Модификации и технические характеристики трактора Т-16: коробка передач, шасси и фото

Самоходное тракторное шасси Т-16

Трактор Т-16 – это результат усовершенствования «старой доброй» модели советского одноцилиндрового сельхозпомощника ДСШ-14 с установкой более мощного двухцилиндрового двигателя, навесной системы с гидравликой и шин низкого давления. Является тракторным шасси, у которого двигатель расположен позади операторской кабины, а передняя часть рамы имеет крепления для установки всевозможного дополнительного оборудования. Это может быть как грузовая платформа, так и различные погрузчики, дорожные щётки, мотопилы и др.

Назначение трактора типа Т-16

Выпуск Т-16 был налажен Харьковским тракторным заводом с 60-х и вплоть до 95-го – 96-го года прошедшего века как специализированной машины — самоходного тракторного шасси. Также завод начал выпускать запчасти к своему детищу, которое позже не раз модифицировалось до современных фермерских тракторов и которые по старой памяти по-прежнему называют Т-16.

Изначально колёсное самоходное шасси Т-16 было создано для огородных и полевых работ – культивации, опрыскивания растений от вредителей и уборки урожая. Легкая машина с успехом справлялась со всеми этими работами. Однако сфера его применения была почти сразу же расширена до механизации рабочего труда во всех случаях, требующих мощности, вездеходности и маневренности:

  • Для возделывания почв – пахоты, боронования и т.п.;
  • Для транспортировки различных грузов на платформе либо в прицепе;
  • Как привод для циркулярного, лебёдочного, сварочного и другого оборудования;
  • В качестве экскаватора, самопогрузчика, сенокосилки и стогометателя при установке соответствующих комплектующих;

Технические характеристики

Следующая таблица наглядно показывает основной блок технических характеристик тракторного шасси Т 16:

ПараметрЕд.измеренияВеличина
ширина (по колее)мм1550-2000
длинамм3820
высотамм2600
вескг1685
тяговый класс0,6
мощность двигателял.с.16
максимально возможная скоростькм/ч17,6
расход горючегог/кВт*ч272

Остановимся наиболее подробно на некоторых особенностях Т-16.

Устройство

Трактор Т-16 имеет ряд особенностей, отличающих его от других специализированных машин подобного типа:

  1. Главное внешнее отличие Т 16 – оригинальное расположение всего трансмиссионного механизма и самого двигателя позади от кабины оператора. Впереди же может размещаться навесное оборудование либо грузовая платформа. Такой дизайн машины дает возможность наиболее полного обзора и улучшение маневренности.
  2. КПП тракторов т-16 обеспечивает им 7 передач переднего хода и 1 — заднего.
  3. Колеса у Т-16 разной величины, с возможностью изменения ширины колеи для обеих пар колес и со смещением центра тяжести в задней оси. Их устройство позволяет расширить область применения трактора до детальной обработки сельхознасаждений (прополка междурядий и т.п.), а также улучшает его проходимость за счет поднятия качества сцепления с дорогой.
  4. Двигатель Т-16 состоит из следующих узлов:
    • Стартер;
    • газораспределяющая схема;
    • кривошипно-шатунный механизм;
    • смазочная и охлаждающая система;
  5. Трактор оснащен сухими ленточными тормозами с механическим приводом.
  6. Для установки оборудования предусмотрены специальные платформы и отверстия на трубчатой раме.
  7. Для эффективного управления оборудованием предусмотрена гидравлическая система с двумя силовыми цилиндрами.

Двигатель

Данное самоходное шасси оснащено дизельным двухцилиндровым двигателем марки Д-16 с 7-миступенчатой коробкой передач и несколькими валами отбора мощности (обычно основной и синхронный), номинальное значение которой достигает величины 13,4 кВт. Скорость вращения коленчатого вала – 1750 об/мин., а поршневой ход — 12 см. В данном случае силовая передача от двигателя к рабочим деталям машины (трансмиссия) используется механическая, с постоянно замкнутой системой сцепления и однодисковой прямозубо-шестерёнчатой коробкой передач. Такая система дает высокий КПД, надежность в работе и простоту эксплуатации.

Стабильную работу спецмашины обеспечивают также:

  • Набор необходимого электрооборудования, включающий стартер, реле и аккумуляторную батарею с генератором;
  • Дополнительное оснащение системой гидравлики, включающей насос, распределитель, силовой цилиндр.

Навесное оборудование

Навесное оборудование – незаменимая часть производственных процессов, в которых принимает участие тракторное шасси. Благодаря ему функции и возможности машины могут быть расширены до максимума, делая ее универсальной.

Это могут быть:

  1. Плуги, сеялки и культиваторы;
  2. Обработчики картофеля – сажалки и копалки;
  3. Экскаваторное оборудование;
  4. Механизмы для заготовки сена (косилки и др.).

С их помощью Т-16 сможет копать и перевозить землю, убирать снег и мусор, работать на стройплощадке, разрабатывать сельхозугодья и многое другое. Навесное оборудование обычно приобретается отдельно от трактора в зависимости от потребности – для коммунальных, строительных, транспортировочных либо сельскохозяйственных нужд.

Трактор т-16 с ковшом

Т 16 после модернизации

Т-16 как таковой производился всего несколько лет – с 1961-го по 1967-ой год. Самоходные шасси последующих лет выпуска – это его модификации, получившие более совершенные элементы устройства, наиболее мощные новые двигатели и различные другие нововведения.

т 16 м

Т-16м является самой первой моделью, созданной на базе Т-16. На этой машине был установлен двигатель с большей мощностью – 25 л.с., позволяющий увеличить максимальную скорость передвижения до 23,2 км/ч. При этом минимальная скорость, получаемая через ходоуменьшитель, стала возможна до 1,6 км/ч, что позволило использовать трактор в абсолютно любых сельскохозяйственных и дорожных работах.

