ЭО 4121 — первый полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу
Гусеничный экскаватор эо 4121 является типичным представителем строительной техники, которые получили свое распространение в 70-80-е года. Эта модель была впервые изготовлена на Ковровском экскаваторном заводе в 1970 году. Эо 4121 можно назвать родоначальником полноповоротных землеройных машин. Именно здесь впервые был применен метод гидравлического поворачивания оборудования на шасси.
Особые качества экскаватора ЭО-4121
Важной отличительной чертой экскаватора эо 4121 является достижение разработчиков в плане гидравлической системы. Они смогли увеличить давление до 250 кгс/см2. Это позволило достичь максимальной производительности и мощности оборудования.
К плюсам экскаватора можно отнести следующие параметры:
- Простота в обслуживании. Это обусловлено тем, что есть возможность легко добраться к любой детали механизмов. Такое качество не только делает эксплуатацию более дешевой, но и ускоряет процесс ремонта;
- Долговечность. Все детали корпуса, оборудования и двигателя изготовлены из высокопрочного металла, что предотвращает их быстрое разрушение и коррозию. Многие единицы техники нормально функционируют и сегодня;
- Кабина водителя отличается своей звукоизоляцией и нормальной температурой воздуха, что делает возможным проведение землеройных работ в холодной время года;
- Наличие трех гидравлических моторов, один из которых задействуется для управления поворотной платформой, а два остальных для нормального функционирования гусеничного шасси;
- Правильный расчет центра тяжести и наличие противовесов позволяет достичь довольно высокой устойчивости;
- Большие углы обзора достигаются тем, что передняя часть кабины полностью выполнена из стекла.
Фото экскаватора ЭО 4121
К отрицательным качествам можно отнести лишь невысокую эргономичность водительской кабины, так как приборы и рычаги расположены не очень удобно. При этом необходимо в течение рабочей смены постоянно менять положение тела, создавая неудобства, что влекло за собой усталость.
Устройство
Эта модель представляет собой технику на гусеничном ходу, которая способна выполнять многочисленные операции.
Сюда можно отнести следующие работы:
- Землеройные работы при любом типе грунта. Также сюда относится замерзшая почва и вязкая глина;
- Быстрая погрузка и выгрузка сыпучих или штучных материалов с помощью ковша, грейфера, вил;
Создание котлованов, колодцев и траншей любого размера; - Дробление твердых пород с помощью гидравлического молота, а также рыхление грунта съемным зубом.
К важным узлам экскаватора можно отнести гусеничный ход, металлическую платформу с возможность поворота на 360 градусов, водительскую кабину с пультом управления, рабочее оборудование, двигатель, гидравлическую систему и электродатчики.
Устройство ЭО 4121
ЭО 4121: 1 — поворотная платформа экскаватора; 2 — двигатель; 3 — кабина ЭО 4121; 4 — основная стрела экскаватора; 5 — доп. стрела; 6 — рукоять; 7 — ковш; 8 — ходовое устройство, гусеничное; 9 — опорно поворотное кстройство.
Ходовой узел экскаватора эо 4121 сделан таким способом, что с помощью индивидуального гидравлического мотора каждая гусеница может привестись в действие отдельно. Натяжение ленты осуществляется гидроцилиндром.
Гидравлическая система этой модели впервые испробовала не себе давление в 250 кгс/см2. Результат оказался положительным, так как усилия стрелы хватает для работы с вязкими грунтами и замерзшей землей.
Подвижная платформа этого универсального экскаватора установлена на усиленной раме ходовой части. Она крепится с помощью специального роликового механизма, который позволяет поворачивать всю конструкцию. Здесь находится навесной рабочий орган, бак для топлива и рабочей жидкости, кабина водителя, двигатель и поворотный механизм. В ее задней части установлен противовес для придания устойчивости при работе с большими грузами.
Главные узлы навесного механизма
Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два вида: постоянное и сменное. Оба типа являются демонтируемыми. Постоянное оборудование включает в себя рукоять и один из видов лопаты. К сменному относится оборудование, которое устанавливается в зависимости от выполняемой работы.
