Зерноуборочный комбайн СК-3: устройство, технические характеристики, фото

Комбайн СК-3 — советский обладатель Гран-при в Брюсселе

Самоходный комбайн СК-3 выпускался в середине прошлого века, причем совсем недолго – лишь несколько лет. Однако за это время он успел удивить мир, а также получить премию Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Это произошло в 1958 году, а теперь комбайн стал раритетом – его даже в музее Эстонии можно увидеть.

Зерноуборочный комбайн СК-3

Разработка модели происходила в Таганроге, в ГКБ под руководством Ханаана Ильича Изаксона. Была поставлена задача: заменить первый в СССР самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4») более совершенной машиной. Это получилось – в 1956 году испытали пробный образец, а с 1958 года модель СК-3 запустили в производство. Выпуск ее на Таганрогском комбайновом заводе и «Ростсельмаше» длился до 1962 года, а на Красноярском комбайновом заводе – до 1964 года.

Отличительные особенности

Эта колесная модель самой первой в Советском Союзе получила гидравлический усилитель руля, что существенно облегчило труд механизаторов. По сравнению с выпускаемыми ранее машинами стала эргономичнее и удобнее компоновка отдельных узлов, улучшился внешний вид. Агрегат оснастили многофункциональной гидросистемой и новейшим (на то время) дизелем СМД-7.

Благодаря помещению на крышу бункера для зерна и мотора вес на все колеса стал распределяться более пропорционально. Широкая молотилка повысила выработку, а возможность регулировки рабочих органов по ходу движения увеличила скорость работы. Также следует отметить сигнальные устройства (световые и звуковые), позволяющие контролировать работу отдельных механизмов.

Кроме основной модели, со временем появились и модификации, которые понадобились для особых условий. Так, там, где земля была постоянно сырой, работал комбайн СКП-3, имеющий полугусеничный ход. Модель с гусеничным ходом получила название СКГ-3 – ее применяли для уборки риса и на поливных землях. А модель СКПР-3 так и называлась – рисозерноуборочная. У нее тоже был полугусеничный ход (как и у СКП-3).

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • Наличие гидравлического рулевого управления – ноу-хау этого периода.
  • Удобное и компактное распределение рабочих органов и механизмов.
  • Двигатель с небольшими размером и весом, простой в обслуживании.
  • Усовершенствованная гидравлическая система.
  • Высокая надежность механизмов передачи и рабочих механизмов.
  • Аккуратный и приятный внешний вид.

Минусы:

  • Не очень мощный двигатель – всего 65 лошадиных сил.
  • Короткие клавиши соломотряса (этот недостаток устранен в следующей модели комбайна – СК-4).
  • Наличие у жатки длинных прямолинейных ножей не позволяет идеально копировать рельеф поля. Поэтому при уборке хлебов, которые перепутаны или полегли, возникают потери.
  • Соломотряс клавишного типа (особенно если колосья влажные или остистые) не может стопроцентно отделить зерна от соломы.

Фото комбайна СК-3

Устройство

Двигатель

Мотор СМД-7 четырехтактный, вихревого типа, запускается электрическим стартером. Он отличается компактностью и легкостью, содержит четыре рядных цилиндра. Стоит очиститель воздуха контактно-масляного типа с тремя ступенями очистки. Движение к рабочим органам передается через трехручьевой шкив вала сцепления, а к ходовой части – через одноручьевой шкив (расположенный впереди на коленвалу).

Трансмиссия

Муфта сцепления у агрегата – двухдисковая. Она постоянно замкнута. Для переключения скоростей служат коробка передач двухходового типа и бесступенчатый вариатор, управляемый с помощью гидравлики. Передач вперед имеется три, назад – одна.

Гидравлика

Два контура – основной и дополнительный – имеют по шестеренчатому насосу и работают с общим резервуаром. Основной гидравлический контур служит для питания гидронасосов управления жаткой, мотовилом, подборщиком и бесступенчатым вариатором ходовой части. Для этого используются распределительный и управляющий краны.

Второй контур является системой гидрообъемного управления рулем. При повороте рулевого колеса масло через золотник под давлением поступает на поршень гидроцилиндра, включающий поворотный механизм ведомых колес.

Жатка

В зависимости от модификации, комбайн оснащают одним из трех типов жаток. Захват их может составлять 3,2 метра (модель СК-33), 4,1 метра (модель СК-34), а также 5 метров (модель СК-35). У всех трех жаток используются режущий аппарат двухпальцевого типа и мотовило эксцентрикового типа. У самой узкой модели оно имеет шесть лопастей, у остальных двух – пять. Для копирования рельефа служат башмаки, стоящие под днищем жатки. Они позволяют менять высоту среза колоса от 10 до 18 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна СК-3:

Комбайн СК-3 — советский обладатель Гран-при в Брюсселе

Самоходный комбайн СК-3 выпускался в середине прошлого века, причем совсем недолго – лишь несколько лет. Однако за это время он успел удивить мир, а также получить премию Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Это произошло в 1958 году, а теперь комбайн стал раритетом – его даже в музее Эстонии можно увидеть.

