Минитрактор из Оки — нюансы самостоятельного изготовления

Минитрактор из Оки: нюансы самостоятельного изготовления

Самодельный минитрактор в последнее время не такой уж редкостный агрегат, который можно встретить у фермеров с небольшим или средним земельным участком. Часто переломке подвергаются старые автомобили времен еще советского производства. Не исключением является и автомобиль Ока. Под данным брендом также выпускаются мотоблоки. Но, исходя из технических характеристик и конструкции, минитрактор из мотоблока Ока сделать фактически невозможно.

Сделать минитрактор с двигателем от Оки своими руками достаточно просто, особенно при наличии соответствующих инструментов и навыков. Также на подготовительном этапе перед изготовлением следует продумать все размеры трактора и создать чертежи. Конечно, кун на минитрактор с двигателем Ока присоединить вряд ли удастся ввиду небольшого веса агрегата. Зато этот минитрактор станет Вашим надежным помощником при перевозке грузов, при обработке грунта до и после сбора урожая, при окучивании грядок и уборке территории, а также при выполнении многих других задач.

Подготовка к работе

Перед началом работы стоит создать чертежи будущего агрегата. Общая схема строения минитрактора приведена на рисунках ниже:

Перед тем, как сделать минитрактор из Оки, следует обзавестись набором составляющих частей будущего агрегата.

  1. Рама. Конструкция рамы будет являть собой 2 траверса и 2 лонжерона, сваренные между собой. Для изготовления боковых лонжеронов используется швеллер №10, для траверсов – швеллер № 12 и 16. Дополнительно можно укрепить конструкцию поперечной балкой.
  2. Двигатель. ДВС от Оки должен отвечать как минимум таким техническим характеристикам, как наличие 40 л. с., жидкостного охлаждения, 4 цилиндров и соответствующего крутящего момента. Если Вы хотите сконструировать минитрактор с колесной формулой 4х4, передаточное число трансмиссии придется сделать больше.
  3. Передний мост от автомобиля Ока прикрепляется вместе с карданом на раму без каких-либо усовершенствований. В качестве крепления берутся 4 стремянки. Задний мост также можно будет взять от Оки, предварительно уменьшив размер полуосей.
  4. Коробка скоростей крепится на раму с некоторыми изменениями. Необходимо будет изготовить новую корзину сцепления подходящего размера. У маховика двигателя укорачивается задняя плоскость и делается отверстие в центре.
  5. Рулевое управление также можно переместить с автомобиля Ока. Не забудьте оснастить его гидравликой для улучшенной маневренности и управления.
  6. Передние колеса можно снять все с того же автомобиля Ока. Они должны быть диаметром около 13-16 дюймов. Задние колеса, соответственно, следует подбирать побольше, с усиленным протектором и диаметром не менее 20 дюймов.

Конструирование минитрактора из Оки: пошаговая инструкция

Поэтапно процесс сборки минитрактора выполняют по такому алгоритму:

  • из листов металла и швеллеров свариваем раму. Передний и задний лонжероны стоит усилить, поскольку на них будет повышенная нагрузка;
  • закрепляем мосты от автомобиля Ока;
  • в передней части рамы устанавливается двигатель;
  • установите коробку передач и сцепление. Сцепление стоит делать ременное – его конструкция довольно проста и надежна. Состоит из 2 клиновых ремней и шкива коробки переключения скоростей;
  • в самом конце монтируются руль, бак для горючего, тормоза, элементы электроснабжения и освещения;
  • убедитесь в надежности всех креплений и эргономичности расположения рычагов управления.

Также не забудьте увеличить колесный просвет для улучшенной проходимости агрегата.

Как видим, конструирование минитрактора из Оки не составит особого труда и окупится в первом же сезоне. Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о нюансах сборки минитрактора из Оки:

Самодельные минитрактора, вездеходы и автомобили

Авто самоделки своими руками, вездеходы, трактора и мотоблоки

Самодельный минитрактор с двигателем от Оки

Минитрактор построенный умельцем из запчастей от отечественной авто техники: фото, описание, а также видео самодельного минитрактора в работе.

Этот трактор построил умелец Иван, давайте подробно рассмотрим его конструкцию.

На самоделку установлен ДВС и КПП от Оки, раздаточная коробка от Нивы. Количество передач:вперёд 4+4 пониженные; назад 1 + 1 пониженная. Мосты взяты от Москвич-412, укороченные, только полуоси я не сваривал, обрезав стандартную, нарезал шлицы (на вопрос сможем ли такое сделать мне на нашем заводе сказали-как палец об асфальт) вот и сделал не сварные а цельные (колея 700 мм).