К сменному оборудованию относятся:
- Обратная лопата с рукоятью разной длины;
- Профильный ковш;
- Прямая лопата с ковшом;
- Захватно-клещевой механизм;
- Погрузочные вилы;
- Гидравлический молот;
- Рыхлитель;
- Грейферное оборудование.
Удобный способ крепления позволяет менять навесное оборудование без особых усилий и в сжатые сроки.
Технические характеристики
Все интересующие характеристики экскаватора ЭО 4151 оборудования и двигателя представлены в табличной форме.
ЭО 4121 — первый полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу
Гусеничный экскаватор эо 4121 является типичным представителем строительной техники, которые получили свое распространение в 70-80-е года. Эта модель была впервые изготовлена на Ковровском экскаваторном заводе в 1970 году. Эо 4121 можно назвать родоначальником полноповоротных землеройных машин. Именно здесь впервые был применен метод гидравлического поворачивания оборудования на шасси.
Особые качества экскаватора ЭО-4121
Важной отличительной чертой экскаватора эо 4121 является достижение разработчиков в плане гидравлической системы. Они смогли увеличить давление до 250 кгс/см2. Это позволило достичь максимальной производительности и мощности оборудования.
К плюсам экскаватора можно отнести следующие параметры:
- Простота в обслуживании. Это обусловлено тем, что есть возможность легко добраться к любой детали механизмов. Такое качество не только делает эксплуатацию более дешевой, но и ускоряет процесс ремонта;
- Долговечность. Все детали корпуса, оборудования и двигателя изготовлены из высокопрочного металла, что предотвращает их быстрое разрушение и коррозию. Многие единицы техники нормально функционируют и сегодня;
- Кабина водителя отличается своей звукоизоляцией и нормальной температурой воздуха, что делает возможным проведение землеройных работ в холодной время года;
- Наличие трех гидравлических моторов, один из которых задействуется для управления поворотной платформой, а два остальных для нормального функционирования гусеничного шасси;
- Правильный расчет центра тяжести и наличие противовесов позволяет достичь довольно высокой устойчивости;
- Большие углы обзора достигаются тем, что передняя часть кабины полностью выполнена из стекла.
Фото экскаватора ЭО 4121
Устройство
Эта модель представляет собой технику на гусеничном ходу, которая способна выполнять многочисленные операции.
Сюда можно отнести следующие работы:
- Землеройные работы при любом типе грунта. Также сюда относится замерзшая почва и вязкая глина;
- Быстрая погрузка и выгрузка сыпучих или штучных материалов с помощью ковша, грейфера, вил;
Создание котлованов, колодцев и траншей любого размера; - Дробление твердых пород с помощью гидравлического молота, а также рыхление грунта съемным зубом.
К важным узлам экскаватора можно отнести гусеничный ход, металлическую платформу с возможность поворота на 360 градусов, водительскую кабину с пультом управления, рабочее оборудование, двигатель, гидравлическую систему и электродатчики.
Устройство ЭО 4121
ЭО 4121: 1 — поворотная платформа экскаватора; 2 — двигатель; 3 — кабина ЭО 4121; 4 — основная стрела экскаватора; 5 — доп. стрела; 6 — рукоять; 7 — ковш; 8 — ходовое устройство, гусеничное; 9 — опорно поворотное кстройство.
Ходовой узел экскаватора эо 4121 сделан таким способом, что с помощью индивидуального гидравлического мотора каждая гусеница может привестись в действие отдельно. Натяжение ленты осуществляется гидроцилиндром.
Подвижная платформа этого универсального экскаватора установлена на усиленной раме ходовой части. Она крепится с помощью специального роликового механизма, который позволяет поворачивать всю конструкцию. Здесь находится навесной рабочий орган, бак для топлива и рабочей жидкости, кабина водителя, двигатель и поворотный механизм. В ее задней части установлен противовес для придания устойчивости при работе с большими грузами.
Главные узлы навесного механизма
Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два вида: постоянное и сменное. Оба типа являются демонтируемыми. Постоянное оборудование включает в себя рукоять и один из видов лопаты. К сменному относится оборудование, которое устанавливается в зависимости от выполняемой работы.
