники обратитесь в нашу компанию.

Лидер дорожно-строительной техники Китая

Китай – самый быстро растущий рынок в мире. Это утверждение применимо к большинству отраслей промышленности КНР, в том числе к строительным машинам, оборудованию, материалам. Рост качества продукции китайского машиностроения дает возможность российским потребителям покупать высококачественную технику по приемлемой цене. В Китае лидером на рынке дорожно-строительной техники является компания LiuGong Machinery Co., Ltd. В России продажей и сервисным обслуживанием техники LiuGong занимается компания «Уральский Завод «Погрузчик» – эксклюзивный представитель завода-производителя в РФ. Подобные представительства LiuGong Machinery Co., Ltd. есть в 30 странах мира.

Представители УЗП посетили практически все крупные машиностроительные заводы Китая и только на заводе LiuGong увидели высокую, несвойственную другим предприятиям культуру производства, современное оборудование, трепетное отношение к делу. На российском рынке техника этой марки впервые появилась в 2004 г. Руководители компании «Уральский Завод «Погрузчик», убедившись в качестве китайской техники, одними из первых начали поставку в Россию фронтальных погрузчиков китайского производства.

Первые фронтальные погрузчики LiuGong CLG 835 приобрела крупная строительная компания «Стройком» (Челябинск) для работы на строительных площадках. На сегодняшний день эти машины являются визитной карточкой ООО «УЗП», их наработка составляет 5 тыс. мото-ч.

На начало 2007 г. модельный ряд техники LiuGong в России расширился до 18 единиц:

фронтальные погрузчики – 6 базовых моделей и их модификации. Это машины с ковшами разной вместимости (от 1,7 до 5,4 м 3 ) и типа (простой, скальный, «4 в 1» – универсальный), грузоподъемностью от 3 до 10 т. Погрузчики LiuGong оснащают трансмиссиями мирового лидера ZF, которые с 1995 г. изготавливаются на совместном предприятии ZF и LiuGong – ZF Construction Machinery Limited, на территории завода-производителя в Китае;

экскаваторы – 3 модели гусеничных экскаваторов массой от 7,5 до 24 т с различными модификациями;

катки – 2 вида вибрационных грунтовых катков массой от 12 до 16 т, 2 вида асфальтовых катков. На всех машинах ответственные узлы – комплектующие известных мировых производителей: двигатель Cummins (США), гидравлический привод – Sauer (Германия), задний мост – Carraro, а также все подшипники и виброклапаны – японского производства;

грейдер: две модели массой 14 и 16 т среднего класса. Грейдер оснащен гидромеханической трансмиссией с электрическим управлением, что позволяет плавно менять скорость передвижения от 0 до 40 км/ч, и шарнирно-сочлененной рамой с углом поворота ±20° плюс угол поворота управляющих колес 45°, что дает два серьезных преимущества: машина становится очень маневренной в стесненных условиях; появляется возможность передвигаться «крабовым ходом», а значит, можно увеличивать ширину очищаемого дорожного полотна. Управление всем рабочим оборудованием грейдера (вынос отвала, поворот его на угол до 90°, управление рыхлителем, угол наклона передних колес, управление сочленением рамы) осуществляется из кабины;

Читайте также:  Погрузчики Dalian

складская техника – вилочный погрузчик дизельного и электрического типа грузоподъемностью от 1,5 до 7 т;

мини-техника – многофункциональный малогабаритный погрузчик с широким перечнем навесного оборудования;

экскаватор-погрузчик – полноприводный с универсальным многофункциональным фронтальным ковшом вместимостью 1 м 3 и задним экскаваторным ковшом вместимостью 0,3 м 3 .

Вся техника соответствует европейским требованиям по безопасности, имеет сертификаты соответствия и допущена к эксплуатации.

Модельный ряд предлагаемой на российском рынке техники ежегодно пополняется новыми моделями. Так, в 2007 г. ввезены и сертифицированы:

экскаватор-погрузчик CLG 766. Машины подобного типа имеют устойчивый спрос на российском рынке. Это связано с универсальностью данных машин. Они могут использоваться как экскаватор, а также как погрузчик при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Колесный ход, полный привод, высокая маневренность и скорость передвижения позволяют использовать эту модель в городских условиях;

экскаватор CLG 925 LC – новое поколение экскаваторов, масса машины – 23,5 т, мощность двигателя – 125 кВт. Машина в базовой комплектации оснащена удлиненной гусеничной тележкой. Как и предыдущие модели, данный экскаватор отличается высокопроизводительной гидравлической системой, двигателем Cummins серии В и другими комплектующими от известных мировых производителей. Главным отличием от предшествующих моделей является наличие электронных систем, упрощающих работу экскаватора, повышающих его производительность и эффективность.

