Трактор трелевочный ТТ-4. Обзор модификаций, устройство, отзывы
Трактор ТТ-4
Производителем тракторов ТТ-4, принадлежащих к 4 классу тяговых машин является Алтайский тракторный завод (АТЗ). Первый трелевочный трактор ТТ-4 сошёл с конвейера завода в 1969 году. Его выпуск продолжался на протяжение 40 лет и только в 2010 году прекратился (по причине закрытия АТЗ). Конструкция была столь удачна, а агрегат — надежен, что трактором заинтересовались другие заводы, перехватившие инициативу и наладившие небольшой выпуск этих универсальных и мощных тракторных машин.
Не смотря на то, что данная техника уже не производится, листая частные объявления, нередко встретишь объявления о продаже трактора ТТ-4. В зависимости от состояния трелевщика, его модели и года выпуска, цена может варьироваться от 700 000 рублей, до 3500 000 рублей.
Обзор модификаций
Конструктора Алтайского тракторного завода стремились еще более усовершенствовать и без того мощную технику, так на свет появились модификации тракторной машины ТТ-4М на гусеничном ходу.
Каталог трактора ТТ-4 перечисляет следующие модификации:
Разберем более полно характеристики некоторых модификаций.
Этот трактор получил трапециевидную кабину, смещенную влево, вместо двух сидений конструкторы оставили одно, кроме того, установлен более мощный двигатель А-01МРСИ производительностью 130 л. с.
ТТ-4М-01
Конструкция сильно упрощена, сняты платформа, барабан и лебедка.
Трактор используется в качестве тягача (шасси), на котором устанавливается всевозможное целевое оборудование:
- сучкорез;
- бурильная установка;
- кран;
- валочная установка;
- сварочный агрегат;
- различная лесохозяйственная техника.
ТТ-4М-04
Этот трактор оснащен толкателем на гидравлическом приводе.
- расчистка волоков;
- подготовка погрузочных площадок;
- окучивание пачек;
- выравнивание комель и т. д.
ТТ-4М-06
Универсальный трелевочный трактор, оснащенный гидравлической навеской, может использоваться как для трелевочных работ, так и для проведения сельскохозяйственных работ с участием различных навесных и прицепных орудий.
ТТ-4М-07
Тракторная машина оснащена отвалом, позволяющим производить снегоочистительные и различные дорожные работы. Основное предназначение — трелевка древесины.
ТТ-4М-15
Трактор предназначен для корчевания пней и произведения уборочных работ, оснащен специальным собирательно-корчевательным агрегатом.
ТТ-4М-16
Эта модификация трелевочного трактора снабжена специальной рыхлительной насадкой, которая используется для выравнивания (разбивания) лежалого мерзлого грунта.
ТТ-4М-17
Трактор обустроен специальным клино-корчевательным агрегатом, использующимся для прокладки дорог через снежные заметы, расчистки завалов и уборки мусора.
Трелевочный агрегат отличается высокой проходимостью, надежностью, отличными эксплуатационными характеристиками и ремонтопригодностью. В интернете вы всегда найдете иллюстрированный каталог запчастей для ТТ-4.
Устройство
Рассмотрим более полно устройство данной техники.
Кабина
На трелевочном тракторе ТТ-4 установлена бескапотная кабина на два места, одно — для водителя, второе — для стропальщика (в других модификациях трактора имеется только водительское кресло). Регулируемые гидравлическими амортизаторами сидения размещены слева от мотора. Щиток с приборами размещен непосредственно перед водителем трелевщика, к задней стене подсоединен механизм, приводящий в действие лебедку. Рядом со щитком приборов установлен механизм, управляющий движением радиаторных шторок.
Разработчики трактора, с целью повышения комфорта внутри кабины, снабдили ее следующим оборудованием и вещами:
- вентилятор;
- стеклоочиститель;
- подогреватель для лобового стекла;
- солнцезащитный козырек;
- стеклоподъемники;
- аптечка;
- термос.
Силовая установка
На гусеничном трелевочном тракторе ТТ-4 установлен шестицилиндровый дизельный двигатель А-01МЛ. Для защиты от перегрева мотора используется радиаторное охлаждение.
Применяется два метода смазки силовой установки:
- разбрызгивание;
- подача под большим давлением.
Дизельное топливо подается прямым впрыском непосредственно в камеру сгорания. Для очистки поступающего извне воздуха и дизельного топлива используются фильтры грубой и тонкой очистки (2 воздушных и 3 топливных).
Для запуска дизеля используется бензиновый пускатель, оснащенный электрическим стартером (СТ-350), питающимся от аккумуляторной батареи. В холодное время года, для разогрева рабочих жидкостей и двигателя, дополнительно используются жидкостной подогреватель ПЖ-300.
Отличительной чертой гусеничного тракторов ТТ-4 является упрятанный в бескапотную кабину мотор.