Фото трактора т-16 м

После модернизации общая масса трактора увеличилась до 1810 кг, а также он приобрел каркасную кабину с дверьми и тентом.

т 16 мг

Т-16мг продолжил модельную линейку Т-16 с 1986-го года. Его двигатель, как и у Т-16м, поддерживает мощность 25 л.с., но большинство узлов и механизмов претерпели изменения, повысившие общие удобство и надежность спецмашины:

  • Платформа трактора была оснащена самосвальной системой;
  • Новый дизель стал поддерживать скорость передвижения до 40,17 км/ч;
  • Появилась полностью металлическая закрытая кабина и многое другое.

Благодаря свойствам самосвала тракторное шасси Т-16мг стало более активно использоваться в качестве транспортировочного средства, а три вала отбора мощностей (независимый и два синхронных) улучшили производительность работы с навесным оборудованием.

Фото трактора т 16 мг

Видео трактора т-16 в работе:

Т-16 ХТЗСШ 1961-1967 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание

Источник фото: dic.academic.ru Фото Т-16

Технические характеристики Т-16, масса

Скорость движения вперед

Количество передач (вперед/назад)

Особенностью трактора Т-16 является необычное расположение кабины и силового агрегата: двигатель находится сзади кабины, а она в свою очередь установлена перед кузовом. Такой вариант размещения позволяет хорошо видеть с водительского места рабочие органы и обрабатываемою зону.

Малые габариты, а также широкий ассортимент доступного навесного оборудования сделали трактор Т-16 популярным среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Двигатель

Частота вращения коленвала

Тип охлаждения 2-цилиндрового двигателя с непосредственным впрыском, которым оборудовались тракторы Т-16, – воздушное. Конструкция силового агрегата не позволяла установить предпусковой подогреватель. В связи с этим возникали проблемы с запуском двигателя при низкой температуре воздуха.

Расход топлива в 274 г/кВт*ч считается довольно низким: этого удалось достичь благодаря тому, что в силовом агрегате трактора Т-16 было использовано предкамерное смесеобразование.

Источник фото: agromania.com.ua Существует две модификации трактора Т-16

Из особенностей конструкции дизельного двигателя Д-16 можно отметить, во-первых, его расположение (сзади), во-вторых, в качестве остова использован картер корпуса.

Модификации Т-16

С 1967 года на заводе в Харькове начали выпускать модель Т-16М, масса которой – 1,8 тонны. Ее основным отличием стало наличие замедлителя хода, с помощью которого минимальное значение рабочей скорости трактора составило 1,6 км/ч. Также модель оснащалась более мощным двигателем Д-21А (22 л.с./18,4 кВт). Производилась модель до 1995 года.

На смену ей пришел более легкий трактор Т-16МГ (1,7 тонны) с доработанным силовым агрегатом. Установка модернизированного двигателя позволила увеличить транспортную скорость модели до 40 км/ч.

Трактор Т-16

Трактор Т-16М

Трактор Т-16МГ

Номинальная частота вращения коленчатого вала

Габариты

Характеристики

Трактор Т-16

Трактор Т-16М

Трактор Т-16МГ

Техническое обслуживание

Продольная база трактора Т-16 составляет 2 500 мм. В сочетании с малым радиусом поворота это обеспечило высокую маневренность трактора при эксплуатации в ограниченном пространстве или в закрытом помещении.

Главным недостатком модели трактора Т-16 можно назвать конструкцию двигателя, которая не предусматривает установку предпускового подогревателя. Это чревато тем, что при температуре воздуха ниже минус 10 0 С машина с большой долей вероятности не заведется.

Вторым недостатком можно назвать уменьшение числа производимых запчастей для этой модели. А это всегда чревато проблемами при ремонте машины.

Источник фото: commons.wikimedia.org Фото Т-16

Несмотря на наличие минусов владения данной моделью, плюсов гораздо больше. Это и низкая стоимость трактора, и рабочая универсальность, и хорошая ремонтопригодность. Большой выбор навесного оборудования для машины позволяет использовать его в абсолютно разных сферах деятельности.

Немаловажным является тот факт, что имеется возможность самостоятельного обслуживания Т-16. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, все узлы и агрегаты трактора обладают увеличенным рабочим ресурсом.

Аналоги

Исходя из основных технических характеристик, к числу аналогов можно отнести следующие модели: ХТЗ Т-16, МТЗ 320, МТЗ 320.4М, МТЗ 320.4, ВТЗ Т-25А, МТЗ 421, ХТЗ Т-25, МТЗ 410, МТЗ 311M, МТЗ 321M.

Видео

Трактор Т-16 – необычное самоходное шасси передним грузовым отсеком

Более 30 лет, с 1961 по 1995 год, Харьковский завод тракторных самоходных шасси выпускал трактор Т-16. Его и в наши дни активно используют фермеры: применяют как экскаватор, погрузчик, бульдозер, для косьбы, окучивания картофеля и овощей, перевозки грузов и даже вспашки. В отличие от обычных сельскохозяйственных тракторов, на Т-16 двигатель и трансмиссия расположены сзади, а передняя часть представляет собой открытую трубчатую раму, предназначенную для установки навесных орудий. Эта конструкция позволяет трактористу со своего места хорошо видеть междурядья рабочие органы навесных орудий.

Компактность, хорошая проходимость, маневренность и простота конструкции привели к тому, что сегодня владельцы техники продолжают самостоятельно модернизировать эту машину. Например, крепят плуг, пропашной культиватор, сеялку, картофелекопалку. Умельцы устанавливают на Т-16 передний ведущий мост, механическую лебедку, проходимость трактора еще повышается.

Основой конструкции трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускали на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 год, здесь же стали производить и трактор. Таких машин было выпущено почти 600 тысяч. До сих пор сельские жители применяют Т-16 для заготовительных и приусадебных работ, и он пользуется большим спросом.

