Бульдозер Т-130
Стоит заметить, что бульдозер Т-130 появился еще в советское время, но используется активно до сих пор. С чем это связано? Это один из самых известных видов оборудования, который изготовит Челябинский Тракторный Завод, более того, данный трактор пользуется популярностью не только в постсоветском пространстве, но и заграницей. Это все потому, что технические характеристики бульдозера Т-130, прежде всего, работают на высокую надежность и выносливость конструкции. Данная техника уже не изготавливается в течение многих лет, но при этом она не выходит из строя и старые модели применяются на огромном количестве строительных площадок, сельскохозяйственными рабочими и для реализации других задач. Выпускалось оборудование с 1969 по 1988 год. В то время сам трактор выполнялся в нескольких модификациях, а именно: болотоходный трактор, бульдозер и бульдозер-болотоход. Почему данная техника пользовалась такой популярностью? Это не просто уникальное явление, эта конструкция имела высочайшую проходимость, могла использоваться в различных температурных режимах и погодных условиях, поэтому география применения трактора была крайне широкой, включая и самую холодную Сибирь. Данная спецтехника в начале 90-х ушла с производственного станка, так как появилась новая модель Т-170, а затем бульдозер Б-10М, которые имели более высокую производительность и технические показатели. Но при этом некоторые работники до сих пор используют модель Т-130, так как она отличается высокой надежностью и комфортом.
Это мощный гусеничный промышленный трактор, который имеет механическую или гидромеханическую трансмиссию, относится к шестому тяговому классу. Схема бульдозера Т-130 предполагает его применение в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата. В каких сферах может использоваться данная техника? Прежде всего, это вспашка необработанной земли, глубокая пахота, транспортные работы. Также в те времена это было техника, которая часто использовалось в качестве трубоукладчика.
Преимущества и недостатки
Что касается ключевых преимуществ техники, то стоит обратить внимание на следующие моменты:
- возможность реализации нескольких действий — реализация работ в сельском хозяйстве, функционирование в качестве тягача на строительных участках, разработка земли при добыче ископаемых;
- отличается повышенной надежностью и безопасностью;
- имеет высокую производительность;
- небольшое потребление топлива, расход топлива бульдозера Т-130 крайне экономичный;
- простота управления;
- неприхотливость в использовании;
- быстрый и легкий ремонт элементов оборудования, быстрая замена запчастей;
- при преодолении труднодоступных участков, бездорожья, грязи и льда не опрокидывается и не переворачивается, это связано с тем, что техника имеет широкие и крепкие гусеницы;
- отличается высокой мощностью и быстротой передвижения, независимо от типа дороги.
Мощный гусеничный промышленный бульдозер все же имеет несколько недостатков, среди них: ненадежность фрикционов, сложность при использовании в слишком низких температурах, технику непросто заводить при сильном минусе, несовершенство самой конструкции, не самая удобная и комфортабельная кабина водителя, небольшое количество передач.
Но простота эксплуатации, низкая стоимость и простота ремонта делали из этой техники «рабочую лошадку» на многих предприятиях.
Технические характеристики бульдозера Т-130
Сам бульдозер имеет следующие технические характеристики:
- Мощность двигателя бульдозера Т-130 117,7 кВт (140 лошадей).
- Удельный расход топлива у данной модели составляет 244,3 г/кВт*ч (180 г/л. с.ч.). Что касается топливного бака, то он вмещает максимум 290 л топлива, лучше всего использовать дизельное. Производительность бульдозера Т-130 достаточно высокая.
- При конструкционной массе бульдозера 14,32 тонны показатель удельного давления на грунт составляет 0,5 кг/1 см2. То есть вес бульдозера Т 130 достаточно большой.
- Габаритные размеры бульдозера Т-130: 5193 на 2475 на 3085 мм.
- Дорожный просвет модели – 415 мм,
- Ширина колеи – 1880 мм.
- Мощность двигателя бульдозера Т-130 высокая, он имеет четырехтактный дизельный двигатель. Д 160 или Д180 с турбонаддувом.
Также стоит обратить внимание на заправочные емкости:
Заправочные ёмкости Т-130 | |
---|---|
Топливный бак, л | 290 |
Система охлаждения, л | 60 |
Система смазки двигателя, л | 32 |
Бортовой редуктор (каждый), л | 12 |
Гидравлическая система, л | 100 |
Также обязательно стоит учитывать ключевые характеристики гидравлической схемы бульдозера Т-130 и другие основные параметры:
Характеристики бульдозерного оборудования Т-130 | ||
---|---|---|
Тип отвала | Полусферический | Прямой |
Изменение угла резания и угла поперечного перекоса отвала | Винтовым и гидравлическим раскосами | |
Объем призмы волочения, м 3 | 4,75 | 4,28 |
Ширина отвала, м | 3,31 | 3,42 |
Высота при угле резания 55 | 1,31 градусов | 1,31 градусов |
Максимальный подъем, м | 1,02 | 1,02 |
Максимальное заглубление, м | 0,44 | 0,44 |
Максимальный перекос, (10 град.) м | 0,63 | 0,63 |
Регулирование угла резания | 10 градусов | 10 м |
Масса, кг | 2313 | 2240 |
Устройство модели
Устройство бульдозера Т-130 предполагает следующие элементы: четырехтактный дизельный мотор, мощность которого достигала 140 лошадей. Запуск мотора реализуется при помощи бензинового двигателя, но конструкция функционирует исключительно на дизеле. Есть механическая 8-ступенчатая трансмиссия, в которую входит замкнутая муфта сцепления, четыре диска и четырехвальная коробка передач. Органы управления бульдозера Т-130 включают в себя плавающую, ленточную тормозные системы.