Мотор, который спрятан в бескапотную кабину, хоть и снижает уровень комфорта водителя трелевщика, но позволяет высвободить место снаружи, увеличив обзор и снизив общий вес тракторной машины.
Ходовая, трансмиссия, КПП
Основой трелевочной машины является жесткая рама, состоящая из двух лонжеронов, соединенных (сваренных) друг с другом посредством прочных труб. Для увеличения прочности поверх рамы дополнительно надеваются крылья и бампер. Защитное днище прикрепляется к раме снизу посредством створок, угольников и болтов. Створки размещены под мотором и крепятся к раме при помощи шарниров и болтов.
Ходовая трактора ТТ-4 представлена балансирно-рычажной подвеской, состоящей из двух задних и двух передних кареток, причем передние немного подрессорены (конструкция полужесткая). Каждая передняя каретка состоит из двух катков, а задняя — из трех. Натяжение гусениц осуществляется посредством кривошипно-винтового механизма, оснащенного мощными пружинами. К задним лонжеронам крепится платформа (погрузочный щит), состоящий из 2-х стальных листов, между которыми зажат слой древесины. Управление погрузочной платформой производится при помощи гидравлики.
Трансмиссия двухдисковая, замкнутого типа, суха, состоит из:
- механической коробки передач;
- конечной передачи;
- усиленного заднего моста.
Управление муфтой осуществляется с помощью гидроусилителя. КПП механическая, четырехступенчатая, с “понижением” и “повышением”, обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 реверса. Главная передача включает две конические шестерни со спиралевидными зубцами. Повороты осуществляются посредством планетарки с гидроприводом. На трелевочный трактор установлена тормозная система ленточного типа, также под управлением гидравлики.
Характеристики
Тип мотора | А-01МЛ |
Мощность мотора | 81кВТ3 |
Скорость двидения | 20 км/ч |
Давление на грунт | 44,13 кПа |
Частота вращения | 1600 |
Расход горючего | 250 г/кВт*ч |
Объем бака | 135л |
База | 2,72 м |
Ширина гусениц | 0,5м |
Вес | 12,8т |
Нагрузка напогурзочный щит | 6 т |
Рейсовая погрузка комлями на щит | 14м3 |
Рабочий объем, л | 9 |
Инструкция по эксплуатации
Изучая инструкцию к трелевочному трактору ТТ-4, целесообразно тщательно просмотреть следующие разделы:
- Устройство трактора;
- Технические характеристики;
- Безопасность;
- Пуск и обкатка.
- Техническое обслуживание;
- Устранение неполадок;
Рассмотрим коротко некоторые разделы.
Обкатка
Процесс обкатки начинается сразу же после пуска силовой установки и длится около 8-10 часов. За это время все вращающиеся и движущиеся части трактора (особенно двигателя) притираются друг к другу, обеспечивая в дальнейшем эксплуатацию без частых поломок.
Обкатка проводится в несколько этапов:
- Без нагрузок;
- В пол нагрузки;
- На полную мощность.
По истечении 8-10 часов такой работы необходимо полностью заменить масло в картерах трактора.
Техобслуживание
Агрегат довольно неприхотлив, однако это не значит, что трактор совсем не требует к себе внимания со стороны механика.
Необходимо проводить следующие работы:
- каждые 100 проработанных моточасов полностью менять масло в картере двигателя, специалисты рекомендуют моторные масла марки М-10Г2к, можно использовать и М-10дм;
- каждую проработанную 1000 моточасов производить замену отработанного трансмиссионного масла марки Тап-15в.
- при консервации агрегата не забывать слить все рабочие жидкости.
Основные неисправности и способы их устранения
Разберем лишь одну неисправность — почему двигатель не заводится, глохнет:
- В баке закончилось топливо (проверьте топливный бак дизеля и отдельно бензинового пускача).
- Уровень масла в системе ниже допустимого.
- Засорилась фильтрационная система.
- Проблемы с ТНВД.
- У бензинового мотора-пускателя не работает система зажигания;
- Проблемы с карбюратором у пускача.
Видео обзор
Обзор работы трактора ТТ-4М-01
Обзор проходимости трактором ТТ-4 по бездорожью
Отзывы владельцев
Николай, 48 лет:
«Выносливый трактор, проходимость отличная — свободно проходит и по болоту, и в снегу и везде. Для лесозаготовок — незаменим, выполняет множество работ, управление очень простое, минимум электроники, максимум механики — ремонтируется без проблем.»
Петр, 52 года:
«Купил трелевщик 8 лет назад для своей фирмы. Трактор был потрепанным, были кое-какие неполадки, но дешевле купить поломанный агрегат по сходной цене и его отремонтировать, чем брать новье. Машина эксплуатировалась и в строительстве, и на лесозаготовках, пережила еще две серьезных поломки, но до сих пор в рабочем состоянии. Претензий к трактору нет, цену свою стоит.»