К сменному оборудованию относятся:
- Обратная лопата с рукоятью разной длины;
- Профильный ковш;
- Прямая лопата с ковшом;
- Захватно-клещевой механизм;
- Погрузочные вилы;
- Гидравлический молот;
- Рыхлитель;
- Грейферное оборудование.
Технические характеристики
Все интересующие характеристики экскаватора ЭО 4151 оборудования и двигателя представлены в табличной форме.
Параметры | Показатели |
Тип двигателя | А-01М Дизель |
Мощность, л.с. | 130 |
Производительность техники, м3/ч | 150 |
Емкость съемного ковша обратной/прямой лопаты, м3 | 1/1 |
Максимальная глубина разработки грунта обратной/высота прямой лопаты, м | 5,8/3,6 |
Наибольший радиус работы обратной/прямой лопаты, м | 9,2/7,25 |
Высота погрузки обратной-прямой лопатой, м | 6/5,03 |
Скорость движения км/час | 2,8 |
Максимальный рабочий вес, кг | 20900 |
Габариты экскаватора (ДхШхВ), м | 6,8х3х3 |
Видео обзор экскаватора ЭО 4121:
Экскаватор ЭО-4121
Экскаватор ЭО-4121 стал настоящим прорывом в сегменте строительной техники в советский период. Модель оказалась первым полноповоротным экскаватором на гусеничной платформе с гидравлической системой. Дебютный экземпляр техники был представлен в 1970-ом году. Серийное производство данной модификации стартовало спустя 4 года на экскаваторном заводе, расположенном в Коврове. Выпуск модели продолжался до 90-х годов, после чего на смену ей пришла более совершенная версия – ЭО-4225.
Благодаря увеличению объема ковша и универсальной платформе возможности техники существенно расширились. ЭО-4121 мог выполнять следующие задачи:
- погрузка, разгрузка сыпучих и мелкодробленых материалов с помощью вил, ковша или грейфера;
- работа с грунтом 1-4 категорий, включая сложную суглинку и замерший грунт;
- рытье каналов, колодцев, котлованов, ям и траншей;
- дробление твердых пород с использованием гидравлического молота;
- рыхление грунта посредством съемного зуба.
К важным особенностям ЭО-4121 можно отнести:
- металлическую платформу, обладающую способностью поворачиваться на 360 градусов;
- широкую линейку рабочего оборудования;
- гусеничный ход;
- электродатчики.
Видео
Экскаватор является классическим представителем сегмента строительной техники 70-80-х годов. Модель смело можно отнести к родоначальникам полноповоротных землеройных машин, поскольку именно на ней впервые применили принцип гидравлического поворота оборудования. Ключевым моментом стало увеличение давления в гидравлической системе до 250 кгс/кв.см., что позволило максимизировать мощность и производительность оборудования.
Другим преимуществом экскаватора стала простота в обслуживании, обусловленная легкостью доступа к любым узлам и механизмам экскаватора. Подобное качество сделало более дешевой эксплуатацию техники и ускорило процесс ремонта.
Детали силовой установки, корпуса и оборудования ЭО-4121 изготавливались из высокопрочного металла, что защищало от коррозии и предотвращало быстрое разрушение. Наглядным свидетельством невероятной долговечности модели является то, что некоторые единицы техники функционируют и в настоящее время.
Оптимальное расположение центра тяжести и наличие противовесов позволило достичь повышенной устойчивости при работе.
ЭО-4121 выпускался со сменным рабочим оборудованием (обратной или прямой лопатой, погрузчиком, грейфером) и ковшами емкостью от 0,65 до 1,5 кубометров. Экскаватор предназначался для работы в районах с умеренным климатом и температурными условиями от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов).
Выпуск данной модели был обусловлен существенной экономической эффективностью в сравнении с техникой категории Э-625Б с механическим приводом.
Технические характеристики
Общие характеристики экскаватора:
- колесная формула – четыре на четыре;
- длина без ковша – 4900 мм;
- ширина – 2900 мм;
- высота – 3060 мм;
- масса с лопатой – 23500 кг;
- скорость передвижения – 2,5 км/час.
Параметры ковша модели:
- емкость – 0,65-1,5 кубометра;
- радиус копания – 9200 мм;
- глубина копания – 5800 мм;
- высота загрузки – 5000 мм.
