Такелажное оборудование и монтажные приспособления для такелажных работ
Безопасность производства такелажных работ во многом зависит от качества изготовления и состояния такелажной оснастки и монтажного оборудования и приспособлений.
Правильно, в соответствии с расчетом примененные стропы и грузозахватные приспособления, монтажные блоки и полиспасты, домкраты, якоря, траверсы должны обеспечивать полную гарантию безопасности людей, участвующих в такелаже, а также сохранность грузов при их перемещении и монтаже. Каждый ИТР монтажной организации должен уметь правильно выбирать и точно рассчитывать требуемые для производства такелажных работ оснастку, приспособления, оборудование и инструменты.
Проверочные расчеты конструкции такелажной оснастки, приспособлений и оборудования особенно необходимы, когда отсутствуют сертификаты заводов-изготовителей, паспорта на оборудование или ярлыки (бирки) на оснастку.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Стропы. Строповка грузов — одна из ответственных операций при выполнении такелажных работ. Конструкции стропов должны обеспечивать полную безопасность и удобство работ, а также возможность быстрой строповки и расстроповки груза.
Способ строповки каждого конкретного груза обязательно должен указываться в ППР или ТК. Стропы, как правило, изготовляются из стальных канатов, реже — из цепей. Для погрузо-разгрузочных работ применяют стропы и захваты различных конструкций. Стропы изготовляются из мягких стальных канатов типа ТК6Х37, ТК6Х61 с пределом прочности проволок 1700—1900 Н/мм2. В практике такелажных работ применяют несколько типов стропов, однако наибольшее распространение полу-, чили стропы универсальные и облегченные.
При изготовлении универсального стропа концы каната необходимо сращивать сплеткой, при этом длина сплетки должна быть не менее 40 диаметров каната. Запрещается сращивать концы каната на сжимах внахлестку. На концах облегченных стропов предусматривают коуши или присоединяют крюки. Длина сплетки должна быть не менее 20 диаметров каната.
Рис. 1. Стропы канатные:
а — универсальный; б — облегченный; в — примеры строповки
Грузоподъемность стропов определяется разрывным усилием каната, применяемого для изготовления стропов, с учетом количества ветвей и коэффициента запаса прочности стального каната.
Расчет усилий в ветвях стропа при подвеске груза можно вести двумя способами: пользуясь заложением ветвей стропа (1) или тригонометрической функцией угла а между Ветвями стропа и вертикалью (2).
Рис. 2. Строповка груза:
При такелажных работах необходимо учитывать уменьшение несущей способности канатов в его узлах.
Счалка (сплетение) концов канатов между собой — надежное соединение, часто применяемое при такелажных работах. Счаливать концы канатов допускается только при условии одинаковой их конструкции и диаметра. Для выполнения чалочных работ применяют следующие инструменты: свайку для раздвигания прядей; разводку; Т-образную подбойку (большую и малую); круглое шило клещи-кусачки для откусывания прядей и проводок; палку деревянную диаметром 30 и длиной 1000 мм; пеньковый канат; деревянные молотки # различных размеров; нож для удаления органического сердечника; слесарный молоток. Кроме того, необходимо иметь переносные тиски для зажима каната и закрепления коушей, катушки с мягкой проволокой для обмотки и закрепления канатов, круглые клинья из твердого дерева, переносные зажимы для канатов. Наряду с изготовлением петель способом сплетения их прядей изготовляют петли способом опрессовки при помощи овальной пустотелой алюминиевой гильзы или оцинкованной трубки. Таким способом разрешается соединять канаты диаметром до 35 мм.
Рис. 3. Инструменты для чалочных работ
Захватные устройства такелажных и монтажных приспособлений (петли, карабины, крюки), используемые при такелажных -работах, должны исключать возможность самопроизвольного расцепления в процессе перемещения грузов и монтажа оборудования. Желательно использовать при такелажных работах полуавтоматические и автоматические захватные устройства.
Для подъема грузов массой до 15 т пользуются инвентарными стропами, проверенными нагрузкой и соответственно замаркированными.
Рис. 4. Полуавтоматические стропы: нескольких инвентарных стропов и траверс
Рис. 5. Строповка груза большой массы:
При строповке поднимаемого или перемещаемого груза необходимо определить местоположение его центра тяжести. Правильная строповка будет осуществлена лишь тогда, когда ось крюка грузоподъемной машины или механизма совпадает с центром тяжести поднимаемого или перемещаемого груза. Чаще всего центр тяжести груза определяется опытным или пробным путем.
Прикрепление концов каната к барабанам лебедок, крюкам грузоподъемных механизмов и поднимаемым грузам необходимо выполнять одним из трех способов: заплеткой, сжимами, клиновыми зажимами.
Сжимы следует* ставить так, чтобы дужка приходилась со стороны короткого конца каната, и затягивать их необходимо так, чтобы канат был обжат примерно на его диаметра. Наиболее простым и распространенным при монтаже является закрепление каната сжимами. Такое закрепление особенно удобно при отсутствии опытных счальщиков, а также в тех случаях, когда требуется быстро произвести надежное крепление конца каната на месте монтажа.
В зависимости от диаметра каната и необходимой степени прочности закрепления применяют различные сжимы (литой, обыкновенный, кованый, клиповый и др.) и устанавливают различное их число. Расстояние между сжимами обычно принимают не менее 6 диаметров каната. Болты сжимов следует затягивать до отказа равномерно на всех установленных сжимах. Для стальных проволочных, канатов в основном применяют литые и кованые сжимы. Сжимы должны размещаться так, чтобы -затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Концы канатов закрепляют сжимами через коуш, который предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Размеры коушей в зависимости от диаметра каната установлены ГОСТ 2224—72*.
Рис. 6. Различные конструкции сжимов и крепление каната на барабане лебедки:
а — литой рожковый сжим: б—обыкновенный сжим; в — кованый сжим; г — клйновой сжим; д — клиновое крепление каната; е — крепление каната прижимными болтами; 1 — рамка; 2 — скоба (дужка); 3 — пластина; 4 — щека; 5 —клин; 6 — канат; F — сила трения между барабаном, канатом и нажимной планкой; Т — усилие для расчета крепления каната на барабане
Грузоподъемные приспособления подвергаются испытаниям. Результаты приемочных и периодических испытаний заносят в соответствующий журнал, учитывающий эксплуатацию такелажных приспособлений. После проведения технического освидетельствования на каждом приспособлении необходимо закрепить бирку (ярлык) с указанием грузоподъемности и даты испытания. Все работы со стальным канатом должны проводиться только в рукавицах.