Технические характеристики трактора ТТ-4
Советский трелевочный гусеничный трактор ТТ-4 для лесной промышленности начал производиться в 1969 году на базе Алтайского тракторного завода. Относится к 4-му тяговому классу. Транспортировку древесины трактор производит в полупогруженном состоянии. Трактор модели ТДТ-75 стал базой для разработки нового и более усовершенствованного ТТ-4. Также, частично соотносим с моделью Т-4А. Доработки позволили значительно увеличить производительность данной модели.
Модель ТТ-4 используют для транспортировки древесины из мест непосредственной вырубки, временного складирования, для погрузки или разгрузки грузов на различный транспорт.
Устройство трактора ТТ-4
Двухместная кабина и дизельный двигатель трактора расположены спереди. Место водителя находится слева от двигателя. Для комфорта пассажиров, кабина оснащена обогревом и вентилятором. Сиденье оборудовано гидравлическими амортизаторами. Приборы для управления основным функционалом, движением трактора и шторками радиатора размещены на передней стенке. Рычаг для запуска барабана лебедки расположен на задней стенке. В кабине присутствует противосолнечный козырек, предусмотрены места для размещения аптечки и бака питьевой воды. У трактора продуманная система освещения и предусмотрена стеклоочистка. Щит и лебедка расположены сзади трактора, что позволяет выполнять работу погрузки и транспортировки древесины с максимальным удобством. Вес трактора ТТ-4 составляет 12800 кг.
Для защиты деталей и узлов от механических повреждений, дно рамы трактора оборудовано защитой. При транспортировке грузов, задние опоры предотвращают лишнюю нагрузку на трансмиссию и соединительные узлы. Она со щита сразу распределяется на раму трактора. Для присоединения дополнительного оборудования, на раме и бортах предусмотрены специальные приспособления. Комплектацию трактора возможно дополнить:
- корчевателем
- задней навеской
- рыхлителем
- толкателем
- буровой установкой
- бульдозером
- сварочным агрегатом.
Трансмиссия и подвеска
Модель ТТ-4 оснащена задним ведущим мостом. Лебедка трактора ТТ-4 обладает тяговой силой в 12 тс и 9 тс (тс – тонна-сила), а максимальная нагрузка на щит составляет 6 тонн. Коробка передач, конечные передачи и задний мост жестко соединены между собой корпусами. В трансмиссию так же входят: раздаточная коробка, привод насоса гидравлической системы и карданная передача. Узлы системы управления трансмиссией расположены снаружи. Использование приводов управления обеспечивает:
- плавную остановку и движение трактора с места;
- переключение передач под нагрузкой во время движения трактора;
- переключение диапазонов;
- плавное и независимое включение вала отбора мощности;
- включение первой передачи при остановке трактора;
- маневренность и повороты трактора;
- торможение и притормаживание трактора на склоне.
12 скоростных режимов обеспечивает реверсивная коробка передач трактора ТТ-4 (4 назад и 8 скоростей вперед). Раздаточная коробка распределяет мощность двигателя между редуктором лебедки и коробкой передач. Балансирная подвеска трактора включает четыре подвески – по две на каждый борт. Задние каретки объединяют по три катка, а передние – по два.
Двигатель трактора ТТ-4
Дизельный двигатель АМ-01 МЛ имеет мощность 110 лошадиных сил. В среднем работает на скорости 1600 об/мин. Оснащен двигатель комбинированной системой смазки. Циркуляция смазки обеспечивается двухсекционным шестеренным насосом. Дизельное питание поддерживает работу насосов трактора – подкачивающего и топливного. От него также зависит работа воздухоочистителя, форсунок, трубопровода и топливного бака. Трактор может развить максимальную скорость в 20 км/час.
Однорядный масляный четырехходовой радиатор, пятирядный водный радиатор и шторки регулируют тепловой режим. Пусковой двухтактный мотор ПД-10У и электростартер СТ-350 отвечают за запуск мотора. Трактор оборудован жидкостным подогревателем модели ПЖ-300. Он поддерживает нормальный режим работы и подогрев неработающего двигателя трактора после длительных стоянок в зимнее время.
Топливная система очистки имеет три степени (используются фильтры грубой, тонкой и контрольной очистки). Уровень очистки воздуха в 98,5% так же достигался с помощью трех степеней очистки воздухоочистителя.
Растущие требования производства стали толчком для появления трактора на базе ТТ-4 с расширенными возможностями. Таким образом, появилась модель ТТ-4М.
Обзор и технические характеристики трелевочного трактора ТТ-4
Трактор ТТ-4 считается уникальным и самым качественном продуктом, разработанным советскими производителями. Наличие специализированной техники необходимо абсолютно для всех отраслей, и лесное хозяйство не является исключением. Погрузочно-разгрузочные работы, перевозки тяжелых грузов и прочее — именно для таких задач используются трелевочные тракторы, в том числе и ТТ-4.