Конструкция является универсальной благодаря тому, что в любой момент можно установить вал отбора мощности, именно эта характеристика позволяет использовать оборудования в разных сферах и отраслях.
Кабина водителя предполагает сидение одновременно двух человек и она находится сзади. В самой кабине предусмотрены шумоизоляция и термическая изоляция, внутри достаточно тепло, можно ездить даже зимой в комфортных условиях. Что касается удобства управления системой, то она не очень комфортная. Низкая степень вибрации, поэтому она постоянно ощущается от рычагов контроля. Это связано с тем, что данные рычаги напрямую связаны с трансмиссией.
Для того чтобы понять, сколько весит бульдозер Т-130, нужно соединить и сложить массу всех его элементов с обязательным учетом тех дополнительных опций, которые устанавливались Челябинским тракторным заводом. Дополнительные опции включают в себя наличие специальных гусениц, которые позволяли использовать технику для транспортировки по асфальту. Также дополнительное оборудование для передвижение по голодеду.
Заключение
На рынке вы можете найти аналоги данной техники с похожими техническими характеристиками, производительностью и мощностью. Например, ТМ-10, бульдозер Т-170, который является более поздним аналогом Т-130. Также иностранные модели, например, Shantui SD16 и Komatsu D65. Важно заметить, что конструкция 130 уже давно не выпускается, но ее все равно можно приобрести, в частности, и в интернете у бывших владельцев. Это не значит, что будет сложно приобрести необходимые детали и запчасти, масло и дизель. Нет, наоборот, все детали имеют большое распространение, и не будет никакой сложности, чтобы их достать. Наоборот они стоят гораздо дешевле, чем запчасти, например, к современной специализированной технике. Само оборудование характеризуется надежностью, для тех годов оно стало прорывов в области производства тракторов нового типа. Сейчас можно найти модели семидесятых годов выпуска в достаточно хорошем состоянии, они легко справятся с реализацией сельскохозяйственных работ.
Т-130: технические характеристики, обзор, описание
Источник фото: techstory.ru Фото Уралтрак Т-130
В число основных элементов Т-130 входили двигатели Д-130/Д-160, оборудованные турбонаддувом, и механическая трансмиссия с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Количество передач – восемь вперед и четыре назад. По своей конструкции это была простая модель, а значит, с высокой ремонтопригодностью. Базовый гусеничный трактор использовался в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.
Управление тормозами и поворотом у Т-130 выполнялось с помощью одного рычага. Еще одна особенность – один поддерживающий ролик в гусеницах вместо двух. Подвеска была выполнена полужесткой, с балансирной поперечной рессорой. Она изготавливалась из двух штампованных лонжеронов.
Максимальная скорость, которую мог развивать бульдозер при передвижении вперед, – 10,65 км/ч. Предельное значение при езде назад – 8,63 км/ч. Самое большое тяговое усилие достигалось при скорости в 2,6 км/ч. Тормоза конструкторы установили ленточного типа. Ширина стандартных башмаков составляла 500 мм.
Технические характеристики Т-130, масса
Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.
140-160 л.с. (в зависимости от модели)
Удельное давление на грунт
Габариты
Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).
Двигатель Т-130
Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.
Источник фото: techstory.ru Более поздние модели бульдозеров Т-130 оснащались двигателем Д-160
Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.
Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.
Удельный расход топлива
Система смазки двигателя
Техническое обслуживание
Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.
Источник фото: techstory.ru Фото Уралтрак Т-130 с двигателем
Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.
Модификации
Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства “ЧТЗ-Уралтрак” стала модель Т-170 (главное отличие – увеличенная до 174 л.с. мощность).
Источник фото: ru.wikipedia.org Длина бульдозера Т-130 составляла 5,2 метра
Покупателям предлагалось две версии бульдозера т 130: стандартная и болотоходная (Т-130Б) с более широкими гусеницами. Кроме этого, после оснащения соответствующим оборудованием базовый трактор использовался в качестве трубоукладчика, свайного копра, буровой установки и проч. Также была доступна версия для сельскохозяйственной отрасли (Т-170МГС).
Аналоги
Видео
Мощный и современный бульдозер Т 130 — основные технические и информационные характеристики
Бульдозер т 130 был изначально разработан и потом введен в основной поток серийного производства на одном из российских заводов города Челябинск. Это качественный сельскохозяйственного назначения трактор, который является особой модернизированной и более совершенной версией техники Т-100. Оборудование выпускается в двух качественных модификациях, одна из которых отличается увеличенным размером гусениц.
Назначение бульдозера
Трактор данной категории применяется в составе общего бульдозерно-рыхлительного качественного агрегата, как машина базовая, которая играет роль трубоукладчика, а также особого функционального копра.
Бульдозеры представляются в самых разных массовых и объемных тяговых классах от 10-15 тонн. Подобные машины осуществляют свою работу в самых разных областях промышленности, а также в процессе заготовки леса и коммунальной сферы.