Зерноуборочный комбайн СК-3

Разработка модели происходила в Таганроге, в ГКБ под руководством Ханаана Ильича Изаксона. Была поставлена задача: заменить первый в СССР самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4») более совершенной машиной. Это получилось – в 1956 году испытали пробный образец, а с 1958 года модель СК-3 запустили в производство. Выпуск ее на Таганрогском комбайновом заводе и «Ростсельмаше» длился до 1962 года, а на Красноярском комбайновом заводе – до 1964 года.

Отличительные особенности

Эта колесная модель самой первой в Советском Союзе получила гидравлический усилитель руля, что существенно облегчило труд механизаторов. По сравнению с выпускаемыми ранее машинами стала эргономичнее и удобнее компоновка отдельных узлов, улучшился внешний вид. Агрегат оснастили многофункциональной гидросистемой и новейшим (на то время) дизелем СМД-7.

Кроме основной модели, со временем появились и модификации, которые понадобились для особых условий. Так, там, где земля была постоянно сырой, работал комбайн СКП-3, имеющий полугусеничный ход. Модель с гусеничным ходом получила название СКГ-3 – ее применяли для уборки риса и на поливных землях. А модель СКПР-3 так и называлась – рисозерноуборочная. У нее тоже был полугусеничный ход (как и у СКП-3).

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • Наличие гидравлического рулевого управления – ноу-хау этого периода.
  • Удобное и компактное распределение рабочих органов и механизмов.
  • Двигатель с небольшими размером и весом, простой в обслуживании.
  • Усовершенствованная гидравлическая система.
  • Высокая надежность механизмов передачи и рабочих механизмов.
  • Аккуратный и приятный внешний вид.

Минусы:

  • Не очень мощный двигатель – всего 65 лошадиных сил.
  • Короткие клавиши соломотряса (этот недостаток устранен в следующей модели комбайна – СК-4).
  • Наличие у жатки длинных прямолинейных ножей не позволяет идеально копировать рельеф поля. Поэтому при уборке хлебов, которые перепутаны или полегли, возникают потери.
  • Соломотряс клавишного типа (особенно если колосья влажные или остистые) не может стопроцентно отделить зерна от соломы.

Фото комбайна СК-3

Устройство

Двигатель

Мотор СМД-7 четырехтактный, вихревого типа, запускается электрическим стартером. Он отличается компактностью и легкостью, содержит четыре рядных цилиндра. Стоит очиститель воздуха контактно-масляного типа с тремя ступенями очистки. Движение к рабочим органам передается через трехручьевой шкив вала сцепления, а к ходовой части – через одноручьевой шкив (расположенный впереди на коленвалу).

Трансмиссия

Муфта сцепления у агрегата – двухдисковая. Она постоянно замкнута. Для переключения скоростей служат коробка передач двухходового типа и бесступенчатый вариатор, управляемый с помощью гидравлики. Передач вперед имеется три, назад – одна.

Гидравлика

Два контура – основной и дополнительный – имеют по шестеренчатому насосу и работают с общим резервуаром. Основной гидравлический контур служит для питания гидронасосов управления жаткой, мотовилом, подборщиком и бесступенчатым вариатором ходовой части. Для этого используются распределительный и управляющий краны.

Жатка

В зависимости от модификации, комбайн оснащают одним из трех типов жаток. Захват их может составлять 3,2 метра (модель СК-33), 4,1 метра (модель СК-34), а также 5 метров (модель СК-35). У всех трех жаток используются режущий аппарат двухпальцевого типа и мотовило эксцентрикового типа. У самой узкой модели оно имеет шесть лопастей, у остальных двух – пять. Для копирования рельефа служат башмаки, стоящие под днищем жатки. Они позволяют менять высоту среза колоса от 10 до 18 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна СК-3:

Комбайн «НИВА» СК-5: технические характеристики

Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

История создания комбайна «Нива» СК-5

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

Комбайн «Нива» СК-4

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

Читайте также:  Снегоуборщик Huter (Хутер) SGC 4100: технические показатели и преимущества (отзывы, видео, цена)

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Технические характеристики комбайна «Нива» СК-5

Буквы СК в названии обозначают «комбайн самоходный», а цифра 5 его производительность, 5 кг/сек. Рассмотрим остальные его характеристики:

  • Габариты длина/ширина/высота – 7607/3930/4100 мм;
  • Вес – 7400 кг;
  • Молотильный механизм – барабан, вращение 2900 об/мин;
  • Объем бункера – 3000 л;
  • Выгрузка бункера, скорость/высота – 40 л.сек. / 2,9 м;
  • Соломотряс – 4 клавиши;
  • Ширина жатки – 5 м;
  • Ножи – 64 шт;
  • Камера наклонная – транспортер.