Описание трактора ТТ-4
Гусеничная машина ТТ-4М01 относится к четвертому классу и предназначена для вывоза крупного и среднего древесного массива из лесополосы в место назначения. Трелевщик может выполнять и функцию тракторного погрузчика: он способен «поставить» груз, упакованный в большие пакеты, на платформу или в железнодорожный состав.
Производить трактор начинали на мощностях завода, действующего в Алтае, серия была запущена в 1969 году. За основу при конструировании машины был взят популярный по тем временам ТДТ-75. Его в значительной степени модернизировали, используя усовершенствованные детали, которые наилучшим образом сказались на производительности машины.
У трактора есть и аналоги — улучшенные модели ТТ-4М и ТТ-4М01. Они отличаются друг от друга лишь некоторыми особенностями, например весом, поэтому вполне могут рассматриваться в одной связке.
Технические характеристики трактора ТТ-4
При разработке в трелевщике использовались модернизированные детали, позволившие сделать его более производительным. При описании машины стоит уделить особое внимание некоторым техническим характеристикам:
- Под капотом у трелевочника ТТ-4 располагается двигатель А-01МЛ. Его обычная мощность составляет 110 л.с.
- Расход топлива насчитывает 250 г/кВтв час при объеме в 135 л.
- Давление на почву, несмотря на значительный вес, довольно малое — 0,45 кгс/см².
- Вес трактора составляет 12,8 т.
Дизельный мотор трактора может совершать 1600 оборотов в минуту. Машина оснащена и системой воздухоочищения, действует топливный насос и другие необходимые для функционирования трактора элементы.
Максимальная скорость, на которую ТТ-4 разгоняется, составляет 20 км/час.
Силовая установка смазывается комбинированным способом — при помощи давления и разбрызгивания. Благодаря шестеренному насосу из двух секций смазка постоянно циркулирует. Тепловой режим регулируют водяной и масляный радиаторы и шторка.
Тракторная трансмиссия включает в себя следующее:
- конечные передачи;
- коробка передач;
- задний мост;
- сцепление ТТ-4;
- раздаточная коробка.
Схема коробки передач в данном тракторе механическая, оснащенная реверс-редуктором. С помощью нее возможно осуществлять дистанционное управление передачами — всего переключение ведется в трех режимах реверс-редуктора, а коробки передач включают в себя четыре скорости.
Рассматривая технические характеристики трактора, не стоит забывать и об устройстве машины. Так, у трактора имеется особенность: двухместная водительская кабина, в которой сидения располагаются по левой стороне относительно двигателя. Все рабочие элементы находятся в задней части трактора.
Водительская кабина устроена достаточно комфортабельно, так как она оснащена распашными окнами, дверьми и системой обогрева. Кабину оснастили высококачественными стеклоочистителями и вентилятором. Водительское сидение можно отрегулировать в горизонтальном направлении до нужного положения — бонусом к этому идут гидравлические амортизаторы. В кабине можно расположить питьевую воду и коробку с необходимыми лекарствами, а на случай работы в солнечный день есть противосолнечный козырек.
Рама трелевочного трактора ТТ-4 М была также усовершенствована. Ей сделали дно с защитным слоем. Это дало возможность обеспечить дополнительную защиту некоторых элементов управления и внутренних деталей трактора от пагубного механического влияния. Рабочее оснащение машины включает в себя погрузочный щит и двустороннюю лебедку. Благодаря удобному расположению щита качественно осуществляется трелевка древесины и ее погрузка на место назначения. Надо учитывать и вес груза. Максимальный вес, который может выдержать погрузочный щит, составляет 6 т.
Основные элементы управления располагаются на передней стенке кабины водителя. Рядом с щитком управления вмонтированы механизмы, которые дают возможность регулировать шторки радиатора. Задняя стенка кабины также оборудована рычагом, который включает барабан лебедки.
На неровной лесной поверхности трактор с легкостью может маневрировать. Достигается это благодаря гусеничному способу передвижения — он позволяет распределить вес агрегата на большую площадь и не дает ему увязнуть на сложных участках.
Специализированные машины на базе трактора ТТ-4
Рассмотрим описание трелевочного трактора ТТ 4м. Так как он оборудован раздаточной коробкой, гидроприводом погрузчика, а также у него есть возможность установить зависимый вал отбора мощности, инженеры смогли разработать на его основе несколько модифицированных специализированных машин. Среди них:
- Экскаватор ЭТР-134, который используется при необходимости обустройства траншей в промерзшем или тяжелом грунте.
- Экскаватор ЭТЦ-252М, используемый для обустройства траншей в обычном грунте, при прокладке коммуникаций.
- Бурильная установка МРК-750Т. С ее помощью возможно бурение скважин глубиной около 9 м.
Это лишь несколько представителей модификаций трактора.
Трелевочный трактор ТТ-4: технические характеристики, управление, устройство
УПРАВЛЕНИЕ ТРАКТОРОМ ТТ-4
Трогание трактора с места
Для трогания трактора с места выполните следующее
1. Выключите муфту сцепления, нажав на педаль 1 (см. рис. 4).
