ЭКГ-5А: технические характеристики, обзор, описание
Источник фото: techstory.ru Фото ЭКГ-5А
Технические характеристики ЭКГ-5А
Экскаватор ЭКГ-5А предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1 000 м над уровнем моря. Перечислим его отдельные технические характеристики.
Радиус черпания наибольший | 14,5 м |
Радиус черпания на уровне стояния | 9,04 м |
Высота черпания наибольшая | 10,3 м |
Радиус выгрузки наибольший | 12,65 м |
Высота выгрузки наибольшая | 6,7 м |
Просвет под поворотной платформой | 1,85 м |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении | 205/162/127 кПа |
Расчетная продолжительность цикла | 23 с |
Объем ковша, вес, мощность двигателя
Эксплуатационная масса | 196 000 кг |
Вместимость ковша основного | 5,2 куб.м |
Вместимость ковшей сменных | 3,2; 4,6; 6,3; 7 куб.м |
Мощность | 250 кВт |
Схема рабочих размеров ЭКГ-5А
Устройство ЭКГ-5А
Модель состоит из следующих составных частей: поворотной части, включающей в себя поворотную платформу с расположенными на ней механизмами, и рабочее оборудование; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы, двух гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга.
Все механизмы на платформе ЭКГ-5А закрыты кузовом. Для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе кровля кузова имеет съемные панели. Расположение основных агрегатов и узлов машины обеспечивает свободный доступ к ним для осуществления монтажных, демонтажных и ремонтных работ. Большинство механизмов и составных частей имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы, что позволяет применять при ремонтах агрегатно-узловой метод.
Источник фото: techstory.ru Вес ЭКГ-5А составляет 196 тонн
Рабочее оборудование, ходовая часть
Рабочее оборудование ЭКГ-5А включает ковш, рукоять ковша, механизм открывания ковша, стрелу с напорным механизмом и двуногую стойку. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний – поддерживается на весу канатным полиспастом. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, два поворотных механизма, электрооборудование, пневмосистема, двуногая стойка, стреловая лебедка и кузов.
В передней правой части платформы расположена кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг опирается на ходовую тележку и соединена с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами установлен высоковольтный токоприемник. Ходовая тележка состоит из нижней рамы, гусеничного хода, зубчатого венца с нижним кольцевым рельсом, редуктора хода с тормозом, гидросистемы управления тормозом, муфтами переключения гусеничного хода.
Источник фото: techstory.ru Фото ЭКГ-5А
Ковш ЭКГ-5А состоит из передней и задней стенок, днища, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка из высокомарганцовистой стали снабжена пятью съемными зубьями из той же стали. Передняя стенка и зубья наплавляются твердым сплавом типа “Сормайт”. Корпус ковша соединяется пальцами с коромыслом и днищем. Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, изготовленных из листов низколегированной стали с приваренными цельнокатаными рейками. Стрела представляет собой сварную металлическую конструкцию коробчатого сечения. На стреле карьерного гусеничного аппарата ЭКГ-5А установлены напорный механизм, головные блоки, блоки стрелового каната и лебедка открывания ковша. Для устойчивости стрела закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Электропривод ЭКГ-5А
Напорный механизм приводится от электродвигателя, на валу которого закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала редуктора. Поворотный механизм состоит из двух одинаковых агрегатов. Каждый из них имеет вертикальный электродвигатель с фланцем, опирающимся на корпус редуктора. Ходовой механизм приводится в движение электродвигателем, установленным на передней стенке нижней рамы.
Источник фото: techstory.ru Объем ковша ЭКГ-5А – 5,2 куб.м
Пневматическая система предназначена для управления тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и привода различного пневматического инструмента сжатым воздухом от одноступенчатого двухцилиндрового компрессора подачей 580 л/мин рабочим давлением 0,7 МПа. Гидросистема ЭКГ-5А предназначена для управления тормозом ходового механизма и механизма переключения гусениц. Основные детали гидросистемы расположены на задней стенке нижней рамы.
Машина получает питание от высоковольтного приключательного пункта. Качество электроснабжения должно обеспечиваться потребителем по нормам действующей норматив-но-технической документации. Потребляемая мощность в получасовом режиме составляет 250-275 кВт при средневзвешенном коэффициенте мощности 0,6. Для питания от приключательного пункта рекомендуется высоковольтный кабель КШВГ-Зх16+1х6 для условий умеренного климата или КШВГ-Т-Зх25+1хЮ для условий тропического климата. Для управления высоковольтным электродвигателем Аг-М (пятимашинного преобразо-вательного агрегата) и силовым трансформатором собственных нужд Тр1 применено мало-габаритное высоковольтное комплектное распределительное устройство РУ с общим разъединителем, масляным выключателем на ток отключения 1,25 кА, имеющими ручной привод, и предохранителями на 8 А или 16 А при напряжении питающей сети 6 000 В или 3 000 В соответственно.
Схема электрическая однолинейная
Релейная токовая защита, а также защита от грозовых перенапряжений и учет расхода потребляемой электроэнергии обеспечивается потребителем на электроподстанции или на приключательном пункте. Заземление корпуса производится к контуру заземления карьера через заземляющую жилу кабеля КШВГ. Питание электродвигателей подъема, напора, поворота, хода осуществляется по системе генератор – двигатель постоянным током с управлением от силовых магнитных усилителей УК-УМСП, УК-УМСН, УК-УМСВ кулачковыми командоконтроллерами ККП, ККН, ККВ.
