Мобильные АЗС: какие требования к ним предъявляются

Требования к размещению АЗС

АЗС может представлять повышенную взрывоопасность, а также угрозу для окружающей среды. Чтобы не пострадали люди и природа, нужно соблюдать требования к размещению АЗС.

Должны соблюдаться стандарты при размещении рядом с общественными или жилыми зданиями, объектами, которые используются для производства, выращивания сельскохозяйственных культур. Есть запреты при размещении на путепроводах.

Рассмотрим список правил установки подробнее.

Требования к общему виду АЗС

При проектировании автозаправочной станции, требуется внимательно отнестись к планировке, расположению на территории основных элементов. Нельзя допускать потенциального разлива топлива. Его максимальная площадь должна быть рассчитана изначально.

Еще одно требование – установка в местах выезда и въезда на территорию возвышения с высотой более 0,2 метра.

Нужно также разместить на территории пути для дренажа. Они используются не только для отвода нефтепродуктов в случае разлива, но и для стандартного перемещения стоков.

Среди требований к планировке площади АЗС:

  • Возможность просмотра ответственными лицами всей территории автозаправки.
  • Простота и удобство перемещения и парковки всей техники.
  • Разграничение потока движения транспорта и зеленых зон.

В идеальных условиях нужно следить за эстетичностью строения, а также за соответствием его оформления общему дизайну окружающих зданий.

Требуемая удаленность от разных объектов

При выборе площадки под АЗС нужно ориентироваться на требования, прописанные в НПБ 111-98. Также требуется заранее провести линию края площадки и предусмотреть, чтобы до резервуаров, заполненных потенциально пожароопасными жидкостями, было не менее двух метров.

Правила установки ограждений

На территории АЗС не допускается:

  • Монтаж глухих, непродуваемых ограждений.
  • Создание зеленых изгородей и использование для озеленения кустарников.

Необходима расчистка разделительной полосы шириной не менее 5 метров рядом с сельскохозяйственными культурами, способными распространять пламя.

Особенности установки знаков

На территории вашей заправочной станции должны быть:

  • Знаки, указывающие на места установки средств, которые потенциально могут использоваться при пожаротушении. К ним относятся водоемы, гидранты и колодцы для воды.
  • Плакаты с подробно прописанными правилами для водителей бензовозов и персонала, отвечающего за заправку.
  • Таблички, на которых прописана фамилия оператора и время его дежурства.

Трафареты и разметка

На каждую колонку на АЗС наносятся параметры, марка и порядковый номер нефтепродукта. В требованиях к размещению модульных АЗС также указывается необходимость использования специальных трафаретов.

Особенности освещения заправочной станции

Еще один важный аспект – создание на площадке правильного освещения, соответствующего установленным требованиям. Особенное внимание уделяется местам, в которых идут основные технологические процессы – слив горючего, заправка, проведение технического обслуживания.

Какая документация требуется для АЗС?

Для правильной работы автозаправочной станции потребуется собрать пакет документов, в который входит:

  • Заверенная ответственными органами лицензия на эксплуатацию.
  • Электрические и технологические схемы станции, занесенные в специальный паспорт. Также ставится отметка о том, что заправка прошла плановую проверку.

Особые требования предъявляются к заполнению паспорта. В нем должен быть прописан корректный адрес, данные о собственнике и организации, которая занимается эксплуатацией станции. Прописываются и характеристики земельного участка, если он арендован, ставятся сроки окончания аренды.

Если на месте проводилась реконструкция, должны быть указаны точные данные. Не менее важна и информация об оборудовании, которым оснащена АЗС.

Требования к резервуарам на АЗС

Одна из важных частей автозаправочной станции – это резервуары, в которые закачивается горючее. Должно составляться четкое описание таких емкостей с указанием их общего числа, с прописыванием тех, которые на данный момент находятся в стадии активной эксплуатации. Также указываются данные об изготовлении резервуаров, типе топлива, для которого они предназначены.

Требуется указывать номинальную вместимость, а также совокупную вместимость всех емкостей, которые находятся в вашем распоряжении. Если вы проводите какие-либо технические мероприятия, информацию о них также нужно отображать.