Сюда относится система автоматического регулирования мощности двигателя, система контроля нагрузки на рабочее оборудование, гидравлику и двигатель, а также диагностическая система контроля всего оборудования экскаватора. Для данной машины предлагается широкий список гидравлического навесного оборудования и различных вариантов ковшей.

К осени 2007 г. ожидается появление на рынке экскаватора массой 30 т с ковшом вместимостью 1,6 м 3 . Такая машина в данный момент проходит цикл испытаний на заводе-изготовителе. Потребность появления этих универсальных машин в модельном ряду объясняется спросом на экскаваторы данного вида на российском рынке.

В модельном ряду техники LiuGong появилась модернизированная модель экскаватора CLG906С – гусеничный экскаватор CLG908С.

Более подробно узнать о технике LiuGong можно на сайте компании www.ural-loaders.ru Наиболее популярные модели будут представлены 12– 16 июня на 8-й международной специализированной выставке СТТ-2007 в Москве, МВЦ «Крокус Экспо», сектор Н.

Компания LiuGong Machinery Co., Ltd. – одно из ста крупнейших промышленных предприятий Китая, является ведущим производителем дорожно-строительной техники, выпуская только фронтальных погрузчиков 18 тыс. ед. в год. Компания основана в 1989 г. на технических мощностях Механического завода (г. Лючжоу), опыт производства специализированной техники которого составлял на тот момент 40 лет. Общая площадь предприятия – 610 тыс. м 2 . Штат сотрудников – 3433 человека, в том числе 1298 работников высшего и среднего звена – инженеров и менеджеров.

Компания LiuGong Machinery Co., Ltd. уполномочена на ведение экспортной и импортной торговли Министерством Внешней Торговли и Экономического Сотрудничества КНР и получила сертификаты ISO 9001 и ISO 14001, подтверждающие международные стандарты качества (в России им соответствуют ГОСТы).

С начала 2006 года активно ведется модернизация основных цехов и производственных мощностей. Компания LiuGong взяла на вооружение систему управления производством Six Sigma, которую первыми успешно использовали такие производители, как Motorola, General Electric, Caterpillar. «Шесть Сигм» – это подход к совершенствованию бизнеса через поиск и исключение причин ошибок или дефектов на всех производственных процессах, сосредоточие на критически важных для потребителя выходных параметрах. Это объясняет, почему машины марки LiuGong значительно превосходят китайские аналоги по качеству и производственным возможностям.

Китайская спецтехника

Специализированная техника из Китая пользуется большим спросом среди молодых компаний и новых предприятий за счет своей доступной стоимости. Несмотря на предвзятое мнение по поводу качества выпускаемых машин, китайская спецтехника достаточно востребована на российском рынке, и не только из низкой стоимости специализированного транспорта.

Постоянное совершенствование технологий и производственного процесса, импортное оборудование плюс поддержка со стороны европейских компаний с каждым годом улучшает качество и безопасность эксплуатации техники из Китая. Опыт и практика использования китайских специализированных машин в российских условиях, показал на деле конкурентоспособность такой техники. Установленное на машинах оборудование соответствует многочисленным требованиям, нормам и стандартам, работает в сложнейших условиях без перебоев и оптимально удобно для операторов.

Китайские производители спецтехники – точная разработка, качественное производство

Большое количество китайских компаний-производителей, основной сферой деятельности которых является разработка и выпуск специализированных машин разных видов в широком ассортименте, позволяет подобрать необходимый тип техники для конкретных работ. Правда и конкуренция достаточно сильная, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве. Современная спецтехника китайского производства нового поколения долговечна, представлена в доступном ценовом сегменте и достаточно надежна.

Одними из крупных китайских производителей спецтехники считаются следующие компании:

  • Dalian и Heli, популярные в РФ своими высококачественными вилочными погрузчиками;
  • LuiGong и Zoomlion – производители, специализирующиеся на выпуске дорожно-строительных машин;
  • XCMG – компания, известная своими надежными автокранами, пользующимися большим спросом;
  • HBXG – выпускает и экспортирует бульдозерно-разрыхлительную технику.

Но это далеко не все компании Поднебесной, есть и наиболее популярные китайские производители спецтехники, чьи машины востребованы за счет хорошей выносливости, производительности и работоспособности. Пример, крупнейшие концерны – HOWO и Dong Feng, считающиеся лидерами в отрасли производства спецтранспорта. Еще один, довольно известный производитель – компания Hania, выпускающая машины в единичных вариантах и поэтому обеспечивающая каждой модели безупречное качество.