Домкраты, гаки, полиспасты, блоки. Для подъема или перемещения груза на незначительное расстояние следует использовать реечные, винтовые, клиновые и гидравлические домкраты.
Перед началом работы с домкратами необходимо:
— проверить износ винта, и гайки винтового домкрата и зубцов шестерни реечного домкрата (износ не должен превышать 20%);
— уложить под основание домкрата про.чную металлическую пластину;
— установить домкрат без перекоса и следить за тем, чтобы головка его опиралась на площадь поднимаемого ось установленного домкрата должна совпадать с направлением перемещения поднимаемого или перемещаемого груза.
Рис. 7. Реечный домкрат: груза всей своей поверхностью во избежание соскальзывания;
Рис. 8. Специальные винтовые домкраты:
Для правильного выбора домкратов необходимо помнить, что реечные домкраты имеют грузоподъемность 1,5—2,0 т и высоту подъема 350—400 мм, винтовые —от 3 до 20 т и высоту подъема 130—350 мм, гидравлические—от 3 до 750 т и высоту подъема 150 мм,; клиновые— от 5 до Юти высоту подъема 10—15 мм. Рычажно-реечные домкраты должны быть снабжены устройством, исключающим возможность самопроизвольного опускания груза при снятии усилия с рычага или рукоятки. Клиновые домкраты применяют для выверки устанавливаемого оборудования.
Рис. 9. Клиновый домкрат:
1 — корпус; 2—подъемная плнта; 3 — клин со встроенной ганкой; 4 — винт
При работе домкратами запрещается:
— поднимать груз, масса которого больше грузоподъемности домкрата;
— удлинять рычаг домкрата;
— пользоваться домкратом, не имеющим храповика; пользоваться винтовым дбмкратом с поврежденной резьбой;
— держаться руками за головку домкрата во время подъема.
Домкраты разрешается применять только после очередного их испытания на предельную паспортную нагрузку, увеличенную при периодических испытаниях на 10%. Домкрат должен находиться под этой нагрузкой в течение 10 мин, причем винты (рейки, шток) должны выдвигаться в крайнее верхнее положение.
Рис. 10. Гидравлический домкрат:
1 — рукоятка; 2 — валик; 3 — резервуар; 4— манжеты; 5 — поршень; 6 — цилиндр высокого давления; 7—нагнетательный клапан; 8 — всасывающий клапан: 9 — плунжерный насос; 10 — отверстие для присоединения манометра; 11 — спускной вентиль
У гидравлических домкратов к концу испытания падение давления в гидросистеме не должно быть более 5%. Домкраты испытываются не реже 1 раза в год, и результат испытания должен быть занесен в паспорт домкрата. Освобождать домкрат из-под поднятого груза и переставлять его разрешается лишь после укрепления груза в поднятом положении. Поднимать трансформатор или другое тяжеловесное оборудование домкратом разрешается только за подъемные скобы, приваренные к днищу бака или кожуха, и на высоту, достаточную для подведения и закрепления катков (тележек) или шпальной клетки (подкладки).
Домкраты должны устанавливаться на деревянные подкладки в устойчивое положение, для чего необходимо подкладывать упорные бруски между лапами домкратов и скобами трансформаторов, как показано на рис. 35. Подъем трансформатора или другого тяжеловесного оборудования необходимо производить постепенно то с одной, то с другой узкой стороны, подкладывая при этом под поднятые края днища доски толщиной 50, шириной 200 мм и длиной 1 м и заменяя их по мере подъема шпалами. Категорически запрещается перегружать домкраты или допускать неравномерность нагрузки.
На иогрузо-разгрузочных и монтажных работах рекомендуется применять крюки (гаки) с предохранительными замыкающими устройствами, что предотвращает соскальзывание стропа с крюка. При постоянной эксплуатации крюк изнашивается, на нем появляются трещины, надрывы, искривления. Все крюки грузоподьемных машин и механизмов должны периодически осматриваться (машинистом крана), и если износ крюка в зеве достиг 10% проектной высоты сечения, его необходимо заменить. Крюк также должен быть забракован при появлении на нем трещин, надрывов и искривлений.
Рис. 12. Подъем трансформатора с помощью домкратов:
а — общий вид; б — деталь установки домкрата
На всех крюках должны быть сделаны яркой краской надписи, указывающие номер крюка по ГОСТ , максимальную грузоподъемность, наименование завода-изго.-. товителя и дату выпуска. Запрещается пользоваться грузоподъемным блоком или полиспастом, не имеющим’ заводского клейма, указывающего его грузоподъемность.
Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и различаются по числу роликов и грузоподъемности. В такелажных приспособлениях применяют монтажные блоки однорольные и многорольные.
Грузоподъемное устройство, состоящее из двух и более монтажных блоков, соединенных между собой канатом, называется полиспастом. При такелажных работах полиспасты применяют в основном с целью получения выигрыша прилагаемой силы, хотя при этом теряется скорость перемещения груза. В скорости проигрывают во столько ‘ раз, во сколько выигрывают в силе.
Такелажникам необходимо помнить, что если число ветвей (канатов) полисцаста, на которые распределяется масса груза, четное, то конец каната следует закреплять на неподвижном, верхнем блоке. Если же число ветвей полиспаста .нечетное, то конец каната закрепляют на нижнем, подвижном блоке. При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от 2 до 6 со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока. Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости or числа рабочих ветвей.
Рис. 13. Блоки:
а — однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — роликов; 3 — тяги; 4 — щеки; 5 —ролики; 5 —траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната
Такелажное оборудование и монтажные приспособления для такелажных работ
Как в промышленности, так и в быту нередко приходится организовывать перемещения, погрузку, установку тяжелых, крупногабаритных предметов. Справиться с ними вручную невозможно, поэтому в таких случаях используют различные устройства для такелажа. Рассмотрим подробнее, что такое такелажные средства, механизмы и приспособления, какие виды такелажного оборудования применяют для разных работ. А в конце статьи приведем основные требования безопасности при работе с ними.