На АЗС должна быть технологичная схема. Это безмасштабный документ, в котором указываются особенности и расположение запорно-регулирующей арматуры и другого связанного оборудования.

Потребуется и электрическая схема, на которой будут указаны все объекты, потребляющие электричество на территории площадки, электролинии и дополнительная арматура.

Иные виды документации

В правилах установки КАЗС предусмотрена необходимость в других документах:

  • Формуляры с указанием колонок, отвечающих за раздачу топлива и масел. Эти бумаги заполняются постоянно, вносятся новые сведения.
  • Паспорта для всех резервуаров, которыми оснащена площадка. В них также есть сведения о том, когда проводились любые механические работы. Должна прописываться дата проверки на герметичность, зачистки и других видов внутреннего обслуживания.
  • Градуированные таблицы для всех резервуаров. Необходимо соблюдать требования по периодичности проверки емкостей – она должна проводиться не менее одного раза за пять лет.

Требования к размещению контейнерной АЗС, заправок иных типов включают в себя необходимость проведения регулярной проверки и освидетельствования контролирующими органами.

Модульная(контейнерная) АГЗС, какие требования для размещения?

Доброго времени всем форумчанам! В планах открыть АГЗС, прочитал что для стационарной необходимы проекты и т.д. А вот с модульными вроде бы как требования проще, не которые продавцы вообще говорят типа “бери, ставь и работай”, т.к. все разрешительные документы с ней идут. Но мне кажется все не так просто, потому назрело несколько вопросов.

Если тут есть люди владеющие таким бизнесом или работающие в данной сфере отзовитесь пож-та, хотел бы получить консультацию от знающего человека что,где и как?

1. Какие требования для земельного участка, чтобы сразу присмотреть варианты
2. какие разрешения и в каких инстанциях нужно брать
3. Какие службы проверяют и какое наказание в случае каких-то нарушений
4. Другие подводные камни, о которых пока возможно не догадываюсь

Очень надеюсь на помощь, т.к. зная куда и зачем придется идти составлю четкий план действий.

PS: если ошибся с разделом прошу сильно не ругать

07.04.2016, 18:26

30.03.2016, 15:05#1
1 |#2

Расположение:
123-ФЗ и НПБ 111-98 прочитать надо и большая часть вопросов снимется. Дополнительные вопросы по расположению только по конкретным участкам.
Разрешения:
Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта.
Проверяют:
Ростехнадзор, отделы:
котлонадзор – ответственен за регистрацию и эксплуатацию сосудов работающих под давлением
газовики – за газом присматривают
Проверяют:
ростехнадзор, пожарные, налоговая инспекция и убоп

Убоп проверяет наличие лицензии на лицензируемый вид деятельности и больно чпокает в случае её (лицензии) отсутствия.
Бежим лицензию получать.
Лицензию выдает ростехнадзор по факту наличия у предприятия или индивидуального предпринимателя предъявляемых к нему требований (аттестованный персонал, разрешительную документацию на АГЗС, зарегистрированные и разрешенные в эксплуатацию сосуды работающие под давлением, т.д. смотри на сайте ростехнадзора) и самого опасного производственного объекта.
Оформили предприятие, наняли кучу народа, обучили и аттестовали его, доказали бумагами что у нас есть опасный производственный объект.
Опасный производственный объект является объектом капитального строительства (123-ФЗ), на объект капитального строительства требуется куча всякой хрени в том числе на его строительство требуется разрешение на строительство.
Разрешение на строительство получается при наличии чертовой тучи бумажек в том числе проекта, прошедшего экспертизу.
Побежали собирать чертову тучу бумажек и рисовать проект.
В экспертизу проект не примут без правоустанавливающих документов на землю где подтверждено ее целевое использование “Автозаправочная станция”.
Покупаем землю с подходящим целевым использованием, или меняем целевое использование.
По оптимистичным прогнозам с момента покупки земли до получения лицензии полтора года. Про деньги молчу вообще.

Или ставим ППЦЗ на существующей бензиновой заправке в уголочке или за бетонным забором в промзоне, торгуем, и даем все что попросят всем кто придет. Придут к стати и к владельцу заправки и промзоны и попросят договор аренды с Вами. Чисто бизнес по русски.