Виды, цена, доступность запчастей – факторы выбора спецтехники

Повышенным спросом на российском рынке пользуются краны-манипуляторы китайского производства, мини-погрузчики, вилочные погрузчики, бетононасосы, катки, бульдозеры, и другие виды специализированного автотранспорта.

  • Из основных видов спецтранспорта привлекают внимание разнообразие китайских самосвалов и их модификаций. Они полностью адаптированы к жестким российским условиям работы, обеспечивают доступность цен на запчасти и комплексное обслуживание.
  • Еще один востребованный на рынке вид спецтранспорта – китайские погрузчики, обеспечивающие простое управление, маневренность, удобство работы и высокую производительность.
  • Для дорожного и других видов строительства незаменимы китайские тракторы гусеничного, колесного или пневмоколесного типа, отличающиеся многофункциональностью и хорошим рабочим ресурсом.

Специализированные машины из Поднебесной востребованы в разных отраслях промышленности и производства, а цены на новые модели привлекают своей доступностью. Хотя многие малые предприятия, стараясь сэкономить, приобретают машины из Китая на вторичном рынке. Найти б/у технику из Китая несложно, важно подобрать действительно работоспособную машину.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Проблемы классификации на рынке спецтехники

Технические средства специального назначения, предназначенные для выполнения определённых видов работ во всех сферах народного хозяйства.

Специальная техника и оборудование широко применяются в строительной, добывающей, перерабатывающей, лесозаготовительной, сельскохозяйственной, жилищно-коммунальной и многих других отраслях.

В научном направлении транспортной отрасли существует проблема классификации специальной техники и оборудования, которая вызвана отсутствием единых технологических стандартов. Каждый год предприятия-изготовители разрабатывают новые и совершенствуют виды спецтехники и уже имеющиеся модели, стараясь увеличить возможности их применения.

Процесс индустриализации набирал обороты в передовых европейских странах, России и США в середине XIX века, которые уже в этот период стали нуждаться в услугах специальной техники и оборудования. Появились первые инженерные механизированные конструкции для тушения пожаров, для выполнения земляных работ, для применения в горно-добывающей отрасли.

Начавшаяся в первые годы ХХ века широкомасштабная научно-техническая революция ставила своей целью направить технические разработки на облегчение тяжёлого физического труда человека. После Второй мировой войны противостояние двух полярных экономических систем создало благоприятную обстановку для практической реализации новых технологических решений на рынке спецтехники.

Современное общество обладает спецтехникой, которую можно классифицировать по отрасли применения, по габаритам и по назначению.

Виды спецтехники по функционалу применения

1. Строительная отрасль

Специальная техника и оборудование применяются на всех этапах возведения жилищных и промышленных объектов. На стройплощадках активно используются экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы, автокраны, самосвалы, бетономешалки. Кроме этого, существуют узкоспециализированные машины: затирочные машины по бетону, сварочные агрегаты и дизельные или бензиновые компрессоры, а также бурильные установки, вибропогружатели и сваебои.

2. Дорожная отрасль

Технология укладки современных железнодорожных и автомобильных магистралей требует от специалистов при выполнении работ максимальной точности и высокого качества. Действия рабочих в дорожной сфере, как, впрочем, и в любой другой, напрямую связаны с безопасностью при последующей эксплуатации. Достаточно вспомнить рухнувшую через два года после капитального ремонта военную казарму в Омске.

Поэтому, специальная техника и оборудование для дорожного строительства меняются по мере совершенствования технологий выполнения дорожных работ. Автомобильные дороги прокладываются с помощью дорожных фрез, асфальто- и бетоноукладчиков, ресайклеров, грейдеров, асфальтовых катков, а также кусторезного оборудования, бордюроукладчиков и укладичков микросюрфейсинга.

Для осуществления строительства и ремонта железнодорожных путей активно используются краны, компрессоры, передвижные станции техобслуживания. К узкоспециализированной технике относятся вагоны парового отопления, платформы с трансформатором, трамбовочные машины, вагон-электростанция и многое другое.

3. Сельскохозяйственная отрасль

Специальная техника и оборудование в аграрном секторе страны представлены двумя направлениями: обеспечение эффективных работ в сфере животноводства и растениеводства. Основной транспортной единицей, которая механизирует труд человека в сельском хозяйстве, является трактор. Чаще всего это колёсная модификация.

А вот на его основе производители на рынке спецтехники выполняют разные конструкторские решения, которые способны выполнить самую непредсказуемую работу: сеялки, жатки, копалки, рыхлилки, косилки, разбрасыватели удобрений. Кроме того, аграрии активно применяют машины для очистки зерна, для возделывания и уборки овощей, для подготовки кормов к скармливанию, кормоуборочные и почвообрабатывающие машины.