Технические подробности

Трактор оснащен дизельным двигателем внутреннего сгорания, с воспламенением от сжатия, марки Д21, четырехтактным, двухцилиндровым, мощностью 16 л. с., с 7-ступенчатой коробкой передач. На дизеле применен топливный насос распределительного типа НД-21/2 с неравномерным чередованием рабочих ходов (через 180° и 540°), что необходимо для двухцилиндровых двигателей с однорядным расположением цилиндров и с кривошипами коленчатого вала, расположенными под углом 180°.

На топливном насосе высокого давления установлены: топливоподкачивающий насос с ручным насосом и малогабаритный центробежный всережимный регулятор с корректором подачи топлива. Фильтрация топлива обеспечена фильтрами предварительной очистки пластинчатощелевого типа и тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами. На дизеле использован воздухоочиститель с инерционным элементом и автоматическим удалением пыли (первая ступень) и с контактно-масляным элементом (вторая ступень).

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а. ч. Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150.

Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну – заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Конструкция рамы ходовой части

Рама шасси Т-16 состоит из переднего и заднего брусьев и боковых труб, к которым снизу приварены планки с отверстиями. Вместе со специальными площадками при ходовой части трактора и отверстиями переднего бруса рамы планки используют для крепления навесных машин и орудий.

Внутри литой полости заднего бруса две перегородки. В их отверстия запрессованы втулки поперечного вала рулевого управления. Внутренняя полость заднего бруса используется и в качестве масляной емкости гидросистемы. К левой трубе рамы приварены кронштейны крепления гидрораспределителя и опоры аккумуляторных батарей. Передний брус имеет вилкообразный прилив для соединения с балансиром переднего моста.

Шасси трактора Т-16

Универсальное самоходное шасси является разновидностью колесного пропашного трактора. От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед ней находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На нее крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации – кузов-самосвал.

Благодаря тому что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Как правило, его можно быстро смонтировать и снять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Обычно значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колесным универсально-пропашным трактором.

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а.ч.

Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150. Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну – заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Возможности Т-16

Открытое, без кабины и навеса, рабочее место тракториста расположено сзади, впереди на раме – крепление для дополнительного оборудования. Благодаря нестандартной компоновке самоходное шасси Т-16 может работать с разнообразнейшими сельскохозяйственными приспособлениями и агрегатами: плугом, пропашным культиватором, сеялкой, картофелекопалкой, окучником, грузовой самосвальной платформой, погрузчиками различных типов, мотопилой, грейдерной лопатой, щеткой для чистки дорог (устанавливается под рамой), экскаватором, компрессорной станциеи, стогометателем, сенокосилкой, опрыскивателем и др. На самоходных шасси Т-16 крепят передний ведущий мост и устанавливают механическую лебедку, тем самым увеличивая проходимость машины.

Модернизированный вариант Т-16М

В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина.

На тракторе Т-16М применена двойная муфта сцепления с совмещенным управлением. Муфта сцепления самоходного шасси имеет особенность, в ней накладки ведомого диска главной муфты сцепления имеют большую площадь и больший радиус трения, чем накладки ведомого диска муфты привода ВОМ (вала отбора мощности). Поэтому муфта привода ВОМ обладает повышенными предохранительными функциями против воздействия динамических нагрузок.

Центральная передача трактора Т-16М состоит из ведущей цилиндрической шестерни, закрепленной на вторичном валу коробки передач, и ведомой шестерни, напрессованной на корпус дифференциала. Корпус дифференциала вращается в двух подшипниках, закрепленных в стаканах, установленных в боковых расточках корпуса трансмиссии. Дифференциал самоходного шасси Т-16М -закрытого типа. Блокировка производится зубчатой торцовой муфтой.

Конечная передача трактора представляет собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона.

Тормоза трактора простые, ленточные, установлены в рукавах полуосей дифференциала. Полурамный остов самоходного шасси Т-16М образован литым корпусом центральной сварной трубчатой полурамой. На самоходном шасси двигатель в сборе с муфтой сцепления крепится к корпусу главной передачи, а полурама остается открытой грузовой самосвальной платформы. За счет применения колес увеличенного типоразмера возросла грузоподъемность.

Усовершенствованная модель Т-16МГ

С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21 А1, мощность оставили прежнюю – 25 л. с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность трактора. Серьезное преимущество этого колесного трактора – его универсальность при использовании на различных грунтах, так как колеса не наносят больших повреждений земляному покрытию сельскохозяйственных угодий, в отличие от металлических гусениц. В 1995 году выпуск трактора Т-16 был прекращен.

Модификации

Кроме базового Т-16М, завод производил его специализированные модификации: Т-16ММЧ – для работы на чайных плантациях, Т-16МТ – низкоклиренсный, для работы в теплицах, Т-16МГ – с грузовой самосвальной платформой. Шасси Т-16М и его модификации предприятие выпускало вплоть до начала 1990-х годов.

Универсальный и неприхотливый

Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 – самый универсальный и полезный из всех тракторов небольшой мощности. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный, трактор Т-16 завоевал всенародное признание и ласковые прозвища – «шассик», «дашечка», «попрошайка», «шайтан», «официант».

Сначала машину использовали для работы в овощеводстве, опрыскивания деревьев, перевозки небольших грузов в труднопроходимых местах. Также его применяли в малых строительных бригадах, для перевозки камней, песка, древесины, лебедок, пилорам, сварочных аппаратов и т. д. Затем он завоевал популярность и в других сферах: его стали применять автодорожные, коммунальные предприятия и организации, фермеры и сельские жители (в индивидуальном хозяйстве).

Трактор Т-16: технические характеристики

Трактор Т-16 или «Шассик» — так его называют в народе, детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами, как самоходная, универсальная платформа, для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор. Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов – самосвал, большой перечень промышленного оборудования.

Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый грузовик. На таком хоть в лес за дровами, хоть песка для или гравия для приусадебной стройки привезти, самое то. За комплектацию с передним расположением кузова, Т-16 получил второе свое народное прозвище — «Попрошайка»!

История создания трактора Т-16

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

— (это оформление блока в CSS)

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Шасси ДСШ-14 с сеялкой

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Технические характеристики трактора Т-16

  • Марка двигателя – Д16
  • Мощность – 16 л.с.
  • Скорость – от 3,72 до 19,5 км/ч
  • Габариты длина/ширина/высота – 3280/2500/2600 мм.
  • Колея регулируемая – от 1550 до 2000 мм.
  • Масса – 1685 кг.
  • Грузоподъёмность платформы – 750 кг.
  • Агротехнический просвет – 560 мм.
  • ВОМ – независимый 533 об/мин.

Двигатель трактора Т-16

Д16 – это четырёхтактный, двухцилиндровый дизель мощностью 16 л.с. с воздушным охлаждением. Его особенностью является использование предкамерного способа смесеобразования. Образуется предкамера полостью, которая запрессована в головку цилиндра в специальной вставке.

  • Мощность двигателя – 16 л.с.
  • Номинальные обороты – 1750 об/мин.
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 95/120 мм.
  • Расход топлива – 272 г/КВтч
  • Охлаждение – воздушное.
  • Тяговый класс – 0,6 т.

Цилиндр отливается из чугуна, с рёбрами охлаждения, всего их 17. Чугун используют высокопрочных легированных марок. Для точной установки цилиндров, на картере имеется центровочный пояс.

Материалом для изготовления головки цилиндра является серый чугун. Крепление её к цилиндру осуществляется с помощью четырех шпилек. Роль прокладки между головкой цилиндра и цилиндром выполняет медное кольцо.

Поршня отливаются из высококачественного алюминиевого сплава. Для увеличения объёма камеры сгораниям и улучшения смесеобразования в днище поршня сделано углубление.

Система смазки комбинированная, к мотылевым и коренным подшипникам коленвала масло по специальным каналам поступает под давлением, остальные детали смазываются методом разбрызгивания.

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера, непосредственно из кабины. Для облегчения пуска, установлен декомпрессор.

Коробка передач

Т-16 получил восьмиступенчатую (7 вперёд и 1 назад), механическую коробку передач. Валы в коробке, относительно продольной оси, имеют поперечное расположение. Такая конструкция позволила сделать её более компактной, а так же использовать цилиндрические шестерни при передаче вращения дифференциалу.

От силовой установки с помощью конической шестерни главного вала сцепления, крутящий момент передаётся на КПП. Специальный механизм блокировки, полностью исключает переключение скоростей, при не полностью выключенном сцеплении.

Т-16 имеет полунезависимый вал отбора мощности, расположен он в левой части корпуса главной передачи. Вращается вал со скоростью 533 об/мин, при номинальных оборотах работы двигателя. Приводится в движение ВОМ от вала, приводящего в движение муфту сцепления.

Ходовая и управление трактором Т-16

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Рулевое управление

Рулевое управление на Т-16 может быть, как механическое так и с гидроусилителем. Рулевая колонка трактора крепится фланцем, на заднем брусе рамы. При механическом управлении усилия от рулевого колеса передаются на передние колеса с помощью системы карданных валов, шестерен и секторов.

При рулевом управлении с гидроусилителем, усилие от рулевого колеса передаётся на хвостовок дозатора, который в свою очередь направляет поток жидкости под давлением от шестерёнчатого насоса НШ, в ту или иную полость гидроцилиндра. Гидроцилиндр в свою очередь через поворотный рычаг, воздействует на колеса переднего моста.

Кабина трактора Т-16

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Водитель в кабине Т-16 располагался на подрессоренном, одноместном сиденье, которое регулировалось по весу и росту тракториста.

Система гидравлики и навесное оборудование трактора Т-16

Машина оснащена раздельно – агрегатной гидравлической системой, предназначенной для управления и контроля различным гидрофицированным навесным оборудованием. В состав системы входят: гидравлический насос, гидрораспределитель, расширительный масляный бак, маслопроводы и два гидроцилиндра.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Модификации трактора Т-16

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации. Рассмотрим их более подробно:

Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.

Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Эксплуатация трактора Т-16: отзывы владельцев

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  • Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  • Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  • Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  • За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  • Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

Почитаем, что по этому поводу говорят владельцы Т-16:

  1. Техника отличная, правда, с множеством недоработок, но их легко можно подправить самостоятельно. Трактор прекрасно подходит для работы с косилкой, не нужно постоянно крутить головой – все перед глазами. Окучивать картошку тоже одно удовольствие, окучник, находящийся между осей устойчиво работают в междурядье, все контролируется визуально. Прекрасно показывает себя на перевозке грузов.
  2. Поделюсь своими впечатлениями от трактора. На моем Т-16 нет никакого дополнительного навесного, использую его исключительно как грузовик. И вот здесь машина показала себя с наилучшей стороны, отличная проходимость делает его не заменимым там, где не пройдёт обычный грузовик. Идеален для поездок в лес, дрова, грибы, шишки. Проехать можно в самую дремучую чащу.
  3. Лично для себя никогда не приобрету такую технику. Огромным минусом для себя считаю отвратительный обзор, если кузов загружен выше бортиков, то впереди образуется обширная мёртвая зона. Так же ужасная вибрация в кабине, как будто скачешь на отбойном молотке.

Покупка трактора Т-16 б/у: особенности выбора

Трактор считается относительно надёжным и не убиваемым, за что и ценится. Но при выборе поддержанного трактора все же нужно быть внимательным.