В системе управления ЭКГ-5А предусмотрены блоки и узлы, обеспечивающие стабильность механических характеристик главных приводов при изменении температуры электрических машин: блоки токоограничения – УК-БТОП, УК-БТОН, УК-БТОВ; блок стабилизации токов возбуждения двигателей главных приводов – УК-БСТВ; узел автоматического копания – УК-БАК. На экскаваторе предусмотрен контроль состояния изоляции электросети 220 В переменного тока РУ-Р, также силовых цепей и цепей управления постоянного тока.
Модификации
Модель ЭКГ-5А является модификацией ранее выпущенных Уралмашзаводом моделей ЭКГ-4.6Б, ЭКГ-4,6А, ЭКГ-4,6. Благодаря этому многие узлы и детали указанных машин могут быть использованы при ремонте.
Аналоги
Среди сходных по своим возможностям моделей можно назвать: ЭКГ 5У, ЭКГ 5Д, ЭКГ 5В, УЗГО ЭКГ-5, УЗГО ЭКГ-5А, УЗГО ЭКГ-5Д.
Видео
Экскаватор ЭКГ 5а
Экскаваторы представляют собой машины на гусеничном ходу с поворотной платформой. Аббревиатура ЭКГ означает экскаватор карьерный гусеничный. Цифровое обозначение модели — это показатель вместимости ковша, а буквенное добавление характеризует модификацию или производителя.
Применение
Данные мощные машины используются преимущество в добывающей и перерабатывающей промышленности. Они незаменимы для копания грунта и твердых фракций, полезных ископаемых. Экскаваторы — спутники горной деятельности, металлургии, добычи угля и строительной отрасли.
Несмотря на свою мощность, машины ЭКГ-5А обладают динамичной управляемостью, а их обслуживание и сервис не доставляет особых хлопот.
Среди производителей экскаваторов ЭКГ-5А ведущие позиции занимают:
- ЗАО «Горные машины»;
- АО «Уралмаш»;
- АО «Ижорские заводы».
Устройство
Механизм ЭКГ-5А включает основные функциональные элементы:
- двуногая стойка
- стрела и напорный механизм
1 Стрела 2 Рукоять 3 Механизм открывания ковша 4 Ковш
Составными частями ковша являются передняя и задняя стенка, дно, коромысло и блок. При производстве ковша применяется высокопрочная сталь. Его корпус с помощью пальцев сопряжён с дном и коромыслом. Стальная рукоятка посредством соединения переходит в стрелу, на которой установлена напорная система, блоки и лебёдка. Стрела базируется на поворотной платформе. Именно на ней расположен механизм динамики, электрическая система, кузовные и стоечные части. Венчает этот комплекс кабина водителя. Далее рассмотрим технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Климатические условия карьерных работ предполагают выпуск нескольких типов машин по температурным колебаниям:
- Для умеренного климата (±40 °С) – «У».
- Для холодного климата (+40 — −50 °С) – «ХЛ».
- Для работы в условиях Крайнего Севера(+40 — −60 °С) – «С».
- Для тропического климата (+55 — −20 °С) – «Т».
Конструкционные особенности
- реечный напорный механизм с двухбалочной рукоятью и цельносварной стрелой коробчатого сечения обеспечивает лучшую отработку тяжелых скальных забоев крупнокусковой или плохо взорванной горной массы;
- подъем ковша канатный, бесполиспастного типа с автоматическим выравниванием усилий в ветвях подъемного каната;
- ковш сварно-литой с клиновым самозатягивающимся креплением зубьев. Свободно падающее днище ковша с широко расставленными петлями, исключающими динамический контакт с рукоятью;
- экскаваторы оборудованы стрелоподъемной лебедкой, облегчающей ремонтно-монтажные работы;
- вентиляционные установки обеспечивают нагнетание в кузов воздуха, и создание избыточное давление воздуха в кузове;
- тормоза основных механизмов колодочного типа с пневматическим приводом для растормаживания;
- ходовая тележка — двухгусеничная. Гусеничный ход открытого малоопорного типа с отдельным приводом каждой гусеницы обеспечивает доступность для осмотра и ремонтов. Ведущие колеса («звездочки»), имеющие сменные кулаки, подняты и освобождены от опорных реакций. Натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью встроенных гидроцилиндров. На ходовых двигателях применена принудительная вентиляция;
- основные металлоконструкции экскаватора изготавливаются из легированной стали, стрела и рукоять — из высокопрочной стали.
- главные механизмы экскаватора имеют индивидуальный регулируемый электропривод;
- автоматическая система смазки сокращает до минимума затраты на техническое обслуживание экскаватора в процессе эксплуатации.
Технические характеристики
Массогабаритные. ЭКГ-5А — среднетоннажный лопатный механизм карьерного типа. Масса с учётом противовеса составляет 197 тонн. Ширина гусениц – от 900 до 1400 мм. Ковш способен принять от 4,6 до 6,3 кубических метров насыпной горной породы. Передвигаясь по периметру карьера, машина развивает скорость 0,55 км/ч. Наибольший уклон при подъёме в гору составляет 12о. Длина хода гусеничного механизма – 5,83 м.