Одной из последних инновационных разработок учёных является целый агропромышленный комплекс, способный не только перерабатывать и производить сельскохозяйственное сырьё, но и изготавливать из него качественную продукцию.

4. Лесозаготовительная отрасль

Несмотря на создание новых искусственных материалов для изготовления мебели и отделки помещений, дерево становится всё более популярным и дорогим материалом. Этот сегмент экономики России давно стал традиционным и быстроразвивающимся направлением. Услуги спецтехники для лесозаготовок представлены на мировом рынке форвадерами, харвестерами, скиддерами, лесопогрузчиками и валочно-пакетирующими машинами, а также трелёвочными тракторами.

5. Горнодобывающая промышленность

Это важнейший сектор российской экономики и на рынке спецтехники. В нём ведутся работы, направленные на добычу, переработку и обогащение природного сырья. Сегодня в горнодобывающей промышленности наблюдается тенденция на углубление степени переработки сырья в местах его добычи. Меняются технологии добычи, соответственно происходят конструктивные изменения в спецтехнике, которая обслуживает данную отрасль.

Ресурсодобывающие компании не обходятся в своей работе без фронтальных погрузчиков, шарнирно-сочленённых и рамных самосвалов, экскаваторов и грейдеров, буровых установок и всех видов карьерной спецтехники. Узкоспециализированная горнодобывающая специальная техника и оборудование представлены подкатным грузовым или гидравлическим домкратом, дробильным и грохотовным оборудованием, шахтными скребковыми и забойными конвейерами.

Читайте также:  Вилочные погрузчики Комацу (Komatsu): серии, технические характеристики, фото и видео

6. Портовая отрасль

Морские перевозки считаются наиболее выгодным способом транспортировки различных грузов. Однако отечественная портовая отрасль переживает период стагнации.

Техническое состояние судов не соответствует современному уровню инновационного развития. Стремительный рост грузооборота требует открытия новых портов. Отрасль нуждается в привлечении значительных инвестиций.

Поэтому логично ожидать увеличение спроса на портовую технику: все разновидности портовых кранов (башенные, гусеничные, мобильные, портальные), баржи, плавучие краны, портовые тягачи и перегружатели.

Деятельность любого порта напрямую связана с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, которые носят высокоинтенсивный характер. Портовая техника должна обладать качественными эксплуатационными показателями.

7. Жилищно-коммунальная отрасль

Деятельность данной отрасли российской экономики направлена на создание и поддержание чистоты и порядка в местах общественного пользования. Её особенностью является крайне низкий уровень финансирования. Это дотационная отрасль.

Успешная реализация коммунальной спецтехники (уборочные и подметально-уборочные машины, поливомоечные тротуарные машины, снегоуборщики и пескоразбасыватели, мусоровозы и бункеровозы и многое другое автоматизированное оборудование коммунального назначения) нуждается в поддержке государственных программ разного уровня. В этой ситуации характерно использование банковских и лизинговых продуктов.

8. Автомобильная или транспортная отрасль

Эта сфера транспортировки различных грузов российской экономики заметно набрала обороты за последнее десятилетие. Начиная с 2008 года, когда экономика находилась в стадии активного подъёма, большим спросом у населения страны стали пользоваться транспортные услуги: грузовые и пассажирские перевозки, погрузочно-разгрузочные операции, складирование и хранение грузов, кросс-докинг, прокат и аренда, а также обслуживание перевозочных средств и разного рода транспортных средств.

Для качественного выполнения транспортировки различных грузов используются все виды грузового и коммерческого автотранспорта с использованием различных конструкторских решений, автомастерские и автозаправщики, а также фуры, тралы, низкорамники, автопоезда, автовозы и многие другие виды автотранспорта, предназначенные для интенсивного передвижения по автомагистралям.

Классификация спецтехники по габаритам

Рынок спецтехники переполнен машинами с мини-габаритами. Это объясняется особенностью рыночной экономики. В Советском Союзе строительные, дорожные, сельскохозяйственные и другие виды работ выполнялись в массовом объёме. Колхозы обрабатывали огромное количество земли, строители возводили многоэтажные здания и крупные заводские комплексы, дороги строились большой протяжённостью.

Огромное число современных частных компаний работает в малом масштабе. Многие из них даже не покупают необходимые машины, а стремятся воспользоваться услугами аренды спецтехники. Поэтому малогабаритная спецтехника пользуется большим спросом. Производители предлагают различные виды спецтехники: мини-экскаваторы и мини-погрузчики, мини-тракторы и мини-бульдозеры, мини-самосвалы, а также разного рода малый коммерческий транспорт.