Общие технические характеристики бульдозера т 130
Трактор характеризуется идеальными эксплуатационными и техническими свойствами. Масса бульдозера Т130 равна 14,3 т. Среди прочих основных параметров можно отметить следующие:
Длина | 5193 мм |
Ширина | 3085 мм |
Высота | 2475 мм |
Дорожный просвет | 416 мм |
Давление на грунт | 0,024 МПа |
Трактор использует для работы дизельное топливо, специальное моторное масло, а также А-76+А-72+. Расход топлива бульдозера Т-130 составляет 244,3 г/кВт.
Сведения об устройстве бульдозера
Бульдозеры обладают большим ресурсом и повышенным показателями ремонтопригодности. Это дает возможность эксплуатироваться в достаточно непростых условиях рельефа и климата.
Двигатель Т-130
Бульдозер Т-130 оснащен четырехтактным мотором категории Д-130, его показатели мощности составляют 140 л.с. Более совершенные модели комплектуются четырехцилиндровым довольно мощным агрегатом категории Д -160, который имеет турбонадув. Запуск автоматики осуществляется при помощи обычного работающего на бензине двигателя. Мотор является существенно улучшенной версией ранних моделей.
Трансмиссия
Модель имеет 8-ступенчатую трансмиссию, которая работает на механике. Агрегат состоит из муфты сцепления, присутствует четыре надежных диска, из которых два являются ведомыми, остальные неведомые, есть четырехвальная коробка передач. В машины такого плана установлена плавающая работающая на лентах система тормоза.
Гидравлика
Гидравлика Т-130 по своим качествам относится к определенной категории раздельного и качественного агрегатного оборудования.
Она состоит из таких конструкционных элементов, как насос, особый распределитель, основной силовой, а также выносной цилиндр, объемный бак, надежный механизм задней подвески.
Кабина
Кабина располагается с задней части, она рассчитана сразу на двух операторов. Присутствует качественная термическая и эффективная звуковая и шумовая изоляция. Все это позволяет устранить такие неприятности, как шум и пыль. Автоматически работа с такой техникой становится максимально комфортной.
Управление
По мнению пользователей, процесс управления техникой немного не дотягивает до идеального. При осуществлении рабочего процесса ощущается определенная вибрация, которая исходит от рычагов контроля. Виной данному фактору может послужить некачественное соединение с трансмиссией машины.
Ходовая
Ходовая качественная часть имеет сложную раму, сварную в виде балки конструкцию, которая всем своим корпусом надежно приварена к основанию по борту расположенных фрикционов.
Данная часть оснащается особой полужесткой подвеской. Каждая из установленных гусеничных тележек имеет примерно по пять опорных и по паре направляющих катка, работающих на роликах.
Основные модификации техники
Современный бульдозер характеризуется наличием нескольких модификаций. Одна из них – это специальный болотоход марки Т-130Б. От базовой модели он отличается намного большей шириной гусениц. Это позволяет снизить давление, производимое на грунт. Также увеличивается общая проходимость устройства.
Одновременно с этим техника может быть дополнена специальными шпорами, которые в состоянии обеспечить проход гусениц по такой скользкой поверхности, как лед.
Варианты навесного оборудования
Бульдозер характеризуется наличием оптимальной возможности быть укомплектованным самым разным навесным оборудованием. Среди основных вариантов оборудования можно отметить монтаж специального водномасляного отопительного устройства, может быть монтирован тепловой обогреватель, рыхлитель для грунтовых работ, особого размеры гусеничные передвижные шпоры для эффективной работы на автомобильных трассах в зимнее время года.
Цены на бульдозеры Т 130
Если необходимо для строительных или сельскохозяйственных работ приобрести бульдозер марки Т-130, то это возможно только, если покупается модификация устройства. По той причине, что трактор уже очень давно не выпускается, в настоящее время можно купить только бывшие в употреблении варианты.
Подобной техники реализуется достаточно много. Стоимость оборудования может быть разной, все зависит от определенных доработок технического плана, от года выпуска, а также от общего состояния бульдозера. Бывший в употреблении трактор можно купить по цене от 3 до 5 млн рублей за единицу техники.
Подобное оборудование можно взять в аренду, за день работы машины придется заплатить примерно 10 тысяч рублей, но цена также может быть разной, все зависит от состояния техники, а также от того, будет ли присутствовать оператор.
Аналоги
По причине популярности техники, у нее есть немало аналогов. Это касается более усовершенствованной версии модели, которая выпускается под маркой ТМ-10. Устройство характеризуется более высокими показателями маневренности, а также производительности. Есть еще один аналог такой машины – это бульдозер марки Б10М.
Можно отметить и некоторые зарубежные аналоги. Это известные во всем мире модели Caterpillar D6R. Они отличаются более высокими показателями производительности, которая примерно в два раза выше, чем у их российских аналогов.
Фото бульдозера Т-130
Несколько фотографий Т 130 в полевых условиях.
Заключение
Бульдозер уже много лет держит высокие показатели популярности в стране и в мире. Его достаточно активно используют в хозяйственных целях, несмотря на то, что выпуск уже много лет назад был полностью прекращен. Машина отличается оптимальной универсальностью, один бульдозер в состоянии эффективно заменить одновременно несколько агрегатов. Все это серьезно снижает трудозатраты.