Такелажные работы и устройства
Такелажные работы – это комплекс действий по поднятию, удержанию, перемещению тяжелых, крупногабаритных грузов. Часто, но не всегда такелаж становится частью погрузки или выгрузки. Также его используют для перемещения на небольшие расстояния (например, переноса станков в пределах одного цеха). Такелажные услуги, кроме собственно такелажа, включают в себя вспомогательные операции – демонтаж перемещаемого оборудования, упаковку груза, закрепление его на транспортной платформе.
Основой такелажных работ является применение специальных механизмов и приспособлений для такелажа. Это очень разнообразные устройства – от обычных строп и веревок до сложных подъемных кранов и гидравлических тележек. Задача такелажных приспособлений – облегчить работу такелажника, повысить ее эффективность. Благодаря правильно их использованию грузы перемещаются быстрее, легче, безопаснее (как для них самих, так и для окружающего имущества и людей).
Виды такелажных приспособлений для перемещения грузов
Мы приводим перечень самой популярной оснастки, которая часто используется при такелаже в промышленности и быту:
- тросы;
- веревки;
- канаты;
- цепи;
- стропы,
- карабины;
- крюки;
- проушины;
- зажимы;
- блоки;
- полиспасты;
- лебедки;
- домкраты (винтовые, реечные);
- кран-балки.
Канаты, тросы, веревки
Незаменимые такелажные и монтажные приспособления. Их используют самостоятельно или в качестве элементов других устройств для такелажа.
Канаты производят из стальной проволоки. Ее укладывают вокруг сердечника из натуральных или синтетических волокон. Сердечник уменьшает поперечную деформацию каната, снижает радиальную нагрузку на него.
Канаты изготавливают по стандартам DIN 3052, DIN 3053, DIN 3055, DIN 3060, DIN 3062. Они различаются по диаметру, конструкции. К примеру, канат 1 × 7 сконструирован из одной пряди проволок, а 6 × 7 – из шести прядей. Каждый дополнительный концентрический слой проволоки повышает прочность и грузоподъемность каната.
Для продления срока службы, защиты от коррозии стальные канаты изготавливают из оцинкованной проволоки или покрывают слоем ПВХ. Реже их производят из нержавеющих сталей.
Тросы тоньше канатов. В зависимости от материала изготовления они могут быть:
- стальными (круглыми, плоскими);
- пеньковыми (смольными или бельными);
- капроновыми.
Стальные тросы, как и канаты, покрывают цинком, защищают оболочкой из ПВХ.
Веревки еще тоньше, их различают по толщине, материалу изготовления. Сейчас чаще используются веревки из синтетических волокон, которые прочнее и долговечнее натуральных.
Стропы
Такелажные устройства, состоящие из отрезка каната (троса) с подвесными приспособлениями на концах. Они обеспечивают быстрое, безопасное, удобное закрепление груза. Существуют два вида строп:
Среди гибких строп выделяют также несколько подвидов – универсальные, облегченные, многоветвевые, простейшие. По способу управления стропы могут быть ручными или электронными. Максимальная высота подъема для такого такелажного приспособления как стропа – 3 м, максимальный вес груза – 10 тонн.
Блоки, полиспасты
Одни из самых простых инструментов и приспособлений для выполнения такелажных работ. Блок может использоваться отдельно или в составе более сложного грузоподъемного механизма. Полиспасты – это два или несколько блоков, соединенных между собой канатом в единую систему. Благодаря такому объединению их грузоподъемность резко возрастает. Часть блоков в полиспасте может быть подвижной, часть – неподвижной.
Блоки классифицируют в зависимости от числа роликов:
Существуют однороликовые блоки, которые используют не для подъема груза, а для того чтобы изменить направление каната или цепи. Это угловые (отводные) блоки.
Для эффективной работы блока необходимо соблюдать соответствие размеров ролика и каната. Диаметр ролика должен быть в 16–20 раз больше диаметра каната. Также важна глубина ручья ролика. Она должна быть на 4–5 мм больше диаметра каната.
Лебедки, тали
Грузоподъемное устройство с барабаном (звездочкой, шкивом), на который наматывается канат или цепь. Таким образом, основой лебедки является блок (или несколько блоков, объединенных в систему). Лебедки могут перемещать грузы вертикально, горизонтально и по наклонной, поэтому успешно используются для решения разных задач. Существует целый ряд таких устройств, которые различаются по способу управления (ручные, с гидро-, пневмо- или паровым приводом, с двигателем). Лебедки считаются универсальными, они используются с другими приспособлениями и в самых разных условиях.
Тали по своей функции похожи на лебедки. Их закрепляют на прочных элементах помещения, в котором проводится такелаж (на балках, перекрытиях, перемычках). С помощью тали можно подвесить и удержать тяжеловесный груз. Если на месте нет надежной опоры для тали, под нее монтируются специальные опорные конструкции. В самом простом случае это вертикальная стойка, закрепленная на тяжелой плите.
Опорные конструкции
Более сложные, габаритные устройства, которые также относятся к такелажным средствам. Они нужны для подъема и перемещения крупногабаритных грузов или для длительной работы на объекте. Это:
- погрузчики;
- кран-манипуляторы (КМУ);
- кран-балки (опорные или подвесные мосты, тельферы).
Тельферы – многофункциональные конструкции, один из самых востребованных видов монтажно-такелажного оборудования. По сути, это компактные, стационарные подъемные краны с дистанционным управлением. Они незаменимы в помещениях, где нет места для маневра крана. Чаще всего тельферы используют на производственных, складских объектах. Существуют тельферы с грузозахватами, врыво-, пожарозащищенные, предназначенные для работы в условиях высокой температуры или в химически агрессивной среде.
Требования к оборудованию
Перемещение тяжеловесных грузов – работа повышенной опасности. Поэтому существуют жесткие требования к ее организации и проведению, а также к состоянию, техническим характеристикам, установке такелажных приспособлений:
- Сложные механизмы (тельферы, полиспасты, лебедки, краны) подлежат регулярному профилактическому обслуживанию. Изнашиваемые элементы (веревки, тросы, канаты) периодически осматривают, чтобы вовремя обнаружить повреждения. Их также испытывают на прочность.