В зависимости от использованного типа ковша данные могут незначительно меняться.
Показатель удельного давления на грунт у ЭО-4121 составляет 63,6 кПа, минимальная продолжительность цикла при 90-градусном угле поворота – 18 сек.
Дорожный просвет под поворотной платформой равняется 942 мм, база гусеничного хода – 2750 мм.
Расход топлива
Удельный расход топлива модели составляет 185 г/л.с. в час. Топливный бак вмещает до 350 л горючего.
Двигатель
Экскаватор комплектуется 4-тактным 6-цилиндровыи дизельным агрегатом модели «А-01М» (производитель «Алтайдизель») с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Данный мотор имеет рядное вертикальное расположение цилиндров. Запуск силовой установки осуществляется посредством карбюраторного одноцилиндрового пускового двигателя «ПД-10У» с мощностью в 10 л.с. Дополнительно устанавливается подогреватель «ПЖБ-300В», облегчающий пуск мотора в холодное время.
Характеристики двигателя «А-01М»:
- номинальная мощность – 130 л.с.;
- частота вращения – 1700 об/мин;
- степень сжатия – 140.
Устройство
К основным узлам техники следует отнести кабину с пультом управления, ходовую часть, двигатель, гидросистему, поворотную платформу, рабочее оборудование и электрооборудование.
Конструкция ЭО-4121 включает гусеничную платформу с поворотным механизмом. Поворотная часть представлена системами управления, топливным баком, гидравлическими системами, кабиной машиниста и противовесами. Техника комплектуется пятью гидроцилиндрами, мощным мотором и тремя гидравлическими двигателями (первый применяется для управления основной платформой, два других – для осуществления движения гусеничного хода).
Кабина техники имеет повышенную обзорность благодаря застекленной передней стенке и дополнительной подсветке, в ней очень тихо и тепло. Также кабина оснащается снегоочистителем, отопителем и охладителем воздуха. Однако эргономичности данному элементу явно не хватает. В процессе использования ножных педалей дотянуться до рычагов удается не всегда, при удобном управлении рычагами ноги упираются в стекло. Подобные недоработки приводят к снижению эффективности работы, а оператор из-за неудобной позы при работе регулярно страдает от болей в спине.
Поворотная платформа устанавливается через роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходовой части. На нее монтируются двигатель, бак рабочей жидкости, рабочее оборудование, гидропривод с предохранительными устройствами и распределителями, топливный бак, мотор и кабина. В задней части платформы находится противовес.
Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм, в котором каждая гусеница получает усилие от индивидуального гидромотора посредством редуктора. Гидроцилиндр отвечает за натяжение гусеничной ленты. В конструкции ходовой части предусмотрено оборудование уширенными звеньями, позволяющими существенно сократить давление на грунт. Подобный вариант предназначается для использования на переувлажненных и слабых грунтах.
Механизм поворота включает трехступенчатый редуктор, поворотную шестерню и гидромотор, состоящий из предохранительной и распределительной аппаратуры, сдвоенного насоса и исполнительных рабочих органов. Производительность насосов, смонтированных в едином корпусе, может регулироваться. Сами они запускаются от дизельного моторами посредством раздаточного редуктора. На поворотной платформе за кабиной находятся распределительные блоки золотников.
Конструкция техники предполагает возможность применения сменного рабочего оборудования различной категории:
- прямой лопаты с поворотным ковшом;
- грейфера;
- обратной лопаты;
- прямой лопаты;
- погрузочного оборудования;
- грейфера с удлинителем;
- обратной лопаты, имеющей удлиненную рукоять;
- рыхлителя;
- грейфера с удлинителем.
Следует отметить, что технологические возможности модели ЭО-4121, имеющей «жесткую» подвеску рабочего оборудования существенно шире, нежели технологические возможности версии Э-625Б с «гибкой» подвеской.