Добавочный шкив коленвала от автомобиля Волга, Газель (с генератора под два ремня) пока что один ручей под ремень свободен-в планах помпа для перекачки воды.

Разобрал КПП «Ока» вынял шестерню с корпусом сателитов в сборе из КПП и свариваем шестерни сателитов между собой (но не с корпусом, он чугунный, а шестерни стальные).

В качестве насоса я использовал что было в хозяистве с избытком(насос ГУРа от BMW)насос фирмы ZF лепестковый ,макс. давл. 115bar (плюс я его вскрыл и заглушил редукционный клапан,так что думаю теперь он способен на большее.)

Шкив от мотора к насосу примерно 1к3. Гидрораспределитель Р80-2-022 (с плавающим положением).

Глушитель от китайского скутера (по понятным причинам выбирал самый лёгкий).

Колёсные диски тоже от BMW525 E28(14 дюймов) становятся после лёгкой доработки как родные(заужены с 6 дюймов до 4,5 дюймов).

Крестовина в поворотном узле от переднего нивовского кардана(взяты крайние флянцы и немного подточены-для большего угла излома).

Механизм переключения передач сделан на шаровых шарнирах тяг переднего стабилизатора BMW730 E32.

Гидросистема вся новая,за исключением насоса, передний цилиндр от МТЗ-80, задний от комбайна. Шланги новые подбирал подходящей длины. Распределитель двух секционный с плавающим положением. Гидробак от BMW 528 E28(1,2л).

Отвал самодельный-листовой металл 4 мм.

Трогается на любой передаче (мин скорость около 1 км/ч на холостых; максимум примерно 35 км/ч). Тормоза на все колёса.

Минитрактор имеет габаритные размеры:

  • Длина 2500 мм (с отвалом но пока без плуга).
  • Ширина 900 мм.

Далее пару видео про самодельный минитрактор:

Минитрактор из Оки своими руками

Минитрактор – актуальная сельскохозяйственная техника. Большой ассортимент навесов расширяет её функционал. Если нет возможности приобрести малогабаритной трактор, можно изготовить его на основе старого автомобиля.

Минитрактор с двигателем от Оки своими руками по техническим параметрам и работоспособности не будет уступать агрегату от производителя. Самоделка будет отличаться экономичностью, производительностью и надёжностью. Сконструировать трактор можно с учётом индивидуальных предпочтений.

Минитрактор с двигателем Ока справиться с обработкой почвы, культивацией, окучиванием, перевозкой грузов и другими работами.

Предварительный этап конструирования

Из автомобиля Ока при конструировании берутся такие детали:

  • Мотор;
  • Трансмиссия;
  • Колёсные полуоси;
  • Рулевое управление.

В случае необходимости элементы можно заменить совместимыми, доработать некоторые соединения.

Минитрактор из мотоблока Ока конструируется на основе швеллера № 6-8 или уголка 4х4 сантиметра. Количество необходимых материалов определяется по подготовленным чертежам с точными размерами элементов.

Нужно обзавестись следующими инструментами и материалами:

  • Болгаркой;
  • Сварочным аппаратом;
  • Отвёртками и ключами;
  • Листовым металлом;
  • Покрышками и дисками с диаметром 13-24 дюйма;
  • Сиденьем для оператора. Можно использовать не только автомобильное кресло, но офисный стул. Его закрепляют на раме агрегата.

Этапы изготовления миниагрегата из Оки

Самодельный минитрактор собирается с ключевых узлов:

  1. Рама. Нужны два лонжерона (правый, левый) и два траверса (задний, передний). Для изготовления лонжеронов нужны швеллеры № 10, а траверсов — № 12 и № 16. Металлический брус понадобиться для поперечной балки;
  2. Мотор. Важно учитывать показатели мощности и крутящего момента. Оптимальный вариант – четырёхцилиндровый двигатель на дизеле с мощностью 40 л. с. и системой воздушного охлаждения. Для агрегата 4*4 увеличивается передаточное число трансмиссии;
  3. Мост. Не нуждается в модернизации. Его прикрепляют к раме четырьмя стремянками. Можно использовать карданный вал практически любой машины;
  4. Трансмиссия. КПП крепится на раме. Для синхронизации её сцепления с мотором с помощью сварочного аппарата делается новая корзина. В маховике двигателя укорачивается задняя плоскость, проделывается отверстие в центре;
  5. Рулевое управление. Для гидравлики нужен масляной насос, отвечающий за давление. Он должен располагаться у ведущего вала. Оптимальное решение – каждое колесо ведущего вала управляется редуктором. Система рулевого с Ока полностью подходит для переделанной конструкции;
  6. Колёса. Диаметр колёс определяется в зависимости от целей используемого агрегата. Если техника будет использоваться для транспортировки грузов, радиус колёс должен быть в пределах 13-16 дюймов. Для выполнения сельскохозяйственных работ нужны колёса с радиусом 18-24 дюйма.