- Проверка такелажного оборудования проводится в определенные сроки. Например, стропы планово проверяют каждые 10 дней, клещи, захваты, тару – ежемесячно. Техосмотр, изучение состояния такелажного оборудования также проводится внепланово – после ремонта, замены металлических узлов, канатов, веревок. Такая проверка обязательна, она включает тестирование устройств с рабочим грузом. Результаты всех техосмотров заносятся в журнал учета.
- При подборе тросов для блоков, талей, полиспастов обязательно учитывают диаметр барабана. Слишком частые и резкие перегибы (с малым радиусом кривизны) приводят к снижению прочности каната: он быстрее изнашивается или же просто не выдерживает вес груза.
Техника безопасности при использовании такелажа
- Все сотрудники проходят регулярные инструктажи и медосмотры.
- При выдаче допуска для работы с тяжелыми грузами обязательно проверяют знания о такелажных приспособлениях и способах их монтажа.
- Перед началом работ обязательно проверяют исправность всех приспособлений.
- Вокруг места проведения такелажа натягивают оградительную ленту, с площадки удаляют посторонних.
- Во время работы используют дополнительную страхующую оснастку.
- Перед строповкой любого груза такелажник уточняет его вес, чтобы правильно подобрать и использовать приспособления.
- Строповка выполняется так, чтобы груз при перемещении сохранял устойчивость и равновесие.
- Ни в коем случае не разрешается находиться под поднятым грузом.
Это лишь краткий перечень правил безопасности и описание классификации самого востребованного такелажного оборудования. Работа такелажника сложная и ответственная, а выбор используемых приспособлений просто огромен. К каждому случаю специалисты разрабатывают свою схему такелажа, подбирают оптимальные методы такелажных работ, оборудование и устройства. Профессиональный подход позволяет переместить груз быстро, без повреждений и риска для окружающих.
Пермский завод грузоподъемного оборудования
Главная задача такелажных работ — обеспечить сохранность груза в процессе перемещения и безопасность для рабочих. Чтобы вы могли качественно осуществить подъем объектов разных габаритов, «Пермский завод ГПО» предлагает широкий выбор продукции:
Такелажный инструмент и оборудование в связке с подъемным механизмом или лебедкой — востребованный способ поднятия грузов не только на крупных предприятиях, но и на бытовом уровне. Например, когда требуется переместить мебель в квартиру, а ширина дверного проема не позволяет.
Разновидности такелажного оборудования
В широком смысле к такелажному оборудованию и приспособлениям относят все средства, которые используются в процессе перемещения тяжеловесных грузов и способны выдержать колоссальные нагрузки:
Талрепы
Крюки
Помогают поднять и зафиксировать груз. Традиционно их используют вместе с другим такелажным оборудованием, таким как лебедка, тросы, цепи и пр. Наиболее востребованные крюки:
- S-крючок из нержавеющей стали,
- с замком-муфтой,
- крюки с фиксатором,
- с вилкой и пальцем,
- буксировочный с вертлюгом,
- с метрической резьбой,
- со страховочным фиксатором.
Запорные механизмы делают использование крюка более безопасным, минимизируют самопроизвольное выскальзывание троса или цепи.
Звенья
Скобы
Зажимы
Коуши
Втулки
Сферы применения такелажного оборудования
Такелажное оборудование используется для поднятия объектов от нескольких килограмм до нескольких тонн, будь то большой музыкальный инструмент, объемный сейф или строительные материалы. Применяется во многих сферах промышленности, начиная с металлургии и заканчивая пищевой отраслью.
Наиболее распространено использование такелажа при:
- переездах с перемещением крупногабаритных предметов;
- строительных работах — для поднятия стройматериалов, бетонных панелей, блоков;
- перемещении станков, конвейеров, верстаков — трудной в передвижении крупногабаритной специализированной техники.
Крепление перевозимых грузов производится с использованием дополнительных элементов: тросов, цепей, канатов и веревок. Между собой части соединяются при помощи блоков и скоб. Для сцепления груза с тросом применяются крюки, карабины определенных размеров.
Классификация перевозимых объектов
Такелажное оборудование применяется для перемещения грузов разного характера:
- мешков и коробок,
- ящиков и европоддонов,
- стройматериалов,
- мебели и бытовых приборов,
- промышленного оборудования.
Условно грузы для такелажных работ можно разделить на габаритные и негабаритные. В зависимости от массы, грузы, перемещаемые при помощи такелажа, также делятся на категории:
- легковесные — до 250 кг;
- тяжеловесные — от 250 кг до 50 т;
- сверхтяжелые — свыше 50 тонн.
Еще одна категория называется «мертвые грузы». Это объекты, которые зарыты в землю, пристыли ко льду, прижаты конструкциями. Точную массу таких грузов определить невозможно.
ГОСТ и правила эксплуатации такелажного оборудования
Перед использованием такелажного оборудования сотрудники промышленных предприятий проходят специальный инструктаж. Далее происходит расчет прочности оснастки, размеров перемещаемой конструкции. Подбирается необходимое оборудование: траверсы, лебёдки, стальные и синтетические канаты, карабины, зажимы для канатов и пр.
По ГОСТ такелажное оборудование должно быть изготовлено из следующих материалов:
- низко-, средне- и высокоуглеродистой стали с покрытием готовых изделий по технологиям термодиффузионного и гальванического цинкования;
- нержавеющей аустенитной стали А2 (AISI 304) и А4 (AISI 316);
- синтетики — полипропиленов и полиамидов (для канатов и тросов).
При перемещении любых грузов также необходимо соблюдать меры безопасности: убедиться в отсутствии посторонних на участке ведения работ, обеспечить предупреждающее ограждение. Работы с химикатами и взрывоопасными грузами должны проводить специально подготовленные такелажники, прошедшие медицинский осмотр.
Где купить такелажное оборудование в Перми
Чтобы заказать такелажное оборудование в Перми, обратитесь в нашу компанию. Представляем широкий ассортимент товарных позиций с описанием и характеристиками. Выбрать конкретный товар поможет наш менеджер. Для получения консультации позвоните по номеру +7 (342) 259-54-95. Мы работаем Пн – Пт с 9.00 до 18.00. Доставка выполняется по Перми со склада в Перми.
Такелажное оборудование и монтажные приспособления.