Дополнительно экскаваторный завод в Коврове предлагает сменные рабочие органы:
- к обратной лопате 0,65-кубометрвый ковш; трехзубое или однозубое захватно-клещевое устройство; статистический рыхлитель; удлиненную рукоять и гидромолот «СП-62»;
- к грейферному оборудованию удлиненные вставки и 1-кубометровый грейферный ковш;
- к оборудованию прямого копания 1,5-кубометровый ковш, позволяющий осуществлять погрузочные работы с большей производительностью; 1-кубометровый ковш и 1-кубометровый ковш с открывающимся днищем.
Цена б/у экскаватора ЭО-4121
Новый экскаватор ЭО-4121 в настоящий момент купить не удастся, поскольку выпуск данной модификации завершился довольно давно.
Подержанные версии найти также довольно тяжело ввиду их морального и физического устаревания. Модификации 80-х обойдутся в 80000-100000 рублей (обычно предлагаются на запчасти). Техника на ходу будет стоить дороже – от 300000 до 400000 рублей.
Стоимость машино-часа работы на ЭО-4121 составит 850-1000 рублей.
Аналоги
Аналогами модели ЭО-4121 являются экскаваторы МПТ-71, ЭО-4225 и ЭО-4125, отличающиеся более совершенной конструкцией.
Модификации и технические характеристики экскаватора ЭО-4121
На момент выпуска в серийное производство экскаватор ЭО-4121 технические характеристики имел наиболее высокие в своем классе. Машина относится к категории тяжелой землеройной техники. Изделие Ковровского механического завода предназначено для рытья котлованов и траншей, строительства дорог и дамб, возведения гидротехнических сооружений и искусственных водоемов, проведения погрузочных и разгрузочных работ на открытых строительных площадках. Использование ковшей емкостью 0,5-1,65 м³ позволяет применять технику для разработки всех типов грунта.
Модификации
В процессе производства в конструкцию агрегата вносились изменения и усовершенствования. Это позволило адаптировать землеройную машину к различным условиям эксплуатации.
Первой модифицированной моделью стал экскаватор ЭО-4121А. Инженеры установили на ходовую часть более широкие гусеницы для передвижения по болотистой местности и неустойчивому грунту. Новшества затронули и кабину машиниста. Она получила резиновые амортизаторы, смягчающие удары и вибрацию, возникающую при езде по бездорожью. Для защиты от холода был добавлен обогрев стекол кабины.
Модель 4121Б была оснащена усиленной стрелой, расширившей возможности экскаватора. Модернизированный погрузчик применялся для разработки мерзлого грунта и скальных пород. Более мощный двигатель обеспечил повышение грузоподъемности машины.
На базе экскаватора 4121 были разработаны и запущены в производство модели 4124, 4125 и 4224, отличающиеся расширенной функциональностью, повышенной комфортностью и большим набором опций.
Устройство
Землеройная техника имеет стандартную для своего класса конструкцию.
Состоит агрегат из таких частей и механизмов:
- Ходовая часть. Она является аналогом гусеничного трактора, где каждая гусеница получает усилие от отдельного мотора. Натяжение контролируется гидравлическими цилиндрами. Поворот устройства осуществляется путем остановки правой или левой гусеницы. Для амортизации ударов установлены торсионные валы.
- Поворотная часть. На ней расположена кабина, рабочее оборудование, силовая установка и поворотное устройство. В задней части находятся противовесы, компенсирующие возникающую при копании грунта нагрузку.
- Гидравлическая система экскаватора. Состоит из сдвоенного насоса, распределительной и контрольной аппаратуры. Энергия в насосы подается через редуктор от дизельного двигателя. Производительность гидронасосов регулируется, что позволяет выполнять работу с высокой точностью.
Платформа с поворотным механизмом имеет хорошую устойчивость за счет широко разнесенных гусениц. При опасном крене срабатывает система предупреждения об опрокидывании.
Технические характеристики
Для своего периода техника выдавала высокие результаты, сравнимые с лучшими зарубежными аналогами.
Технические характеристики изделия ЭО-4121 представлены ниже.
- длина — 600 см;
- ширина — 275 см;
- высота по кабине — 320 см;
- дорожный просвет — 94 см;
- масса — 19900 кг;
- скорость — 0,8-2,8 км/ч;
- преодолеваемый уклон — 23%;
- удельное давление на грунт — 63 кПа.