Обратите внимание в первую очередь на внешний вид, насколько машина подвержена карозии, наличие подтёков на двигателе и элементах гидравлики. Все это скажет вам о том, какой уход осуществлялся за машиной, и насколько трепетно хозяин относился к своей рабочей лошадке.

Разбег цен на трактора Т-16 варьируется в зависимости от года и состояния машины и составляет от 50 до 250 тысяч рублей.

Заключение

Несмотря на то, что «шассик» имеет свои недостатки, наличие такой машины в хозяйстве может значительно облегчить ваш труд. В поле, на покосе, при строительстве и транспортировке грузов Т-16 станет вам верным помощником, несмотря на свой солидный возраст.



Трактор ХТЗ Т-16 — универсал с нестандартной компоновкой

Самоходное тракторное шасси марки Т-16 в обиходе больше известное под названием «шассик» — удачное во всех отношениях следствие глубокой модернизации базового трактора ДСШ-16. Главные отличия самоходного шасси от классической тракторной концепции — оригинальная конструкция.

  • Заднее размещение силового агрегата и трансмиссии увеличивает сцепление ведущих колес с грунтом. Установка навесного оборудования в передней части трактора упрощает визуальный контроль качества обработки междурядий и работы других навесных устройств.
  • Трактор, поставленный на поточное производство в 1961 году, отличается от базовой модели Т-14 более совершенным силовым агрегатом, применением широкопрофильных шин низкого давления и наличием универсальной бортовой гидросистемы.
  • При наличии должного ассортимента навесного оборудования Т-16 с одинаковым успехом может использоваться в технологиях междурядного выращивания высокорослых овощных культур в животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.

Легкая и маневренная машина повышенной проходимости с лучшей стороны зарекомендовала себя в качестве малогабаритного транспортного средства. А также для приведения в действие наземных агрегатов с механическим приводом, типа измельчителей грубых кормов, электрогенераторов и циркульных пил.


Фото: трактор Т-16

За 6 лет с конвейера сошло более 600 тысяч несложных в обслуживании и экономичных в эксплуатации машин, пользующихся высоким спросом в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Тракторы Т-16 до настоящего времени успешно трудятся в частных и фермерских хозяйствах.

Этому способствует широкий ассортимент фирменного навесного оборудования, ремонтопригодность всех систем, унификация запасных частей, доступность самостоятельного ремонта разных уровней сложности.

Из всего перечня навесок наибольший спрос на оборудование для обработки грунта, сенокосилки, погрузчики, опрыскиватели и фирменные кузова с гидравлической фронтальной или боковой разгрузкой.

Модификации Т-16

С 1967 года начато производство более современной машины, получившей известность под маркой Т-16М. Возможности этой версии расширены за счет более мощного двигателя и улучшенной коробки передач с демультипликатором-замедлителем.

Т-16М получил легкую съемную одноместную кабину с усиленным каркасом, более удобную рулевую колонку и доработанный плунжерный переключатель бортовой гидравлики. Доработка двигателя трактора модели Т-16 МГ позволила увеличить транспортную скорость машины до 40 км/ч, подключить к трансмиссии два независимых ВОМ и один синхронный.

В комплект бортовой раздельно-агрегатной гидравлики трактора входит производительный шестеренчатый насос, распределитель плунжерного типа, маслобак, два исполнительных гидроцилиндра и маслопроводы.


Фото: кабина ХТЗ-16

Технические характеристики

Большим преимуществом самоходных шасси всех версий являются их габариты.

  • Базовый трактор Т-16 имеет размеры 3,82 х 2 х 2,6 метра. Машина, вес которой 1,69 тонны, имеет высокий агротехнический просвет в 0,56 метра. Маневренность трактора в закрытых помещениях и небольших площадках обеспечивается небольшим радиусом разворота.
  • Дизельный двигатель машины двухцилиндровый марки Д-16. При мощности в 16 л.с, средний расход дизельного топлива 274 г/кВт в час считается достаточно экономичным. Этот параметр силового агрегата получен за счет предкамерного смесеобразования.

Особенность конструкции двигателя Д-16 — использование корпуса картера в качестве остова. Доступ к шестерням приводов обеспечивается через переднюю крышку с сапуном и заправочной горловиной.

Кожух маховика, электростартер, масляные фильтры расположены с противоположной стороны. В картере двигателя нашлось место для кулачкового распределительного вала и шестеренчатого насоса системы смазки.

Трансмиссия трактора — механическая. Крутящий момент передается на реверсированную четырехступенчатую коробку передач через сцепление постоянно-замкнутого типа, диапазон рабочих и транспортных скоростей варьируется от 3,74 до 16 км/ч. Для версии Т-16 М с ходоуменьшителем эти показатели составляют 1,6-23,3 км/ч.

Характеристики
МодельТ-16Т-16МТ-16МГ
ДвигательД-16Д-21А1Д-21А1
Мощность, кВт (л.с.)13,4 (16)18,4 (22)18,4 (22)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт175018001800
Расход топлива, г/кВт*ч274253253
Габариты, мм
(длина х ширина х высота)
3820 х 2000 х 26003700 х 2000 х 25003700 х 2035 х 2500
База, мм250025002500
Дорожный просвет, мм560560560
Размер шин колес, дюймы
(передних, задних)
6.00-16 (8.00-32)6.00-16 (9.50-32)6.50-16 (9.50-32)
Масса, кг168518101795

Преимущества и недостатки

Т-16 до настоящего времени пользуется высоким спросом в частных и фермерских хозяйствах. Его популярность определяется:

  • доступной стоимостью;
  • экономичной эксплуатацией;
  • универсальностью;
  • отличной ремонтопригодностью;
  • продолжительным ресурсом рабочих узлов и всей конструкции машины в целом.

Владельцы положительно оценивают возможность самостоятельного обслуживания и ремонта, взаимозаменяемость запасных частей с предыдущими моделями, достаточный выбор навесных и прицепных агрегатов самого разного назначения с механическим и гидравлическим управлением.