Видео о бульдозере Т 130
Ролик наглядно демонстрирует работу бульдозера:
Характеристика трактора Т-130, бульдозера Т-130
Техническая характеристика трактора Т-130, бульдозера Т-130
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 (на базе трактора Т-10.01) — был разработан и введен в серийное производство на Челябинском тракторном заводе (ООО «ЧТЗ-Уралтрак») в г. Челябинске. Трактор Т-130, бульдозер Т-130 советский сельскохозяйственный и промышленный гусеничный трактор, являющийся более модернизированной версией трактора Т-100. Трактор Т-130, бульдозер Т-130 выпускается в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 ЧТЗ
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 используется в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, в том числе и как базовая машина для трубоукладчиков ТР-12 и ТР-20, свайного копра.
Трактора и бульдозеры Т-130 представители самых массовых тяговых классов 10-15 т. Эти бульдозеры работают в самых различных сферах промышленности, а так же в дорожном и коммунальном хозяйстве, на лесозаготовках.
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 отличается универсальностью, надежностью и простотой в эксплуатации.
Тракторы и бульдозеры Т-130 ЧТЗ имеют большой ресурс и повешенную ремонтопригодность, что позволяет эксплуатировать бульдозеры и трактора Т-130 в сложных климатических условиях.
Двигатель
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 поставляется с четырехтактным дизельным двигателем Д-160/ Д-180, с турбонаддувом, мощностью до 180 л.с.
Двигатель Д-160 ЧТЗ
Двигатели Д-160 и Д-180 имеют следующие технические характеристики:
Технические характеристики Д-160 / Д-180
Масса бульдозера Т-130
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 имеет следующие технические характеристики:
Общие характеристики бульдозера Т-130
Заправочные емкости
Характеристика заправочных емкостей бульдозера Т-130
Заправочные ёмкости Т-130
Габаритные характеристики Т-130
Бульдозер Т-130, трактор Т-130 имеет следующие габаритные характеристики:
Габаритные размеры трактора т-130
Навесное оборудование Т-130
Трактор Т-130, бульдозер Т-130 может быть укомплектован различным навесным оборудованием: прямой или полусферический отвал (лопата), одно- или многозубым рыхлителем (корчеватель).
Бульдозер Т-130 с прямым отвалом.
Характеристики бульдозерного оборудования Т-130
Однозубый рыхлитель бульдозера Т-130
Характеристики рыхлительного оборудования Т-130
Тракторы и бульдозеры Т-130 заслуживают неоднозначной оценки. К их преимуществам следует отнести простую конструкцию и невысокую стоимость (по сравнению с тракторами аналогичного класса).
Бульдозер Т-130: технические характеристики
Мощь и тяга. Бестселлер №2 Челябинского тракторного завода
Промышленный гусеничный трактор общего назначения Т-130 выпускался с 1969 по 1988 год. На протяжении 70х—80х годов Т-130 был основным трактором шестого тягового класса, получив широчайшее распространение на всей территории СССР, стран социалистического лагеря и дружественных Советскому Союзу государств.
Всего Челябинским тракторным заводом было выпущено 242 051 трактор Т-130!
Такая популярность была обусловлена тем, что, в числе прочих достоинств данной модели, она была чрезвычайно универсальной.
Трактора Т-130 можно укомплектовать разнообразным навесным оборудованием, помимо бульдозерного отвала или тяговых лебёдок. Т-130 стал базой для всевозможной спецтехники: трубоукладчиков, сваебоев, траншейных экскаваторов, рыхлителей, корчевателей, болотоходов, лесозаготовщиков, кабелеукладчиков и т.д., и т.п.
Многие из этих тяжёлых машин продолжают успешно эксплуатироваться, исправно трудиться и в наше время. И прежде всего, разумеется — бульдозеры Т-130.
Об истории создания трактора Т-130
Когда молодое советское государство задалось целью построить завод по производству промышленных тракторов (а случилось это в 1929 году), наши руководители не стали «изобретать велосипед», использовав богатый опыт и знания американских специалистов.
В США как раз разгоралась Великая депрессия 1929-1933 годов. Поэтому компания «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта с радостью взялась за проектирование Сталинградского тракторного завода (сельскохозяйственных тракторов) и Челябинского (промышленных тракторов). Репутация «Альбер Кан» была безупречной: до Великой депрессии эта фирма спроектировала и приняла участие в строительстве большинства заводов Генри Форда.
Базовой моделью для ЧТЗ стал американский трактор «Катерпиллар-60». Первая такая машина, под названием «Сталинец-60», сошла с конвейера нового завода 15 мая 1933 года. Вплоть до 1956 года все новые модели тракторов, выпускавшиеся заводом, назывались «Сталинцами», имя вождя компартии носил и сам завод. В годы Великой Отечественной производственные мощности предприятия были использованы для выпуска тяжёлых танков КВ, самоходных артиллерийских установок и тягачей для гаубиц.
Технические характеристики бульдозера Т-130
По сравнению со своим предшественником, трактор Т-130 заметно прибавил в мощности. До 1981 года на него устанавливали дизельный двигатель Д-130, в 1981-1988 годах — мотор Д-160, мощностью 130 и 160 лошадиных сил соответственно. Естественно, выросла и масса трактора — до тринадцати тонн. Успешно была решена проблема эргономики в кабине.
Характерные особенности технического устройства трактора Т-130 — высокий запас прочности всех узлов и механизмов, надёжность и неприхотливость, высокая ремонтопригодность и конструктивная преемственность моделей Т-100М—Т-130—Т-170.