Параметры рабочего оборудования:
- радиус копания лопатой — 720-920 см;
- радиус копания погрузчиком — 380 см;
- глубина погружения ковша — 580 см;
- глубина погружения погрузчика — 320 см;
- высота поднятия груза — 500 см;
- производительность — 150 м³/ч;
- усилие на зубьях ковша — 14200 кгс;
- длительность цикла — 16-20 секунд;
- сектор вращения — 360º.
Температурный диапазон эксплуатации техники составляет ± 40ºС.
Двигатель
На экскаваторе установлен дизельный двигатель марки А-01, изготовленный Алтайским моторным заводом (г. Барнаул). Силовая установка отличается простотой конструкции, надежностью и выносливостью. Выпуск моторов этого типа продолжается, что упрощает ремонт действующего оборудования.
Технические характеристики двигателя:
- тип — шестицилиндровый, четырехтактный, без наддува;
- газораспределительный механизм — двухклапанный;
- расположение цилиндров — вертикальное;
- охлаждение — водяное принудительное;
- мощность — 135 л.с;
- диаметр цилиндров — 130 мм;
- ход поршня — 140 мм;
- частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин;
- моторесурс — 12000 моточасов;
- расход топлива — 25 л/ч;
- емкость бака — 350 л;
- воздушный фильтр — центробежный циклонного типа;
- пусковой двигатель — ПД-10У (10 л.с.);
В районах с холодным климатом устанавливается предпусковой подогреватель ПЖБ-300В.
Крепежные приспособления на стреле экскаватора приспособлены для работы с навесным оборудованием поворотного и неповоротного типа, различного объема и конфигурации. Поворотные лопаты более функциональны, с их помощью проводится погрузка жидких и сыпучих грунтов, проводится точная очистка стенок карьера.
Ковш объемом 0,65 м³ предназначен для работы с твердой или мерзлой породой. Съемные зубья изготовлены из закаленной стали, устойчивой к истиранию, ударам и давлению.
Лопаты объемом 1 м³ применяются при рытье котлованов и траншей в грунте средней плотности. Изделия с открывающимся днищем являются более производительными. Их используют при строительстве дамб и плотин, засыпке котлованов и оврагов.
Ковш 1,5 м³ служит для погрузки сыпучего материала с малой плотностью. Это может быть строительный и бытовой мусор, сухой песок и различные смеси.
Расширить возможности техники можно с помощью грейфера, магнита, гидравлического молота, рыхлителя и захватного устройства.
Цена и отзывы владельцев
Цена рабочих экскаваторов составляет 600-800 тысяч рублей, что намного меньше, чем у аналогов зарубежного производства. Неисправная техника продается на запчасти за 50-200 тысяч рублей. Стоимость аренды варьируется в пределах 700-1200 рублей в зависимости от специфики выполняемого заказа.
Николай, 62 года, Ковров
Проработал на этом агрегате больше 30 лет. Конструкция ходовой части хорошо продумана, надежная и крепкая. Машина устойчивая, имеет высокую проходимость и производительность. Поломки случались редко.
Игорь, 55 лет, Керчь
В парке предприятия есть этот экскаватор. Используем его редко, когда вся техника на выезде. Машина функциональная и мощная, роет быстро и глубоко. Затрудняет процесс управление рычагами, которые сильно износились.
Михаил, 44 года, Сызрань
Экскаватор мощный и надежный. К нему легко найти запчасти отечественного и зарубежного производства. Это дешевле, чем покупать новую технику. В первую очередь поставил просторную и удобную кабину, которую обустроил мягким креслом и кондиционером.
Технические характеристики и особенности гусеничного экскаватора ЭО 4121: устройство, рабочее оборудование, главные узлы навесного оборудования
Гусеничное ходовое устройство на примере экскаватора ЭО-4121
Рассмотрим гусеничное ходовое устройство на примере экскаватора ЭО-4121 (рис. 150).
На верхней части центральной рамы 4 укреплен опорно-поворотный круг 2, через который на ходовое устройство передаются нагрузки от установленной на круге 2 рамы 3 поворотной платформы. Поперечные балки 7 рамы 4 опираются на рамы 9 обеих гусениц. Ведущие колеса 11 гусениц приводятся в действие от аксиально-плунжерных нерегулируемых гидромоторов 6 через редукторы 5. Рабочая жидкость от расположенной на раме 3 насосной установки подается через центральный коллектор 12 и трубопроводы к гидромоторам и гидроразмыкателям тормозов гусениц.