Переломка с ДВС Ока изготовляется по определённой схеме:

  1. Изготовляется рама. Со швеллера или листового железа должна получиться стандартная прямоугольная конструкция. Укрепляется металлическими уголками, приваренными вертикально. За межрамный шарнир можно взять кулак УАЗа;
  2. Спаиваются передний и задний мост с ключевыми частями автомобиля Ока. Самодельный миниагрегат зачастую безрессорный, поэтому толчки при движении весьма ощутимые;
  3. Устанавливается мотор. Мощности половинчатого двигателя хватит для выполнения стандартных работ минитрактором. Улучшить проходимость можно увеличенным колёсным просветом. Нужно разработать схему крепления механизма для сцепления с навесным оборудованием. Передние и задние лонжероны усиливаются. Более мощные двигатели, к примеру, от УД 2, позволяют не только обрабатывать участки, но и транспортировать грузы;
  4. В составе сцепления двухклиновые ремни, от которых передаётся вращение шкиву. Последний закрепляется на валу КПП. Коробка передач также подходит от Ока. При монтировании её разворачивают к оператору;
  5. Устанавливается система рулевого управления;
  6. Монтируется топливный бак и тормозная система;
  7. Обеспечивается освещение агрегата. Осветительные приборы включают необходимую электропроводку и фары. При их наличии малогабаритный трактор можно использовать в тёмное время суток;
  8. Устанавливается сиденье оператора. Вибрационные нагрузки уменьшаются, продолжительность работы увеличивается благодаря установке мягких рессор под креслом.
Читайте также:  Культиваторы Тарпан: технические характеристики, устройство, фото и видео

Старый автомобиль Ока можно использовать в качестве тягловой силы. Задняя часть кузова обрезается для возможности крепления навесных устройств. Если мощность техники позволяет, то список навесом может быть очень широкий, включая кун на минитрактор.

Сделать минитрактор из Оки в аварийном состоянии можно, используя рабочие узлы и системы автомобиля. В этом случае создаётся абсолютно новый механизм. Его преимущество в возможности настроить трактор под себя. Такой особенностью не может похвастаться малогабаритный трактор от производителя.

Упростит процесс изготовления новой техники предложенное видео.

Как сделать минитрактор с двигателем Оки своими руками

Купить компактную сельскохозяйственную технику может позволить себе не каждый. Но собрать минитрактор из Оки доступно любому, кто имеет навыки работы с металлом и разбирается в устройстве автомобилей. Народные умельцы разработали множество авторских конструкций, которые несложно изготовить в домашних условиях, используя детали, имеющиеся в наличии.

Что нужно для работы

При наличии разукомплектованного или аварийного автомобиля Ока мастер может использовать его уцелевшие агрегаты:

  • двигатель;
  • трансмиссию;
  • колесные полуоси;
  • рулевое управление.

При необходимости эти узлы заменяют совместимыми, дорабатывая места соединений разных агрегатов.

Трактор из Оки своими руками делают на базе швеллера № 6-8 или уголка 4х4 см. Количество материала легко вычислить на основе схем, где указаны размеры рамы.

Кроме указанных, потребуются следующие инструменты и материалы:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • набор инструментов автомастера;
  • листовой металл;
  • запчасти от Оки или других авто;
  • покрышки и диски большого диаметра (13-24 дюйма, в зависимости от использования технического средства).

В качестве сиденья для самодельного трактора с двигателем от Оки можно использовать любой подходящий для этой цели предмет. Существуют даже конструкции с закрепленным на раме табуретом или снятым с опоры офисным креслом.

Как сделать раму для мини-трактора

Известны 2 типа мини-техники, различающихся конструкцией рамы:

  1. На единой платформе размещены и ДВС Ока, и сиденье водителя. Такую раму можно собрать в виде прямоугольника из швеллера. При использовании уголка 4х4 см нужно сварить из профиля трубы с квадратным сечением, и использовать для работы их, т. к. сам материал недостаточно прочен, чтобы выдержать вес двигателя и водителя. Лонжероны рамы можно сделать прямыми или ступенчатыми. Для соединения боковых частей рамы служат передний и задний траверсы, а также усиливающие конструкцию поперечные балки под двигателем (2 шт.) и сиденьем.
  2. При использовании ломающейся рамы (трактор-переломка) мастер должен собрать переднюю и заднюю полурамы, а затем соединить их шарниром. Удобно использовать цапфу и подшипники от КамАЗа: карданная система позволяет полурамам перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Это более сложная конструкция, которая потребует поиска дополнительных запчастей для трансмиссии. Но самодельный трактор из Оки получится более маневренным. При изготовлении переломки нужно учесть, что передняя часть должна быть достаточного размера, чтобы вместить движок, КПП и рулевое управление. На задней полураме устанавливают только сиденье. Каждая полурама несет по 1 паре колес.