Двигатель комбайна «Нива» СК-5

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Вариатор комбайна «Нива» СК-5

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Ходовая комбайна «Нива» СК-5

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Жатка комбайна «Нива» СК-5

Предназначение жатки – это скашивание и транспортировка зерновой массы в молотилку. На нее возможно крепление подборщика, функция которого подбирать из валков скошенные стебли. Ширина захвата жатки может быть разной, а состоит она из следующих элементов:

  • Корпус жатки с башмаками. К нему крепятся все рабочие элементы жатки. Подвешивается корпус к наклонной камере, для этого используют сферический шарнир и специальные подвески, которые связаны пружин, уравновешивающих корпус. Высота среза регулируется башмаками, и может составлять 50, 100, 130, и 180 мм. Давление башмаков на почву регулируется с помощью натяжных пружин в пределах от 25 до 30 кгс.
  • Мотовило. Задача мотовила подводить и поддерживать стебли в момент резки, далее отправляя их к шнеку. Его основа – это вал, на который крепятся крестовины, а к ним граблины. Последние, в свою очередь представляют собой трубчатый вал с подпружиненными пальцами.
  • Режущий аппарат. Его обязанность резка стеблей при комбайнировании. Состоит аппарат из пальцевого бруса с одинарными пальцами, и приклепанными к ним противорежущими пластинами ножа, пластин трения, лопаток прижимных и приводного механизма. В движение нож приводится шарнирно-телескопической передачей, закрепленной на корпусе жатки.
  • Шнек. Сужает и подает поток стеблей на плавающий транспортер. Представляет собой цилиндр с приваренными к нему спиральными лентами, левого и правого направлений, которые при вращении сдвигают скошенные стебли в середину. В центре шнека находится пальчиковый механизм, проталкивающий скошенную массу к транспортеру.
  • Плавающий транспортер. Этот механизм сопровождает зерновую массу от шнека в молотилку комбайна. Располагается транспортер в наклонном корпусе. Состоит из валов со звездочками, ведомого и ведущего. А так же роликово-втулочных цепей с планками из стали.
  • Подборщик. Подбирает из валков скошенную массу и подает на платформу жатки. Для установки подборщика предварительно снимают мотовило. Применяются при раздельном комбайнировании.

Кабина и рулевое управление комбайна «Нива» СК-5

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Система гидравлики комбайна «Нива» СК-5

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Модификации комбайна «Нива» СК-5

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Эксплуатация комбайнов «Нива» СК-5

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

К плюсам отнесем:

  • Машина имеет относительно небольшие габариты, это позволяет использовать ее на небольших по размеру полях со сложным рельефом.
  • Неплохая производительность и небольшие потери.
  • Хорошая очистка зерна.
  • Неплохая маневренность.
  • Доступность запчастей, небольшая стоимость.

Весьма трудоемкий процесс установки жатки.

Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора

Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.

На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.

Заключение

Неплохая техника для начинающего фермера с небольшими площадями посевов. Поможет сэкономить на начальном этапе, а с работой справится гарантированно.




Комбайны «Нива»


Комбайны «Нива» — техника, которая стояла на заре отечественного машиностроения. Хотя завод «Ростсельмаш» начал свою деятельность в 1929 г. первые модели этой серии появились в 70-х гг. прошлого столетия. Сегодня на смену им пришли другие конструктивные разработки – современные комбайны «Вектор» и «Акрос». Качество, универсальность и надежность, заложенные в линейке «Нива», до сих пор не имеют равных среди отечественных и импортных комбинированных машин.

Особенности агротехники «Нива»

Зерноуборочные комбайны «Нива» — первые в своем роде абсолютно автоматизированные устройства, позволяющие произвести обмолот зерна усилиями одной машины. Обладают собственной моторной установкой и колесным шасси, позволяющим передвигаться в пределах поля.

Главным рабочим органом комбайнов «Нива» является жатвенная часть – механизм, отделяющий участок поля под укос и срезающий колоски. Обмолот совершается в барабане, а очистка – в клавишном соломотрясе, конструкция которого практически не изменилась в более поздних моделях.