Для потребителей это означает буквально следующее: запчасти на снятый с производства Т-130 можно легко найти и в наше время. Возможность установки новых узлов на старые машины не представляет проблемы.
Общие технические показатели бульдозера Т-130
- Тяговый класс — 6 тс.
- Габариты (Длина х Ширина х Высота, в мм): 5200 х 2480 х 3085.
- База, в мм: 2480.
- Колея, в мм: 1880.
- Дорожный просвет, в мм: 415.
- Удельное давление на грунт, в Мпа: 0,05.
- Тип двигателей Д-130 и Д-160: четырёхтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный.
- Удельный расход топлива, в г/кВт*ч (г/л. с. ч .): 244,3 (180).
- Топливо: для основного двигателя — дизельное, для пускового — смесь любого бензина с моторным маслом в пропорции 1:15.
На тракторе Т-130 установлены заправочные ёмкости следующего объёма:
- Бак для солярки — 290 л.
- Ёмкость системы охлаждения — 60 л.
- Бак системы смазки двигателя — 32 л.
- Две ёмкости бортовых редукторов по 12 л.
- 100-литровый бак гидравлической системы.
Двигатели трактора Т-130
Как уже было отмечено, на машинах более ранних годов выпуска установлены дизели Д-130; с 1981 года им на смену пришли более мощные Д-160. Главные достоинства этих двигателей — их надёжность и неприхотливость. В процессе многолетней эксплуатации они продемонстрировали стабильную работу в самых экстремальных условиях: и в пустыне Каракум, на прокладке оросительных каналов, и за Полярным кругом, трудясь в нефтегазовой отрасли.
Однако в условиях Крайнего Севера механизаторы первоначально намучились с пуском двигателя в условиях сильных морозов. Поэтому на трактора Т-130, предназначенные к отправке в суровые северные регионы, стали устанавливать предпусковой обогреватель мотора и всех технических жидкостей. Двигатели Д-130 и Д-160 продемонстрировали стабильную работу на дизтопливе любого качества, и даже керосине или на газовом конденсате.
Двигатель Д-160 — базовый мотор бульдозера Т-130 с 1981 года.
Трансмиссия Т-130
На бульдозерах Т-130 установлена 8ми-ступенчатая механическая или гидромеханическая трансмиссия, с постоянно замкнутой муфтой сцепления, четырьмя дисками сцепления (2 — ведомые и 2 — ведущие) и четырёхвальной коробкой передач. В комплектацию трансмиссии входят двухступенчатый бортовой редуктор, сухие многодисковые бортовые фрикционы, коническая передача.
Как уже было сказано, коробка передач у Т-130 четырёхвальная, что позволяет изменять скорость движения четырёх передач заднего хода и восьми — переднего. Максимальное тяговое усилие при этом достигается КПП при скорости бульдозера в 2,6 км/ч – 128,2 кН.
Ходовая часть и рулевое управление бульдозера Т-130
Подвеска бульдозера Т-130 — полужёсткая, с балансирной поперечной рессорой. Изготовлена она из двух штампованных лонжеронов, объединённых с корпусом заднего моста.
Гусеничное полотно состоит из штампованных звеньев-траков, соединённых между собой металлическими пальцами.
Рулевой управление трактором обеспечивается, как и в предыдущих, и в последующих моделях ЧТЗ, рычажной системой, при помощи комплекса фрикционов ленточного типа.
Чтобы бульдозер выполнил полный разворот, применяется поворотная муфта. Подобное устройство располагается на заднем мосту и соединяется с приводными шестерёнками при помощи валов. При этом, использовав ленточный тормоз (который расположен вокруг поворотной муфты), трактор можно развернуть практически на одном месте.
Рабочее место механизатора на Т-130
Всё познаётся в сравнении. Если по сопоставлению с современными тракторами кабина Т-130 покажется чрезвычайно скупо и «по-спартански» оснащённой, то, по сравнению с предшествующей моделью, Т-100М, рабочее место механизатора было намного комфортнее и удобнее для работы в различных условиях.
Была тщательно проработана эргономика рабочего места с отточенным расположением всех рычагов. Водительское кресло снабжено регулируемой конфигурацией спинки. Система кондицинирования воздуха и отопления обеспечивает нормальную для самочувствия механизатора температуру даже в сильные морозы. Той же цели, а также защите от шумов и пыли служат резиновые уплотнители. Кабина снабжена усиленным каркасом безопасности.
Рабочее место механизатора бульдозера Т-130.
Гидравлика и навесное оборудование трактора Т-130
Комплект рабочего оборудования является раздельно-агрегатным, гидравлическим, предназначенным для выполнения работ с двумя видами навесных систем: задней и передней; в жестком или маятниковом исполнении.
Раздельно-агрегатная система гидравлики предназначена для обеспечения работы навесного и прицепного оборудования. На переднюю навеску устанавливается отвал бульдозера, двух видов, со стандартной шириной в 2,5 или 3,2 метра.
На заднюю навеску монтируются различные рыхлители и корчеватели; трубоукладочные, сваезабивочные системы, оборудование для транспортировки леса, и т.д. Есть позитивный опыт использования чистого «промышленника» Т-130 и в сельском хозяйстве: для вспашки ранее не используемых, целинных земель.
Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170
Для заболоченных мест была разработана модификация Т-130Б. Она отличается он базовой более широкими, «болотоходными» гусеницами и более мощным двигателем Д-180. Нельзя не отметить, что при своей «неслабой» массе, бульдозер Т-130Б обладал превосходной проходимостью, благодаря рекордно низкому удельному давлению на грунт: 0,5 мПа на один квадратный сантиметр поверхности.
Т-130Б, с расширенными гусеницами и двигателем Д-180.
Т-130 стал базой для разработки и запуска в серию более передовой и современной модели промышленных тракторов — Т-170. Который, если бы не пресловутая «перестройка» и последующий развал СССР, также вошёл бы в число мощных тракторов — мировых бестселлеров.
Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130
Одно дело было использовать Т-130 в Советском Союзе, когда солярка стоила сущие копейки и вообще была «казённой», и совсем другое — в новой России, где горючее стоит немалых денег и приобретается за собственные, «кровные» средства. В связи с этим нынешние владельцы Т-130 отмечают, что данный бульдозер имеет большую производительность, но и требует больших объёмов земляных работ, иначе его использование просто будет нерентабельным.
Механизаторы, работавшие на Т-130 в условиях Крайнего Севера, подтверждают трудности с запуском двигателя в экстремально низкие температуры. Однако, человек ко всему приспосабливается, и, по свидетельству одного из механизаторов, «процедура эта, конечно, не из лёгких на первый взгляд, но со временем это происходит на автомате и становится не сложнее, чем повернуть ключ зажигания и запустить двигатель на легковом автомобиле».
Существенной проблемой двигателей Т-130 называют то, что они (а точнее — их турбина) «боится» длительной работы на холостых оборотах. Если часто и длительное время держать двигатель на холостых оборотах, то турбина начинает пропускать масло и в итоге выходит из строя.
Дело в том, что если двигатель работает на малых оборотах, то в него практически перестаёт поступать масло для смазки. Турбина начинает работать насухую, поэтому увеличивается износ деталей и может произойти поломка.
Немаловажный недостаток состоит также в том, что башмаки гусениц закреплены на болтах, которые периодически ослабляются и раскручиваются. Поэтому приходится постоянно следить за крепежом башмаков, проверять их целостность и подтягивать их.
Т-130 на строительстве дороги.
Однако в целом, за исключением мелких недостатков, все отмечают удивительную неприхотливость и надёжность бульдозера, вкупе с его поистине «чудовищной» мощностью и производительностью. Это подтверждают и сохранившиеся с далёких советских времён данные о заключении госкомиссии по приёмке новой модели трактора Т-130, гласившие: трактор прошёл все испытания с превышением всех заявленных показателей и превзошёл все ожидания.
Бульдозеры Т-130 на современном вторичном рынке
Так как в своё время бульдозеров Т-130 было выпущено сотни тысяч единиц, и в ХХI веке этот старый, но надёжный трактор можно приобрести практически в любом регионе России и других республик бывшего Союза.
В интернете найдётся немало объявлений о продаже таких бульдозеров. Цена варьируется от 250 тысяч рублей (за трактор преклонных лет и в довольно «усталом» техническом состоянии) до 1 млн рублей (за ещё вполне «бодрый» Т-130 с обновлённым двигателем, прошедшим капитальный ремонт). Немало объявлений и о продаже всевозможных запасных частей и комплектующих для Т-130.
Описание устройства бульдозера Т-130 и его технические характеристики
Промышленная машина бульдозер Т-130 — все технические характеристики, вес и цена спецтехники интересны многим потребителям. Этот трактор представляет собой технику общего назначения, которая передвигается на гусеницах. Агрегат отличается большой мощностью, по этому параметру он причислен к шестому классу. При стандартной комплектации установка снабжена бульдозерным отвалом.
Серийный выпуск техники начал полвека назад Челябинское предприятие «ЧТЗ». За два десятилетия конвейер завода покинуло четверть миллиона машин. После этого их производство полностью прекратилось, поскольку было заменено устройством Т-170. Но многие трактора и сейчас продолжают функционировать.
История создания
В годы, когда американское государство постигла Великая депрессия, их компания из Детройта заключила контракт на строительство тракторного завода, расположенного в Челябинске. Базовой моделью будущего отечественного трактора стал «Катерпиллар-60». Уже в 1933 году с конвейера сошла первая машина, получившая имя «Сталинец-60».
В годы тяжелой ВОВ производственные мощности направили на выпуск САУ и танков КВ, тягачей, перевозящих гаубицы. После войны челябинское предприятие выпускало многофункциональный трактор, знаменитую «сотку». Агрегат побил несколько мировых рекордов. Модификация Т-130 стала прямым потомком прославленной «сотки». Этот бульдозер выпускают серийно до сих пор.
Назначение
Модель Т-130 — широкопрофильная машина. Ее используют, чтобы выполнять следующие действия:
- Перемещение грунта.
- Засыпка траншей.
- Сооружение насыпей.
- Мелиорация.
- Планировка площадок.
- Пахота.
- Рыхление грунта.
- Расчистка территорий.
- Уборка мусора на стройплощадке.