2. Плавно, без рывков включите рычагом 14 реверс-редуктора выбранный диапазон передач (основной, пониженный или заднего хода), затем рычагом 13 — одну из четырех передач коробки. Если выбранные передачи не включаются, включите муфту сцепления, а затем снова выключите ее и повторите включение необходимой передачи.
3. Плавным перемещением рычага 7 или педали 75, увеличьте подачу топлива в двигатель, а затем плавно, но быстро отпустите педаль муфты сцепления.
Для плавного поворота трактора переместите «на себя» рычаг (5 или 6) управления тормозом планетарного механизма той стороны, в которую требуется повернуть трактор. После поворота трактора до требуемого направления плавно, но быстро, не снимая руки с рукоятки, опустите рычаг.
Для осуществления крутого поворота трактора переместите «на себя» соответствующий рычаг тормоза планетарного механизма, после чего нажмите ногой на педаль (2 или 16) остановочного тормоза той стороны, в которую производится поворот. После поворота трактора сначала отпустите педаль тормоза, а затем плавно, но быстро возвратите рычаг поворота в исходное положение. Если гусеница буксует, допускается совершать повороты по частям, отпуская тормозную педаль и рычаг в момент буксования гусеницы, и вновь перемещать рычаг и нажимать на педаль после того, как трактор пройдет небольшое расстояние.
Основными рабочими передачами трактора являются пятая и шестая; первая и вторая передачи являются резервными, а восьмая — транспортной. Третья, четвертая и седьмая передачи служат вспомогательными рабочими передачами и используются при необходимости в зависимости от условий движения. Так как номинальное тяговое усилие трактора равно 4 тс, трактор должен эксплуатироваться преимущественно на передачах прямого диапазона (пятой—восьмой). Продолжительная работа с полной нагрузкой или перегрузкой на передачах пониженного диапазона не рекомендуется.
Работа на тракторе
Во время работы выполняйте следующее:
1. Внимательно следите за показаниями контрольных приборов.
Длительная работа при температуре охлаждающей жидкости
ниже 75° С и при температуре жидкости выше 100° С не допускается.
2. Следите за дымностью выхлопных газов, прислушивайтесь к шуму работы трактора и двигателя. При появлении необычных стуков и шумов остановите двигатель и устраните неисправности.
3. Не перегружайте трактор и не допускайте резких рывков его с места и при движении. При перегрузке трактора, когда двигатель начинает глохнуть и замедляется движение, перейдите на низшую передачу или уменьшите нагрузку на трактор.
4. Не делайте резких поворотов при полной загрузке или при большой скорости движения, перед поворотом увеличивайте обороты двигателя. Крутые повороты трактора, особенно на рыхлых грунтах, производите на передачах не выше пятой.
5. Для плавного переезда трактора через препятствие, которое нельзя объехать, оба тормоза планетарного механизма слегка выключите. После того как трактор перевалит гребень препятствия, плавно включите тормоза планетарного механизма. При спуске трактора с препятствия без груза применяйте торможение для предотвращения удара носовой частью о грунт. Поваленные
деревья переезжайте под прямым углом к ним, неровности грунта типа канав — под острым. Избегайте наезда гусеницами на пни, валуны и т. п.
Остановка трактора и двигателя
Для остановки трактора и двигателя выполните следующее)
1. Выключите муфту сцепления.
2. Выключите реверс-редуктор.
3. Включите муфту сцепления.
4. Установите рычаг подачи топлива так, чтобы двигатель работал на малых оборотах.
б. Дайте двигателю поработать в течение 5 мин на малых оборотах, затем остановите его, переместив рычаг подачи топлива вперед до упора. Во избежание засасывания воздуха в топливную систему не останавливайте двигатель путем закрытия крана топливного бака. Запрещается останавливать двигатель, кроме экстренных случаев, включением механизма декомпрессии.
6. Выключите «массу» аккумуляторной батареи.
Для экстренной остановки трактора выключите муфту сцепления и нажмите на одну из педалей остановочного тормоза. Чтобы возобновить движение трактора, сначала отпустите педаль тормоза, затем педаль муфты сцепления. В том случае, когда после экстренной остановки трактору предстоит стоянка, рычаг реверс-редуктора установите в нейтральное положение, отпустите педаль тормоза, а затем педаль муфты сцепления.
При остановке трактора на склонах выключите реверс-редуктор, затяните остановочные тормоза и зафиксируйте педали в выжатом положении стопорными устройствами.
В случае значительного увеличения частоты вращения коленчатого вала (двигатель идет в «разнос») выполните следующее:
при движении трактора выключите подачу топлива и одновременно нажмите на педали остановочных тормозов;
на стоянке трактора выключите подачу топлива и муфту сцепления, включите высшую передачу, включите муфту сцепления и нажмите на педали остановочных тормозов.