Достоинства:

  • универсальность;
  • пригодность для эксплуатации в широком спектре агроклиматических условий;
  • надежность конструктива;
  • пригодность для ремонта, благодаря чему эти машины до сих пор бороздят отчечественными полями;
  • дешевые запчасти и обслуживание.
  • большой расход горюче-смазочных материалов;
  • неудобное положение кабины оператора, который не может мониторить жатвенный шнек;
  • рабочее место механизатора, далекое от современных требований эргономики и гигиены;
  • преимущественно ременной привод, который быстро выходит из строя и требует замены.
Читайте также:  Опрыскиватель, навозоразбрасыватель для минитрактора — видео

«Нива» СК-4


Комбайн СК-4 от бренда «Ростсельмаш» — легендарная самоходная машина, в прошлом лауреат международных конкурсов и выставок. Собирался в период 1962-1974 гг. конструкторами в г. Таганроге. Имеет классическую для клавишных комбайнов конструкцию, заложенную в ее предшественнице – базовой модели СК-3. Схема его внутреннего устройства изображена на рисунке ниже.

  • 4-тактный мотор с прямым впрыском дизеля и радиаторным охлаждением;
  • 2-дисковое сцепление;
  • двухходовое устройство КПП – комбайн может перемещаться в одной из 4 скоростей, где 3 из них – для прямого хода;
  • тормозные шкивы промежуточного и приводного вала, которые позволяют переключать скорость с выключенным сцеплением;
  • объемная молотилка;
  • возможность регулировки рабочих органов в процессе движения комбайна;
  • модернизированный соломотряс;
  • гидравлическое управление большинством деталей и ущлов, включая жатку, мотовило, подборщик;
  • передача оборотов мотора на шкивы – через ходовой вариатор;
  • рулевое управление, осуществляемое через вал и конические шестерни.
  • жатка с башмаками копирования рельефа, которые через регулировку высоты среза препятствуют деформации мотовила и др. элементов жатки;
  • эксцентриковое мотовило, защищенное от перегрузок;
  • управление жаткой с помощью боковых гидроцилиндров;
  • чугунные зубья режущих деталей со стальными вкладышами;
  • усложненный процесс замены основной жатки на альтернативную.


Технические характеристики комбайна СК-4:

  • Тяга – 56 кВт;
  • Жатка – до 5 м;
  • Топливный бак – 0,14 м 3 ;
  • Расход дизеля – 0,218 кВтч;
  • Диаметр дробилки – 55 см;
  • Размер клавиши соломотряса – 3,64 м;
  • Зерноприемник – 1,8 т;
  • Масса – 6,28 т.

Основными недостатками данной модели считают ее низкую производительность и небольшую мощность, которая подойдет для домашних фермерских хозяйств.

«Нива» СК-5


Функционально-техническая оснастка комбайна «Нива» СК-5 позволяет заготавливать злаковые культуры со скоростью до 5 кг зерен в секунду. Долгое время этот агрегат использовался для уборки льна. По сей день считается одним из наиболее удачных изобретений компании «Ростсельмаш».

Подходит для уборочной страды в зонах рискованного земледелия, которыми сегодня считается большая часть южных и восточных регионов Евразии. В отличие от предыдущей модели, этот комбайн демонстрирует достойные производительные данные в среднеурожайных посевах. В отличие от других комбайнов «Нива», производился как на колесном, так и гусеничном ходу.

  • малогабаритность и сравнительно малый вес, что позволяет работать с такой техникой на небольших земельных участках и полях со сложной геометрией;
  • усовершенствованное устройство жатки, в которой появилась наклонная камера и транспортерная линия;
  • соломотряс с технологией реверсирования, который возвращает обратно в барабан невымолоченную зерностеблевую часть растений;
  • 155-сильный турбированный двигатель с большим запасом крутящего момента;
  • укрупненная колесная рама с задним приводом;
  • эксплуатация на почвах любой влагоемкости;
  • рулевое управление с гидроусилителем, что удалось достичь сокращением соединительных деталей между рулем и колесами;
  • широкозахватная жатка ЖКН-6, способная охватить в один проезд комбайна 6 м проективной площади;
  • увеличенный в сравнении с предшественницей СК-4 диаметр бильного барабана;
  • почти вдвое увеличенный объем бункера для зерна, сто сокращает частоту разгрузок;
  • гидравлическая схема регулировки основных рабочих органов комбайна;
  • эргономичная кабина для комбайнера, защищенная от постороннего шума, вибрации и внешней пыли;
  • возможность дооснастки комбайна «Нива» СК-5 измельчителем соломы и другими адаптерами для обработки обмолоченной вегетативной массы.


Эксплуатационные показатели:

  • Мощность – 56 кВт;
  • Захват – до 5 м;
  • Бензобак – 0,14 м 3 ;
  • Диаметр барабана – 0,6 м;
  • Длина соломотрясных модулей – 3,6 м;
  • Бункер для семян – 3 т;
  • Вес – 7,4 т.

Основными недостатками этой сельхозмашины эксперты считают недолговечность ходовых ремней: их приходится часто менять на новые детали, что отражается не только на эксплуатации и обслуживании, но и на бюджете.