Это что касается “поставь”
Теперь по теме “торгуй”
Клиентов много есть?
Без рекламы розничных клиентов не найти, реклама двигатель торговли! .. и средство привлечения ребят из органов.
Теперь сам клиент.
Газовое оборудование в почете у:
Прежде всего у автотранспортных предприятий катающих пассажиров от платформы электрички до домов и дач. Остальные маршруты заняты более сложными структурами, которые будут выбирать место заправки своих автомобилей и желать оплату по безналичному расчету и без лицензии к Вам не пойдут.
Дачники с баллонами.
Таксисты одиночки на убитых тазиках.
Просто владельцы убитых тазиков, на кредитопомойки и новые автомобили газовое оборудование ставят только особые ценители коих 1% (оптимистично), владельцы и персонал АГЗС, последних можно клиентами не считать – заправляются на халяву.

Короче – чтобы заправка приносила хотя бы минимальную прибыль надо продавать (в случае если заправка единственная) 4000-5000 литров в сутки. Это примерно 30 заправок в сутки (при условиях:заправка пустого баллона до полного, 50/50 тазики с 40л баллоном и газели со 100л) на практике больше. Найдете столько из подполья?

А! Еще! Есть у Вас брат на газовозе, который будет возить Вам газ на подпольную заправку? Маршрут газовозов разрабатывается отдельной бумагой и потом утверждается в ГИБДД от одного опасного объекта к другому по строго определенному маршруту. Почему брат? Нормальный перевозчик не будет рисковать лицензией на перевозку опасных грузов из за Ваших пяти кубов газа.
Это маленькая кучка подводных камней

Что такое АЗС и АЗК: расшифровка аббревиатуры, классификация автозаправок

Каждый автовладелец пользуется услугами автозаправочной станции. Однако мало кто из них знает, как изнутри устроена АЗС. Какие существуют правила заправки транспортных средств, какое оборудование должно быть в обязательном порядке? К тому же существует множество разновидностей «заправок». Со всем стоит разобраться подробнее.

Что такое АЗС

Современная АЗС расшифровывается как «автозаправочная станция», это комплекс сооружений и зданий со специальным оборудованием, служащий для пополнения топливных баков транспорта, а также реализующий смазочный материал и технические жидкости. Помимо этого на территории АЗС нередко можно видеть небольшие торговые точки, кафе, автосервис. Станции делятся на две большие группы:

  1. Ведомственные. Располагаются на территории конкретной организации и обслуживают только ей принадлежащий транспорт. Топливо не продают – отпускают по специальным документам: например, путевкам;
  2. Общего пользования. На этих заправках реализуют ГСМ владельцам транспорта любого вида собственности. Оплата производится за наличный или безналичный расчет. АЗС общего пользования располагаются на самых оживленных участках магистралей, а также в городах.

Устройство и оборудование автозаправок

Прежде чем бензин или дизельное топливо попадут в бак, горючее проделывает непростой путь. На на АЗС оно попадает разными способами: это может быть ж/д состав, трубопровод или бензовоз. Последний метод – самый распространенный. Этот вид спецтранспорта имеет цистерну, разделенную на ряд секций, благодаря чему можно транспортировать несколько видов горючего. Секция объемом 10900 литров сливается в течение примерно 30 минут. Но до слива привезенная продукция проходит контрольную проверку:

  • смотрят документы на груз;
  • проверяется и вскрывается пломба на люке цистерны;
  • определяется уровень наполненности емкости;
  • берется анализ. Далее рассмотрена структура заправочной станции.

Топливохранилище

Существует 2 типа: подземные и наземные. Резервуары делают из стали в два слоя. Наибольший объем емкости на АЗС среднего типа – 50 «кубов». Существуют резервуары и под 200 куб. м, считающиеся мини-нефтебазами. К ним предъявляются иные требования. Уровень горючего измеряется метроштоком: процесс необходим при сливе топлива и пересменке операторов.

В топливораздаточную колонку бензин, солярка поступают из описанных выше резервуаров. Как устроена ТРК?