Трактор ТТ 4
Трактор ТТ 4 – это гусеничная трелевочная машина, которую начали выпускать на АТЗ после 1970 года. На трелевщике ТТ 4 развозят древесину внушительных размеров, также он выполняет крупнопакетную загрузку древесины на платформы или подвижные составы. Чаще всего он требуется для перевозки деревьев из лесного угодья на специально подготовленные склады. Благодаря гусеничному ходу, загруженный трелевочник ТТ 4 проедет даже по болотистому покрытию.
ТТ 4 изготовлялся по подобию тракторной машины ТДТ-75, конструктора обновили модель двигателя, установив более сильный и экономичный мотор. При разработке рамы, было принято решение днище сделать закрытым. Данное решение уберегает конструкцию от механических повреждений при передвижении по лесу, где по земле разбросаны коряги, камни.
Технические характеристики ТТ 4м
- Мощность стандартного мотора 81 кВт (примерно 110 л.с.).
- Показатель наибольшей транспортировочной скорости 20 км в час.
- Показатель удельного давления гусениц на почву 44,13 кПа.
- Количество рабочих цилиндров в моторе – 6 штук, диаметр каждого 130 мм.
- Вместимость топливной емкости 135 литров.
- Ширина колеи 200 мм.
- Длина базы 272 мм.
- Гусеница агрегата в ширину 50 см.
- На каждую сторону приходится по 5 опорных катков.
- Общее количество звеньев в гусеничном механизме – 69 штук.
- Длина шага звена 150 мм.
- Клиренс 50 см.
- Масса без учета топлива 12 тонн 800 кг.
- Значение веса с заправленным баком 13 тонн 100 кг.
- Габаритные размеры 600 х 250 х 275 сантиметров.
- Барабан лебедки диаметром 29 см.
- Трос длиной 50 метров.
- Лебедка сделана с усилием тяги: на первой передаче 117,7 кН, на второй передаче 88,2 кН.
- Размер нагрузки, оказываемой на щит погрузки 6 тонн.
- Рейсовое давление на щит: от комлей 14 м3, от вершин 18 м3.
Характеристики двигателя А-01МЛ
Мотор А-01МЛ ставится на трактор трелевочный ТТ 4. Цилиндры располагаются в ряд в вертикальном положении. Охлаждение работающего мотора осуществляется жидкостной системой. Смазка поступает в цилиндре двумя способами: поддаваясь давлению и через разбрызгивание. Дизельное топливо поступает в камеру сжигания через впрыскивание.
Для запуска двигателя установлен стартер СТ-350, которому в зимнее время помогает подогреватель жидкости ПЖ-300.
Отработанный воздух проходит двойную систему очистки, а топливо проходит через тройную систему очистки. Топливо очищается грубой фильтрацией, тонкой фильтрацией и в конце проходит контрольную тонкую фильтрацию.
Кабина водителя
Удивительным является то, что мотор расположился в кабине водителя. Сама конструкция кабины рассчитана на присутствие двоих работников. Сидячие места для них установили слева относительно мотора. Место водителя можно отрегулировать амортизатором. В передней части кабины установили приборную доску, возле которой установлен механизм, который открывает радиаторные шторки. Сзади установили рычажный механизм для управления лебедкой.
Стекла кабины опускаются специальными подъемниками. Чтобы рабочие не замерзли зимой, кабина обогревается воздухом от нагретого радиатора. Зимой можно обогревать переднее стекло, чтобы не терять возможность слежения за дорогой перед трелевщиком.
Топливо
Трелевочник ТТ 4 оснащается 135 литровым баком для хранения топлива. Расчет сжигания топлива высчитывается по формуле 250 грамм топлива в час на 1 кВт мощности. Средний расход дизельного топлива достигает 20 литров за час, несмотря на выполняемую работу.
Устройство
Дизельный двигатель ставится спереди самого трелевщика. Часть двигателя находится в кабине водителя, где она закрыта защитной крышкой. Раму изготавливают сварочным способом, сваренные трубы скрепляют лонжероны, а поверх этого одеваются бамперы и крылья. Элементами рамы являются угольники и створки на днище агрегата. Створки крепят под двигатель на шарнирные механизмы. Закрываются створки болтами, которые одновременно притягивают днище к основанию рамы.
Трансмиссия машины выполняется с сухим типом сцепления. Коробку передач изготовили с четырьмя ступенями, которые разделили скорости движения: восемь для переднего движения, четыре для обратного хода.
Конструктора согласовали и установили на ТТ 4 подвеску с полужесткой амортизацией, сама подвеска балансирно-рычажного типа. Система сделана с двумя задними и двумя подрессоренными передними каретками. Дополнительно на каждую сторону подвески устанавливают пять катков. На каретку спереди приходится 2 катка, на заднюю – 3 катка. Натяжка гусениц совершается под давлением кривошипно-винтового устройства.
На задние лонжероны крепят платформу, куда загружают материал. Рядом крепят лебедку, в составе из редукторного механизма и тросового барабана.