Основной недостаток — проблема запуска силового агрегата при температуре ниже -10°С, поскольку конструкция двигателя не предусматривает установки предпускового подогревателя. Запчасти и расходные материалы производятся с каждым годом в меньшем количестве, что неизбежно приводит к ограничению действующего ассортимента.


Фото: Т-16М на европейской выставке

Цена Т-16 нового и б/у

Последняя версия самоходного шасси Т-16 МГ сошла с конвейера в 1995 году. Купить эту модель с нулевой наработкой практически невозможно. Более реальный вариант — покупка подержанной технически исправной машины с достаточным запасом двигательного и тракторного ресурса.

С учетом общего состояния и комплектности всех узлов и агрегатов ценовой диапазон варьируется в пределах от 40 до 70 тысяч гривен (1500 – 2500$). Машина после капитального ремонта стоит дороже, но от покупки трактора собранного из подручных материалов лучше отказаться сразу.

Посторонние шумы в двигателе и трансмиссии, изношенная резина, следы сварочных работ и небрежного ремонта являются полноценным основанием для получения существенной скидки до 25-30% включительно.

Видео: обзор возможностей Т-16

Аналоги

Стабильно высокий спрос на самоходные шасси инициировал разработку идентичных машин на ХТЗ и Владимирском тракторном заводе. В первом случае это модель СШ-2540, имеющая небольшие конструкционные и эксплуатационные отличия, во втором – универсальное шасси ВТЗ-30СШ, также известное на тракторном рынке под маркой Агромаш-30СШ.

Не преуменьшая достоинств этих машин, следует отметить, что их ценовой диапазон по отношению к стоимости тракторов Т-16 существенно выше.

Отзывы владельцев

Качество Т-16 в полной мере соответствует ее стоимости, требовать особых характеристик за небольшие деньги не приходится. Машина сыровата, но большая часть конструкционно-производственных недоработок устраняется своими силами. В частности, разборную конструкцию кабины несложно сделать более герметичной. Т-16 отлично агрегатируется с косилкой, имеет место превосходный обзор при обработке междурядий.
Аркадий Петрович

Живу в деревне. Грунты у нас тяжелые, поэтому приспособить Т-16 для вспашки не получилось. Эксплуатирую машину в транспортном варианте уже четвертый год. Серьезных поломок за это время не было, но из-за проблемных дорог ходовая часть требует постоянного контроля.
Сергей

Продал старый Т-40 и купил капитально отремонтированный Т-16, о чем пожалел уже с первых недель эксплуатации. Доступная стоимость не компенсирует отсутствия кабины и дискомфортной вибрации. При транспортировке объемных грузов напрягает плохой обзор достаточно большого участка дорожного полотна.
Василий Васильевич

Технические характеристики и особенности трактора Т-16

Трактор Т-16, получивший прозвище «Попрошайка», выпускался в Харькове на специализированном заводе самоходных шасси. Машина относилась к тяговой категории 0,6 т и создавалась как универсальная база для установки промышленного, коммунального и сельскохозяйственного оборудования. Общее количество выпущенных шасси превышает 600 тыс. экземпляров.

Особенности техники

Трактор Т-16 отличается компоновочной схемой с расположением грузового кузова впереди кабины. Кузов оснащен механизмом разгрузки в боковые стороны и вперед. Силовой агрегат и трансмиссия представляют собой единый блок, установленный в задней части «шассика» Т-16.

Компоновка позволила обеспечить хорошие параметры распределения веса по осям при полной загрузке. Расположение кабины оператора над двигателем обеспечивает обзор при работе в поле или разгрузке самосвального кузова.

Технические характеристики Т-16

Параметры тракторов Т-16 делают их пригодными для эксплуатации в фермерских хозяйствах и на приусадебных участках. Расход топлива зависит от состояния топливной аппаратуры и условий эксплуатации, нормативное значение удельного расхода — 253 г/кВт*час. При работе на нормальной загрузке расход составляет 2,5-3,6 кг топлива в час. Устройство системы подачи топлива позволяет выполнять ремонт и настройку самостоятельно.

Габариты шасси Т-16МГ:

  • длина — 3,7 м;
  • ширина — 1,55 м;
  • высота — 2,5 м.

Шасси Т-16 имело массу 1730 кг, сравнимую с тем, сколько весит автомобиль среднего класса. При этом грузоподъемность составляет 1000 кг.

Моторная часть

Ранние шасси Т-16 комплектовались 2-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем модели Д-16, который развивал мощность 16 л. с. Модернизированные машины оснащались мотором Д-21А1, который обладает мощностью 22 л. с. Двигатель оснащен предкамерной системой впрыска в полость, выполненную в днище поршня.

Система охлаждения двигателей — воздушная, осуществляется осевым вентилятором. Внешняя поверхность цилиндров и головок оснащена ребрами, установлены дефлекторы для направления воздушного потока между ними. Интенсивность охлаждения регулируется поворотным диском в канале забора воздуха.

Трансмиссия

Шасси оснащено механической коробкой передач и двухпоточным сцеплением с приводом выключения от педали. Ранние модели имели 4 скорости переднего хода, поздние — 7. Валы коробки расположены поперек продольной оси машины, что позволило сократить габаритные размеры трансмиссии и обойтись без конической главной пары. В конструкцию сцепления входят 2 однодисковых узла — для передачи момента на коробку и для включения вала отбора мощности.

Сцепление относится к числу капризных узлов и требует настройки в процессе эксплуатации. Отрегулировать сцепление на Т-16 можно выставлением зазоров между отжимными рычагами и корпусом выжимного подшипника, а также между упорами нажимного диска и болтами для регулировки. Дополнительно выполняется настройка хода педали.