Корпус редуктора 1 (рис. 151) крепят с внутренней стороны концевой вилки рамы 6 гусеницы. Второй опорой корпуса является наружная сторона вилки рамы 6, на которую через сферический подшипник 7 опирается выходной вал 8 редуктора. Вращение передается от вала гидромотора 3 через соединительную муфту 2 валу-шестерне 4, а от него тремя парами зубчатых передач выходному валу 8 редуктора, на шлицах которого закреплено ведущее колесо 5 гусеницы. Редуктор унифицирован с редуктором механизма поворота (см. рис. 149), отличие заключается лишь в передаточном отношении первых ступеней и конструкции выходных валов.
Замкнутый колодочный тормоз 15 (см. рис. 151) типа ТК-200, управляемый с помощью гидроразмыкателя 14, также полностью унифицирован с тормозом механизма поворота. Величину отхода колодок 16 тормоза 15 регулируют винтом 11, фиксируемым контргайкой 12. Назначение тормозов — удерживать экскаватор при работе, разгружая гидромоторы, а также обеспечивать безопасность при спуске с крутых уклонов и стоянке на них.
У экскаваторов, механизмы передвижения которых не оборудованы тормозом, применяют управляемые стопоры гусеничного хода, аналогичные тем, которые используют на машинах с механическим приводом.
Для контроля уровня смазки в редукторе служит пробка 10, для заливки смазки — отверстие, закрытое пробкой 13; отработанная смазка спускается при отвертывании пробки 9. При сливе смазки из редуктора следует также отвернуть пробку 13.
В устройстве для натяжения гусеничной ленты экскаватора ЭО-4121 (рис. 152) направляющее (натяжное) колесо 1 установлено на роликоподшипниках на оси 8, которая укреплена в ползунах 2, жестко соединенных с вилкой 3 и перемещающихся в раме гусеницы. Шарикоподшипник 9 не воспринимает радиальных нагрузок и служит для фиксации колеса 1 в осевом направлении.
Гусеничная лента натягивается гидроцилиндром 4, конец плунжера которого упирается в шаровую опору вилки 3. Для натяжения ленты густая смазка нагнетается через пресс-масленку 6 в гидроцилиндр 4, перемещая влево плунжер с вилкой 3 и колесом 1. Чтобы ослабить натяжение гусеничной ленты, нужно частично отвернуть штуцер 5 масленки и плавно включить задний ход.
150 Гусеничное ходовое устройство:
1 — гусеничная лента, 2— опорно-поворотный круг, 3 — рама поворотной платформы,
4 — центральная рама ходового устройства, 5 — редуктор привода гусеницы, 6 — гидромоторы, 7 — поперечные балки, 8 — направляющее колесо, 9 — рама гусеницы, 10 — поддерживающий каток, 11 — ведущее колесо, 12 — центральный коллектор
151 Механизм привода гусеницы от низкомоментного гидромотора:
1 — редуктор, 2 — соединительная муфта, 3 — гидромо-
тор, 4 — вал-шестерня, 5 — ведущее колесо, 6 — рама гусеницы, 7 — подшипник, 8 — выходной вал, 9 — сливная пробка, 10 — контрольная пробка,
11 — регулировочный винт.
12— контргайка, 13—заливная пробка, 14 — гидроразмыкатель, 15 — колодочный тормоз,
16 — тормозная колодка
152 Гидравлическое натяжное устройство гусеничной ленты ЭО-4121:
1 — натяжное (направляющее)
колесо, 2 — ползун, 3 — вилка,
4 — плунжерный гидроцилиндр,
5 — штуцер, 6 — пресс-масленка, 7 — отверстие для наконечника шприца, 8 — ось, 9 — шарикоподшипник, 10 — рама гусеницы
Технические характеристики и особенности гусеничного экскаватора ЭО 4121: устройство, рабочее оборудование, главные узлы навесного оборудования
WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике
|
|