  1. Приемный клапан. Препятствует обратному перетоку топлива в хранилище;
  2. Фильтр. Стоит после приемного клапана;
  3. Двигатель + насос. Работают вместе и могут быть соединены одним валом, но чаще используется ременная передача, т. к. защищает мотор от чрезмерной нагрузки;
  4. Газоотделитель. Разделяет горючее и газ. По конструкции это небольшая емкость, в которой топливо задерживается и «успокаивается», газы при этом уходят вверх сквозь дренажные отверстия;
  5. Электромагнитный клапан. Находится в открытом состоянии, когда в ТРК закачивается топливо. Как только процесс закончился, закрывается;
  6. Топливоизмеритель. Функция понятна из названия. Бывает механическим либо электронным;
  7. Смотровое окно. Это застекленная полая колба. Она показывает работу клапана. Если в ней горючее есть, значит, он работает;
  8. Раздаточный пистолет. Служит для наполнения бака транспортного средства, а также прекращения подачи топлива переполнении емкости.

АЗК и его отличия от АЗС

Обычная автозаправка (АЗС) ограничивается реализацией ГСМ и технических жидкостей. Иногда, как дополнение на них обустраивают небольшие продуктовые магазины. Возможно наличие эстакады. Автозаправочный комплекс (АЗК) является предприятием, которое помимо обеспечения ГСМ, оказывает целый ряд услуг:

  • мойка;
  • стоянка (иногда с охраной);
  • замена масла в двигателе, трансмиссии;
  • предоставление места для самостоятельного ремонта авто;
  • помощь в несложном ремонте;
  • кафе, организация отдыха водителя, пассажиров.

Классификация автозаправок

Современные заправочные станции в первую очередь классифицируются по конструктивному исполнению:

  1. Стационарные АЗС – всем привычные станции, имеющие подземные топливохранилища и располагаемые вдоль оживленных трасс, в городах;
  2. Блочные (БАЗС). От предыдущей разновидности отличаются тем, что топливораздаточные в этом случае размещаются непосредственно над топливохранилищем, находящимся под землей и зачастую составляют с ним единое целое. Резервуары – горизонтальные, только двухстенные. В блок хранения горючего входит все нужное оборудование: контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства и система, защищающая окружающую среду от загрязнения;
  3. Контейнерные. У этих бензозаправок топливохранилища находятся над землей. При этом бензоколонки интегрированы непосредственно в контейнер: и то и другое выполнено в виде единого заводского изделия. Контейнерная станция используется для приема, не длительного хранения и выдачи потребителям, максимум, 3-х разновидностей горючего (чаще всего в населенных пунктах);
  4. Модульные (МАЗС). Также комплектуются резервуарами под топливо с надземным расположением. В состав заправочной станции тоже входят контейнеры. Подключенные к ним ТРК образуют цельное заводское изделие. Отличие от предыдущего типа топливозаправочных станций в том, что бензоколонки находятся не внутри контейнеров, а на отдельных островках. Такое решение дает возможность устанавливать различные типы ТРК, т. к. в отличие от КАЗС лимиты по габаритам бензоколонок здесь отсутствуют. Между собой МАЗС различаются количеством и видом оборудования, а также габаритами, некоторыми конструктивными особенностями;
  5. Передвижные (ПАЗС). Это мобильные автономные системы, смонтированные на шасси авто, полуприцепе либо прицепе, сделанные как одно целое. На ПАЗС имеется резервуар-цистерна емкостью 5-20 «кубов». Отсеков может быть несколько: для заливки горючего разного типа. В зависимости от этого на передвижных АЗС находится одна либо две колонки.

Существуют и другие классификации автозаправочных станций: например, по расположению топливохранилищ:

  • подземные;
  • надземные;
  • на транспортном средстве.

Если учитывать нормативные параметры, то АЗС подразделяются:

  • по числу колонок;
  • по количеству возможных заправок авто за сутки;
  • по объему топливохранилищ;
  • по количеству заправок во время пиковой нагрузки.

Классификация станций по функциональному назначению:

  • ведомственные;
  • общего пользования (описание см. выше).