В картере коробки расположена главная пара и дифференциал с механическим блокиратором. Полуоси дифференциала выходят к конечным передачам по бортам. Выходные валы оснащены ступицами для установки задних колес.

Система гидравлики

Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.

Рулевая колонка

Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.

Рабочее место

Оператор располагается в кабине, установленной над задними колесами. Сиденье машины рассчитано на 2 человек, оснащено мягкой пружинной подушкой с обшивкой из искусственной кожи. За спинкой расположен теплоизоляционный экран, защищающий кабину от нагрева.

Управление осуществляется рулевым колесом, педалями и рычагами. Перед оператором расположен приборный щиток с набором контрольных приборов, переключателей и индикаторов.

Ранние машины оснащены открытой кабиной с брезентовой крышей. Впоследствии (с последних выпусков Т-16М) стала устанавливаться закрытая кабина с 2 боковыми дверями. Лобовое стекло оснащено очистителем с электрическим приводом. Штатная вентиляционная установка и отопитель на машинах с закрытой кабиной не устанавливались.

Навесное оборудование

Навесное оборудование на шасси Т-16 устанавливается на передний трубчатый подрамник, который оснащен штатными точками крепления. Завод выпускал ограниченный ассортимент оборудования, поэтому каждый владелец самостоятельно изготавливает необходимую оснастку. Возможно приобретение готовых изделий, изготовленных мелкими мастерскими.

Плуг своими руками

Самодельный плуг представляет собой треугольную раму из трубы, которая оснащена опорной частью и усилителем. На нижней части установлены 2 лемеха и опорное стальное колесо. Плуг устанавливается на заднюю навеску и управляется гидравлическим цилиндром. Над передней осью располагается балласт, улучшающий сцепление колес.

КУН своими руками

Устройство КУН (копновоз универсальный навесной) представляет собой вилы и дополнительный захват, при помощи которых удерживается груз. Агрегат устанавливается на шасси Т-16МГ с более производительным насосом.

Для изготовления узла требуются:

  • чертежи изделия;
  • металлический профиль необходимого сортамента;
  • сварочное оборудование;
  • инструменты для резки и обработки профиля.

Последовательность изготовления копновоза:

  • снять платформу с подрамника;
  • изготовить и установить основание под стрелу КУН;
  • построить две стрелы, которые изготавливаются из металлического профиля;
  • установить стрелы на основании и смонтировать гидроцилиндры подъема;
  • смонтировать между стрелами перемычку, которая служит для усиления конструкции и используется в качестве опоры гидроцилиндра захватного устройства;
  • изготовить и установить на штатное место вилы и захват;
  • провести гидравлические магистрали;
  • проверить работу устройства, при необходимости внести в конструкцию изменения.

Самодельный КУН работает от штатного шестеренного насоса. По отзывам владельцев, устройство поднимает тюки с сеном весом до 400 кг. Для работы с большим весом возможна установка дополнительного насоса НШ-32 с приводом от ВОМ.

Лопата своими руками

Лопата представляет собой стальной лист с толщиной 5-7 мм, который жестко установлен на двух направляющих. Последние выполняются из трубы прямоугольного или круглого сечения. Свободные концы труб оснащаются соединительным ухом, которое служит для установки деталей на кронштейн. Соединительный палец оснащен шплинтом или фиксируется от выпадения другим способом.

Управление углом наклона лопаты ведется при помощи гидравлического цилиндра, установленного на передней поперечине полурамы. Цилиндр крепится к отвалу и поперечине подвижно, при помощи пальцев. Подача жидкости регулируется распределительным устройством, которое расположено в кабине. Для улучшения работы машины рекомендуется нагружать переднюю часть балластом, в роли которого могут выступать мешки с песком, уложенные в кузове шасси Т-16.

Отвал своими руками

Отвал устанавливается на 2 кронштейна, которые прикручены к подрамнику болтами. Рама отвала состоит из двух поперечин, задние концы опираются на кронштейны. Поперечины плавно сходятся к переднему концу. Отвал, сделанный из стального листа, крепится одной точкой к стыку поперечин на пальце. Вторая точка крепления отвала используется для поворота изделия относительно машины. Для этого используется регулируемая поперечина, расположенная между второй точкой крепления и рамой отвала. Регулировка может быть винтовой или ступенчатой.

На задней части отвала рекомендуется установить усилители, которые предотвратят деформацию изделия. На нижней части смонтирован резиновый защитный фартук.

Управление работой отвала гидравлическое, от отдельного цилиндра, установленного под рабой. Подъем и опускание отвала производится от гидравлического распределителя, установленного в кабине.

Навеска своими руками

Задняя навеска крепится к подрамнику и предназначена для установки навесного оборудования весом до 300 кг или для буксировки колесных прицепов с массой до 800 кг.

Навеска состоит из рамы, изготовленной из швеллера. Рама проходит под двигателем и трансмиссией до кронштейнов, прикрученных к подрамнику. Дополнительные точки крепления рамы расположены на картере коробки.

Задняя поперечина оборудована выводом вала отбора мощности. На раме установлен гидравлический цилиндр управления углом установки навески. В конструкции предусмотрены растяжки, которые обеспечивают подвижность навески при движении трактора и прицепа по неровной почве.

Сделать печку на трактор

Из-за отсутствия системы отопления работа на машинах Т-16 в холодное время года не рекомендуется. Стекла быстро запотевают и покрываются инеем, ограничивая обзор оператора.

Для обогрева кабины может использоваться нагретый резонатором глушителя воздух.

Вокруг корпуса резонатора устанавливается дополнительный кожух с заборным отверстием, которое соединяется шлангом, проведенным в кабину через специальное отверстие. В кабине установлена улитка вентилятора с выключателем. От улитки проложены воздуховоды обогрева ветрового стекла.

Другим вариантом является установка теплоизолирующего чехла на двигатель и снятие защитных экранов в кабине. Мероприятие помогает при температурах воздуха не ниже -5°С.