Малотоннажные машины хорошо зарекомендовали себя. Их небольшие размеры обеспечивают более лёгкую маневренность. При этом сохраняется высокая проходимость даже на местности со сложным рельефом и рыхлым подвижным грунтом. Заводы изготовители предлагают дополнительное навесное оборудование, с помощью которого мини-экскаватор легко выполняет функции погрузочно-разгрузочные работы. Мини-спецтехника экономична в эксплуатации благодаря низким затратам на сервисное обслуживание и невысокому расходу топлива. Низкие шумовые показатели позволяют использовать её в густонаселённых районах.

Не меньшим спросом пользуется у современных компаний тяжёлая спецтехника, обладающая высокой мощностью. Компании, которые специализируются на выпуске крупногабаритных видов спецтехники высокой мощности, часто предлагают услуги собственного водителя машиниста, или оператора.

Отдельные модели крупногабаритной спецтехники доставляются к месту использования в разобранном виде. Специалисты завода изготовителя осуществляют сборку машины непосредственно по прибытию. Тяжёлая спецтехника используется при необходимости выполнения разных видов работ, где требуется высокая производительность труда.

Все виды гусеничной и колёсной спецтехники, объём двигателя которой превышает 200 л. с., нерентабельно применять на работах незначительного масштаба. Это могут быть мощные экскаваторы и погрузчики, компрессоры и буровые установки, скреперы и ударные дробилки, асфальтозаводы и промышленные электростанции, а также комбайны, трактора, краны и множество других спецмашин.

Классификация видов спецтехники по производителю

Спецтехника европейского и американского производства

Производители спецтехники из Европы и США в рекламе не нуждаются. Они выпускают машины, оснащённые современным инновационным оборудованием, обладающие высоким запасом прочности. Новую технику европейского производства стараются очень дорогая.

Поэтому отечественные потребители стараются купить спецтехнику б/у. Наиболее популярными брендами Европы являются Case (строительная спецтехника для малого и среднего бизнеса), CAT (крупногабаритная спецтехника для строительной, горной и газодобывающей отрасли), JCB (дорожно-строительная и сельскохозяйственная спецтехника), BOMAG (уплотнённая техника), VOLVO (грузовой автотранспорт).

Спецтехника китайского производства активно укрепляется на отечественном рынке

Она наиболее приспособлена к работе в российских условиях. Эксплуатационно-качественные характеристики машин из КНР меняются к лучшему. Китайская спецтехника изготавливается с применением инновационных технологий. Производители осуществляют прямые поставки с прохождением соответствующей сертификации. Наиболее успешно зарекомендовали себя SANY (строительная спецтехника), XCMG (дорожно-строительная автоспецтехника), YUCHA (автоспецтехника).

Данная классификация видов спецтехники не является полной. Перечисленные группы машин специального назначения можно продолжать структурировать. Производители продолжают трудиться над новыми конструкторскими разработками. Рынок спецоборудования активно развивается. Поэтому можно ждать появления очередных инженерных новинок, которые изменят весь принцип настоящей классификации.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Строительная техника из Китая

Вопреки распространенному заблуждению высокий спрос на сделанную в Китае спецтехнику и дорожнные машины определяется не их низкой ценой (которая, конечно, ниже, чем цены на продукцию европейских компаний, но не в разы, а на 10 – 20%), а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными причинами. Для страны, вынужденной тратить огромные средства на закупку важнейших природных ресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупным импортером оборудования, поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения. Как известно, количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных компаний.

Столь же объективны причины более низкой, чем у западных компаний, себестоимости китайской продукции – дешевая рабочая сила, дешевые кредиты, невысокие внутренние цены на энергоресурсы, закупка импортных комплектующих по льготным тарифам (благодаря скидкам за значительные объемы), готовность китайского производителя работать за гораздо более низкий, нежели у его европейских и американских коллег, процент прибыли, компенсируя это огромными масштабами производства.

КНР является четвертым по объему рынком дорожно-строительной техники в мире (15,9 млрд. долларов в 2004 г.) после США (28 млрд. долларов), ЕС (23 млрд. долларов) и Японии (18 млрд. долларов). В 2002-2003 гг. этот рынок развивался чрезвычайно высокими темпами (более 30% ежегодно), но принятые в апреле 2004 г. китайским правительством меры по “охлаждению” экономики (в частности, ужесточение кредитно-финансовой политики) обусловили снижение темпов роста спроса на спецтехнику до 10% в 2004 г. и 13% в 2005 г.

Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии, на его долю приходится около 15% мирового выпуска строительных машин. В дорожно-строительном машиностроении Китая после примерно 10-летнего периода консолидации сформировалось несколько крупных производственных объединений национального масштаба с хорошо известными торговыми марками, включая XCMG, Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany и Heli (последняя компания занимается производством вилочных погрузчиков). Местные компании в 2003 г. выпустили строительной техники примерно на 11,9 млрд. долларов, что на 26,7% больше, чем в предшествующем году. Оборот этих компаний вырос на 34% (до 12,5 млрд. USD), прибыль – на 59% (до 890 млн. долларов). Из указанных 12,5 млрд. USD 11,45 млрд. было получено за счет поставок на внутренний рынок и 1,05 млрд. долларов – от экспорта. Пять крупнейших фирм отрасли контролировали в 2003 г. только 12,8% ее общих отгрузок, их совокупные поставки на внутренний рынок исчислялись 1,6 млрд. долларов.

По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%

Liugong

Liugong Machinery – является крупнейшим производителем строительных машин в Китае. В 1966-м фирма изготовила первый в стране колесный погрузчик с жесткой рамой, а в 1970 г. – с сочлененной рамой. В 1987-м по лицензии Caterpillar эта компания начала производить фронтальные погрузчики Caterpillar 966, а в 1995 г. образовала совместное предприятие с ZF.

Ожидаемое снижение внутреннего спроса заставляет Liugong, как и многих других крупных китайских производителей строительных машин, серьезно задуматься над внешними рынками сбыта. Основной продукцией Liugong являются фронтальные погрузчики, и в ближайшие пять лет компания намерена довести свою долю в их общих продажах в КНР с 18 до 25%. Планируется также увеличить экспорт, для чего будут разработаны новые технологии производства и создано новое поколение погрузчиков с двигателями, отвечающими нормам Tier III. Свое будущее Liugong связывает и с эскаваторами, по которым ее доля на китайском рынке равна в настоящее время только 3%. В ближайшие пять лет компания намерена ежегодно увеличивать эту долю на 1%, что сделать будет очень сложно, так как 90% всех продаж экскаваторов в стране приходится сейчас на иностранные марки.

Расширится ассортимент поставляемых за границу и на внутренний рынок автогрейдеров. В настоящее время в Китае выпускают только две модели этих машин. Одна мощностью 180 л.с. предназначена в основном для продаж в КНР и развивающихся странах, а вторая мощностью 160 л.с. с двигателем Tier III – в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом году должны появиться две новые модели автогрейдеров (мощностью 200 и 220 л.с.), которые первоначально предполагается поставлять на внутренний рынок, а затем в Россию, Индию и страны Африки.

В отношении асфальтоукладчиков, цены на которые из-за превышения предложения над спросом упали, компания пока не строит больших планов, предпочитая занимать выжидательную позицию. Выпускаемые три модели этих машин рассчитаны на ширину укладки 12, 9 и 7 м. Всего в 2010 г. Luigong планирует изготовить 35 тыс. ед. строительных машин и получить от их продажи 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долларов); доля экспорта в этих поступлениях должна составить около 15%.

Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG)

XCMG – одно из крупнейших в Китае предприятие по разработке, изготовлению и экспорту строительной техники, чей оборот в 2005 г. составил 2050 млн. долларов и увеличился на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также вырос на 117% и составил 120 млн. долларов. XCMG активно продвигает свой бренд, самый известный на внутреннем рынке Китая, неуклонно следуя цели – быть лидером в секторе производства строительной техники Китая и сильным конкурентным игроком на международном рынке.

Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, которые выпускают гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, вилочные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, машины специального назначения, шасси для строительных машин, поворотные кольцевые подшипники, элементы гидравлики, кабины, дизельные двигатели, коробки передач, шестеренные насосы и т. д. XCMG в 2005 г. экспортировала около 1500 ед. спецтехники и помимо укрепления позиций на традиционных рынках, таких как Вьетнам, Индонезия, Саудовская Аравия, открывает для себя новые – это Индия, Иран, Украина и др. Партии машин экспортируются в Африку, также продукция XCMG активно продвигается на рынки Европы и США. В России же техника XCMG представлена, в том числе под брендом Mitsuber.

Читайте также:  Электрические и бензиновые снегоуборщики Champion: технические характеристики, фото, видео

В соответствии с международными требованиями XCMG создала сеть дистрибьюторов в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии и развила сеть агентов для исследования международного рынка. Сегодня более 40 международных агентов XCMG помогают реализовывать продукцию более чем в 80 странах и регионах мира. Итогом такой кооперации стало повышение качества продукции и уровня менеджмента, технологий и международного статуса XCMG.