АГНКС: расшифровка аббревиатуры

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – так расшифровывается АГНКС. Задача этого предприятия – заправка автотранспорта сжатым природным газом (метаном), в отличие от АГЗС, где предлагается углеводородный газ.

В Советском Союзе первые АГНКС стали работать в 1939 году. Сегодня метан в свои автомобили заправляют более 4,5 млн. автовладельцев по всему миру, где находится примерно 9000 АГНКС. В РФ, согласно информации от ГИБДД, 212 тыс. машин, использующих в качестве топлива метан. Из них легковых авто 127 тыс., грузовиков 67 тыс. и автобусов 17 тыс. Как уверены специалисты, число газомоторных единиц техники будет увеличиваться многократно.

Преимущества АГНКС

Сразу стоит отметить, что строительство метановых АГНКС поддерживается на государственном уровне во всех странах. Причина – экологичность топлива, невысокая по сравнению с бензином или соляркой стоимость. По присутствию вредных веществ метан чище бензина на 37%. Среди достоинств газового топлива стоит отметить:

  • увеличение срока службы силового агрегата примерно в полтора раза;
  • уменьшение затрат на ТО и капитальный ремонт;
  • увеличение пробега до замены масла;
  • более долгий эксплуатационный срок для свечей;
  • понижение шумности силового агрегата как минимум, в два раза.

Не стоит забывать и о стоимости: она ниже бензина и дизтоплива в 2 раза. имеются и иные плюсы: например, безопасность, как это ни странно звучит. Например, при пожаре бензин растекается по поверхности, газ метан улетучивается.

Все вышесказанное говорит том, что в ближайшее время количество транспорта, использующего газобаллонное оборудование, возрастет многократно. Это относится и к автогазозаправочным станциям.

Приложение Г. Специфические требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива

К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ ЖИДКОГО

Г.1. Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. ПАЗС следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов.

Г.2. Места расположения площадок для установки ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к АЗС с надземными резервуарами, и следующим дополнительным положениям:

на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны размещаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения;

площадку для установки ПАЗС следует выбирать, исходя из условия возможности только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС;

расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации должно быть не менее 10 м;

площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт;

площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС в соответствии с [3].

Г.3. Единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, – 20 м3.

Г.4. Использование автотопливозаправщиков в качестве ПАЗС запрещается.

Г.5. Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к технологической системе АЗС с надземным расположением резервуаров, при этом:

использование одностенных резервуаров и двустенных с одностенным перекрытием не допускается;

система непрерывного автоматического контроля за герметичностью межстенного пространства резервуара ПАЗС должна обеспечивать сохранение своей работоспособности как во время движения ПАЗС (с учетом возможных вибраций), так и при остановке ПАЗС;

дублирование элементов системы предотвращения переполнения резервуаров ПАЗС допускается не предусматривать;

предохранительные мембраны резервуаров ПАЗС должны быть защищены от механических повреждений с обеспечением сохранения площади сбросного сечения при возможном опрокидывании ПАЗС. Оснащение резервуаров ПАЗС предохранительными клапанами взамен предохранительных мембран не допускается;

высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации резервуара ПАЗС, определяемая от уровня проездов для транспортных средств на месте установки ПАЗС, должна быть не менее 2,5 м;

дыхательный клапан должен быть установлен над резервуаром ПАЗС с обеспечением проветривания окружающего его пространства. Конструкция дыхательного клапана должна обеспечивать предотвращение выхода через него жидкой фазы топлива при опрокидывании ПАЗС.

Г.6. Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из резервуара ПАЗС при условии наличия запорной арматуры на этом трубопроводе перед каждой ТРК.

Г.7. Внутренний резервуар должен быть оборудован устройствами, предотвращающими образование в нем волны топлива при движении ПАЗС.

Г.8. Все подходящие к резервуару ПАЗС трубопроводы должны быть выполнены только с верхней разводкой. Места врезки (соединения патрубков, смотровых окон, штуцеров) в резервуар должны располагаться выше уровня топлива при номинальном заполнении резервуара.