Ремонт трактора

При ремонте шасси Т-16 производится замена изношенных элементов трансмиссии и силовой установки, устранение механических повреждений или трещин на подрамнике или деталях кабины. Трещины на подрамнике свидетельствуют о работе машины с перегрузками, поэтому узел рекомендуется заменить. Поврежденные коррозией части очищаются, покрываются грунтом и окрашиваются.

Ремонт коробки передач

Ремонт коробки передач может потребоваться при износе или выкрашивании зубьев шестерен или валов, повреждениях валов или подшипников, выходе из строя вилок переключения. Для ремонта коробка передач снимается с трактора — откручивается передний подрамник, снимается кабина и двигатель.

Краткая последовательность шагов при разборке коробки:

  1. Перед началом разборки коробки и бортовых передач требуется слить масло.
  2. Отделить конечные бортовые передачи, провести проверку состояния шестерен и подшипников.
  3. Снять крышки подшипников на картере коробки и вынуть валы. Изношенные детали заменить узлами без износа.
  4. Сборка коробки производится в обратной последовательности. Резьбовые соединения требуется затягивать динамометрическим ключом в соответствии с моментами, рекомендованными заводом. Соединяемые поверхности не должны иметь вмятин, поскольку через повреждения стыков станет сочиться масло.

Проблемой является качество запасных частей, из-за чего требуется длительная регулировка зазоров главной передачи. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубцы ведущей шестерни. Опечаток на ведомой шестерне должен находиться по центру грани зуба. Если пятно контакта иное, то требуется настроить узел путем замены регулировочных прокладок.

Разборка двигателя

Разборка двигателя применяется при проведении капитального ремонта с заменой элементов поршневой группы. Сигналом к ремонту становится затрудненный запуск, падение мощности и увеличенный расход масла.

Двигатель Д-21 оснащается индивидуальными цилиндрами и головками. Цилиндры отлиты из износостойкого чугуна, внутри поверхность отполирована и образует рабочее зеркало. При износе или повреждениях зеркала цилиндр меняется на изделие с номинальным размером. Для замены головки и цилиндра требуется отвернуть 4 гайки и снять элементы. Вместе с заменой цилиндра осуществляется обновление поршневых колец.

Ремонт механизма газораспределения проводится на снятых головках. Направляющие толкателей и распределительный вал возможно заменить только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится на шпильках через картер сцепления к коробке передач. Для снятия мотора требуется отсоединить топливные трубки, провода стартера и генератора, открутить гайки. Демонтаж выполняется с помощью кран-балки.

Для замены коренных или шатунных подшипников требуется разборка нижней части картера. Предварительно требуется снять навесное оборудование, слить масло и открутить гайки крепления масляного поддона. После этого откручиваются анкерные боты крышек подшипников, снимается и проверяется коленчатый вал. Изношенные детали заменяются.

Сборка мотора должна производиться в чистом помещении с соблюдением моментов затяжки крепежа. Необходимо следить за установкой контрящих шайб, которые предотвращают самопроизвольное откручивание гаек и болтов. Отремонтированный двигатель должен пройти обкатку, в ходе которой запрещается давать высокие нагрузки и обороты. После обкатки масло в картере подлежит замене.

Достоинства и недостатки

Владельцы машин отмечают ряд положительных сторон Т-16, это:

  • надежная схема трансмиссии;
  • возможность самостоятельного ремонта с использованием минимального набора инструмента;
  • маневренность, обеспеченная компоновочной схемой;
  • возможность самостоятельной модернизации и установки узлов от другой техники;
  • проходимость;
  • отсутствие магистралей и радиатора системы жидкостного охлаждения упрощает эксплуатацию.

Недостатки шасси Т-16:

  • малая мощность для обработки крупных земельных участков;
  • необходимы контроль над системой смазки и очистка ребер от замасливания и загрязнения;
  • поломки, связанные с естественным износом техники;
  • сложности с установкой навесного оборудования;
  • отсутствие качественных запасных частей.

Основные модификации

Харьковский завод производил 3 версии машины:

  • шасси Т-16, ранний выпуск с мотором Д-16;
  • шасси Т-16М, наиболее массовая машина с дизелем Д-21А1, устанавливалась каркасная кабина;
  • трактор Т-16МГ, модернизация второй половины 80-х годов, оснащена кабиной закрытого типа.

Цена и отзывы владельцев

Стоимость машин Т-16М и МГ с пробегом составляет 90-250 тыс. рублей. Цена зависит от общего состояния машины, пробега, степени износа двигателя или ходовой части, наличия дополнительного или навесного оборудования. Трактора первых серий в продаже не встречаются.

Владею шасси Т-16-МГ более 15 лет. Машина показала себя как надежная и экономичная. Применяется для перевозки грузов в штатном кузове и буксировки прицепной тележки. В летнее время трактор применяется для привода водяного насоса, подключенного к ВОМ. Двигатель способен работать в жаркую погоду длительное время без перегрева. Требуется следить за исправностью привода вентилятора и отсутствием замасливания и забивки ребер пылью, которые ухудшают теплообмен.

Шасси используется несколько лет, кабина снята для улучшения проходимости. Конструкция надежная, но при условии выполнения регламентных работ. Большой проблемой является отсутствие штатного навесного оборудования, поэтому приходится использовать самодельное.

Аналоги

Прямыми аналогами шасси Т-16 являются машины Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ и 50СШ. Машины комплектуются усовершенствованным дизелем Д120, комфортабельной кабиной с системой обогрева и вентиляции. Техника выпускается серийно, поэтому проблем с запасными частями и обслуживанием нет. Стоимость машин без пробега начинается от 652 тыс. рублей.

Читайте также:  Бур для земляных работ: описание, виды, позиции на рынке
Ссылка на основную публикацию