Такелаж – профессиональное грузоподъемное оборудование, основные компоненты которого цепи и тросы. Такелаж включает в себя различные погрузочно-разгрузочные работы, где необходимо профессиональная оснастка. Вы можете заказать такелаж Москва в нашей компании по очень выгоднымценам.
Такелаж включает следующее такелажное оборудование:лебедки, якоря, блоки, стропы канатные, стропы текстильные, стропы цепные, полиспасты, домкраты, специальные захваты, траверсы и др. Наши специалисты перед применением оборудования детально его осматривают и проверяют в рабочем положении.
Подробнее о такелаже
Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:
- Аудирование Грамматика Речь Письмо
Расскажем поподробнее о такелажном оборудовании. Очень часто используют для крепления и подъёма грузов талреп. Талреп – это устройство предназначенное для выбирания слабины стоячего такелажа. Концы талрепа, в зависимости от того, где он будет применяться, могут быть в виде гака, скобы или ушка. Кроме того это оборудование может применяться для натяжения канатных растяжек или канатных ветвей, при подвеске кабелей, креплении ими мачт грозоотводов и т.д.
Тали
Очень широкое применение нашли тали, которые служат для выполнения различных строительных работ, а также для подъема и перемещения габаритных грузов на складе и производстве. Существует несколько видов талей различных конфигураций: ручные и электрические, отличающиеся длиной цепи или троса, грузоподъемностью, а также способом управления. К примеру, таль ручная используется в самых разных монтажных, ремонтных и других видах работ для поднятия грузов. Электрические тали отличаются от ручных наличием механического привода, который состоит из подвижного и неподвижного блоков. А также основанного в их шкивах троса.
Такелаж. Лебедки
Назначение лебедки заключается в подъемно-транспортных операциях при монтажных, строительных и других видах работ. А также для комплектации буровых установок, строительной подъемной техники, мачтовых подъемников, бетономешалок. В зависимости от привода, лебедки могут быть двух типов – лебедки ручные и лебедки электрические.
Ручные лебедки используются только в тех случаях, когда не требуется большой скорости подъема. Тяговое усилие таких лебедок может быть – 500, 1000, 2000, 3000, 5000, 7500 и 10 000 кгс. В настоящее время наибольшее применение нашли электрические лебедки, имеющие электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания.
Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!
Домкрат
Домкрат – это устройство, которое при небольшом рабочем усилии, способно плавно поднимать груз и останавливать его на точно заданной высоте. Данная техника характеризуются надежностью в эксплуатации, компактностью конструкции и простотой в обслуживании. Работы с домкратом необходимо проводить только на твердой и ровной поверхности. Одним из наиболее мощных видов домкратов является гидравлический домкрат, применяемый все чаще на тех работах, где требуются большие усилия. Эти домкраты служат для подъема и фиксации тяжелых грузов при погрузочно-разгрузочных, ремонтных и монтажных работ.
Такелаж. Стропы
В качестве грузозахватного приспособления применяются стропы, оснащенные на конце скобой, кольцом или крюком. Автостропы – это стропы с автоматически действующим захватом. Предназначены для подъема и захвата штучных грузов, таких как пакеты, контейнеры и т.д. Это оборудование в работе просто не заменимо из-за удобства, высокой безопасности, отличной сохранности груза, минимальной собственной массе и быстроте захвата и освобождения груза. Для каждого вида работ необходимы соответствующие стропы. При выборе таких строп нужно определить предельные рабочие нагрузки, которым будут подвергаться стропы. Основными факторами при выборе строп являются размер, вес, форма, рабочая среда и метод подъема груза.
Для такелажных работ используются краны манипуляторы, предназначенные для работ по подъему и перемещению грузов. Управление такими кранами осуществляется операторами с помощью кнопочного поста. Многие краны манипуляторы оснащены сигнальной сиреной для подачи звуковых сигналов при производстве работ.
Спецтехника
Такелажная спецтехника нашей фирмы позволяет нам перемещать грузы весом до 200 тонн. Всё оборудование имеет пакет разрешительных документов и проходит предварительные испытания, что исключает аварийные ситуации при выполнении такелажные работ. Наша компания со всей ответственностью подойдёт к выполнению такелажных работ, не дав усомниться в нашем профессионализме ни на минуту.
Всё о такелажных работах: понятие, приспособления и оборудование, техника безопасности
Любая область промышленности в нашей стране, так или иначе, связана с монтажными работами небольших и габаритных грузов. Самостоятельно человек не может этого выполнить, но с помощью специального оборудования и приспособлений погрузка и разгрузка элементов любого веса и конфигураций становится доступной. Эта работа непосредственно связана с такелажными работами.
Что такое такелажные работы?
Такелажные работы – это рабочий процесс, при котором осуществляется ряд действий по подъему, удержанию на весу и перемещению различных грузов (оборудование, узлы и детали).
Основное отличие такелажных работ от стандартных погрузочно-разгрузочных операций состоит в использование специальных (часто специфической конфигурации) механизмов и оборудования. При этом важным фактором является невозможность проведения погрузки или разгрузки вручную по причине большого веса груза, а также его габаритов и конфигурации. Срок проведения такелажных работ и цена за подобные услуги напрямую зависят от их степени сложности и наличия достаточного количества специализированных фирм в регионе.
Обычно данный рабочий процесс применяется при перевозке крупногабаритного оборудования промышленного назначения. При этом основная задача такелажных работ состоит не в исключении ручного труда, а в повышении общей эффективности процесса погрузки верстаков, ленточных конвейеров, станков и прочих элементов. Использование специальной оснастки обеспечивает не только безопасность рабочих и сохранность оборудования, но и значительно сокращает сроки проведения необходимых работ. Профессиональные услуги такелажников пользуются большим спросом не только в различных отраслях промышленности, где перевозка крупногабаритных грузов является важной составляющей всего рабочего процесса, но и в бытовой сфере (перевозка сейфов, мебели, музыкальных инструментов и прочих грузов).
Крупногабаритное оборудование перемещают с места производства в промышленные цеха, используя грузовые автомобили или железнодорожный транспорт. На небольшие расстояния груз перемещают волоком, применяя стальные листы или салазки.
Категории грузов и их особенности
Все перевозимые грузы можно разделить на категории в зависимости от их массы:
- Легковесные – вес не должен превышать 250 кг.