Комбайн «Нива» СК-5М


На отечественном рынке известен как комбайн «Нива» Эффект. Представляет собой модернизацию выше рассмотренной модификации. Этот самоходный однобарабанный агрегат адаптирован под заготовку пшеницы и ячменя, но с вспомогательными насадками может применяться и для других растений – длинностебельных, мелкосеменных, эфиромасличных и зернобобовых. В отличие от своих старших соклассников отличается меньшим расходом топлива на гектар, что делает его более экономически выгодным для работы на больших площадях и продуктивных посевах. При этом масса машины аналогична тому, сколько весит ее базовая модель – СК-5.

  • дизель Д-260.1 с встроенным теплообменником и большим производственным ресурсом;
  • ведущий мост – передние колеса, что сделало комбайн более маневренным и проходимым;
  • широка фронтальная жатка с гидрокопирами и уравновешенной конструкцией;
  • оснастка жатки быстросъемными стеблеподъемниками;
  • 2-секционное барабанье для меньших потерь урожая;
  • настройка жатки, оборотистости мотовила из кабины механизатора рычагами гидрораспределителя;
  • трехступенчатая трансмиссия двухходового типа – агрегат может развивать скорость от 100 м/ч;
  • увеличенный диаметр ведущих (передних) колес с протектором шин высокой проходимости;
  • гидрообъемное рулевое управление с гидроусилительным блоком;
  • возможность контроля гидравлических показателей манометром;
  • дополненный конструктив барабана битером и декой.

Зерноуборочный комбайн «Нива» способен нарабатывать до 300 моточасов за сезон уборки и лучше всего адаптирован под культуры с валовой продукцией до 40 ц/га.

  • Сила – 155 л.с.;
  • Жатка –4/5 м;
  • Емкость для дизеля – 300 л;
  • Измельчитель – 600 мм;
  • Величина клавиши сепаратор – 3,6 м;
  • Бункер – 3 м 3 ;
  • Масса – 8 т.

Эксплуатация комбайна «Нива» СК-5 не всегда оправдана из-за ограничений в:

  • степени полегания посевов;
  • холмистости поверхности;
  • влажности почвы и зерна;
  • засоренности земельного угодья камнями и другими посторонними предметами.

Им на смену приходит новая эра машин – комбайны «Нива» Нова. Например, S300 последняя модификация, которую выпустил Ростовский комбайновый завод в линейке «Нива» в 2016 г. Ее презентация состоялась, однако комбайн пока отсутствует в продаже.

Как и другие самоходные агрегаты может эксплуатироваться для прямого и раздельного комбайнирования зерновых и прочих агрокультур. В отличие от «Нива» Эффект готов трудиться и в хозяйствах с уклоном поверхности до 8 0 (предыдущая модель ограничивалась 2 0). При этом ведущий силовой узел – двигатель ЯМЗ-53405 усовершенствован до отметки в 180 л.с. при расходе топлива на гектар до 193 мл.

Переоборудование комбайнов «Нива» на гидростатику – вторая жизнь устаревших сельхозмашин

Ни для кого не секрет, что ходовой вариатор, которым оснащаются все из выше перечисленных модификаций «Нива» — наиболее уязвимая и изнашиваемая часть комбайна. При интенсивной уборке ресурса этой запчасти едва хватает на сезон, что создает неудобства в работе.

По последним оценкам, гидравлический ход имеет ряд «плюсов»:

  • большая скорость работы и передвижения;
  • плавность переключения коробки передач;
  • износостойкость.

В сравнении с приобретением нового комбайна, такая переделка «Нивы» обойдется в разы дешевле.

Для того, чтобы произвести капитальный ремонт ходовой части и установить гидростатику, понадобятся:

  • гидрокомплект – насос и гидромотор;
  • гидравлические шланги;
  • радиатор масляного типа;
  • фильтр с вакуумметром;
  • расходные материалы;
  • гидроемкость;
  • тросы;
  • первичный вал.


Ввиду сложности такого процесса лучше отказаться от переделки своими руками и обратиться к квалифицированным специалистам.

Знаменитый советский зерноуборочный комбайн СК-6 Колос

СК-6 Колос — комбайн, выпускавшийся в Советском Союзе машиностроительным предприятием ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) с 1973 по 1979 год. Модель создана конструктором и изобретателем Х. И. Изаксоном для выполнения сельскохозяйственных работ по сбору зерновых, бобовых и рисовых культур на отечественных угодьях. При разработке конструкции были использованы узлы и агрегаты прототипов СК-4А и СК-4М, которые не вызывали необходимости в особой переделке. Молотильно-сепарирующие органы были перенесены в новые машины без изменений.