Г.9. Конструкция ПАЗС должна обеспечивать возможность заполнения резервуара ПАЗС с полным опорожнением трубопровода наполнения от жидкого топлива. На трубопроводе наполнения в месте подсоединения его к резервуару должен быть установлен огнепреградитель. Указанный трубопровод должен быть оснащен запорной арматурой, устанавливаемой у заправочной муфты (если последняя не является самозакрывающейся при расстыковке соединения) и над цистерной.

Г.10. ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке, располагаемом в задней торцевой части (днище) резервуара ПАЗС. Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора утечек топлива.

Г.11. Электропитание ТРК должно осуществляться либо от независимого источника (при установке ПАЗС на территории АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива), либо от электрогенератора или аккумуляторов ПАЗС. Расстояние от технологического отсека и дыхательного клапана до моторного отсека, выпускной трубы базового автомобиля, электрогенератора и аккумуляторов должно быть не менее 3 м.

Подсоединительные разъемы кабелей электропитания и сигнальных кабелей должны иметь механические крепления, предотвращающие случайное их отсоединение. Отключение электропитания насосов линии выдачи должно обеспечиваться из технологического отсека и кабины водителя ПАЗС.

Г.12. На линиях выдачи рекомендуется предусматривать погружные насосы, жестко устанавливаемые в резервуаре на расстоянии не менее чем 0,05 м выше нижнего среза трубопровода наполнения.

В случае, если установка насосов линий выдачи топлива предусмотрена в технологическом отсеке ПАЗС или конструкция погружных насосов не обеспечивает прекращение поступления топлива по трубопроводу этой линии по принципу сифона, указанный трубопровод следует оснащать обратным клапаном, который должен препятствовать обратному току топлива при обесточивании насосов и открываться только при достижении разрежения или давления в этом трубопроводе, соответствующих разрежению или давлению, создаваемым насосом линии выдачи. Обратный клапан должен быть установлен либо внутри резервуара, либо в верхней точке трубопровода выдачи топлива. Над резервуаром (у места подсоединения трубопровода линии выдачи к резервуару) должна быть установлена запорная арматура.

Выдача топлива потребителям самотеком запрещается.

Г.13. Исполнение оборудования ПАЗС должно предусматривать возможность проведения периодических гидравлических или пневматических (инертным газом) испытаний резервуара и трубопроводов на герметичность в соответствии с требованиями документации на технологическую систему ПАЗС, а также возможность пожаровзрывобезопасной очистки резервуаров от остатков хранимого топлива закрытым способом, дегазации и проветривания при подготовке их к ремонту.

Г.14. Конструктивное исполнение ПАЗС или способ ее установки должны предотвращать возможность ее повреждения вследствие наезда на нее транспортных средств на территории площадки ПАЗС.

Г.15. Шасси базового автомобиля ПАЗС должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50913.

Передвижная АЗС: краткое описание, устройство, принцип работы, применение

Невозможно представить современную жизнь без транспорта, независимо от того, личный он, общественный или служебный. Поэтому каждый влиятельный человек старается приобрести автомобиль, для того чтобы подчеркнуть свое состояние и сделать свою жизнь удобнее. Учитывая такую популярность разных транспортных средств в наше время, а также постоянные колебания цен на бензин и другие виды топлива, вложение средств в данный сектор может оказаться достаточно прибыльным делом.

Введение

Учитывая вышеизложенную информацию, довольно разумным решением было бы вложиться в этот сектор экономики. Одним из вариантов является приобретение автозаправочной станции (АЗС), которая, судя по многим прогнозам, может оказаться достаточно прибыльным делом. Таким образом, речь в данной статье пойдет об описании и объяснении такой бизнес-идеи, как приобретение различных типов передвижной АЗС и управление ими.

Передвижная автозаправочная станция: общая информация

Итак, передвижной АЗС называется мобильный топливный резервуар, который, как правило, вмещает в себя от трех до ста тысяч литров соответствующего топлива, и необходимая система по распространению этого топлива среди различных транспортных средств. Данный резервуар является передвижным, поскольку он либо устанавливается на базу автомобиля, либо изготавливается в виде прицепа или полуприцепа.