Чтобы правильно рассчитать размеры рамы, нужно самостоятельно изготовить чертежи, на которых указать расположение всех узлов конструкции. После этого можно переходить к изготовлению базы для мини-трактора. При сборке желательно использовать сварные швы, чтобы обеспечить каркасу достаточную прочность. На заднем траверсе установить крепление для навесных орудий.

Как собрать трактор

Чтобы смонтировать на раме агрегаты трактора, потребуется умение подбирать запчасти от других механизмов. При сборке мастер должен осуществить следующие этапы работ:

  • монтаж ходовой части на основе колес или гусениц;
  • установка двигателя и сцепления;
  • создание тормозной и рулевой систем;
  • крепление сиденья.

Для установки колесных полуосей на раму снизу наварить стойки из уголка. Передний и задний мосты лучше взять однотипные, это значительно облегчит другие задачи. При использовании мостов от Оки может потребоваться замена ступиц для установки дисков большего диаметра. Иногда умельцы делают это проще: вырезают круг с креплением из колесного диска Оки и сваркой крепят его в отверстие, подготовленное на диске от другого автомобиля.

Передний мост на переломку лучше сделать самостоятельно, из стального прута толщиной не менее 5 см. На середине детали нужно установить шарнирное соединение, которое обеспечит подвижность моста на неровностях дороги. Концы самодельной балки оснастить ушками для крепления полуосей со ступицами. Для смазки системы установить отдельный масляный бачок. Распределитель для переднеприводных авто или трактора Беларусь поможет сделать эти колеса ведущими.

Создавая минитрактор своими руками с двигателем от Оки, проще всего использовать штатные тормоза и сцепление. На цельной раме эта часть сборки не должна вызвать никаких затруднений, особенно при использовании мостов от такого же автомобиля. Индивидуально решается только задача размещения самого двигателя. Этот крупный агрегат устанавливают чаще всего впереди, но мастера, озабоченные компактностью трактора, перемещают мотор назад, под сиденье водителя.

При работе с ломающейся рамой и самодельным передним мостом можно применять детали от других автомобилей. В этом случае их подгоняют под имеющиеся конструкции.При изготовлении трактора на гусеничном ходу нужно будет приобрести траки и ролики для них, что значительно усложнит работу.

На самодельный минитрактор с двигателем от Оки ставят КПП от этого же авто. На переломке агрегат монтируют на передней полураме. При использовании сплошной базы для самоделки коробку передач ставят в удобном месте, разворачивая к водителю.

Рулевое управление подразумевает стандартную процедуру установки тяг, подходящих к ходовой части, использованной в конструкции. В качестве рулевой колонки используют как узел от Оки, так и соответствующую деталь мотоцикла.

Дизайн и комфорт

Для монтажа этой части конструкции необходимо сделать прочное основание из уголков, приваренных вертикально к раме. Самодельный минитрактор с двигателем Ока чаще всего делают безрессорным, поэтому толчки при движении будут весьма ощутимы.

Для безопасности человека во время продолжительной работы и уменьшения вибрационной нагрузки на позвоночник необходимо установить мягкие рессоры под сиденье.

Работа или движение в темное время суток потребует и установки осветительных приборов, т. е. монтажа электропроводки и фар. При использовании трактора на дачном участке это не является необходимостью, но может быть использовано для декора сельскохозяйственной машины.

Старую Оку в хорошем техническом состоянии в качестве тягловой силы можно приспособить, обрезав часть кузова сзади и оснастив навесным оборудованием. Но аварийный автомобиль придется использовать по частям, создав на его основе совершенно новый механизм.

Минитрактор из Оки своими руками: пошаговая инструкция

Самодельные минитрактора не являются новинкой среди владельцев приусадебных участков и фермеров. Все, кто имеют желание и хорошо обращаются с инструментами и чертежами мастерят такое оборудование самостоятельно и безо всяких проблем. Главное – это усердие в работе и внимательность. Одним из вариантов создания самодельного трактора является изготовление мини трактора из автомобиля Оки. А как это сделать мы вам сейчас расскажем более подробно.

Особенности самодельных минитракторов из Оки

Стоит отметить, что минитрактор с двигателем от Оки, отличается эргономичностью, надежностью и легкостью в эксплуатации. С помощью такого агрегата можно выполнять множество задач на участке:

  • выкапывание картошки;
  • удаление сорняков;
  • формирование грядок;
  • культивирование почвы;
  • высаживание картофеля при помощи дополнительного оборудования.
Читайте также:  Обзор колесного экскаватора ЭО 4321: рабочее оборудование, технические характеристики, модификации, фото и видео

Минитрактор с двигателем от Оки: этапы работы

Все самодельные минитрактора собираются по одному принципу и порядку.