- Тяжеловесные – вес от 250 до 50000 кг.
- Весьма тяжелые – вес груза превышает 50 т.
- Мертвые грузы – грузы, которые примерзли к земле либо в нее зарыты, закреплены на фундаменте, прижаты к другому грузу. Масса мертвого груза, как правило, не известна, и использовать для их подъема краны категорически запрещается.
Также классификация груза зависит от его габаритов:
- Габаритный груз – размеры не превышают норм, указанных в правилах дорожного движения (автомобильный транспорт), и соответствуют габаритам подвижного состава (железнодорожный транспорт).
- Негабаритный груз – весогабаритные параметры превышают допустимые нормы.
Правила выполнения такелажных работ
Профессиональное выполнение такелажных работ подразумевает использование строп, с помощью которых груз крепится к подъемному механизму. Стропальщик перед осуществлением строповки груза должен узнать его массу. Чаще всего масса оборудования указана на установленной на заводе табличке, которая закреплена на станине. На упакованном грузе массу указывают на обшивке либо ящике.
Подъем и перемещение грузов происходит при строгом соблюдении следующих правил:
- Строповка оборудования, к которому прилагаются инструкции и паспорта, производится в полном соответствии с указанной технологией. Стропы закрепляют в предусмотренных проушинах либо, используя специальные крючки на оборудовании.
- Строповка происходит с учетом факторов устойчивости и равновесия оборудования при его подъеме и дальнейшем перемещении.
- Оборудование и механизмы, смонтированные на общей раме, поднимают, закрепив стропы за раму.
- Пакетированный листовой металл поднимают с использованием специальных подхватов, подвешенных на траверсе.
- Строповка уголков, швеллеров и прочей профилированной металлопродукции проводится с использованием универсальных строп, при этом в острых углах используют подкладки.
Такелажные приспособления и оборудование
Компании, предлагающие такелажные услуги, используют в процессе работы различные приспособления называемые оснасткой. В частности, это: различные цепи, полиспасты, проушины, канаты, зажимы, крюки, стропы, коуши, блоки.
В основном используют стальные канаты (тросы) и более гибкие пеньковые и капроновые.
Смольные и бельные пеньковые канаты отличаются технологией производства. Пропитанные смолой пеньковые нити, используемые для смольных канатов более практичны, а также обладают повышенной прочностью. Более гибкие бельные канаты обладают меньшим запасом прочности и редко применяются для монтажных работ. Все типы пеньковых канатов не предназначены для механизмов с машинным приводом.
Стальные канаты различаются формой сечения и подразделяются по конструктивному признаку. В основном применяют канаты плоского и круглого сечения с одинарной, двойной либо тройной свивкой.
Используемые такелажные приспособления и оборудование обладают различными характеристиками в зависимости от их назначения. Чаще всего применяют следующие виды оборудования:
- Стропы. Представляют собой отрезки канатов различной конфигурации, используемые для быстрого и надежного закрепления груза.
- Тали. Подразделяются на ручные и электрические и применяются для погрузо-разгрузочных работ. Максимальная высота подъема – 3 м, грузоподъемность – до 10т.
- Домкраты. Различные виды домкратов (гидравлические, клиновые, реечные и винтовые) используют для подъема механизмов и тяжелых конструкция на небольшую высоту.
- Блоки и полиспаты. Механизмы для подъема грузов, как правило, входящие в состав различного грузоподъемного оборудования. Блоки различаются количеством роликов (однороликовые и многороликовые). При выборе блоков необходимо учитывать диаметр роликов и глубину ручья.
- Лебедки. Представляют собой механизм, в котором груз поднимается при помощи полиспастов или блоков. Различаются типом привода (ручной и электрический).
- Опорные конструкции. Такелажные работы при монтаже оборудования с использованием тали подразумевают подвешивание оборудования к конструкции, которая может выдержать вес груза. Если монтаж происходит в помещении, тали закрепляются на перекрытиях и других строительных конструкциях. При их отсутствии устанавливают специальное оборудование для такелажных работ – опорную конструкцию. Обычно это монтажная мачта, представляющая собой вертикальную металлическую стойку, удерживаемую специальными оттяжками. В конструкции предусмотрена тяжелая плита, выполняющая роль опоры.
Требования безопасности при работе с такелажным оборудованием
В процессе такелажных работ осуществляется подъем и перемещение достаточно тяжелых грузов, причем их вес может достигать несколько десятков тонн. Специалисты отрасли разработали специальные требования безопасности при работе с такелажным оборудованием с учетом всех факторов опасности при погрузо-разгрузочных работах. Несоблюдение норм безопасности недопустимо.
В процессе проведения такелажных работ строго соблюдаются все правила и предписания, предусмотренные техникой безопасности. Специалисты компаний, работающих в данной сфере, в обязательном порядке проходят необходимый инструктаж, а также курсы для повышения своей квалификации. Необходимое условие – наличие допуска к такелажным работам и регулярный медосмотр сотрудников. Современные такелажные работы являются достаточно трудоемким процессом, поэтому к состоянию здоровья рабочих предъявляются повышенные требования.
Требования к спецтехнике
Все оборудование, так или иначе задействованное в такелажных работах, проходит предварительный осмотр. Проводится обязательная проверка всех механизмов на работоспособность. Также проводится плановый осмотр оборудования и соответствующая профилактика.
Требования к сотрудникам
Высокий профессионализм рабочего персонала – один из основных факторов, обеспечивающих безопасность. Работник должен досконально знать рабочее оборудование и приспособления, методы работы с ними. Для сотрудников разрабатываются специальные инструкции с четко оговоренными условиями (включая подготовку рабочего места и порядок работ). Процесс проведения такелажных работ строго контролируется бригадиром, который также несет ответственность за соблюдение всех норм безопасности.
Несоблюдение правил может привести к несчастному случаю, поэтому необходимо строго контролировать весь процесс такелажных работ, включая предварительную подготовку груза и оборудования.
А Вам приходилось иметь дело с такелажными работами? Расскажите об этом в комментариях.
1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин
1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования
Такелажными называются работы по увязке узлов оборудования гибкими подвесками (строповке), их подъему и транспортировке к месту установки.
Такелажные работы выполняют с помощью различных грузоподъемных средств и механизмов, приспособлений и машин (рис. 56).