Подъёмно-поворотные. Длина стрелы экскаватора – 10,5 м, угол наклона – 45о.
- Копания – наибольший 14,5 м, на уровне стоянки 9,3 м.
- Выгрузки (наибольший) – 12,65 м.
Машинист экскаватора ЭКГ может поворачивать платформу вокруг своей оси. Радиус поворота — 5,25 м. Самая большая высота, с которой осуществляется выемка породы – 10,3 м. Ковш может подниматься со скоростью до 0,87 м/с. Силовая установка ЭКГ-5А позволяет развивать подъёмное усилие до 50 тс.
Рабочий цикл. Цикл поворота платформы экскаватора на 90о длится 23 секунды. Частота вращения платформы – до 3,5 оборотов за 1 минуту. Напорное усилие при постоянной скорости 0,45м/с составляет 20,5 тс.
- Характеристики ковша:
- Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
- Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических.
- Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 6.3 метров кубических.
- Максимальный радиус копания — 14500 миллиметров.
- Максимальный радиус выгрузки ковша — 12650 миллиметров.
- Максимальная высота копания — 10300 миллиметров.
- Максимальный радиус копания на уровне грунта — 9040 миллиметров.
- Максимальная высота выгрузки ковша — 6700 миллиметров.
- Полная масса стандартного ковша — 9935 килограмм.
- Полная длина стандартного ковша — 2450 миллиметров.
- Полная ширина стандартного ковша — 2190 миллиметров.
- Полная высота стандартного ковша — 2560 миллиметров.
Двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя — электрический.
- Модель устанавливаемого двигателя — Аг-М.
- Конструкционная масса двигателя — 2000 килограмм.
- Наибольшая мощность на выходе — 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
Тормозная система
Для управления тормозной системой, механизмами поворота и напора на экскаватор установлен пневматический привод. Также с его помощью производится очистка оборудования. Управляющий компрессор – одноступенчатый:
- Число цилиндров – 2.
- Скорость подачи – 580 литров в минуту.
- Давление – 0,7 МПа.
Габаритные размеры:
- Полная длина рукоятки — 7915 миллиметров.
- Полная ширина рукоятки — 1774 миллиметра.
- Полная длина стойки — 6450 миллиметров.
- Полная ширина стойки — 1400 миллиметров.
- Габаритная длина поворотной платформы — 8100 миллиметров.
- Ширина поворотной платформы — 5000 миллиметров.
- Габаритная высота поворотной платформы — 1200 миллиметров.
- Полная длина гусеничной рамы — 5500 миллиметров.
- Полная ширина гусеничной рамы — 750 миллиметров.
- Полная высота гусеничной рамы — 1000 миллиметров.
- Полная длина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная ширина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная высота нижней рамы — 1680 миллиметров.
- Конструкционная длина кабины — 2360 миллиметров.
- Конструкционная ширина кабины — 1350 миллиметров.
- Конструкционная высота кабины — 2760 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 1400 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 1890 миллиметров.
- Наименьший радиус поворотной платформы — 6700 миллиметров.
Характеристика канатов
Назначение | Обозначение каната | ГОСТ | Диаметр каната, мм | Длина, м | Разрывное усилие каната, кгс |
---|---|---|---|---|---|
Подъем ковша | 39,5-Г-В-Н-180 | ТУ 14-4-192-77 | 39,5 | 58,0 | 94623 |
Подъем стрелы | 30-Г-В-О-Н-170 | ГОСТ 7669-80 | 30,0 | 125 | 57300 |
Открывание днища ковша | 11,5-Г-1-Н-180 | ГОСТ 3071-74 | 11.15 | 10,5 | 6255 |
Габаритные размеры и масса основных узлов и агрегатов
Наименование узла (агрегата) | Номер чертежа | Масса, тн | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
---|---|---|---|---|---|
Ковш | – | 9,935 | 2,45 | 2,19 | 2,56 |
Рукоять | – | 7.950 | 7.915 | 1.774 | – |
Стрела с головными блоками | – | 17.14 | 11.15 | – | – |
Двуногая стойка | – | 3.48 | 6.45 | 1.4 | – |
Преобразовательный агрегат | – | 8.0 | 4.76 | 1.12 | 1.6 |
Двигатель подъема | – | 3.5 | 1.85 | 0.96 | – |
Двигатель поворота | – | 0.93 | 1.32 | 0.57 | – |
Двигатель хода | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Двигатель напора | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Редуктор поворота | – | 2.01 | 1.32 | 0.85 | 0.62 |
Редуктор хода | – | 2.95 | 1.34 | 1.09 | 0.88 |
Редуктор подъемной лебедки | – | 3.12 | 1.78 | 1.14 | 1.69 |
Поворотная платформа | – | 18.9 | 8.1 | 3.16 | 1.2 |
Нижняя рама | – | 10.5 | 3.0 | 3.0 | 1.68 |
Гусеничная рама | – | 5.45 | 5.5 | 0.75 | 1.0 |
Зубчатый венец | – | 2.77 | 3.37 | – | – |
Роликовый круг | – | 1.78 | 3.05 | – | – |
Центральная цапфа | – | 0.64 | 1.22 | 0.33 | – |
Кабина | – | 1.1 | 2.36 | 1.35 | 2.76 |
Электрическое оборудование
На поворотной платформе установлены элементы электрооборудования (трансформатор и распределитель), лебёдка, поворотные редукторы и компрессор. Чтобы обеспечить безопасность выемочных работ, снаружи рабочие узлы экскаватора герметизированы кузовом.