Технические параметры
Паспортные значения технических характеристик этой техники следующие:
- скорость — 12 км/ч;
- клиренс — 0,42 м;
- ширина колеи — 1,88 м;
- ширина отвала — 3,2 м;
- масса (сколько весит с отвалом) — 14,3 т;
- оказываемое на грунт давление — 0,05 м;
- размер бака для солярки — 290,0 л;
- объем резервуара с гидравлической жидкостью для заполнения системы — 100 л;
- габариты агрегата — 5,19*2,47*3,08 м.
Двигатель
Первые машины этого бренда комплектовались моторами Д-130, но уже в 1981 году их заменили более мощными дизелями Д-160. Их основные преимущества — неприхотливость и гарантированная надежность. При многолетней эксплуатации двигатели демонстрируют вполне стабильную работу, невзирая на экстремальные условия.
Но при сильных морозах механизаторам не удавалось быстро завести механизм. Из-за этого те трактора, которые направляли в северные регионы, комплектовали предпусковой системой обогрева как мотора, так и любых технических жидкостей. Агрегаты демонстрируют четкую работу на солярке любого качества, они способны заводиться на керосине либо газовом конденсате.
Параметры | Значения |
Мощность | 170 кВт |
Число цилиндров | 4 |
Объем цилиндров | 13,5 л |
Диаметр поршня | 145 мм |
Перемещение поршня | 205 мм |
Обороты коленчатого вала | 1070 об/мин |
Создаваемый крутящий момент | 1098 Нм |
Вес двигателя | 1,95 т |
Расход топлива | 236,3 г/кВт*ч |
Трансмиссия
Трактор оснащен механической либо гидромеханической системой трансмиссии с восьмью ступенями. Она имеет постоянно замкнутую для передачи вращения муфту сцепления с четырьмя дисками. Крутящий момент передает КПП с четырьмя валами.
Комплектуется узел бортовым редуктором на две ступени, многодисковыми сухими фрикционами, постоянно находящейся в зацеплении конической передачей. Наличие четырех валов в КПП позволяет включать восемь передних и четыре задних передачи. Максимальная тяга достигается при скорости 2,6 км/ч, и она имеет значение 128,2 кН.
Управление ходовой частью
Подвеска установки полужесткая, имеет поперечную рессору для балансировки. На изготовление рамы идет 2 штампованные лонжерона, которые объединены с узлом заднего моста. Полотно гусениц соединяет штампованные траки металлическими пальцами.
Управление установкой производят, задействовав рычажную систему через комплекс ленточных фрикционов. Для выполнения бульдозером кругового разворота используют поворотную муфту. Она закреплена на задней части моста, через валы соединена с шестернями привода. Применяя ленточный тормоз, закрепленный на поворотной муфте, удается развернуть машину практически на месте, без передвижения.
Кабина
Место оператора расположено в кабине с панорамным остеклением и усиленным каркасом, что обеспечивает безопасное пребывание человека внутри. Заводские конструкторы грамотно разработали место работы машиниста, скрупулезно продумав местоположение всех приборов и рычагов управления, чтобы оператору было комфортно выполнять поставленные задачи.
Кресло оснащено удобными регуляторами угла наклона и высоты, что обеспечивает придание такой позы у работника, при которой он испытывает комфорт при работе. Надежная изоляция от попадания внутрь пыли и шума достигнута использованием мягких резиновых уплотнителей. Помещение благодаря системе отопления быстро нагревается при морозах.
Заправочные резервуары
Паспортные сведения об объеме заправочных резервуаров приведены в таблице:
Бак для солярки | 290 л |
Охладительная система | 60 л |
Система смазки | 32 л |
Картеры бортовых редукторов | 24 л |
Система гидравлики | 100 л |
Навесные приспособления
Комплект навесных приспособлений на тракторе гидравлический, раздельно-агрегатный. Он предназначен, чтобы выполнять необходимые работы, используя два варианта навесного оборудования: заднее с передним (маятниковое либо жесткое исполнение). Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа обслуживает функционирование прицепного или навесного приспособления.
К передней навеске крепят бульдозерный отвал одного из двух видов (шириной 2,5 либо 3,2 м). К задней навеске фиксируют различные корчеватели или рыхлители, системы для забивки свай либо укладки труб, оборудование, позволяющее перемещать лес. Позитивно себя зарекомендовал чистый вариант Т-130 при работах в поле: им удобно вспахивать целинные, ранее не обрабатываемые земли.
Машины по желанию покупателя комплектуют любым из возможных навесных приспособлений: прямым либо полусферическим отвалом, рыхлителем с одним или несколькими зубьями. Паспортные параметры навесного оборудования сведены в таблицу:
Вариант исполнения ковша | Полусферический | Прямой |
Способ перемены угла поперечного перекоса и резания | гидравлический вместе с винтовым раскосы | |
Ширина ковша | 3,31 м | 3,42 м |
Объем призмы | 4,75 куб. м | 4,28 куб. м |
Высота ковша | 1,31 м | |
Высота подъема | 1,02 м | |
Допустимое заглубление | 0,44 м | |
Разрешенный перекос | 0,63 (10°) | |
Предел изменения угла резания | 10° | |
Вес отвала | 2,313 т | 2,24 т |
Вариант | Однозубый | Многозубый |
Максимальное число зубьев | 1 | 3 |
Число вертикальных положений зубьев | 3 | |
Допустимое заглубление | 0,65 м | |
Угол рыхления | 45° с коротким наконечником; 30° с длинным наконечником | |
Вес | 1,555 т | 2,245 т |
Здесь можно скачать инструкцию по эксплуатации Т-130.