    1. Рамная конструкция.
      Понадобится 2 лонжерона (правый, левый) и 2 траверса (задний, передний). Лонжероны изготавливаем из швеллеров №10, а траверсы из швеллеров №12 и №16. Металлический брус вполне может быть изготовлен поперечной балки.
    2. Двигатель.
      Мотор стоит выбирать соответственно показателям крутящего момента и мощности. Идеальным вариантом будет дизельный 4-цилиндровый мотор с водяным охлаждением мощностью в 40 л.с. Если вы собираетесь делать минитрактор 4х4, тогда вам нужно будет увеличить передаточное число трансмиссии.
    3. Мост.
      Он интегрируется без каких-либо изменений и крепится на раму 4 стремянками. Также можно взять составной карданный вал с любого автомобиля.
    4. Трансмиссия.
      Коробка передач устанавливается на раму. А вот чтобы обеспечить синхронизацию сцепления с двигателем нужно с помощью сварки сделать новую корзину сцепления. Корзину также необходимо подогнать под нужный размер. В маховике мотора нужно будет укоротить заднюю плоскость, а также сделать отверстие по центру.

  1. Рулевое управление.
    Конечно же, гидравлика нуждается в масляном насосе, который обеспечивает давление. Насос размещается у ведущего вала. Оптимальным вариантом будет, если управление каждого колеса ведущего вала будет выполняться при помощи редуктора. Гидравлику все-таки лучше позаимствовать.
  2. Задний мост.
    Этот механизм вы можете взять из автомобиля. Только ему нужно будет уменьшить полуоси.

  1. Колеса.
    При выборе колес на минитрактор учтите цели, для которых вы будете использовать агрегат. Если вам такая техника нужна для перевозки различных грузов, тогда однозначно диски должны быть радиусом 13 – 16 дюймов. Если вы нацелены выполнять сельскохозяйственные работы, тогда устанавливайте колеса радиусом в пределах 18 – 24.

Процесс изготовления минитрактора из Оки будет состоять из следующих этапов:

  1. Изготавливаем раму. Для этого можно взять швеллера №10 или листовое железо. В итоге вы должны получить стандартную прямоугольную конструкцию, сваренную из металлических уголков.
  2. В качестве межрамного шарнира можно использовать кулак УАЗ.
  3. Передний и задний мосты спаиваем на основе составляющих частей автомобиля Оки.
  4. Укомпоновка конструкции двигателем от Ока. Половинчатый мотор от этого легкового авто вполне подходит для создания минитрактора. Но все же обязательно учтите несколько нюансов: для лучшей проходимости увеличьте колесный просвет; разработайте схему крепления механизма для сцепки; усильте передние и задние лонжероны.
  5. Если вы решите использовать мощный двигатель от УД2, то дополнительно дадите своему агрегату больше мощи и тем самым сможете не только обрабатывать участок, но и перевозить грузы.
  6. Устройство сцепления состоит из 2-хклиновых ремней, которые передают вращение шкиву. Шкив находится на валу коробки передач.
  7. Коробку передач также можно позаимствовать от «ОКА». При установке она должна быть развернута к водителю.
  8. Монтируем составляющие рулевого управления.
  9. И в завершении производим монтаж топливного бака, тормозной системы и электрической части.

Стоит отметить, что такой самодельный агрегат окупается за 1 сезон полностью. Поэтому популярность на переломку минитрактора с ДВС ОКА своими руками ежегодно возрастает. Воспользуйтесь чертежами ниже для создания самодельного мини трактора.

Минитрактор своими руками

Самодельный минитрактор – давно уже не новинка, а удобное и надежное средство малой механизации, которое, по сравнению с мотоблоком, мотокультиватором, способно выполнять более широкий спектр различных сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокос, уборка урожая) на приусадебном участке. Кроме того, небольшой домашний минитрактор будет незаменим для таких работ, как уборка снега, вывоз мусора, перевозка строительных материалов, дров. При этом изготовление такого агрегата не требует в большинстве случаев существенных материальных затрат, наличия специальных навыков и инструментов. Так, для того, чтобы собрать простой минитрактор своими руками, необходимо обладать минимальными навыками сварщика, иметь общие представления о конструкции и принципах работы автомобильных узлов (двигателя, подвески, трансмиссии, рулевого управления, тормозов и сцепления).