Погрузочный щит сделан с прослойкой из дерева, расположившейся промеж стальных листов. Спереди закрепили буфера из резинового материала.Движение направляющего механизма совершается благодаря подшипникам. Сбрасывание щита с корпуса совершается гидравлической системой, которая удерживает щит в этом положении до окончания укладки стволов на его поверхность.
Дополнительная комплектация
Для выполнения стандартных для трелевщика задач устанавливают распашные плуги, бульдозерные щитки для очистки леса от снега и грязи. Этими же механизмами он совершает подготовку грунта для проведения дорожного строительства.
Если доработать крепежи, то на агрегат можно установить нестандартное оборудование для выполнения таких действий: бурение, прокладка труб, крепеж столбов и протяжка кабелей.
Достоинства, недостатки
Из достоинств стоит выделить надежность машины при работе зимой, также он легко преодолевает болотистые участки леса. К нему могут подключаться различные навесные агрегаты, которые расширяют список выполняемых действий.
Из минусов выделяем следующее: для работы летом, в кабине водителя нет системы кондиционирования, приходится открывать окна, что не спасает от знойной погоды. Машина довольно дорогостоящая и имеет большой расход.
Аналог, цены
Аналогичным лесозаготовительным механизмом является агрегат МСН-10, который разрабатывался и изготовлялся по подобию тракторов ТТ-4 и модификации ТТ-4М.
За трактор трелевочный ТТ 4 с нулевым пробегом можно заплатить от 2,1 до 2,5 миллионов рублей. За модели с годом выпуска до 1999 года, продавцы хотят получить от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. За модели 2000-2008 годов выпуска Вы можете заплатить до 1,5 миллионов рублей.
Отзывы
«Трелевочная машина с мощным щитом и сильной лебедкой. Очень быстро привык к управлению такой машиной. У меня на предприятии, помимо трелевки леса, он работает погрузочной машиной. Отличный агрегат, хоть и дорогостоящий.» Отзыв от Ильхаза из Уфы.
«Мощная, надежная машина, которая окупила себя за короткий срок эксплуатации. Приобретя б/у технику, я ее немного подремонтировал и исправно работал на нем 6 лет. За этот срок была одна серьезная поломка, при чем по вине подсобного рабочего. Техникой полностью доволен, она помогает мне развивать свой бизнес.» Отзыв от Кирилла Сергеевича из Кирова.
ТТ 4 – мощный и надежный агрегат с богатой историей.
Обзор трелевочного трактора ТТ-4. Характеристики, рекомендации по обслуживанию, видео работы
Содержание
Трактор ТТ 4 впервые сошел с конвейера АТЗ в 1970 г. Он предназначен для перевозки древесины больших размеров.
Кроме этого, трелевочный трактор ТТ 4 способен производить погрузку деревянных столбов на специальные платформы и железнодорожные составы.
Чаще всего эта машина выполняет транспортировочную функцию по перевозке древесины из леса к складам.
При помощи гусениц это устройство может передвигаться даже в условиях болотистой поверхности.
Разрабатывался ТТ4 на основе ТДТ-75. Инженеры-конструкторы просто видоизменили кабину и заменили мотор на более современный.
Трактор ТТ 4 имеет закрытое днище, что предотвращает механические повреждения вследствие езды по неровному лесному покрову, где зачастую встречаются пни, коряги и крупные валуны.
Эта модель не относится к семейству бюджетных трелевочных тракторов. АТЗ предлагает своим клиентам рассмотреть каталог с моделями нескольких лет выпуска.
Цена за модель 2000-х годов будет колебаться от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
Продажа более новых экземпляров стартует от 2 миллионов.
Что говорить, если цена замены двигателя составляет около 200 тыс. рублей.
Технические характеристики
- Вес и габариты
Вес трактора ТТ 4 достигает 12 800 кг., а его габаритные размеры составляют 600×250×275 см.
Ширина гусениц – 50 см. Клиренс ТТ 4 составляет 49 см., а межколесное расстояние – 2 м.
Гусеничный трактор ТТ 4 оборудован специальным трелевочным дизельным мотором мощностью в 110 л.с.
Цилиндры двигателя находятся в вертикальном положении. Температура мотора поддерживается благодаря водяному охлаждению.
Смазывание цилиндров может происходить двумя способами: методом разбрызгивания или через высокое давление.
Топливо в камеру сжигания поступает методом впрыскивания.
Запуск двигателя трелевочного трактора ТТ 4 происходит благодаря стартеру, который в зимнее время дополнительно подогревается.
Выхлопные газы проходят через двойную фильтрацию, для их максимальной очистки.
Топливо проходит тройную систему очистки: грубую, тонкую и контрольную. Таким образом, к двигателю подается уже очищенный дизель.
На трелевочном тракторе ТТ 4 предусмотрено 12 скоростей: 8 ступеней для езды вперед и 4 задних.
Благодаря этому можно выставить необходимую скорость передвижения в зависимости от выполняемой работы и массы перевозимого груза.