Самой распространенной модификацией являлась СК-6-II с 2-барабанной молотилкой с шириной захвата 1,5 м. Для районов с повышенной влажностью грунта подходили модули на полугусеничном СКПР-6 и гусеничном ходу СКГ-6 и СКГД-6. Комбайн СКПР-6 работал на рисовых полях Краснодарского края и Ростовской области, СКГД-6 с штифтовым бильным барабаном поставлялась во Вьетнам, Камбоджу и Лаос.

Устройство

Зерноуборочный комбайн Колос — сложная машина. Общая конструкция представлена так:

  1. Жатка, подборщик.
  2. Молотилка.
  3. Копнитель.
  4. Ходовая система.
  5. Силовая установка.
  6. Трансмиссия:
    • редукторы планетарного типа;
    • главная передача;
    • дифференциал;
    • коробка передач.

Технологическая схема имеет вид:

  1. Мотовило.
  2. Шнек жатки.
  3. Наклонный транспортер.
  4. Приемный битер.
  5. Молотильный барабан.
  6. Выгрузитель.
  7. Распределительный шнек.
  8. Клавишный соломотряс.
  9. Соломонабиватель.
  10. Половонабиватель.
  11. Удлинитель верхнего очищающего решета.
  12. Колосовой шнек.
  13. Нижняя жалюзийная решетка.
  14. Зерновой шнек.
  15. Вентилятор.
  16. Отбойный битер.
  17. Делители.

Кабина машины расположена в центральной плоскости, имеет герметизацию, отопитель и вентилятор. Сиденье комфортное, регулируемое по росту и весу человека. Органы управления, включающие контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр. В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса в кабину подаются световые и звуковые сигналы.

Комбайн СК-6 Колос работает следующим образом.

Перед жаткой поднимаются колосья. Во время езды мотовильные планки наклоняют стебли к резу хедера. Винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортер и перемещает к 4-лопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по хлебной массе и выколачивает из гнезд зерна. Оставшаяся часть убирается и направляется на клавишный соломотряс.

Воздушная решетка разделяет массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, стекает к шнеку и поднимается в бункер, работающий от выгрузителя. Невымолоченные колосья с примесями подаются колосовым элеватором в желоб верхнего шнека и попадают в молотило на вторичный обмолот. Половонабиватель проталкивает массу в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.

Технические характеристики

Производственные характеристики зерноуборочного комбайна:

  1. Мощность двигателя СМД-64 — 150 л. с.
  2. Скорость вращения коленчатого вала — 1900 об/мин.
  3. Объем топливного бака — 300 л.
  4. Рабочая скорость — 7,4 км/ч.
  5. Транспортная скорость — 18,7 км/ч.
  6. Тип молотилки — 1-бильный.
  7. Количество бичей — 8 шт.
  8. Ширина молотильного механизма — 1500 мм.
  9. Диаметр барабана — 0,6 м.
  10. Длина — 1,485 м.
  11. Ширина захвата жатки — 3,2-7 м.
  12. Емкость бункера — 3 м³.
  13. Габариты — 10,92х5,3х3,92 м.
  14. Производительность — 8,5 т/ч.
Читайте также:  Мотоблок хопер: работающие на дизели и бензине, их преимущества (отзывы, инструкция, цена)

Плюсы и минусы

Достоинства комбайна Колос:

  • наличие двойного бункера;
  • комфортные условия труда;
  • контроль над процессом уборки урожая путем установленной сигнализации;
  • большие размеры молотилки;
  • доступность запасных частей для ремонта;
  • надежность;
  • выносливость;
  • высокая производительность;
  • невысокий расход горючего.

К основным недостаткам относят усложненную конструкцию машины и маломощность двигателя. Комбайн разработан так, что затруднен задний обзор, машинисту приходится работать наугад. Боковой обзорности мешают бункеры, между которыми находится кабина. Места над двигателем недостаточно для обслуживания и ремонта, поэтому при работе с машиной необходимы специальные навыки и профессионализм. Для холмистой поверхности агрегат также не приспособлен.

Отзывы и цена

Комбайн СК-6 Колос не выпускается. Его можно купить только на вторичном рынке.

Стоимость его зависит от технического состояния и составляет от 250 тыс. руб.

Многие фермеры берут у сельскохозяйственных предприятий комплекс в аренду. Цена аренды договорная.

Михаил, 50 лет, Свердловская область

Работаю на комбайне с малых лет. Техника лучшая среди отечественных производителей. Оборудование хоть и старое, да и ремонтировалось не один раз, но никогда не подводит. Урожай собирает всегда. Запчасти на машину — в свободной продаже, стоят недорого.