Выбор двигателя для самодельного трактора

В выборе двигателя для самодельного минитрактора опираются на следующие критерии:

  • Мощность – в зависимости от объемов работ и назначения минитрактора, для него используются двигатели мощностью от 4-5 л.с. (небольшой приусадебный участок) до 50-60 л.с. (для больших полей площадью свыше 1-2 га);
  • Тип топлива – более удобны и экономичны силовые агрегаты от отечественных автомобилей, работающие на бензине марки А-80. Такие двигатели, в отличие от дизельных, обладают меньшим весом, более удобны и просты в эксплуатации и ремонте.
  • Ремонтопригодность – устанавливаемый силовой агрегат должен поддаваться самостоятельному ремонту;
  • Охлаждение – воздушное или водяное. При этом первый тип охлаждения более экономичен, удобен, он не требует монтажа жидкостной системы отвода тепла (радиатора, патрубков), периодического приобретения охлаждающей жидкости. В то же время воздушное охлаждение неэффективно на мощных (свыше 15 л.с.) двигателях; оборудованные им агрегаты обладают высоким уровнем шума, чаще перегреваются при больших нагрузках.

Исходя из данных требований, в качестве силового агрегата минитрактора, используемого для больших объемов работ, применяют мощные двигатели с жидкостным охлаждением от таких легковых машин, как:

Двигатель для минитрактора

  • Ока – четырехтактный, двухцилиндровый рядный двигатель объемом 0,649 л, мощностью 29,3 л.с.;
  • Ваз 2101 – четырехтактный четырехцилиндровый рядный мотор объемом 1,2 л и мощностью 64 л.с.

На заметку. Самодельный минитрактор с двигателем от Оки – наиболее простой и в то же самое время производительный агрегат для малых и средних фермерских хозяйств.

Минитрактора для выполнения работ малых и средних объемов применяют такие менее мощные силовые агрегаты с воздушным охлаждением:

  • УД-25четырехтактный двухцилиндровый двигатель объемом 0,49 л и мощностью 12 л.с.;
  • ЗИД-4,5 – одноцилиндровый четырехтактный двигатель объемом 0,52 л и мощностью 4,5 л.с.

Важно! Помимо автомобильных силовых агрегатов, компоновка самодельного минитрактора может включать двигатели от другой мототехники. Так, очень популярен среди дачников самодельный агрегат, представляющий собой мотоблок Нева с бензиновым двигателем мощностью 3,5-5,5 л.с и передним адаптером.

Из чего сделать раму

Рама самодельного минитрактора изготавливается из профильной трубы прямоугольного сечения шириной 80-100 мм, аналогичного размера швеллера путем сварки продольных ее составляющих (лонжеронов) с поперечными перемычками (усилителями). Размер и тип данной конструкции зависят от габаритов двигателя, расположения коробки передач, количества ведущих мостов:

  • Для заднеприводных самодельных тракторов рама представляет собой цельносварную конструкцию прямоугольной формы из 2 лонжеронов и 2-3 поперечных усилителей. При этом передняя часть рамы имеет подъем на 10-15 см относительно остальной части.
  • Для самодельного полноприводного минитрактора раму изготавливают в виде двух частей квадратной формы, соединенных между собой при помощи специального шарнира или кардана от грузового автомобиля. Такой переломкий минитрактор, по сравнению с занеприводным, будет иметь не только более высокую проходимость, но и маневренность.

Важно! Каждый свежий сварочный шов на раме обязательно обстукивают небольшим молоточком, проверяя его качество и удаляя окалину.

Из чего сделать ходовую

Процесс сборки ходовой части наиболее распространенного заднеприводного минитрактора включает в себя изготовление передней балки и заднего моста.

Переднюю балку делают следующим образом:

  • От длинной профильной прямоугольной трубы сечением 80 мм отрезают кусок длиной, равной ширине будущей колеи трактора;
  • Из швеллера № 8 (ширина 80 мм) сваривают 2 п-образных рычага с прорезями и отверстиями для крепления шаровых опор в верхней и нижней части;
  • Рычаги приваривают к торцам балки;
  • В рычаги вставляют поворотные кулаки со ступицами от ВАЗа, Оки или другого легкового автомобиля;
  • Поворотные кулаки при помощи шаровых опор фиксируются на передней балке;
  • Посередине балки устанавливают крестовину для крепления подвески с рамой. Сваривают такую крестовину из двух уголков 40×40 мм. Соединяют ее с балкой при помощи длинного болта, вставляемого в проушины, закрепленные на внешней поверхности сваренных уголков и верхней части балки.

Привод колес минитрактора осуществляется при помощи укорачиваемого заднего моста от Волги, Москвича или Жигулей. Перед тем, как укоротить жигулевский мост на минитрактор, из него необходимо извлечь все элементы и полуоси. Затем корпус моста при помощи болгарки обрезается с двух сторон до необходимой длины.