ЭКГ-5А оснащён приводом типа Г-Д (генератор-двигатель). Для обеспечения рабочих характеристик установлен магнитный усилитель (МУ). Тип электросхемы – однолинейный. Главный электродвигатель АЭ113-4У2 развивает полную мощность 250 кВт. К электросети экскаватора подводится ток со следующими характеристиками:
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт. В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Электросхема ЭКГ 5А
Модификации
Кроме базовой версии ЭКГ-5А производитель также выпустил и несколько модифицированных, а именно это:
- Модификация ЭКГ-5В. Данная версия имеет пневмоударные зубья ковша, что позволяет технике справиться самостоятельно со скальными породами и твердыми грунтами. Зубья приводятся в действие посредством пневматической системы.
- Модификация ЭКГ-5Д. Эта модель оснащена широкими гусеничными лентами и специальной системой, позволяющей контролировать работу техники дистанционно.
- Модификация ЭКГ-5А-УС. Отличается от двух предыдущих модификаций своими рабочими органами, которые имеют среднюю длину. Основным предназначением такой модификации является выполнение выемки уширенных заходок.
Самый популярный и самый массовый экскаватор ЭКГ-5А
Из всего многообразия видов землеройных машин одноковшовые экскаваторы популярны больше других — ведь они многофункциональны, мобильны и отличаются высокой производительностью при разработке грунтов разной твердости.
Самый массовый экскаватор (≈ 15 000 машин по всему миру) — экскаватор ЭКГ-5А — типовая модель малого типоразмера и выпускается на Уралмаше с 1980 года.
Экскаватор ЭКГ — расшифровка аббревиатуры
ЭКГ-5А: Экскаватор Карьерный на Гусеничном ходу, цифра — вместимость ковша, мі.
Буква за цифрой — модернизация/производитель (А — первая модернизация, У — удлинённое рабочее оборудование, Д — дизель, И — Ижорские заводы).
Общее описание экскаваторов серии ЭКГ
ЭКГ — одноковшовые, полноповоротные, электромеханические машины прерывного (циклического) действия.
Рабочее оборудование ЭКГ — «прямая механическая лопата» рассчитано на копание грунтов, которые находятся выше уровня стоянки экскаватора. Экскаваторы серии ЭКГ маневренные и имеют несложное управление.
Самые популярные ЭКГ — с небольшой вместимостью ковша = 4-5,2 м 3 выпущенные УЗТМ. Вторые по востребованности — экскаваторы ЭКГ-8И АО «Ижорские заводы».
В России ЭКГ производятся на нескольких машиностроительных предприятиях: ОМЗ (Объединённые машиностроительные заводы, группа «Уралмаш-Ижора»), «Горные машины», КРАСТЯЖМАШ.
Применение ЭКГ
Назначение механических лопат напрямую зависит от объема ковша:
- Строительно-универсальные — объем ковша = 0,2-3 мі;
- Карьерные и добычные — объем ковша = 2-8 мі;
- Вскрышные — объем ковша > 6 мі.
Применяется техника для вскрышных работ, разработки и погрузки разрыхленных пород, полезных ископаемых и грунтов I-IV групп в карьерах, шахтах и на открытых разработках.
Общие технические характеристики серии ЭКГ-5
Прототипом ЭКГ-5А являлся ЭКГ-4.6, выпущенный Уралмашем. Машины серии ЭКГ-5 имеют классическую конструкцию УЗТМ:
- двухбалочная рукоятка;
- реечный напор;
- полуавтоматическое управление копанием;
- типовое оснащение — «прямая лопата».
ЭКГ-5А в работе
Эти мощные землеройные машины преимущественно используются в тяжелой добывающей и перерабатывающей промышленности, металлургии и строительстве крупных промышленных объектов.
Устройство ЭКГ-5А
- ковш. Режущая кромка ковша с 5-ю съемными зубьями, днище — открывается;
- рукоять (рукоятка) ковша — 2 сварные прямоугольные балки, переходит в стрелу посредством соединения;
- канаты, работающие на подъем и открывание ковша, подъем стрелы;
- стрела с напорной системой, лебедкой открывания ковша и блоками. Нижней точкой стрела опирается на упорные подшипники поворотной платформы, канатный полиспаст поддерживает на весу верх стрелы;
- поворотная платформа с кабиной водителя, двуногой стойкой, лебедками (подъемная, стреловая), 2-мя поворотными механизмами, электрооборудованием, пневмосистемой. Платформа соединяется с ходовой тележкой центральной цапфой и опирается на нее через роликовый круг;
- ходовая тележка. Нижняя рама, гусеницы, зубчатый венец, редуктор хода (с тормозом), гидросистемы управления тормозом и муфтами переключения гусеничного хода — все эти механизмы входят в состав ходовой тележки;
- Высоковольтный токоприемник установлен между поворотной и нижней рамами. Пневматическая система управляет тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования и пр.
Технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А
- сетевой двигатель Аг-М (250 кВт), масса > 2 т.; помимо сетевого двигателя есть еще 3 движущих узла: подъема, поворота, хода и напора;
- вес = 196 т.
Технические характеристики электрической карьерной полноприводной гусеничной лопаты ЭКГ-5А, позволяют использовать машину для выемки в тяжелых забоях.
Модели серии ЭКГ-5
- ЭКГ-5В — зубья ковша заменены молотками, что позволяет избежать подготовки породы в виде взрывов и скального бурения.
- ЭКГ-5Д — имеет дизель-электрический двигатель для загрузки породы в самосвал после разработки.
- ЭКГ-5А-УС — рабочее оборудование увеличенной длины для работы в высоких забоях, на уступах, загрузки породы в самосвалы (г/п=75-110 т.).
Модификации ЭКГ, основные технические параметры
Карьерные ЭКГ производятся с ковшами объемом от 4 до 46 мі. Модификации, большей частью, производятся заводом УРАЛМАШ.
Модели с рабочим оборудованием увеличенной длины рассчитаны на прохождение пионерных траншей и загрузку породы в авто- и ж/д транспорт, который может размещаться выше, чем экскаватор.
Технические характеристики ЭКГ-8И
В линейке ЭКГ-8 только 1 модель — ЭКГ-8И, выпуск которой начался на Ижорском заводе им. Жданова в 1965г. Через 3 года модели был присвоен гос. Знак Качества.
ЭКГ-8И оснащается 2-мя ковшами: основной — для тяжелых грузов (8 мі) и сменный — для средних грузов (10 мі).
Модель ЭКГ-8УС — модификация ЭКГ-10. Она комплектуется удлиненной стрелой для отработки высоких уступов и для перемещения ж/д путей.
Подъем, напор, поворот, ход, система открытия днища ковша работают от двигателей постоянного тока. Основные электрические двигатели получают питание от генератора, вспомогательные — от трансформатора.
Технические характеристики ЭКГ-10
Отличия конструкции базовой модели ЭКГ-10:
- изменены угол резания и геометрия ковша — это увеличивает наполняемость ковша и улучшает внедряемость в породу;
- ковш к рукояти крепится с помощью фланцев;
- планетарные редукторы вместо цилиндрических;
- регулируемые ролики вместо вкладышей на седловом подшипнике;
- рукоять оснащена демпфером;
- электрический барабан для намотки кабеля.
Экскаватор ЭКГ-10 со своими техническими характеристиками стал базовой моделью для создания 2-х разновидностей:
- ЭКГ-10М с более широким ковшом (11,5 мі) для использования на угольных карьерах;
- ЭКГ-10Р имеет подъемное усилие, увеличенное до 110 т. (вместо 100 т.). На поворотной платформе есть платики, отверстия для монтажа рядного и планетарного редуктора подъема.
Технические характеристики ЭКГ-18
Особо тяжелые машины ЭКГ представлены следующими моделями: ЭКГ-12.5, ЭКГ-15, ЭКГ-18, ЭКГ-20 и ЭКГ-30.
На базе ЭКГ-15 был создан усовершенствованный ЭКГ-18.
Усовершенствования технических характеристик ЭКГ-18:
- подъемное усилие увеличено до 170 т., напорное — до 80 т.;
- двухгусеничная ходовая тележка тракторного типа, с бандажированными коваными колесами;
- раздельные гидродомкраты заменили натяжную ось, которая для двух тележек была одна;
- увеличение сечения нижней рамы в опасной зоне;
- мощность привода гусеницы стала больше (с 110 кВт до 230 кВт);
- ходовая тележка стала уже на 1300 мм., это улучшает условия копания «на угол»;
- обойма блоков ковша фиксируется на задней стенке ковша, при этом коромысло не монтируется;
- на режущей кромке установлено 7 зубьев (на 2 больше), что сокращает износ передней стенки в промежутках между зубьями;
- днище ковша футуруется (облицовывается) более прочным листом, чтобы избежать быстрого износа;
- установка вкладышей в седловом подшипнике;
- емкость ковша у ЭКГ-18 = 20 мі, а вес ЭКГ-18 = 800 т.
Экскаватор ЭКГ-5А
Экскаватор ЭКГ-5А – это гусеничная электрическая специальная техника, используемая в карьерах по выемке и погрузке предварительно разрыхленных пород.
Также используется в угольной промышленности, в промышленности строительных материалов, и для выполнения больших объемов земляных работ в промышленном строительстве. Экскаваторы ЭКГ просты в управлении и обслуживании.
Аббревиатура экскаватора ЭКГ расшифровывается следующим образом: Э — экскаватор, К – карьерный, Г – гусеничный. Следующая цифра (например, ЭКГ 5) обозначает вместимость ковша в кубических метрах. Следующий за цифрой буквенный индекс показывает вариант модернизации (например, У — экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки), а также, может обозначать код производителя.