Особой популярностью такие АЗС пользуются в сельском хозяйстве, на стройке, а также при различных видах ремонтных и дорожных работ вдали от крупных населенных пунктов. Иными словами, передвижные АЗС незаменимы там, где есть необходимость в постоянной дозаправке различного транспорта вдали от цивилизации и стационарных автозаправочных станций. Помимо удобства, мобильные АЗС привлекают еще и тем фактом, что они позволяют предприятиям экономить достаточное количество средств, поскольку оптовая закупка топлива окажется гораздо дешевле, что вполне понятно любому здравомыслящему человеку.

Устройство мобильных автозаправочных станций

Устройство передвижных АЗС не является слишком сложным или непонятным даже для неспециалистов в данной тематике. Как правило, любая передвижная станция включает в себя цистерну для непосредственного хранения и транспортировки топлива и топливораздаточную колонку. Для того чтобы была возможность доставлять топливо до транспортных средств, колонка оснащается системой раздачи топлива, заправочными пистолетами и дисплеем по контролю расхода топливных материалов.

Поскольку все мобильные АЗС рассматриваются в качестве автономных единиц, вполне разумно, что они оснащаются бензиновым или дизельным генератором. Кроме того, стабильное качество топлива в результате хранения и транспортировки достигается благодаря работе соответствующих фильтров, установленных внутри резервуаров.

Виды передвижных автозаправочных станций

Несмотря на то что многие люди практически абсолютно уверенны в том, что мобильные АЗС бывают только стандартного вида, и никаких других вариаций не предусмотрено, данные установки предлагают достаточно большой выбор. Эти виды в основном отличаются по габаритам, а также по способу хранения и распространения топлива. Далее будет дано более подробное описание этих видов.

Контейнерные автозаправочные станции

Кроме стандартных передвижных АЗС на базе автомобиля встречаются еще и контейнерные АЗС (КАЗС). Простыми словами, КАЗС – это миниатюрная автозаправочная станция, которая используется для обслуживания небольшого автопарка на определенной территории. Для этого необходимо просто транспортировать топливный резервуар и топливо-раздаточную колонку (ТРК) в нужное место.

Как правило, стандартная КАЗС состоит из таких трех частей:

  • контейнер хранения;
  • контейнер управления;
  • контейнер-магазин.

Исходя из названия вышеуказанных контейнеров, их примерное строение и основные функции должны быть понятными без особого труда. Так, контейнер хранения используется для хранения топлива в соответствующих герметических резервуарах, расположенных внутри данного контейнера.

Контейнер же управления, в свою очередь, представляет собой своеобразный пункт управления контейнером хранения с помощью контроллера управления топливораздаточными колонками, который управляется с помощью силового электрошкафа. Помимо этого контроллера, внутри данного контейнера можно найти бытовку, санузел, радиаторы для обогрева и внушительную систему вентиляции. В этом плане удобства эксплуатации передвижные и контейнерные АЗС очень похожи друг с другом.

Что же касается контейнера-магазина, то его наличие хоть и является традиционным, но его нельзя назвать обязательным. Этот выбор зависит от предпочтений собственника, который устанавливает КАЗС.

Модульные автозаправочные станции

Подвидом контейнерных АЗС являются модульные автозаправочные станции (МАЗС). Их название можно объяснить тем, что такие АЗС представляют собой единое заводское изделие, состоящее из нескольких наземных топливных резервуаров. Главным отличием между модульными и контейнерными АЗС является тот факт, что первые не подразумевают наличия какого-либо жесткого каркаса вокруг резервуара с топливом. Все необходимые элементы системы выдачи топлива расположены непосредственно на самом резервуаре.

Несмотря на явное различие, указанное выше, разделение между КАЗС и МАЗС носит чисто условный характер и не указывает ни на какие существенные функциональные различия разных типов автозаправочных станций.

Требования касательно передвижной автозаправочной станции

Учитывая тот факт, что любой вид АЗС подразумевает работу с топливом, которое имеет достаточно опасные свойства, необходимо соблюдать определенные требования к передвижной АЗС, для того чтобы избежать возможных негативных последствий. Соблюдение этих требований является главным фактором, определяющим безопасность людей, которые вынужденны непосредственно контактировать с конструкцией АЗС.