Преимущества и недостатки
К числу преимуществ спецтехники Т-130 пользователи относят следующие характеристики:
- Солидная производительность.
- Многофункциональность.
- Высокая степень надежности.
- Простота конструкции.
- Хорошее тяговое усилие.
- Простой ремонт, доступные запчасти, продолжительный ресурс эксплуатации.
- Приемлемая стоимость.
Однако присущи трактору и определенные недостатки. Машину достаточно сложно заводить при сильном морозе, если она не укомплектована предпусковым нагревателем. Силовое оборудование вызывает слишком громкий уровень вибрации и шума. Установка поворачивает рывками, нередко появляются следы воды в масле.
У бульдозера нередко ломаются бортовые фрикционы и водители не могут понять, по какой причине пропала задняя передача. Также к числу отрицательных качеств стоит причислить большой вес этого трактора.
Комплектация
Машина Т-130, кроме традиционного бульдозерного отвала, по желанию заказчиков комплектуется иными типами навесных приспособлений:
- трубоукладчик;
- рыхлитель;
- сваебойная установка;
- корчеватель пней;
- кабелеукладчик;
- тяговая лебедка;
- лесозаготовительное устройство;
- сварочный аппарат.
Стоимость
Купить сейчас новый бульдозер этой модификации невозможно, поскольку его выпуск прекращен три десятилетия назад. Но вторичный рынок предлагает широкий выбор такой спецтехники, бывшей в эксплуатации.
Подержанная машина обойдется нуждающемуся потребителю примерно в 300–450 тысяч российских рублей. На конечную стоимость влияет объем наработанных моточасов, эксплуатационное состояние и год выпуска агрегата.
Аналоги
Когда речь идет об аналогах отечественного бульдозера этой модификации, то наличие их на просторах нашего государства достаточное. Наиболее приближенные технические показатели присущи трем моделям: ТМ-10, Caterpillar D6R и Б10М. Для них характерны следующие параметры:
Марка | Вес, т | Паспортная мощность силового агрегата, л.с | Заявленный расход топлива, г/кВт*ч | Заправочный бак для солярки, л |
ТМ-10 | 18,5 | 180 | 213 | 300 |
Caterpillar D6R | 18,2 | 175 | 215 | 420 |
Б10М | 15,3 | 190 | 218 | 320 |
Но именно модель ЧТЗ-130 стала наиболее ярким и емким представителем нашего отечественного машиностроения, поскольку впитала весь высокий производственный потенциал промышленности СССР, конструкторский гений советских инженеров.
Видео: бульдозер Т-130.
Отзывы
Немало пользователей ЧТЗ-130 делятся опытом эксплуатации этой техники. Они оставляют на специализированных форумах отзывы владельцев бульдозера, освещая особенности машины и ее качество. Если синтезировать эти записи, получится следующее резюме, характеризующее агрегат с точки зрения потребителя:
- Установка удобна наличием в торговых сетях запасных частей, поэтому ее ремонт не слишком сложен.
- Агрегат практически не вызывает проблем при заправке его даже некачественным отечественным дизтопливом.
- Технические характеристики этой модели трактора позволяют использовать ее эффективно в строительной либо ресурсодобывающей сфере промышленности.
- Машина имеет просторную кабину, водитель способен хорошо просматривать рабочую зону. Корпус снабжен приборами освещения, которых достаточно для хорошей видимости ночью либо в условиях плохой погоды.
- Недостатками практически все потребители называют слабую КПП, которая только ухудшает у машины управляемость, серьезно снижая ее общий КПД.
- Вес бульдозера довольно значительный, аналогично пользователи отзываются и о комплектующих деталях. Из-за этого без применения подъемных приспособлений появляется достаточно проблем при попытке заменить узлы ходовой системы либо силового оборудования.
- Немаловажной проблемой силовой установки признают ее невозможность долго работать вхолостую. Когда двигатель длительный период «тарахтит» на холостом ходу, турбина вскоре начинает пропускать из себя масло, поэтому ломается. Причина в практическом отсутствии поступления в мотор масла, необходимого для смазки поршней. Турбина функционирует без масла, увеличивается износ ее деталей, что провоцирует поломку.
- Также в числе существенных недостатков называют болтовое гусеничных башмаков. Крепеж периодически ослабляется, из-за чего требуется постоянно его контролировать, проверять целостность башмаков, подтягивать их.
- Во времена Советского Союза эксплуатировать трактор было одно удовольствие, поскольку солярка почти ничего не стоила. Совсем иная ситуация сейчас, когда дизтопливо весьма дорогое. Из-за этого современные владельцы техники отмечают большую производительность этой машины, но и ее высокий расход горючего. Необходимо для рентабельности использования агрегата обеспечивать его значительными объемами работ. Когда сравнить эту модель с ДТ-75, сразу бросается в глаза, что Т-130 намного производительнее и эффективнее, зато дизельного топлива потребляет вдвое больше. Из-за этого использовать его нужно на крупных строительных объектах: при сооружении дамб, очистке больших площадок, создании дорожных развязок, прокладке технологических трубопроводов.
Трактор отличается отменными техническими параметрами, благодаря чему он даже сейчас успешно эксплуатируется во многих коммунальных хозяйствах и строительных организациях.