Экскаватор ЭКГ-5А
Данный экскаватор это модификация старых моделей Уралмашзавода: ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А.
Разрабатываемые породы с объемной массой более 2 т/м3 должны быть предваритель¬но разрыхлены. Экскаватор предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1000 м над уровнем моря.
Экскаватор предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1000 м над уровнем моря.
Устройство экскаватора ЭКГ-5А
Экскаватор ЭКГ-5А состоит из рабочего оборудования, поворотной платформы с механизмами и ходовой тележки. В рабочее оборудование входят: ковш, рукоять, стрела с напорным механизмом, двуногая стойка и механизм открывания ковша.
Поворотная платформа состоит из основной рамы, к которой по бокам крепятся две площадки, а сзади корпус противовеса. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, два редуктора поворота, компрессорная установка, трансформатор, и высоковольтное распределительное устройство.
На корпусе противовеса установлен пятимашинный преобразовательный агрегат. Под поворотной платформой крепится стреловая лебедка. Все механизмы на платформе закрыты кузовом. Для удобства монтажных работ, при ремонтах механизмов на платформе, кровля кузова имеет съемные панели. Справа в передней части платформы устанавливается кабина машиниста и станция управления. В кабине сосредоточены органы управления экскаватором и контрольная аппаратура.
Устройство экскаватора ЭКГ-5А
1 — двуногая стойка; 2 — стрела и напорный механизм; 3 — рукоять ковша; 4 — ковш; 5 — механизм открывания днища ковша; 6 — гидравлическая система; 7 — гусеничный ход; 8 — роликовый круг; 9 — нижняя рама; 10 — гусеничная цепь; 11 — ходовой механизм; 12 — лебедка подъема стрелы 13 — пневматическая система; 14 — подъемная лебедка; 15 — редуктор поворотного механизма; 16 — поворотная платформа; 17 — установка тормоза на двигателе поворота
Поворотная платформа опирается на ходовую тележку через опорно-поворотное устройство, состоящее из зубчатого венца и роликового круга, заключенного между двумя рельсами. Кроме того, поворотная платформа соединена с ходовой тележкой центральной цапфой. Между поворотной платформой и нижней рамой, расположен высоковольтный кольцевой токоприемник. На поворотной платформе также установлено рабочее оборудование.
Ходовая тележка состоит из сварной нижней рамы, к которой с двух сторон прикреплены: гусеничные рамы с колесами и гусеничными цепями. На задней стенке расположен ходовой механизм, служащий для перемещения экскаватора. Поворотная рама, корпус противовеса, корпус стрелы и нижняя рама представляют сварные комбинированные металлоконструкции, состоящие из отливок и металлических листов.
Основные механизмы экскаватора (подъема, поворота, напора и хода), а также механизм открывания ковша приводятся в движение двигателями постоянного тока, а вспомогательные механизмы двигателями переменного тока. Двигатели главных механизмов получают питание от соответствующих генераторов преобразовательного агрегата, а двигатели вспомогательных механизмов — от понижающего трансформатора.
Тормозы подъемной лебедки, поворотного и напорного механизмов управляются при помощи сжатого воздуха, подаваемого компрессорной установкой. На ходовой тележке имеется гидравлическая система, управляющая тормозом ходового механизма и муфтами переключения гусениц.
В передней правой части платформы расположена кабина машиниста.
Поворотная платформа через роликовый круг опирается на ходовую тележку и соединена с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами установлен высоковольтный токоприемник.
Ковш состоит из передней и задней стенок, днища, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка из высокомарганцовистой стали снабжена пятью съемными зубьями из той же стали. Передняя стенка и зубья наплавляются твердым сплавом типа «Сормайт». Корпус ковша соединяется пальцами с. коромыслом и днищем. Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, изготовленных из листов низколегированной стали с приваренными цельнокатаными рейками. Стрела представляет собой сварную металлическую конструкцию коробчатого сечения. На стреле экскаватора установлены напорный механизм, головные блоки, блоки стрелового каната и лебедка открывания ковша. Для устойчивости стрела закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Лебедка подъема стрелы имеет привод от электродвигателя лебедки подъема ковша.
Напорный механизм приводится от электродвигателя, на валу которого закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала редуктора.
Поворотный механизм состоит из двух одинаковых агрегатов. Каждый из них имеет вертикальный электродвигатель с фланцем, опирающимся на корпус редуктора.
Ходовой механизм приводится в движение электродвигателем, установленным на передней стенке нижней рамы.
Пневматическая система предназначена для управления тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и привода различного пневматического инструмента сжатым воздухом от одноступенчатого двухцилиндрового компрессора подачей 580 л/мин рабочим давлением 0,7 МП а.
Гидросистема экскаватора ЭКГ 5 предназначена для управления тормозом ходового механизма и механизма переключения гусениц. Основные детали гидросистемы расположены на задней стенке нижней рамы.
Технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А
Характеристика | ЭКГ-5А |
---|---|
Объем ковша, м3 | 4,6 — 6,3 |
Максимальный радиус черпания, м | 14,5 |
Полная масса, т | 196 |
Радиус черпания на уровне стояния, м | 9,04 |
Максимальная высота выгрузки, м | 5,25 |
Максимальная высота черпания, м | 10,3 |
Максимальный радиус выгрузки, м | 12,65 |
Радиус поворота кормы, м | 6,7 |
Удельное усредненное давление на грунт при перемещении, кгс/см2 | 2,1; 1,72; 1,3 |
Удельное усредненное давление на грунт при перемещении, кПа | 205; 162; 127 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1,85 |
Время одного цикла ( угол поворота 90°), сек | 23 |
Сетевой двигатель — мощность в кВт | 250 |
Напряжение питания сети, кВ | 3; 3,3; 6; 6,6 |
Электропривод | Г-Д с МУ |
Видео обзор экскаватора ЭКГ-5А
Описание и технические характеристики экскаваторов ЭКГ
Экскаваторы ЭКГ-5А и другие модели отечественных экскаваторов карьерных гусеничных (сокращенно ЭКГ) выпускаются с 1967 г. До 70-х годов производились 2 модификации — экскаваторы ЭКГ-4,6А, и ее усовершенствованный тип — ЭКГ-4,6Б. Но потребность в модернизации серийной техники привела к появлению экскаватора ЭКГ-5А. На рынок данная модель вышла в 1980 г. Экскаваторы ЭКГ-5 выпускается до настоящего времени. Существенных изменений в конструкцию техники специалисты вносить не стали. Данную модель выпускает компания АО «Уралмаш». В целом на нашем рынке несколько производителей, специализирующихся на разных моделях.
Описание экскаваторов ЭКГ
Экскаватор ЭКГ — расшифровка цифр и букв. Цифры в названиях моделей обозначают объем ковша в кубических метрах. За цифрой следует буквенный индекс, указывающий на усовершенствование производителя. Например:
- буква А — указывает на первое обновление модели;
- буква У — это удлиненная часть оборудования, разработанная для верхней погрузки;
- буква Д — расшифровывается как дизель;
- буква Н — это название Новокраматорского машиностроительного завода;
- буква И — Ижорские заводы.
Рассмотрим описание конструкции. Экскаватор устроен несложно. Машина имеет 1 черпак, передвигается на гусеницах, кабина управления свободно поворачивается вокруг своей оси. Основное оборудование носит название механической лопаты.
Данная машина отлично проявила себя на карьере, с ее помощью разрабатывают земли различных категорий. Без данной техники не обходится горная и угольная промышленности. Машина вскапывает грунт при добыче полезных ископаемых, совершает погрузочные работы, наполняя самосвалы отвалом.
Виды экскаваторов ЭКГ и основные характеристики техники.
Экскаваторы ЭКГ-5А устроены следующим образом.
Ходовая часть состоит из элементов:
Гидравлическая система управляет тормозами и муфтами.
Вращающаяся платформа, на которой установлены:
- кабина водителя;
- лебедки;
- двуногая стойка;
- 2 поворотных механизма;
- пневмосистема (управляет тормозами);
- электрооборудование.
Ходовая тележка держится при помощи роликового круга.
Пневматическая система отвечает за тормоза поворота, напора, подъема. Продувает оборудование от пыли. Все это работает с использованием сжатого воздуха от 2-цилиндрового компрессора.
Гидросистема управляет тормозами ходовой части.
Высоковольтный приемник тока, расположенный между нижней и поворотной рамами.
Стрела (рукоять) состоит из 2 балок, сваренных между собой. Со стороны платформы стрела опирается на подшипники. Ее верхняя часть поддерживается на весу благодаря канатному полиспасту.
Ковш имеет 5 съемных зубьев, дно которого открывается при помощи канатов. Канат выравнивается автоматически.
Технические характеристики
- Двигатель — весит 2 т, марка Аг-М (200 кВт);
- Общий вес машины — 196 т.
Управление машиной происходит из кабины оператора, в которой созданы достаточно комфортные условия для работы. Есть перегородки, убирающие звук и вибрацию, хороший обзор. В кабине установлен кондиционер.
В линейку ЭКГ-5 входят следующие модели:
- ЭКГ-5В, у которого заменили зубья ковша на молотки (пневмоударные), что позволяет обработать породу без предварительных взрывов и бурений. Вместимость ковша — 5 м³; радиус черпания — 14,5 м; ширина гусеничной ленты — 90х110х140 см. Данную модель используют в местах, где невозможно совершать взрывы.
- ЭКГ-5Д, в котором установлен дизель-электрический двигатель для загрузки породы в самосвал после разработки. Объем ковша равен 4,6-6,3 м³; радиус копания — 14,5 м; ширина гусениц — 90х110х140 см, рабочий вес — 195 т. Бак для горючего вмещает в себя 3800 л. Он рассчитан на непрерывную суточную работу машины.
- ЭКГ-5А-УС — изменена (увеличена) длина рабочей стрелы для облегчения работ на высоких участках:
- радиус черпания — 15,5 м;
- объем ковша — 4,6 м³;
- длина гусеничного хода — 5,83 м;
- ширина гусениц — 90х110 см.
- рабочий вес — 211 т; мощность сетевого двигателя — 250 кВт.
Экскаватор ЭКГ-5А: электрооборудование. ЭКГ-5А получает питание от внешнего распределительного устройства, ток поступает по высоковольтному кабелю. Электрическая схема — однолинейная.