Вячеслав, 38 лет, Белгородская область

Беру комбайн в аренду. Машина хорошая, иногда бывают трудности в процессе эксплуатации, больше это касается отопительной системы и плохого обзора. При работе в ночное время в кабине холодно, отопитель часто не греет. Задним ходом практически не езжу, требуется помощник, пытаюсь разворачиваться боком. Самым главным достоинством считаю высокий сбор урожая.

Зерноуборочный комбайн Колос СК 6

Колос СК 6 – популярный советский зерноуборочный комбайн, производителем которого является Таганрогский комбайновый завод. Техника выглядит очень эффектно и напоминает огромный корабль с 2 большими бункерами, размещенными по бокам.

История модели началась в 1970-х годах. Разработкой комбайна занималась группа конструкторов Таганрогского завода под руководством инженера Изаксона. Техника выпускалась в нескольких модификациях. В 1971 году предприятие начало выпуск версии с 2 барабанами (СК 6-II). Параллельно в 1973 году было открыто производство однобарабанной версии (СК 6), которое продолжалось 6 лет. Первая модификация просуществовала значительно дольше – до 1984 года. Версия СК-6-II, помимо 2 барабанов, также получила 2 шнека с собственной спиралью. Техника стала первым советским комбайном с молотилкой шириной 1500 мм. Модель получила большое распространение и использовалась повсеместно. Однако постепенно интерес к комбайну начал угасать.

Видео

В 1985 году стартовал выпуск новой версии комбайна – модели Колос СК 6-А. Число барабанов в ней вновь сократилось до одного. Обновленная модификация не пользовалась большой популярностью и вскоре была снята с производства.

Серия Колос СК 6 предназначалась для уборки зернобобовых, зерновых и риса, потому машина комплектовалась различными ходовыми мостами:

  • колесный мост считался основным в линейке и использовался для работы с широким спектром зерновых культур;
  • полугусеничный мост применялся для работы на рисовых чеках в Краснодарском крае и Ростовской области;
  • гусеничный мост использовался на рисовых полях. Комбайны в данном исполнении экспортировались в азиатские страны (Лаос, Камбоджу, Вьетнам и другие).

Комбайн Колос СК 6 активно использовался в сельских хозяйствах. Техника уверенно собирала колосовые культуры, процесс обмолачивания которых вызывал трудности у большинства комбайнов того времени. Модели Колос СК 6 поднимали колосья и обрезали под корень, после чего начинался обмолот. Получавшаяся масса поступала в бункер с 2 секциями хранения, где хранилась до перегрузки в автомобиль.

Колос СК 6 стал первым советским зерноуборочным комбайном, экспортируемым за границу. Модель поставлялась в Сирию, КНР, Ирак, Монголию, Иран и страны юго-восточной Азии. Большое число сервисных центров позволяло быстро выполнять ремонт и обслуживание машин. Возможность дополнительного переоснащения позволяла использовать Колос СК 6 для различных операций. Подобный функционал и отменные характеристики сделали модель одним из наиболее удачных продуктов советской агротехнической промышленности.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 10490 мм;
  • ширина – 5340 мм;
  • высота – 4000 мм;
  • радиус поворота – 7500 мм.

Масса комбайна без топлива составляет 9455 кг. Скорость при движении по дорогам может достигать 18,7 км/час. При выполнении работы максимальная скорость равняется 7,4 км/час.

Колос СК 6 способен собирать до 8500 кг урожая за час эксплуатации.

Характеристики основных узлов:

  • ширина молотилки – 1500 мм;
  • диаметр барабана – 600 мм;
  • длина барабана – 1485 мм;
  • скорость вращения барабана – 750-1235 об/мин;
  • угол охвата барабана – 146 градусов;
  • захват жатки – 3200-7000 мм;
  • высота среза без копирования – 100-950 мм
  • высота среза с копированием – 50, 100, 130 или 180 мм;
  • ширина соломотряса – 1477 мм;
  • объем зернового бункера – 3 куб.м.

Двигатель

Комбайн Колос СК 6 комплектуется дизельным агрегатом СМД-64, рабочий процесс которого выполняется в четырехтактном режиме. Конструкция двигателя имеет систему охлаждения водянистой жидкостью, V-образное расположение цилиндров и механизм турбонаддува. В состав силовой установки входит двухсекционный насос шестеренного типа для прогонки масла Пуск агрегата осуществляется из кабины посредством стартера П-350, имеющего одноступенчатый редуктор. Модель турбокомпрессора, применяемого в агрегате – ТКР11Н-1.

Характеристики двигателя СМД-64:

  • номинальная мощность – 110 (150) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1900 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 251,5 г/кВт в час (примерно 27,5 л/час).

Емкость топливного бака составляет 190 л, что позволяет работать без дозаправки полную смену.