При использовании заднего моста от Оки его не укорачивают

Наиболее ответственным процессом модернизации моста для самодельного трактора является нарезка шлицов на полуосях для шестерен передаточного механизма. Для этого необходимо:

  • Обрезать концы полуосей со шлицами;
  • Наконечник полуоси со шлицами с удаленного участка приварить в нескольких точках («прихватить») к торцу укороченной рабочей полуоси;
  • При помощи болгарки и дисков толщиной (0,8;1,6 мм) нарезать на оставшиеся части полуоси шлицы;
  • Старый наконечник со шлицами аккуратно обломать, на новые шлицы одеть шестерню, проверяя отсутствие задиров и люфт.
Читайте также:  Роторная косилка для мотоблока - описание, видео,цены и область применения

После всех описанных выше операций передаточный механизм собирается заново, к верхней части моста привариваются опорные площадки со шпильками для крепления рамы.

На заметку. При использовании заднего моста от Оки его не укорачивают, используют в неизменном виде.

Плюсы установки гидравлики

Гидравлика минитрактора, состоящая из масляного бака, насоса, распределителя и рабочего цилиндра, обладает такими преимуществами, как:

  • Повышение функциональности агрегата – минитрактор с установленной гидравликой позволяет использовать тяжелое и широкозахватное навесное оборудование;
  • Мобильность и маневренность – благодаря управляемому изменению положения оборудования, гидравлика позволяет управлять процессом обработки почвы, не выходя из кабины;
  • Точность настроек – гидравлика делает настройку навесного оборудования более точной и удобной.

Основные элементы гидравлики – насос и масляный бак, устанавливаются в передней части минитрактора. Распределитель с рукоятью управления располагается в кабине около сиденья или рулевого колеса. Цилиндр гидравлики монтируется в задней части трактора и управляет трехточечной подвеской

Изготовление трехточечной навески

Классический вариант трехточечной навески представляет собой механизм, состоящий из двух нижних рычагов, расположенных на одном общем валу, и центрального винта, закрепленного между ними выше. Каждый из рычагов включает в себя:

  • Щеку с шарниром;
  • Вертикальную тягу;
  • Раскосы.

Для подъема и опускания навески вертикальные тяги нижних рычагов крепятся к подвижной п-образной вилке, управляемой вручную или при помощи цилиндра гидравлики.

Изготавливают такую навеску, используя в качестве нижних рычагов и их тяг рулевые тяги от грузового автомобиля ГАЗ-52. Вилку сваривают из уголка сечением 40×40 мм. В качестве оси нижних рычагов применяют пруток прочной конструкционной или инструментальной стали.

На заметку. Приобрести простую навеску, схема которой описана выше, можно в любом занимающемся продажей мотоблоков и минитракторов интернет-магазине.

Выбор и установка тормозов и сцепления

Тормоза на заднеприводных минитракторах устанавливают на задние колеса. Для этого используют готовую тормозную систему легкового автомобиля. Так, например, надежностью и простотой в эксплуатации и ремонте отличается барабанная тормозная система от Жигулей. Ее главный цилиндр устанавливают в передней части минитрактора, соединяют штоком с педалью в кабине. Тормозные цилиндрики колеса соединяют с главным цилиндром при помощи медных или металлических трубок с фитингами на конце.

Сцепления вместе с педалью и тросикам, гидравлическим приводом так же, как и тормоза, проще взять вместе с рабочим двигателем со старого разобранного автомобиля. Лучше же всего для этого подойдет сцепление от автомобиля Москвич 2140 или 2141.

Установка рулевого управления

При сборке самодельного трактора применяют реечный рулевой механизм, состоящий из рулевого колеса, кардана, реечного механизма, рулевых тяг с наконечниками.

Установка рулевого управления

Монтаж рулевого управления минитрактора на примере реечного механизма от автомобиля Ока состоит из следующих этапов:

  • Фиксация на передней балки стандартного крепежа для реечного механизма;
  • Крепление реечного механизма на передней балке;
  • Установка на каркасе рулевого колеса с рулевой колонкой;
  • Соединение рулевого колеса с редуктором реечного механизма при помощи 1-2 карданных рулевых валов;
  • Соединение реечного механизма с поворотными кулаками колес при помощи наконечников, установленных на концах рулевых тяг.

После установки производится проверка выворота колес и отсутствия люфта во вращении рулевого колеса.

Важно! При установке на минитрактор рулевого механизма из Оки необходимо тщательно осмотреть резиновые пыльники на рулевых тягах, проверить их герметичность и целостность, заменить старые порвавшиеся хомуты.