Для сравнения: другие китайские производители представляют от 2-5 моделей фронтальных погрузчиков, большинство из которых поставляется на внутренний, российский и казахстанский рынки. LiuGong Machinery CO., LTD отличается тем, что продукция, представленная в России, поставляется только на экспорт в страны Европы, США, Австралии. На внутренний рынок идут менее дорогие машины более простой комплектации. Это связано с существенными отличиями стандартов и обязательных требований к технике такого класса в Европе, России и Китае. В Китае они остаются на довольно низком уровне. Благодаря этому на сегодняшний день дорожно-строительная техника LiuGong является узнаваемым во всем мире брендом с хорошей репутацией.

Состояние рынка спецтехники в Китае

Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2004 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 26 тыс. ед., что на 20% ниже, чем в 2003 г. В первом полугодии 2005 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 13 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 2 тыс. ед. в год.

Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков. В 2004 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи фронтальных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке – 19,0 тыс., в Европе – 18,0 тыс. ед. Ведущие позиции в этом сегменте китайского рынка занимают компании Liugong, XCMG и Xiamen.

Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов – компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж. Крупными поставщиками мобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая марка Puyuan), Chang Jiang и Tai’an Crane. На рынке КНР предлагается и оборудование ведущих иностранных производителей, в частности Grove, IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.

В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженная масса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстро растут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставки тяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. По оценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкой техники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставки мини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Заключение

Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители при покупке строительной техники, все большее значение приобретает цена, так как правительство Китая ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компании предлагают менее качественное дорожно-строительное оборудование, но их цены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данных компаний.

Залогом максимально эффективного использования плодов китайского “экономического чуда” на российских стройках является то, что продвижением китайской строительной техники занялись серьезные российские компании. Перехватив инициативу у многочисленных “серых” дилеров, пытающихся делать бизнес на продукции “третьего эшелона” (т. е. рассчитанной исключительно на внутрикитайское потребление), они сотрудничают напрямую с ведущими производителями, отбирая среди широчайшей гаммы оборудования наилучшим образом подходящее для российского потребителя, организуют его сертификацию, создают инфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России “европейский” сервис, оказывают информационную поддержку.

На первом этапе наиболее востребованными видами китайской строительной техники в России являются фронтальные погрузчики грузоподъемностью до 5 тонн, бульдозеры, грейдеры, дорожные катки для уплотнения грунта, бетононасосы, автокраны, грузовые самосвалы грузоподъемностью до 20 тонн. Через 3 – 5 лет при условии, что сегодняшние экономические условия в России существенно не изменятся, китайская строительная техника может занять, по самым скромным прогнозам, от 5 до 10% российского рынка

Виды дорожно-строительной техники и их назначение, российского производства, китайская техника

В мировом машиностроении неуклонно увеличивается роль азиатского региона. Связано это, прежде всего, с бурным ростом отрасли в Китае. В прошлом году объемы ее производства увеличились более чем на 25 процентов. В результате теперь на Азию приходится уже треть выпускаемой в мире машиностроительной продукции, а Китай прочно занял четвертое место среди ведущих машиностроительных держав.

Успехи китайских машиностроителей во многом объясняются большим внутренним спросом на их продукцию. В то же время две трети выпускаемых машин и станков отправляются на экспорт, поскольку в странах Европейского Союза в настоящее время слишком мало инвестируется в обновление производственных фондов. Не стоит также забывать что, Китай — страна с очень большими ресурсами рабочей силы. Вслед за развитием науки, техники и образования постоянно повышается и квалификация китайских рабочих, непрерывно расширяются ряды научно-технической интеллигенции.

Практически все крупнейшие мировые производители строительной техники (Caterpillar, Liebherr, Komatsu) организовывают совместные предприятия на территории Китая, тем самым, предоставляя машиностроительной промышленности Китая не только материальную поддержку, но и свои передовые технологии. Именно благодаря этой совместной работе качество и надежность китайской техники за последние годы резко возросло.

Ярким примером такой совместной работы является компания CHANGLIN COMPANY LTD. Компания была организована в 1995 году как совместное предприятие двух машиностроительных гигантов Komatsu и Hyundai для производства дорожно-строительной техники на территории Китая с уставным капиталом 80 миллионов долларов. С момента основания было организовано производство фронтальных погрузчиков, грейдеров, дорожных катков, погрузчиков-экскаваторов и другой дорожно-строительной техники. На настоящий момент выпускается более 10 000 единиц дорожно-строительной техники в год. Два подразделения CHANGLIN Changzhou Hyundai по производству погрузчиков-экскаваторов и Changzhou Komatsu производство большегрузных фронтальных погрузчиков являются одними из лидирующих предприятий в Китае.