От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование и конструкции перевозят железнодорожным, реже автомобильным или водным транспортом. Поперечные размеры грузов, доставляемых по железной дороге, не должны превышать общепринятый габарит, очертание подвижного состава. Перевозка негабаритных грузов согласуется с управлением железной дороги в соответствии с правилами Министерства транспорта России. При перевозках безрельсовым транспортом грузы массой до 12 т перевозят автомашинами, свыше 12 т – на тяжеловозах.
Для перемещения грузов при монтаже наиболее эффективно применение стандартных средств – тракторов, передвижных кранов, трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр.
При отсутствии указанного оборудования применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления- сани, доски и катки или металлический лист с загнутым передним концом и приваренными к нему петлями для тягового каната.
При выполнении такелажных работ, в особенности при подъеме грузов, весьма важной и ответственной операцией является строповка.
Особо тщательно следует увязывать крупные углы оборудования большой массы. Все углы оборудования, по которым происходит касание стропов, должны быть скруглены специальными предохранительными подкладками.
Строповку можно разделить на два вида:
путем обвязки грузов канатами, стропами или цепями;
путем увязки строповочных канатов на приливах, цапфах, лапах, рым-болтах и других деталях, специально предусмотренных на оборудовании для его подъема и транспортировки.
При строповке важно правильно определить центр тяжести груза. Строповка должна быть выполнена так, чтобы центр тяжести груза и ось блоков крюковой подвески подъемного механизма находились на одной вертикали. Масса укрупненных узлов и оборудования не должна превышать грузоподъемность имеющихся на монтажной площадке грузоподъемных средств, а габаритные размеры – размеров монтажных проемов. При монтаже крупногабаритного и тяжелого оборудования могут быть одновременно использованы два крана или более.
Такую работу проводят по письменному разрешению главного инженера или начальника участка под руководством опытного специалиста.
К такелажным средствам относят стальные и пеньковые канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты, блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.
Наиболее допускаемое усилие в канате определяют из выражения S=PR,
где Р – разрывное усилие каната гарантированное паспортом или взятое по ГОСТу для данного типа каната; R – коэффициент запаса прочности, принимаемый в зависимости от условий работы каната.
Запас прочности канатов представлен ниже:
Чалочные канаты различных грузов массой:
до 50 т __________________________________ 8
свыше 50 т __________________________________ 6
Расчалки, оттяжки мачт и опор _________________________ 3,5
Канаты подъемно-транспортных устройств при режиме работы:
ручном _______________________________________ 4,5
машинном легком ___________________________ 5
машинном среднем __________________________ 5
машинном тяжелом и непрерывного действия_____ 6
При такелажных работах применяют также пластинчатые и сварные цепи. Их используют в качестве строп или захватных приспособлений. Цепи рассчитывают аналогично стальным канатам с коэффициентом запаса прочности в зависимости от условий работы от 3 до 8.
Стропами (рис. 57) называют отрезки канатов или цепей, соединенных в кольца или снабженных специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление груза. Число ветвей стропа, на которых подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы груза и диаметра каната.
С помощью повышения производительности и безопасности работ, применяют полуавтоматические стропы (рис. 58), которые позволяют выполнять растроповку поднятого груза, не поднимаясь на высоту. Для строповки груза верхнюю петлю каната 1 накидывают на крюк крана, а двумя свободно висящими концами стропового каната обхватывают груз. Петли каната с коушами 3 надевают на запорный штырь 6, который для этого тросиком 4 оттягивается влево. После заведения петель в скобу 7 тросик отпускают, штырь под действием пружины 5 запирает петлю и строповку груза заканчивают. Для предохранения каната от повреждения при перегибах на острых гранях поднимаемого груза к нему крепят специальные инвентарные подкладки 2, которые при необходимости можно перемещать по канату.
Кроме полуавтоматических стропов, для дистанционной строповки поднятого в проектное положение груза применяют также полуавтоматические строповые захваты.
Для соединения концов канатов или образования петли используют зажимы или сжимы различной конструкции.
Рис. 56. Классификация такелажного оборудования
Число зажимов применяется не менее трех. Расстояние между ними обычно принимается не менее 6 диаметров каната. Гайки на стержнях всех зажимов следует затягивать с одинаковым усилием и использованием динамометрических ключей так, чтобы сжатый поперечник каната составил 0,6 его первоначального диаметра.
Рис. 57. Стропы: а– простой; б – с одной петлей; в – с двумя петлями; г – универсальный; д – облегченный с петлей; е – облегченный с крюком
Рис. 58. Полуавтоматические стропы: а – общий вид; б – схема строповки; в – скоба с полуавтоматическим запором; г – строп-удавка для подъема труб и валов; 1 – петля каната; 2 – инвентарные подкладки; 3 – петля с коушем; 4 – оттягивающий тросик; 5 –пружина; 6 – штырь;7 – скоба
Концы канатов закрепляют зажимами обычно через коуш, который служит для зацепления на крюк и предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибе. Коуши штампуют из листового металла или изготовляют из чугунного литья.
Зажимы должны размещаться на канате так, чтобы затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Это обеспечивает последней прямолинейность, при этом стремящийся к выскальзыванию конец будет лучше зажат.
Для натяжения стальных канатов на такелажных работах применяют винтовые стяжки (фаркопфы). Стяжка представляет собой раму с двумя вантами – с правой и левой резьбой. При вращении рамы винты сближаются или расходятся.
При перегрузке и транспортировке листового и сортового металла, труб, огнеупорных блоков и других штучных грузов, используют захваты различной конструкции.
Для транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов применяют траверсы. Их назначение – предохранять поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при наклоне стропов.
Если груз поднимают спаренными кранами разной грузоподъемности, используют разноплечую траверсу. Для монтажа тяжеловесного оборудования спаренными кранами применяют балансирную траверсу. Для подъема или перемещения грузов, а также для изменения направления канатов используют блоки. В зависимости от числа роликов блоки разделяют на однорольные и многорольные. Однорольные блоки применяют в качестве отводных и для подъема легкий грузов, многорольные – для подъема тяжелых грузов. Ролики блоков вращаются на сои, неподвижно установленной в щеках, к которым через траверсу присоединяют крюк или серьги. Блоки оснащают приспособлениями, предохраняющими канат от соскальзывания. Однорольные блоки часто изготавливают с откидными щеками для быстрого отделения каната от блока без распасовки.