- сечение кабеля — 3х16 + 1х6, для тропического климата — 3х25 + 1х10;
- номинальное напряжение — 3000 или 6000 В;
- частота — 50 или 60Гц;
- допустимые колебания напряжения — от 5 до 10%.
Электрооборудование состоит из электроприводов вспомогательных и главных механизмов, а также освещения. Потребляемая мощность машины составляет 250-275 кВт.
Токовая релейная подстраховка и подсчет использованной энергии происходит на подстанциях. Заземление осуществляется к контуру заземления карьера, используя жилу кабеля. На экскаваторе есть устройство, контролирующее состояние электросети в 220 В.
Ковш и все детали сделаны из износостойких материалов, выдерживающих высокие нагрузки и надежную работу.
Процесс копания автоматизирован, что во многом облегчает работу машиниста и экономит топливо. Ключевые конструкции изготовлены из легированного проката, это повышает надежность техники при любых условиях.
Электропривод сделан по методу «генератор-двигатель».
Поскольку экскаватор ЭКГ является тяжелой техникой, то его перемещение (транспортировку) совершают при помощи железной дороги или автотранспортных средств, при этом демонтируют двуногую стойку и рабочее оборудование.
Рассмотрим карьерные экскаваторы ЭКГ.
Тяжелая техника, работающая на карьерах, постоянно усовершенствуется. Она ничем не уступает импортной технике, даже превосходит ее. На территории СНГ есть несколько производителей экскаваторов данного типа. К ним относятся:
- Завод «Уралмаш», известный как УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения).
- Украинский завод тяжелого машиностроения, известный больше как Новокраматорский.
- «Технологии ОМЗ и горное оборудование».
- «Азовмаш».
- «Технологии горного машиностроения».
- Американская компания PH Mining Equipment.
- Известная в мире корпорация — Caterpillar.
- Компания Marion Power Shovel.
- Японская компания — Komatsu.
Экскаваторы ЭКГ-12,5 относятся к серии тяжелой техники, которую используют на открытых карьерах. Используемая масса машины равна 668 тыс. кг. Вместительность ковша — 12 м³. Экскаватор может выполнять работы в радиусе 21 м.
Модели ЭКГ-12 и 15
Экскаваторы ЭКГ-12 — параметры: объем ковша варьирует от 12 до 16 м; радиус черпания — 21 м;
длина гусеничного хода равна 10,3 м; ширина гусеничной ленты — 140х180 см. Эксплуатационная масса — 655/688 т; мощность сетевого двигателя — 1250 кВт.
Экскаваторы ЭКГ-15. У них увеличен ковш до объема 15 м³. Его используют для работ с горными и вскрышными породами, погрузки отвалов на железнодорожное или транспортное средство.
Экскаваторы ЭКГ-20КМ. В 2017 г. АО «Карельский Окатыш» выпустил четвертый по счету экскаватор для увеличения объемов добычи. Ковш был пополнен новым креплением зубьев и боковой защитой. На нем добавили систему анкерных точек (страховочных), чтобы обезопасить работы, проводимые на высоте.
Экскаваторы ЭКГ-8И. Данная модель оснащена 2 ковшами, с объемами 8 и 10 м³. Мощность электромотора равна 520 кВт, рабочая масса — 373 т. На подъемах до 12º техника сохраняет работоспособность.
Экскаваторы ЭКГ-35 — это крупнейший отечественный продукт, собранный на заводе Уралмаш. В современной модели используется привод переменного тока, который делает технику экономичной. Машина надежная, способна работать и при высоких, и при низких температурах. По параметрам агрегат превосходит своих импортных собратьев. Радиус черпания — 25,5 м, цикл загрузки длится 30 секунд, что на 10% увеличивает объем разработки.
Модели ЭКГ-10 и 18
Экскаваторы ЭКГ-10 — технические характеристики. В модель внесены некоторые изменения:
- изменена форма ковша и угол резания, что способствует лучшему внедрению в породу и ускоряет наполняемость ковша;
- для крепления ковша к рукояти использованы фланцы;
- цилиндричесие редукторы заменили планетарными;
- вместо привычных вкладышей на седловом подшипнике использованы регулируемые ролики;
- на рукояти применили демпфер;
- для намотки кабеля установили электрический барабан.
На основе ЭКГ-10 созданы еще 2 модели экскаваторов — ЭКГ-10М и ЭКГ-10Р.
Экскаваторы ЭКГ-18. Технические характеристики и особенности данного образца изменены следующим образом:
- увеличена подъемность груза до 170 т;
- напорность — до 80 т;
- изменена ходовая тележка, на которой установлены кованые колеса;
- натяжную ось заменили на отдельные гидродомкраты (раньше была 1 ось для 2 тележек);
- сечение нижней рамы в опасной зоне сделали больше;
- увеличили мощность привода гусеницы (была 110 кВт, а стала 220 кВт);
- для улучшения условий копания ходовую раму уменьшили в размерах на 130 см;
- на ковше добавлены 2 зуба;
- дно ковша облицовано более выносливым материалом, что предотвращает быстрый износ.
Процесс обследования и ремонта одноковшовых экскаваторов проводится, согласно технологическому надзору.