Как сделать кабину для минитрактора

Для того чтобы работа минитрактора в холодное время года была комфортной и не приносила вреда здоровью водителя, на него устанавливают остекленную и утепленную кабину. Изготавливают ее самостоятельно следующим образом:

  • На бумаге или с помощью компьютерной программы составляется наглядный чертеж всех элементов кабины;
  • Перед тем, как собрать кабину минитрактора из брусков, делают ее полноразмерный макет. Это необходимо для того, чтобы проверить удобства кабины для водителя до ее сборки из металлических составляющих.
  • Нарезка из металлического уголка элементов каркаса кабины;
  • Соединение при помощи сварки частей каркаса кабины;
  • Сборка дверцы и ее крепление к кабине;
  • Монтаж ручки и замка на дверцу;
  • Приваривание листов металла на боковины, крышу кабины;
  • Установка кабины на раму;
  • Крепление кабины к раме при помощи сварки или болтовых соединений;
  • Остекление кабины и водительской дверцы. Крепление стекла при этом производится при помощи прочного двухкомпонентного клея и санитарного силиконового герметика.
  • Крепление по обе стороны от кабины зеркал заднего вида;
  • Утепление кабины изнутри;
  • Установка в кабину водительского сиденья.

На заметку. Простой и удобный минитрактор можно сделать, используя в качестве «основы» советский мотороллер Муравей. Для этого необходимо будет силовой агрегат с трансмиссией перенести на усиленную раму с закрепленной на ней ходовой частью. Двигатели, которыми комплектовались эти мотороллеры хоть и шумные, но достаточно тяговитые и экономичные.

Нюансы изготовления гусеничного трактора

Многие, не зная, как сделать минитрактор на гусеничном ходу, говорят, что это невозможно. Однако это совсем не так, сделать подобного рода агрегат можно следующим образом:

  • Аналогичным образом, как было описано, изготавливаются рама и ходовая часть;
  • В качестве силового агрегата используют дизельный двигатель от мотоблока или грузового автомобиля (ЗИЛ), автобуса (Луаз, Паз);
  • Для того чтобы сделать гусеницы, у задней покрышки от трактора МТЗ-82 вырезают по кругу боковину, после чего оставшийся протектор легко натягивается на установленные на ходовую часть колеса;
  • Для того чтобы минитрактор мог поворачивать на задний мост, устанавливают дифференциал, который при необходимости мог бы отключать одно из приводных колес.

Плюсы и минусы самодельного минитрактора

Невысокие материальные затраты на сборку

Собранный из подручных материалов минитрактор самоделка имеет как преимущества, так и недостатки.

Среди преимуществ сделанного своими руками самодельного минитрактора следует выделить:

  • Простота в изготовлении – собрать такой агрегат может любой обладающий минимальными навыками автослесаря и сварщика человек;
  • Невысокие материальные затраты на сборку – если в хозяйстве такая техника необходима, а приобрести заводской аналог не на что, то нет ничего проще и дешевле, как сделать такой минитрактор из старых жигулей или другого старого собственного авто.
  • Доступность запасных частей – делают такую технику, используя в качестве материалов запчасти от разобранных советских и отечественных легковых автомобилей (Лифан, Ваз, Ока), мотороллеров, мотоблоков. Благодаря этому, затраты на покупку составных частей для минитрактора минимальны.
  • Ремонтопригодность – сделанный из узлов простой техники минитрактор можно без особого труда ремонтировать, не прибегая к услугам автомехаников и других дорогостоящих специалистов. Так, даже при выходе из строя двигателя его можно достаточно быстро и просто поменять на новый.

Из недостатков следует выделить:

  • Обязательное наличие навыков сварщика и минимального знания автомобильной техники – это то важное условие, без которого как сборка, так и дальнейшая эксплуатация такой техники практически невозможны;
  • Жесткость и отсутствие амортизаторов – как правило, собранный минитрактор не имеет амортизаторов, из-за чего в процессе езды и выполнения некоторых видов работ излишняя вибрация хорошо передается через подвеску на раму. Это приводит к дискомфорту водителя минитрактора и утомлению его в процессе работы.
  • Высокий уровень шума – если делать минитрактор, используя в качестве силового агрегата двигатель с воздушным охлаждением, создаваемый им на больших оборотах шум будет значительно утомлять слух водителя в процессе выполнения ряда работ.

Таким образом, минитрактор – это надежный и простой агрегат, который может собрать почти каждый современный крестьянин из подручного материала и узлов, пришедших в негодность старых автомобилей. При грамотном и продуманном изготовлении он будет не только не уступать заводским аналогам, но и превосходить их по широте выполняемых им работ в агро сфере. Управление минитрактором может освоить не только его хозяин, но и все его домашние.

Ссылка на основную публикацию