Сразу стоит сказать, что требований имеется достаточное количество, но только внимание ко всем деталям может гарантировать какой-либо положительные результат. В первую очередь необходимо установить специальные датчики внутрь топливного резервуара, которые бы отслеживали состояние герметичности и сигнализировали и всевозможных его нарушениях. Далее следует установить необходимое оборудование, которое бы препятствовало образованию топливной волны при передвижении АЗС.

Основные правила эксплуатации передвижных АЗС также утверждают, что любые соединения проводов и кабелей должны быть оборудованы дополнительными приспособлениями, которые бы препятствовали их рассоединению. Кроме того, ни в коем случае не позволяется выливать топливо из резервуара самотеком, то есть без применения специальных приборов и технологий. В заключение стоит упомянуть, что любая АЗС должна находиться на твердой поверхности и стоять на четырех одинаковых опорах, чтобы гарантировать ровное расположение резервуара.

Требования к площадкам размещения автозаправочных станций

Кроме требований, которые выдвигаются к самим АЗС, есть еще и ряд необходимых условий, которые должны быть соблюдены с точки зрения места, на котором располагается АЗС. Если вы хотите расположить передвижную АЗС в пределах любого населенного пункта, то разрешается делать это только на территории стационарной АЗС, которая по разным причинам не функционирует на данный момент.

При этом автомобиль должен свободно подъезжать вдоль контейнера с одной стороны, чтобы минимизировать возможные негативные последствия. Кроме этого сама площадка должна быть ровной и иметь заземление, чтобы обезопасить клиентов ПАЗС и обслуживающий персонал.

В конце хотелось бы сказать, что только при соблюдении всех перечисленных выше требований эксплуатация передвижных АЗС будет безопасной и эффективной.

Вывод

Передвижные АЗС являются достаточно популярным явлением в наше время, которое набирает все большую и большую популярность среди обычных граждан. Теперь уже не только крупные предприятия могут приобрести ПАЗС для удовлетворения внутренних производственных нужд, но и частные лица имеют возможность приобрести такую автозаправочную станцию для того, чтобы организовать собственный бизнес, напрямую связанный с топливом. Следует отдельно отметить, что данный бизнес-план имеет большие шансы на успех, учитывая нынешнюю ситуацию с ценами на разные виды топлива.

Требования к размещению АЗС

Требования к размещению АЗС

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.

Общий вид стационарной АЗС

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

  • удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
  • широкий обзор всей территории из помещения оператора;
  • отведение зон под зеленые насаждения;
  • санитарно-гигиенические условия для работников станции;
  • согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях – на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

  • специальное оборудование и инструмент;
  • одиночный комплект запасных частей;
  • мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
  • два огнетушителя;
  • кошма;
  • медицинская аптечка;
  • средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

  • лицензия на право эксплуатации;
  • паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту;В паспорте указывается:
  • номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
  • название собственника станции и эксплуатирующей организации;
  • величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;
  • дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
  • данные о проведении реконструкции;
  • сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

  • общее количество;
  • количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
  • год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная вместимость и вид топлива;
  • общая вместимость резервуарного парка;
  • технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

  • формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­ нок

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

  • паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

  • градуировочные таблицы на резервуары

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.

  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
  • инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
  • инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
  • сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
  • журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
  • график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;
  • график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
  • журнал учета расхода электроэнергии;
  • журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
  • журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • должностные инструкции работников;
  • табель оснащенности средствами измерений;
  • свидетельства о поверке средств измерений;
  • книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
  • книга жалоб и предложений;
  • план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения – по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
  • сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства; .. .
  • приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
  • журнал учета и содержания средств электрозащиты;
  • журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

  • должностная инструкция водителя-заправщика;
  • формуляр на топливораздаточный агрегат
  • техническое описание топливораздаточного агрегата;
  • паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
  • паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

Читайте также:  ПДД для трактора — права на трактор, трактор транспортное средство
Ссылка на основную публикацию