Устройство и особенности обслуживания

Колос СК 6 базируется на прочной раме. Ведущий мост оборудован 2 редукторами планетарного типа. На комбайн устанавливается двухходовая трансмиссия и главная передача (3 передних и 1 задняя скорость). Конструкция заднего моста выполнена в виде коробчатой балки, к которой крепятся поворотные рычажные механизмы. Усилие передается с вала коробки передач на главную передачу, затем с шестеренки главной передачи на бортовые редукторы, контактирующие с передними колесами.

Гидравлическая система выполнена по общей с другими комбайнами бренда конструкции и представлена главным блоком и блоком управления рулем. Главный блок контролирует работу подключенных механизмов, в качестве которых могут выступать мотовило, копнитель, жатка и другие устройства. Посредством данного блока выполняется управление очистным клапаном, установленным на воздухозаборнике радиатора. Блоки гидросистемы имеют один масляный резервуар, подача масла осуществляется за счет секционного распределителя, работа которого контролируется оператором из кабины при помощи рычагов.

Процесс управления и вождения техникой облегчается за счет рулевого узла, состоящего из гидравлического усилителя, планетарного насоса и золотника. Руль связан с валом насоса. При изменении положения руля начинается движение зубьев сателлита, которые вытесняют масло из рабочих углублений. Масло через канал распределителя всасывается через штуцер или поступает под давлением в гидроцилиндр. За счет этого происходит управление комбайном.

В модели Колос СК 6 используется классическая схема производственного процесса уборки. Машина выполняет сбор культур прямым или раздельным комбайнированием. Основные рабочие органы комбайна:

  • мощные жатки различной ширины (до 7000 мм). Наиболее популярными являются 6-метровые жатки, демонстрирующие лучшие показатели эффективности;
  • система очистки;
  • молотильное устройство;
  • зерновой бункер большого объема (3000 л).

Кабина комбайна Колос СК 6 расположена не слишком удачно – в центре рамы (по бокам устанавливаются бункеры). Она монтируется на одном с молотильным механизмом узле, что негативно влияет на показатели шума и вибрации. Звуковая изоляция присутствует, но ее качество является очень низким. Из-за бункеров хороший обзор обеспечивается только в передней области. Движение задним ходом затруднено, несмотря на то, что кабина располагается вверху. Вентилятор для обдува и жалюзи, защищающие от солнечных лучей, добавляют комфорта работы. На некоторых моделях присутствует увлажнитель воздуха, который задумывался как средство понижения температуры в салоне. Однако при повышении температуры до 40 градусов данный механизм оказывается бесполезным. Рычаги управления основными узлами установлены рядом с водительским креслом. Рабочие органы приводятся в работу комбайнером или его помощником.

В передней части техники находятся 2 фары ФГ-305, в задней области – 2 фары ФГ-304. Комбайн комплектуется поворотниками и стоп-сигналами. Все сектора функционирующих узлов оснащаются сигнальным освещением.

В стоковой комплектации комбайн имеет следующие механизмы:

  • бункер, состоящий из 2 отсеков;
  • унифицированная жатка;
  • 2-барабанный молотильный механизм.

Достоинства комбайна Колос СК 6:

  • доступное техническое обслуживание, отсутствие проблем с комплектующими и запчастями, стоимость которых является небольшой;
  • бункер имеет удобную систему выгрузки, позволяющую выполнять разгрузку в процессе работы;
  • широкая молотилка с высокой производительностью;
  • сигнализация, оповещающая о заполнении бункера, рабочих процессах в зерновых шнеках, копнителе и соломотрясе. Ее наличие позволяет контролировать основные операции из салона;
  • надежность конструкции и неприхотливость. Многие экземпляры собраны еще в 1970-х годах, но эксплуатируются и в настоящее время.

Недостатки комбайна Колос СК 6:

  • слабый двигатель, не позволяющий полностью использовать все возможности техники;
  • плохая обзорность (особенно задней области);
  • трудности в обслуживании двигателя из-за неудобного расположения;
  • достаточно сложная конструкция требует определенных навыков для работы и обслуживания комбайна;
  • плохой ход по неровной местности и косогорам.

Комбайн крайне неприхотлив, потому на его обслуживание уходит минимум времени. После смены необходимо выполнять очистку рабочих органов и осмотр основных узлов.

Колос СК 6 по праву считается одним из лучших советских комбайнов. Прямым подтверждением этого является то, что отдельные экземпляры данной техники, производство которой закончилось довольно давно, используются и сегодня.

В настоящее время приобрести технику Колос СК 6 без пробега не удастся, поскольку ее производство закончилось. Подержанных машин на российском рынке немного, но они пользуются популярностью благодаря наличию доступных запчастей. Стоимость б/у моделей Колос СК 6 невелика:

  • 1979-1980 год – 120000-160000 рублей;
  • 1984-1985 год – 190000-250000 рублей.

Ссылка на основную публикацию