Для уменьшения тягового усилия применяют полиспасты. Запасовку блоков полиспастов необходимо производить при минимальном начальном расстоянии между блоками с последующей их растяжкой (например, трактором). При запасовке следует сохранять направление изгиба каната, полученное им при смотке в бунт.
При отсутствии блоков необходимой грузоподъемности используют сдвоенные полиспасты, которые могут работать с приводом от одной или двух лебедок. Сдвоенный полиспаст с одной лебедкой рассчитывают, как и одинарный с соответствующим числом рабочих нитей. Полиспаст с двумя лебедками рассчитывают как два самостоятельных рабочих полиспаста. Усилие в канате лебедки определяют из условия половины веса поднимаемого груза.
В качестве подъемных механизмов на монтажных работах широкое практическое применение получили ручные тали, кошки, электрические тали (тельферы), лебедки и домкраты.
Таль – механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом, предназначенный для подъема груза. Тали устанавливают стационарно или на передвигающихся тележках. Подъемный механизм тали выполняют с шестеренками или с червячной передачей. Их используют или только для подъема, или для подъема и перемещения грузов в виде самостоятельных механизмов, а также в составе более сложных грузоподъемных машин.
Параметры ручных подвесных шестеренных талей определены ГОСТ 2799-75, ручных подвесных талей с червячным подъемным механизмом – ГОСТ 1107-62. Преимущественное распространение получили тали с червячным подъемным механизмом. Вследствие ограниченной зоны действия на монтаже металлоконструкций тали применяют редко.
Электрическая таль состоит из полиспаста и барабана для навивки каната. Электроталями оборудуют механические цехи для подачи деталей с одного станка на другой. Управление электроталями осуществляется с помощью кнопок. Коробка с кнопками управления подвешена на гибком кабеле к корпусу электротали. Подвод тока осуществляется с помощью гибкого кабеля или троллей.
Лебедка – механизм, тяговое усилие которого передается по средствам гибкого элемента (канат, цепь), наматывающегося на барабан или другой тяговый орган.
Лебедки широко применяют для подъема или перемещения различных грузов при производстве монтажных и погрузочных работ. Их используют и как самостоятельные механизмы, и как составные части более сложных подъемных машин (крана, подъемника). Лебедки могут быть с ручным и машинным приводом.
По назначению различают лебедки подъемные, применяемые для подъема груза и изменения вылета стрел; тяговые, используемые для перемещения грузовых тележек; поворотные, применяемые для вращения кранов.
По грузовому назначению различают лебедки – канатные и цепные, по способу установки – стационарные и передвижные, по числу барабанов – одно-, двух- и трехбарабанные.
Лебедки снабжают гладкими или нарезанными по винтовой линии барабанами, устанавливаемыми, как правило, горизонтально. Лебедки с вертикальным расположением барабанов называются шпилевыми.
Основными параметрами лебедки являются: тяговое усилие, Н или кН; скорость наматывания канатов (цепи), м/с; канатоемкость барабана (длина каната, наматываемого на барабан), м.
Домкратами называют переставные компактные подъемники, которые предназначены для подъема грузов на небольшую высоту. Они нашли широкое применение на монтажных работах при подъеме и выверке как целых сооружений, так и отдельных их частей. Домкрат устанавливают под грузом или сбоку и упирают в него выдвижной частью. Высота рабочего хода домкрата невелика. Подъем груза на высоту, превышающую ход домкрата, производят в несколько приемов. В этом случае под груз подкладывают шпальные клетки. Скорость подъема груза домкратами незначительна. По конструкции домкраты разделяют на реечные, винтовые и гидравлические.
Реечные домкраты изготовляют грузоподъемностью до 10 т с высотой подъема 0,3 – 0,4 м и с ручным приводом.
Винтовые домкраты изготовляют грузоподъемностью 2 – 20 т с высотой подъема 0,25 – 0,35 м.
Гидравлический домкрат при сравнительно небольших габаритах и массе имеют грузоподъемность 50 – 200 т и более, что обеспечивает их широкое применение на установочных операциях при монтаже строительных конструкций и промышленного оборудования. Высота подъема гидравлических домкратов составляет от 0,15 до 0,2 м.
При сооружении и монтаже машин используют различные виды передвижных монтажных кранов и устройств. Монтажные мачты применяют при недостаточной высоте и грузоподъемности или нерациональности использования стреловых кранов и при монтаже мостовых, башенных, портальных и мачтово-стреловых кранов. Мачты устанавливают вертикально и удерживают в рабочем положении тремя или четырьмя канатами, которые закрепляют одним концом к оголовку мачты, а другим к якорям. Мачты могут выполняться одно- и двухконсольными ( на один или на два грузовых полиспаста), могут быть спаренными из двух усиленных мачт соединением неподвижного блока полиспаста с оголовком мачты при помощи серьги.
Монтажные стрелы применяют на производственных базах монтажных организаций и в цехах для подъема и перемещения грузов в радиусе стрелы. Грузоподъемность их составляет до 15 т, вылет стрелы – 10 – 25 м. Их закрепляют на металлоконструкциях, используют как внутри, так и снаружи зданий. Работа стрелы осуществляется двумя лебедками подъема груза и изменения угла наклона и двумя лебедками поворота.
Шевры применяют, когда невозможно разместить и закрепить боковые ванты мачты и в некоторых других случаях, обусловленных методами производства работ. Шевры часто используют в качестве «падающих» стрел, особенно при монтаже башенных кранов и монтажных мачт. В этом случае подъем грузов осуществляется при опускании шевра, который увлекает за собой поднимаемый груз.
Подъемники монтажные применяют при монтаже оборудования на междуэтажных перекрытиях в закрытых зданиях при отсутствии эксплуатационных грузоподъемных средств; в условиях, когда подъезд кранов к месту монтажных работ затруднен; при монтаже отдельных видов технологического оборудования сложной конфигурации (например, агломерационного) и т.д. по конструкции подъемники разделяют на двух- и четырехстоечные грузоподъемностью 10 – 15 т и портальные, грузоподъемность которых может достигать 1000 т.