Использование сотен инженеров с богатым профессиональным опытом трудящихся в нескольких опытных гидравлических и машинных лабораториях, работающих в тесном контакте с Komatsu, Hyundai и другими известными мировыми производителями, позволяет удерживать лидирующие позиции среди других Китайских производителей. В течение многих лет изучения работы техники, CHANGLIN издал и развил множество патентов в области промышленности строительных машин. За последние 10 лет вложено более 40 миллионов долларов в модернизацию средств производственного оборудования. Которые включают компьютеризированные центры механической обработки, многоцелевые высокотемпературные печи, компьютеризированные режущие станки, сварочные роботы, линии антикоррозийной обработки металлов и на сто процентов компьютеризированной линии складирования. CHANGLIN так же имеет самую длинную сборочную линию фронтальных погрузчиков в Китае, так же как и многофункциональную тестлинию качества продукции.

Основные рынки сбыта продукции — Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка, Се-верная и Южная Америка. В последние годы продукция CHANGLIN начинает появляться на Рос-сийском рынке, в основном это фронтальные погрузчики с ковшом для сыпучих материалов либо с челюстным захватом.
Приходу китайской дорожно-строительной техники на российский рынок мешает стереотип, что все китайское — плохое. Не последнюю роль в организации данного стереотипа сыграли первые попытки поставок дорожной техники недобросовестными поставщиками, которые ввозили на Российский рынок, практически нелегально, китайскую технику, предназначенную для продажи только на внутреннем рынке Китая. Казалось бы, в чем может быть разница, ведь техника изготавливается на одном и том же заводе, теми же специалистами, но давайте разберемся, на примере фронтального погрузчика модели ZL30 выпускаемый компанией CHANGLIN.

НаименованиеZLM 30ZLM 30H (экспортный вариант)
1Грузоподъемность, кг3 0003 000
2Объем ковша, м31,71,7
3Модель двигателяLuoTuoLRC6105G6F / LuChaiYC6108G9Cummins 6BT5.9 (лицензионный)
4Мощность, кВт81/9287
5Отопитель кабинынетустановлен
6Кондиционернетустановлен
7Предпусковой подогревательнетустановлен

Еще один из сдерживающих факторов это отсутствие на российском рынке запасных частей и расходных материалов на китайскую технику, и самое главное отсутствие надежных организаций способных взять данную технику на сервисное обслуживание, не говоря уже об исполнении гарантийных обязательств. Решение данной проблемы лежит в организации на территории РФ дилерской сети на базе предприятий имеющих большой опыт не только в продажах техники, но и в ее обслуживании на территории РФ.

Компания CHANGLIN уже начала проводить работу в данном направлении. В настоящее время ведутся переговоры с компанией «Техсервис» об организации на базе одного из ее подразделений — ЗАО «Техсервис-Хабаровск» — сервисного центра, который возьмет на себя не только реали-зацию техники на Дальнем востоке но и обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию. Уже проведены первые продажи фронтальных погрузчиков через ЗАО «Техсервис-Хабаровск».

Погрузчики работают на погрузке леса в Низовьях Амура и земляных работах в г.Хабаровске. До этого фронтальные погрузчики CHANGLIN прошли испытания на лесозаготови-тельных предприятиях на севере Амурской области, где положительно зарекомендовали себя в условиях низких температур. Отзывы о работе данной технике, а также подробную техническую информацию вы можете получить в ЗАО «Техсервис-Хабаровск» по многоканальному телефону 41-44-22 или на сайте компании www.tsgroup.ru.

Уже достаточно много компаний предлагают технику китайского производства. Журналы так и пестрят разнообразными рекламными объявлениями. Но прежде чем сделать свой выбор, подумайте, что стоит за этими компаниями, что они могут Вам предложить?

На сегодняшний день компания «Техсервис» уже имеет опыт работы не только с китайской техникой, но и непосредственно с заводами-изготовителями данной техники, кроме CHANGLIN налажены деловые контакты с такими заводами как Shantui, XCMG.

Занимаясь реализацией китайской техники, компания «Техсервис» также предлагает со склада запасные части, причем номенклатурный перечень запасных частей на складе постоянно увеличивается.

И самое главное, имея богатый опыт работ по обслуживанию различной строительно-дорожной техники как отечественной, так и импортной, компания «Техсервис» уже сей час готова взять на себя обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию китайской техники. Наши специалисты не только проводят предпродажную подготовку каждой единицы находящейся на складе, но и готовы выезжать к месту эксплуатации реализованной технике для ее обслуживания или ремонта.

Ссылка на основную публикацию