Ходовая и трансмиссия
Трансмиссия этой модели включает в себя КПП, задний мост и конечную передачу.
На трелевочном тракторе ТТ 4 установлено сухое сцепление, которое постоянно замкнуто. Муфта оборудована двумя дисками.
Главная передача состоит из двух конических шестеренок, которые оборудованы зубьями спирального типа.
В ходовой части применяется полужесткая подвеска. В ней предусмотрено 4 каретки (2 сзади и 2 подрессорные). С каждой стороны предусмотрено по 5 цельных катков.
Гусеницы натягиваются при помощи кривошипно-винтового механизма. Для уменьшения вибрации на них установлены пружинные амортизаторы.
Задний мост дополнительно усилен для выдерживания больших нагрузок во время эксплуатации.
Кабина и управление
Кабина трелевочного трактора ТТ 4 оборудована сиденьями для двух людей, они располагаются с левой стороны от мотора. Положение операторского кресла можно регулировать по высоте благодаря гидроамортизатору.
Впереди установлена приборная панель, а рядом рычаг для открытия решеток на радиаторе. Сзади располагается лебедочный рычаг.
Также в тракторе ТТ4 предусмотрены стеклоподъемники. Перед попаданием в кабину оператора можно подогревать входящий поток воздуха при помощи радиатора.
Для предотвращения образования ледяной корки на переднем стекле, установлен его подогрев.
На тракторе ТТ4 установлено 2 лебедки. Одна из них имеет тягу 9 тс., вторая 12 тс.
Применение
При стандартной эксплуатации трелевочного трактора ТТ4 используют плуги и отвал-лопаты для зачистки лесной территории от грязи и снега.
Таким же образом происходит подготовка почвы во время проведения строительства дорог.
Если немного изменить конструкцию устройства, то можно использовать специальное навесное оборудования для проведения бурения, прокладки труб, монтажа столбов и проводке кабелей.
Обслуживание
Прежде чем начать полноценную эксплуатацию трелевочных гусеничных тракторов ТТ 4 необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. В ней представлена проиллюстрированная информация касательно сборки, обслуживания и кинематической схемы устройства.
- Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку трактора на неполных оборотах. В этот период рекомендуется производить все работы, избегая повышенных нагрузок.
- По завершении обкатки необходимо сменить моторное и трансмиссионное масло.
- Следует регулярно очищать корпус трактора ТТ 4 от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза
- По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место
- Масло в двигателе необходимо менять каждые 100 часов пробега. Это делается для устранения образовавшихся там механических примесей, и недопуска выхода из строя деталей. Лучше всего использовать М-10Г2к или М-10дм.
- Трансмиссионное масло необходимо менять еще реже, всего 1 раз на 1000 отработанных часов. Для этих целей можно использовать Тап-15в.
- Двигатель в ТТ4 дизельный. Эта машина и неприхотлива к качеству топлива, но все, же рекомендуется заливать чистый и свежий дизель.
Основные неисправности и ремонт
Одной из главных причин популярности тракторов ТТ 4 является их выносливость, ремонтопригодность и способность проводить работы в самых тяжелых условиях.
Пути устранения большинства поломок проиллюстрированы в виде схем в инструкции по эксплуатации, и разобраться с ней не возникнет никаких проблем.
Большинство запчастей можно окупить на обычном рынке. Если же поискать в интернете, то можно найти целый каталог запчастей от интернет-магазинов, которые занимаются продажей трелевочного оборудования.
Многие владельцы тракторов ТТ 4 сталкиваются с проблемой запуска мотора. Вот что может быть причиной этому:
- Нехватка масла или топлива;
- Попадание посторонних частиц в фильтры топлива и воздуха;
- Неисправность системы зажигания;
- Неверная настройка топливной смеси в карбюраторе.
Если от трактора ТТ 4 идет очень большая вибрация, то вот что необходимо проверить:
На последний пункт необходимо обратить особое внимание. Самым слабым и уязвимым местом трелевочного трактора являются именно гусеницы.
Средний срок их эксплуатации составляет 2 года, потом они затупляются и приходят в негодность.
Необходимо один раз в три месяца осматривать их на предмет серьезных повреждений, и, при необходимости, подваривать. На форумах есть большое количество фото и видео, как необходимо следить за состоянием этой детали ТТ 4.
Видео
Ниже приведен видео обзор трелевочных работ трактором ТТ 4 в зимний период:
А вот видео обзор о работе ТТ 4 летом:
Отзывы владельцев
На форумах можно встретить большое количество фото и видео отзывов о работе с трактором ТТ 4. Вот несколько из них:
Василий:
«Отличная машина для лесозаготовительных работ. Она оборудована крепким щитом и мощной лебедкой. В освоении управления проблем не возникло. Зачастую применяется не только для трелевки леса, но и в качестве погрузчика. По своим техническим характеристикам отличная модель, но цена все-таки высоковата»